Работать с художниками на удивление приятно. Я переписывался с очень именитой и большой британской био-художницей Anna Dumitriu и она с большим энтузиазмом откликнулась на мое предложение. Анна готова была и сама приехать с воркшопом и лекцией, но под это как раз требовался солидный бюджет (гонорар, визы, проживание и т.п.). Когда стало ясно, что с бюджетом швах (и не хватает даже на перевозку объекта - а за экспонирование объекта она не просила вообще ничего, кроме страховки на весь процесс), Анна сама предложила мне вариант кинуть клич в фб, чтобы найти человека, который едет из Англии в Питер и готов перевезти платье в ручной клади. И так же обратно. При этом страховая не была готова такой вариант страховать, на что Анна сказала, что ей важно лишь, чтобы платье не было потеряно или испорчено в дороге, можно не страховать эту часть.
Сложности возникли с Петрикирхе, у которой достаточно сумбурная культурная жизнь. А особенно - в конце весны и летом, когда сезон белых ночей и прочих культурных активностей. В итоге наши даты резко поехали и теперь это конец марта - начало апреля, при этом на саму выставку (на каждую часть трехчастного проекта) получается примерно по 4 дня. И это слишком мало. Я собираюсь сделать отдельный проект с ТБ платьем Анны позже, потому что мне важно не привезти-увезти, а создать событие и занести инфекцию в арт-среду нашего болотца. Для этого я создам новый пропоузал и вступлю в контакт с нашими галереями, начну с Анна Нова, это ближе к их профилю. Подключу к проекту начинающих российских биохудожников, организую дискуссии и лекции. Но это потом, летом.
Сейчас я вернулся к "Чашке Петри" и мне посчастливилось познакомиться с начинающей био-художницей мексиканского происхождения Лаурой Родригез, которая два года училась в московском Сколтехе, а в этом году учится в питерском ИТМО (который вдруг открыл магистерскую программу для био-художников). Я показал Лауре пространство, мы почти час погружались в атмосферу места, обошли все катакомбы, поднимались в саму церковь, я ей как смог рассказал об истории этого потрясающего места и мы придумали проект с большой чашкой Петри, в которой Лаура вырастит новую жизнь из существующей в чаше бассейна микрожизни, биологических следов церковной общины и кишечных бактерий самой художницы. Зрители смогут вступать в контакт с новой жизнью через прикосновения и вибрации.
Это предварительный план.
Кураторская идея в том, что чаша бассейна - вытесненный в бессознательное реликт советского травматичного (для церковной общины) прошлого. То, что наверху, не хочет помнить и знать о том, что внизу. Но чаша вросла в тело церкви, она проникла в несущие конструкции здания и она - часть памяти. Если рассматривать здание как организм, то чаша - это внутренний полый орган, лишенный циркулирующей жидкости (воды), которая изначально была его смыслом. Сейчас это осушенная руина, обесточенный орган. Но опасность вытеснения в том, что оно возвращает нам вытесненное с удвоенной силой и в тот момент, когда мы меньше всего готовы. Для меня тут звучат две темы: принятие и работа на осознанном уровне с вытесненным (память о советском прошлом) и осмысление того, что сегодня наполняет эту пустоту чаши, как и чем утратившее свою первоначальную функцию пространство может быть заполнено и связано с телом здания. На уровне бактерий эта связь никогда не прерывалась, но это невидимый уровень.
фб остальные сети пока не хватило терпения грузить сюда.
в любом случае, друзья, знайте, что JUL очень помогла мне в создании гигантской чашки Петри.
общее открытие будет 29 марта вечером с алкогольными халявными коктейлями. Открытие моей части (и это будет п....ц захватывающий опыт контакта с архитектурным пространством заброшенного бассейна внутри действующей лютеранской церкви на Невском; микробиомом, растущим на ваших глазах всего 5 дней! в гигантской чашке Петри; и исцеляющими звуками). Такое больше не повторится, по крайней мере, в моем исполнении. Вход свободный.
В русском языке “чашка Петри” рифмуется с чашей бассейна и Петром, чьим именем названа эта церковь и город (то другой Петр, но не обращаются ли все петры в один и тот же камень, ключ к которому скрыт в этом имени?); со смутно возникающим образом кельтского камня Грааля, через который мы снова возвращаемся к чаше, но теперь и к алхимии с ее тайнами трансформации. Тайна жизни связана с тайной формы (П. Слотердайк), телесная идентичность всегда является необходимым условием идентичности личности (Б. Уильямс).
Попадая в этот город, человек оказывается в замешательстве: язык архитектурных форм и логика городских пространств рассказывают одну историю; современный событийный план - другую; а личные переживания (среди которых могут быть и весьма неприятные физические) - третью. Все эти истории правдивы или лживы, если придерживаться бинарной логики, и нужно выбрать одну главную (вытеснив прочие). Но что если прочитать все формы жизни вне этой логики? Какая форма и как определяет идентичность (и чью)?
Если рассматривать здание как организм, то мы увидим, что оно репрезентируется так же, как человек: оно имеет определенное место в городе, свой распорядок дня, предназначение (функцию), статус, историю и память. А также оно имеет тело, изменяемое во времени, и на чью поверхность проецируются представления и касания человеческих сообществ (горожан, приезжих, сторонних наблюдателей, историков и т.п.), а также микросообществ бактерий, грибков и плесени. Если тело церкви - это организм, то руинированная и скрытая чаша бассейна - это полый внутренний орган, который некогда был органом внешним и наполненным прозрачной хлорированной водой и плавающими в ней телами людей.
Сравнение архитектуры с телом человека не ново. Сравнение бактерий с человеком вызывает настороженность, ведь в логике иерархий существует представление о развитии от простого к сложному, где простое - это низшее (отрицательная оценка), а сложное - высшее (положительная оценка). Конечно, оценка "простоты" или "сложности" связана исключительно с антропоцентричными ценностями. Но что такое антропоцентризм сегодня в контексте не только космоса, но и о микрокосмоса? Когда-то англичане изображали карту мира с Англией в центре. Китай считал свое местоположение срединным. Но о каких центрах можно говорить на поверхности шара?
Мы используем старую метафору, прочитывая ее через стратегии биоарта, что позволяет нам переосмыслить и саму метафору, и пространство, и искусство в этом пространстве. Американский архитектор-визионер Леббеус Вудз говорил, что архитектура не обслуживает представления человека и его потребность в комфорте и защите, а напротив, конструирует неизвестные (и не всегда дружественные) пространства-ситуации, в которых человеку только предстоит отыскать смыслы и этих пространств, и своего собственного существования в них. Размывая антропоцентричную оптику, мы делаем мир бактерий столь же значимым, как и мир архитектуры, мир человека, мир Вселенной, любой мир. Но теряя четкие границы, человечество оказывается в состоянии замешательства, стресса, подавленности и отчужденности. Какие иные отношения возникают, когда человек отказывается от антропоцентричной картины мира? Искусство моделирует в реальном времени и пространстве ситуации, требующие от человека переосмысления себя, мира вокруг, и себя в мире. Этот проект является попыткой найти новые способы сосуществования разных акторов, среди которых человек уже не занимает выделенное центральное положение на поверхности шара или в одной из чашек Петри.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как связаны микробы, живущие внутри и на поверхностях ваших тел, с вашими эмоциональными состояниями, тревогами и заботами?
Эта работа является художественным исследованием опыта совместного проживания микромира бактерий, человека и архитектуры. Возникающий многоступенчатый полилог создает возможность совместного пере-живания и преодоления чувства подавленности и отчужденности с помощью восстанавливающих и исцеляющих звуков.
Жизнь микросообществ динамически связана с жизнью человека, точно так же как и жизнь человека постоянно трансформируется под влиянием микросообществ, в том числе и разнообразных микробиомов, населяющих его тело. Существует связь между микробиомом кишечника и нашими чувствами и эмоциями (беспокойство, “бабочки в животе” и даже депрессия), причем связь эта двусторонняя. Сегодня микробиологи говорят о том, что колонии бактерий, населяющих наши тела, могут быть использованы для лечения многих заболеваний, в том числе и аффективных расстройств. Важно то, что бактерии не просто “используются” для блага человека, но и ставится вопрос о “благе бактерий”. Глубина и разветвленность взаимных влияний таковы, что это ставит под вопрос доминирующую на сегодняшний день концепцию антропоцентричного мира и человека как единой сущности. Вместо этого мир и человек в нем представляются как единство множеств. Каждая из многочисленных сущностей живет автономно, и в то же время, все они соединены друг с другом, создавая некий общий опыт жизни. Неантропоцентричная картина мира открывает другие возможности для совместности микроорганизмов и людей, позволяя им преодолевать глобальные и локальные вызовы.
Художественное произведение представляет собой увеличенную чашку Петри, населенную микроорганизмом, преодолевающим сопротивление среды. Бактерии те же, что во множестве населяют как руинированную чашу бассейна, так и тела людей. Бактериальная культура представляет собой метафору гибкой устойчивости: пробиваясь сквозь недружественное окружение, она меняет цвет среды (заданный человеком фиолетовый и зеленый прорастают желтым) и наполняет звуком это пространство с неоднозначной культурной памятью. Художественная работа выявляет скрытую жизнь места, которое долгое время было вытеснено и пребывало в запустении.
В мире науки существует практика встройки в бактерии векторов, небольших частей ДНК, которые придают бактериям устойчивость к антибиотикам. Сама процедура довольно травматична для микроорганизмов: с помощью электрошока или теплового удара клеткам наносятся повреждения. Восстановительный процесс у бактерий во многом схож с аналогичными процессами у людей, испытывающих стресс. Если бактерии способны восстановиться после удара, они начинают активнее расти в той среде, которая до этого была для них губительна.
Зритель может наблюдать в течение всех дней выставки жизнь, борьбу и рост микробиома во враждебной среде. Кроме того, зритель может присоединиться к процессу, добавив через цифровой интерфейс свои собственные мысли, переживания и тревоги, вызванные руинированным пространством и наблюдением за микробиомом в чашке Петри, что создаст некий технологический микробиом внутри этого пространства. Каждый текст, записанный зрителем, переводится в код ДНК (общий язык жизни), после чего в виде вибраций попадает на поверхность чашки Петри. Вибрации проходят сквозь микробиом, работающий как проводник и транслятор эмоций и мыслей зрителя. Возникающий новый технологический микробиом (бактерии, человек и архитектура, соединенные с помощью технологий) наполняет это пространство исцеляющими био-звуками, создающими единую динамически устойчивую экосистему.
Мексиканская художница, работающая с современными биотехнологиями в направлении art&science. В своих работах Лаура творчески соединяет научный подход и художественное высказывание, переосмысляя через художественные практики новейшие разработки в области микробиологии.
Получив образование в области биотехнологий в Национальном Политехническом Институте (Мексика), Лаура продолжила свое обучение в Московском Сколтехе, где параллельно участвовала в организации и проведении art&science воркшопов и образовательных программ: Science-Art Fair (2018, Сколтех), образовательная программа “Сириус” (2017, Сочи, Сколтех), FungUS - Science Art Collective (2015).
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ
Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!
Комментарии
Сложности возникли с Петрикирхе, у которой достаточно сумбурная культурная жизнь. А особенно - в конце весны и летом, когда сезон белых ночей и прочих культурных активностей. В итоге наши даты резко поехали и теперь это конец марта - начало апреля, при этом на саму выставку (на каждую часть трехчастного проекта) получается примерно по 4 дня. И это слишком мало. Я собираюсь сделать отдельный проект с ТБ платьем Анны позже, потому что мне важно не привезти-увезти, а создать событие и занести инфекцию в арт-среду нашего болотца. Для этого я создам новый пропоузал и вступлю в контакт с нашими галереями, начну с Анна Нова, это ближе к их профилю. Подключу к проекту начинающих российских биохудожников, организую дискуссии и лекции. Но это потом, летом.
Это предварительный план.
Кураторская идея в том, что чаша бассейна - вытесненный в бессознательное реликт советского травматичного (для церковной общины) прошлого. То, что наверху, не хочет помнить и знать о том, что внизу. Но чаша вросла в тело церкви, она проникла в несущие конструкции здания и она - часть памяти. Если рассматривать здание как организм, то чаша - это внутренний полый орган, лишенный циркулирующей жидкости (воды), которая изначально была его смыслом. Сейчас это осушенная руина, обесточенный орган. Но опасность вытеснения в том, что оно возвращает нам вытесненное с удвоенной силой и в тот момент, когда мы меньше всего готовы. Для меня тут звучат две темы: принятие и работа на осознанном уровне с вытесненным (память о советском прошлом) и осмысление того, что сегодня наполняет эту пустоту чаши, как и чем утратившее свою первоначальную функцию пространство может быть заполнено и связано с телом здания. На уровне бактерий эта связь никогда не прерывалась, но это невидимый уровень.
Концепция тоже предварительная, наброски.
-Agar MacConkey
-Agar CHROMagar™ E.coli
-Agar Enteric Hektoen
Вдруг, кто знает, где быстро можно добыть..
фб
остальные сети пока не хватило терпения грузить сюда.
в любом случае, друзья, знайте, что JUL очень помогла мне в создании гигантской чашки Петри.
общее открытие будет 29 марта вечером с алкогольными халявными коктейлями. Открытие моей части (и это будет п....ц захватывающий опыт контакта с архитектурным пространством заброшенного бассейна внутри действующей лютеранской церкви на Невском; микробиомом, растущим на ваших глазах всего 5 дней! в гигантской чашке Петри; и исцеляющими звуками). Такое больше не повторится, по крайней мере, в моем исполнении. Вход свободный.
В русском языке “чашка Петри” рифмуется с чашей бассейна и Петром, чьим именем названа эта церковь и город (то другой Петр, но не обращаются ли все петры в один и тот же камень, ключ к которому скрыт в этом имени?); со смутно возникающим образом кельтского камня Грааля, через который мы снова возвращаемся к чаше, но теперь и к алхимии с ее тайнами трансформации. Тайна жизни связана с тайной формы (П. Слотердайк), телесная идентичность всегда является необходимым условием идентичности личности (Б. Уильямс).
Попадая в этот город, человек оказывается в замешательстве: язык архитектурных форм и логика городских пространств рассказывают одну историю; современный событийный план - другую; а личные переживания (среди которых могут быть и весьма неприятные физические) - третью. Все эти истории правдивы или лживы, если придерживаться бинарной логики, и нужно выбрать одну главную (вытеснив прочие). Но что если прочитать все формы жизни вне этой логики? Какая форма и как определяет идентичность (и чью)?
Если рассматривать здание как организм, то мы увидим, что оно репрезентируется так же, как человек: оно имеет определенное место в городе, свой распорядок дня, предназначение (функцию), статус, историю и память. А также оно имеет тело, изменяемое во времени, и на чью поверхность проецируются представления и касания человеческих сообществ (горожан, приезжих, сторонних наблюдателей, историков и т.п.), а также микросообществ бактерий, грибков и плесени. Если тело церкви - это организм, то руинированная и скрытая чаша бассейна - это полый внутренний орган, который некогда был органом внешним и наполненным прозрачной хлорированной водой и плавающими в ней телами людей.
Сравнение архитектуры с телом человека не ново. Сравнение бактерий с человеком вызывает настороженность, ведь в логике иерархий существует представление о развитии от простого к сложному, где простое - это низшее (отрицательная оценка), а сложное - высшее (положительная оценка). Конечно, оценка "простоты" или "сложности" связана исключительно с антропоцентричными ценностями. Но что такое антропоцентризм сегодня в контексте не только космоса, но и о микрокосмоса? Когда-то англичане изображали карту мира с Англией в центре. Китай считал свое местоположение срединным. Но о каких центрах можно говорить на поверхности шара?
Мы используем старую метафору, прочитывая ее через стратегии биоарта, что позволяет нам переосмыслить и саму метафору, и пространство, и искусство в этом пространстве. Американский архитектор-визионер Леббеус Вудз говорил, что архитектура не обслуживает представления человека и его потребность в комфорте и защите, а напротив, конструирует неизвестные (и не всегда дружественные) пространства-ситуации, в которых человеку только предстоит отыскать смыслы и этих пространств, и своего собственного существования в них. Размывая антропоцентричную оптику, мы делаем мир бактерий столь же значимым, как и мир архитектуры, мир человека, мир Вселенной, любой мир. Но теряя четкие границы, человечество оказывается в состоянии замешательства, стресса, подавленности и отчужденности. Какие иные отношения возникают, когда человек отказывается от антропоцентричной картины мира? Искусство моделирует в реальном времени и пространстве ситуации, требующие от человека переосмысления себя, мира вокруг, и себя в мире. Этот проект является попыткой найти новые способы сосуществования разных акторов, среди которых человек уже не занимает выделенное центральное положение на поверхности шара или в одной из чашек Петри.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как связаны микробы, живущие внутри и на поверхностях ваших тел, с вашими эмоциональными состояниями, тревогами и заботами?
Эта работа является художественным исследованием опыта совместного проживания микромира бактерий, человека и архитектуры. Возникающий многоступенчатый полилог создает возможность совместного пере-живания и преодоления чувства подавленности и отчужденности с помощью восстанавливающих и исцеляющих звуков.
Жизнь микросообществ динамически связана с жизнью человека, точно так же как и жизнь человека постоянно трансформируется под влиянием микросообществ, в том числе и разнообразных микробиомов, населяющих его тело. Существует связь между микробиомом кишечника и нашими чувствами и эмоциями (беспокойство, “бабочки в животе” и даже депрессия), причем связь эта двусторонняя. Сегодня микробиологи говорят о том, что колонии бактерий, населяющих наши тела, могут быть использованы для лечения многих заболеваний, в том числе и аффективных расстройств. Важно то, что бактерии не просто “используются” для блага человека, но и ставится вопрос о “благе бактерий”. Глубина и разветвленность взаимных влияний таковы, что это ставит под вопрос доминирующую на сегодняшний день концепцию антропоцентричного мира и человека как единой сущности. Вместо этого мир и человек в нем представляются как единство множеств. Каждая из многочисленных сущностей живет автономно, и в то же время, все они соединены друг с другом, создавая некий общий опыт жизни. Неантропоцентричная картина мира открывает другие возможности для совместности микроорганизмов и людей, позволяя им преодолевать глобальные и локальные вызовы.
Художественное произведение представляет собой увеличенную чашку Петри, населенную микроорганизмом, преодолевающим сопротивление среды. Бактерии те же, что во множестве населяют как руинированную чашу бассейна, так и тела людей. Бактериальная культура представляет собой метафору гибкой устойчивости: пробиваясь сквозь недружественное окружение, она меняет цвет среды (заданный человеком фиолетовый и зеленый прорастают желтым) и наполняет звуком это пространство с неоднозначной культурной памятью. Художественная работа выявляет скрытую жизнь места, которое долгое время было вытеснено и пребывало в запустении.
В мире науки существует практика встройки в бактерии векторов, небольших частей ДНК, которые придают бактериям устойчивость к антибиотикам. Сама процедура довольно травматична для микроорганизмов: с помощью электрошока или теплового удара клеткам наносятся повреждения. Восстановительный процесс у бактерий во многом схож с аналогичными процессами у людей, испытывающих стресс. Если бактерии способны восстановиться после удара, они начинают активнее расти в той среде, которая до этого была для них губительна.
Зритель может наблюдать в течение всех дней выставки жизнь, борьбу и рост микробиома во враждебной среде. Кроме того, зритель может присоединиться к процессу, добавив через цифровой интерфейс свои собственные мысли, переживания и тревоги, вызванные руинированным пространством и наблюдением за микробиомом в чашке Петри, что создаст некий технологический микробиом внутри этого пространства. Каждый текст, записанный зрителем, переводится в код ДНК (общий язык жизни), после чего в виде вибраций попадает на поверхность чашки Петри. Вибрации проходят сквозь микробиом, работающий как проводник и транслятор эмоций и мыслей зрителя. Возникающий новый технологический микробиом (бактерии, человек и архитектура, соединенные с помощью технологий) наполняет это пространство исцеляющими био-звуками, создающими единую динамически устойчивую экосистему.
Лаура Элидедт Родригез (Laura Elidedt Rodriguez)
Мексиканская художница, работающая с современными биотехнологиями в направлении art&science. В своих работах Лаура творчески соединяет научный подход и художественное высказывание, переосмысляя через художественные практики новейшие разработки в области микробиологии.
Получив образование в области биотехнологий в Национальном Политехническом Институте (Мексика), Лаура продолжила свое обучение в Московском Сколтехе, где параллельно участвовала в организации и проведении art&science воркшопов и образовательных программ: Science-Art Fair (2018, Сколтех), образовательная программа “Сириус” (2017, Сочи, Сколтех), FungUS - Science Art Collective (2015).