Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Антропология исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различной естественно-географической среде. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология.
Расоведение — один из основных разделов антропологии посвященный исследованию рас человека (проблемы классификации современных рас, их географическое распространение, историю формирования и т. д.).
Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология». В оригинальном значении термин «антропология» употребляется также во многих гуманитарных науках (искусствоведение, психология и др.) и в богословии (теологии), религиозной философии до сих пор. Так, в педагогике существует антропологический подход к воспитанию. Позднее антропологическое знание дифференцировалось и усложнилось.
В России под антропологией до недавнего времени понимали преимущественно физическую антропологию, но, начиная с 1990-х годов, в вузах России начали появляться кафедры социальной, культурной, политической и философской антропологии.
Традиционно выделяют несколько в разной степени обособленных друг от друга и взаимосвязанных дисциплин.
Физическая антропология — изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Включает палеоантропологию и прикладную дисциплину судебная антропология. Рассматривает человека в качестве биологического вида в контексте его эволюции и в сравнении с его ближайшими родственниками — современными и ископаемыми человекообразными приматами.
Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
Религиозная антропология — богословское или философское учение о сущности человека, развиваемое в русле теологии и рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений. Самоопределение предмета антропологии в богословии — раскрытие учения церкви о человеке.
Социальная и культурная антропология — дисциплина, достаточно близкая к этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В контексте проблемного поля и методологии социально-культурной антропологии также выделяются в качестве специфических дисциплин лингвистическая, когнитивная, политическая, экономическая, историческая антропология и антропология права.
Визуальная антропология — занимается изучением человека на основе фото-видеоматериалов с помощью таких выразительных средств, как: кинематограф, фотоискусство, телевидение, и других.
Казалось бы, ничего особенного, просто статья из Педивикии. Но хочется узнать, кто и что думает об антропологии. Может, кто-то ей очень даже интересуется и изучает. Решил спросить в связи со своими раскопками в психологии и беседами с Джул о том, что психология - это вообще не пойми о чем. Когда прихожу к подобным выводам, начинаю регрессировать в сторону того, а как же оно в математике и других метанауках, из чего частенько вываливаюсь в философию. Где собственно про антропологию и подумалось. Когда же открыл выше приведенную статью, понял, что и вывалился не туда. Но зато стало интересно. А все интересное хочется притараканить на любимый риалфак и перетереть. Так что жду желающих, знающих и интересующихся.
Комментарии
«Если бы кто-нибудь только мог проникнуть в сознание и дух этих людей, растворить собственное Я в их жизни, а затем интерпретировать — описания недостаточно — тогда, я чувствую, мы пришли бы к чему-то… Мне кажется, что то, что нам нужно — это в большей степени работа художника, а не ученого. Почему дух, чувства, отношения (установки) вынуждены получать так мало внимания, когда множество усилий брошено на ткани и гончарные изделия?»
Л. Уайт в 1949:
«Человек обладает органами чувств, нервами, гландами и мускулами, чтобы приспособить себя к окружающему миру. Но в дополнение к этому у него есть другие способы приспособления и контроля… Этот механизм есть культура».