вот интересная задачка от Бернарда Уильямса: некоего человека ставят перед выбором - либо он убьет одного из двадцати заключенных, либо все двадцать будут убиты кем-то другим.
По логике очевидно, как правильно поступить. но на деле убил бы я?
1. Нет ли возможности пристрелить предложившего выбор? 2. Нет ли среди 20 желающего умереть, например, больного неизлечимой болезнью? 3. Если я пристрелю кого-то, что мне за это будет? меня держат в заложниках, очевидно? Хладнокровно пристрелить без колебаний и требовать освободить себя и остальных. Типа я вашу просьбу любезно выполнил, что дальше?
очевидный выбор никого не убивать и не играть в игры психопатов. Если не было изначально желания кого-нибудь убить, то какой смысл принимать условия чьей-то больной фантазии. Про Бернарда Уильямса ничего не знаю, ориентировалась на то что вы написали.
хотя по сути ты выбрала убийство 20ти кем-то другим, если уж рассматривать это как задачу на логику. но это задача на этику и о том, что именно нами движет
Нав, можно сказать что из-за меня умрет 20 человек, есть такая версия. Но для меня лично, это не будет значить ничего, так-как я не делала выбор в рамках игры, я отказалась от участия в игре в принципе. Сегодня скажут убей 1 спаси 20, завтра отруби себе палец спаси мать. Синий кит... имхо вопрос способности неспособности убить человека, стоит изначально обдумывать вне рамок, которые оправдают твои действия, раз уж задумываешься над этим. И я понимаю, какая тема поднята, но упорно отказываюсь думать в этом направлении. Любые игры с психикой человека и подавление его как личности, гадость.
Мой ужас тут скорее к страху смерти и вот этой хрупкости жизни. Так мало нужно, чтобы убить. Вот оно сейчас живое, а через миг - мертвое тело.. это так ужасно! Этика социума тут по боку. Ну вот как если бы мне сказали: убей Гитлера, спаси миллионы и этот поступок сделает тебя героем. Да ну нах, ужас все тот же.
Тема с реинкарнациями могла бы эту жесть смягчить, но не могу я в это все уверовать. Просто знаю, что это - уникально, единично, только один раз. И будет мне по вере, ага
подожди, но в то, что из тебя потом цвитуёчки вырастут ты хоть веришь?))
Верю. Это не особо смягчает. Эмоционально - вообще не смягчает. На уровне разума разве что. Но я даже на потомство не заточен, те тема с продолжением себя через род у меня тоже не работает. Жизнь - уникальна и одноразова. Другая жизнь - это уже другая жизнь, другая сказка
Я ж выше написал - сделать живое мертвым. Все. Этого более чем достаточно.
Я понимаю, что взглянуть на себя извне собственной системы трудно. Но ты всё же как-то попробуй.
Ну вот как если бы мне сказали: убей Гитлера, спаси миллионы и этот поступок сделает тебя героем. Да ну нах, ужас все тот же.
По условию ты "убиваешь" в любом случае. Одного или двадцать. Действием или бездействием ты "делаешь живое мертвым" - только в разных масштабах. Бездействием - в больших.
Но ты боишься не смерти, как таковой, а именно убивать собственноручно. Считаешь, что только это "сделает тебя убийцей".
Насколько я помню такие адовы задачки, важно не убить или не убить , а важна твёрдость . Не колеблясь отбросить пистолет - или поднести к виску - или пристрелить кого-то - а готовым быть при этом ко всему . Твёрдое да или твёрдое нет Такие игры задают психопаты. Колебания сомнения и суки совести - их хлеб с маслом. Чем ты сам отмороженнее ведёшь себя, тем лучше.
Непонятно, зачем поднял вопрос, если вглубь копать свои мотивы не готов, и желаешь плавать в понимании себя на том же уровне, не ныряя. Ладно.
эээ, ты уверен, что лучше понимаешь мои мотивы, и это не твои проекции? ладно, может, я узко понимаю "социальный шаблон", проверь меня: это про то, как ко мне отнесется социум, включая ближайших людей, так? или что-то еще?
эээ, ты уверен, что лучше понимаешь мои мотивы, и это не твои проекции?
Вовсе нет. У меня нет никаких проекций. В данном случае я вижу только одно - я пытаюсь копать, а ты застрял на рекурсивном объяснении: "Это так потому, что это так" и думать не очень рвешься.
ладно, может, я узко понимаю "социальный шаблон", проверь меня: это про то, как ко мне отнесется социум, включая ближайших людей, так? или что-то еще?
Да, на мой взгляд это гораздо шире. Это про моральные установки своего собственного внутреннего цензора, впитанные из социума.
Но дело не в этом. Дело в том, что полярность "цунами" - "не цунами" "убийца" - "не убийца" напоминает мне пословицу "один раз - не пидарас".
Вот переспал, допустим, мужик с мужиком, и думает: так я теперь - пидарас, или не пидарас? Ну, а вот еще раз пересплю - я уже буду пидарас, или еще все-таки не совсем?..
И кто-то говорит ему: мол, если это было без особого возбуждения, а то и вовсе по принуждению - то не, не пидарас.
А кто-то: не, дружок, уж коли случилось - то пидарас ты уже по-любому.
А проблема-то не в том, пидарас он уже, или еще не очень. А в том, что сам ярлык - социально обусловленный шаблон. И он совершенно не нужен. Ни для чего вообще. Ничего не дает. Это просто ментальный заряд в голове человека: "пидарас - не пидарас".
Так и ты со своим "убийцей".
Где граница?
Если ты руками человека не убил, но из-за твоего решения умерло 20 человек - это ты не убийца, а если убил - то убийца?
А если тебе в руку засунули пистолет и твоей рукой насильно в кого-то выстрелили, твоим пальцем? Это ты убийца, или еще не пидарас убийца?
Если ты кнопку нажал откуда-нибудь из кабинета - это убийца или нет? А если нажал, но не знал, что она делает - это убийца, или нет?
Для меня вопрос в том лишь, откуда у тебя в голове этот ярлык и эта полярность. И зачем она тебе нужна. Мне кажется, ключ ко всему - в этом.
очень с трудом могу это все приложить к тому, о чем я. но попробую. у меня ужас перед реальным физическим убийством (и рядом темы- увечье, искалечить, сделать необратимые физические изменения против воли существа и ему во вред). да, моя тема со смертью локализована этим непосредственным контактом с телом. нажать кнопу и убить миллионы - проще в тыщу раз, я не вижу, не касаюсь и это - как в компьютерной игре, это все вроде как "не реально". но если бы у меня был социальный шаблон, то мне было бы проблематично стать убийцей миллионов через нажатие кнопки, разве нет?
В данном случае я вижу только одно - я пытаюсь копать, а ты застрял на рекурсивном объяснении: "Это так потому, что это так" и думать не очень рвешься.
если будешь со мной в таком духе продолжать, то лучше не продолжай, это точно не работает куда надо, ты сам знаешь, чо тупишь-то?
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ
Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!
Комментарии
некоего человека ставят перед выбором - либо он убьет одного из двадцати заключенных, либо все двадцать будут убиты кем-то другим.
По логике очевидно, как правильно поступить. но на деле убил бы я?
2. Нет ли среди 20 желающего умереть, например, больного неизлечимой болезнью?
3. Если я пристрелю кого-то, что мне за это будет? меня держат в заложниках, очевидно? Хладнокровно пристрелить без колебаний и требовать освободить себя и остальных. Типа я вашу просьбу любезно выполнил, что дальше?
лично для меня есть только один большой вопрос в этой ситуации: готов ли я стать убийцей? все остальное не так уж важно.
Самое смешное, что несколько лет назад у меня эта полярность совершенно точно тоже была. А сейчас, судя по реакции, видимо, проработалось.
Но ты боишься не смерти, как таковой, а именно убивать собственноручно. Считаешь, что только это "сделает тебя убийцей".
Ну так с чем это связано?
Такие игры задают психопаты.
Колебания сомнения и суки совести - их хлеб с маслом.
Чем ты сам отмороженнее ведёшь себя, тем лучше.
Но дело не в этом. Дело в том, что полярность
"цунами" - "не цунами""убийца" - "не убийца" напоминает мне пословицу "один раз - не пидарас".Вот переспал, допустим, мужик с мужиком, и думает: так я теперь - пидарас, или не пидарас? Ну, а вот еще раз пересплю - я уже буду пидарас, или еще все-таки не совсем?..
И кто-то говорит ему: мол, если это было без особого возбуждения, а то и вовсе по принуждению - то не, не пидарас.
А кто-то: не, дружок, уж коли случилось - то пидарас ты уже по-любому.
А проблема-то не в том, пидарас он уже, или еще не очень. А в том, что сам ярлык - социально обусловленный шаблон. И он совершенно не нужен. Ни для чего вообще. Ничего не дает. Это просто ментальный заряд в голове человека: "пидарас - не пидарас".
Так и ты со своим "убийцей".
Где граница?
Если ты руками человека не убил, но из-за твоего решения умерло 20 человек - это ты не убийца, а если убил - то убийца?
А если тебе в руку засунули пистолет и твоей рукой насильно в кого-то выстрелили, твоим пальцем? Это ты убийца, или еще не
пидарасубийца?Если ты кнопку нажал откуда-нибудь из кабинета - это убийца или нет? А если нажал, но не знал, что она делает - это убийца, или нет?
Для меня вопрос в том лишь, откуда у тебя в голове этот ярлык и эта полярность. И зачем она тебе нужна. Мне кажется, ключ ко всему - в этом.
если будешь со мной в таком духе продолжать, то лучше не продолжай, это точно не работает куда надо, ты сам знаешь, чо тупишь-то?