Характер (от греч. charakter - отличительная черта, признак) - индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума.
Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев.
В цельности характера состоит совершенство человека (Кант). Кант различает характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся, «эмпирический». Первый соответствует возвышающейся над природой нравственности человека; второй обусловлен еще внешними влияниями.
Гёте в своем стихотворении «Орфические первоглаголы» в поэтической форме изобразил спор между характером и судьбой.
С точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности.
Учение о характере, характерология - учение о формировании и сущности характера, средствах выявления его типов и о его значении для личности в целом, а также учение о личности вообще (изучение личности).
Родоначальником учения о характере следует считать Юлиуса Банзена.
Это учение ставит себе целью объяснить характер, т.е. индивидуальные особенности, человека.
Учение о характере использует описание физического облика человека вместе с учением о выражении и исследованием конституции человека.
Обобщением получаемых результатов занимается
типология.
Образование характера есть сознательный либо бессознательный процесс самоформирования (психогенетическая теория), вызываемый половым чувством, моментами его вытеснения и сублимации (Фрейд) или же честолюбивыми и властолюбивыми побуждениями (Адлер, Юнг).
В формировании характера человека большую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.
Формирование характера, с точки зрения психологической теории, определяется наследственными физическими данными, составляющими основу психического (наследственность).
В настоящее время учение о характере рассматривается как часть
антропологии, которая изучает развитие характера и его значение для формирования личности в целом.
Первое систематическое научное изложение учения о характере дал Л. Клагес; развил и углубил его Ф. Лерш.
Источник: www.galactic.org.uaФорум по типологиям у нас обширный. Есть даже утилитарная тема о «
зачемах» типирования. Пусть эта будет чуть более широкой — об отношении к характерологии как некому учении о существовании характера вообще. Может, это всего лишь миф и один из удачных классических брендов? Или без характера вся концепция психики рушится? Или...?
Если говорить также утилитарно, то зачем вообще думать о характере? Имеют ли смысл такие размышления, а тем более — их систематизация?