Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Теперь есть еще филиал форума в Телеграме - чат и канал "FAQ по реальности". Если вам удобнее Телеграм - можно общаться там тоже.
← Расшифровка вашей рейв-карты
Базовая или всерьез
Масса интересного по Дизайну Человека →
В телеграм-канале Иванесса (основателя RealFAQ)

Соответствие планет гексаграммам

Пять планет, соответствующие пяти стихиям, и их распределение по гексаграммам «Книги перемен»

Китайцы уже с древности классифицировали планеты по схеме пяти стихий, что находит отражение в самом термине, с помощью которого обозначали пять важнейших планет – у да син син (五大行星), или «пять больших планет, [соответствующие] стихиям» (т.е. Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и Юпитер). Эти планеты были известны китайцам с глубокой древности, и на протяжении длительной истории названия их менялись.[13] Только в период Цинь и Хань, т.е. когда учение о пяти стихиях уже достаточно распространилось, планеты стали называться соответственно названиям стихий: Меркурий – шуйсин 水星 или Планета воды; Венера – цзиньсин 金星 или Планета металла; Марс – хосин 火星 или Планета огня; Юпитер – мусин 木星 или Планета дерева; Сатурн – тусин 土星 или Планета почвы.

Древние китайцы считали, что между пятью стихиями и пятью планетами существует определенная связь. Так, например, в «Исторических записках» Сыма Цяня (глава Ли шу, «Трактат о календаре») сказано: «Желтый император утвердил звездный календарь, установил пять стихий» (Хуанди каодин синли, цзяньли усин 黄帝考定星历,建立五行) [19, кн. 9, цз. 24, с. 2]. В «Истории [династии] Хань» (глава И вэнь чжи, «Библиографический раздел») говорится: «Беспорядок во взаимной смене пяти стихий приводит к превратному действию пяти планет» (Усин чжи сюйлуань, усин чжи бяньцзо 五行之序乱,五星之变作) [21, т. 2, с. 1946]. Ученый ханьской эпохи Чжан Хэн (78–139) по этому поводу писал: «Пять планет – это дух (сущность) пяти стихий» (Усин, усин чжи цзин. 五星,五行之精) [15, с. 294]. Пять планет – на Небе, пять стихий – на Земле. Пять планет и пять стихий выражают взаимодействие (взаимовлияние) Неба и Земли.

Уже в эпоху Чуньцю в Китае с помощью астрологических расчетов пытались объяснить причины тех или иных природных или социальных явлений. В эпохи Цинь и Хань астрологические объяснения получили особенно широкое распространение. Кроме того, в это время классификация планет по пяти стихиям значительно детализировалась: и пять планет, и пять стихий уже стали связывать с четырьмя сторонами света (четыре стороны плюс центр), четырьмя временами года (о пятом временном интервале говорилось выше) и т.д. В Хуайнаньцзы сказано: «Что такое пять планет? Восточной стороне [соответствует стихия] дерево... Его духом является Юпитер... Южной стороне [соответствует стихия] огонь... Его духом является Марс... Центру [соответствует стихия] почва... Ее духом является Сатурн... Западной стороне [соответствует стихия] металл... Его духом является Венера... Северной стороне [соответствует стихия] вода... Ее духом является Меркурий» [22, т. 1, цз. 3, с. 6-7].

Начиная с династий Цинь и Хань, четыре стороны света, четыре времени года, небесные стволы и земные ветви, пять стихий, пять планет и другие понятия, классифицированные по схеме пяти стихий, стали складываться в единую систему. Поскольку Цзин Фан уже связал пять стихий и гексаграммы «Книги перемен», а пять стихий и пять планет уже были соотнесены друг с другом до него, то естественным образом напрашивалась корреляция между пятью планетами и гексаграммами И цзина.

Цзин Фан распределяет пять планет по гексаграммам «Книги перемен», опираясь на порядок взаимопорождения пяти стихий, что приводит к следующим двум параллельным друг другу последовательностям:

ПОЧВА → МЕТАЛЛ → ВОДА → ДЕРЕВО → ОГОНЬ
Сатурн → Венера → Меркурий → Юпитер → Марс

Затем, используя осуществленное им расположение 64 гексаграмм по 8 дворцам (см. [5, с. 134–135, табл. 1]), Цзин Фан поставил в соответствие каждой гексаграмме какую-либо из пяти планет. Первой гексаграмме Цянь он поставил в соответствие планету Сатурн (почва).[14] Следующей гексаграмме Цянь-дворца – Гоу – Цзин Фан поставил в соответствие следующую согласно порядку взаимопорождения планету Венера. Следующей гексаграмме Цянь-дворца – Дунь – соответствует планета Меркурий. Далее, гексаграмме Пи – планета Юпитер, гексаграмме Гуань – планета Марс.

Далее процесс повторяется. Гексаграмме пятого поколения Цянь-дворца – Бо – соответствует Сатурн, гексаграмме странствующего духа Цянь-дворца – Цзинь – соответствует Венера, гексаграмме возвращающегося духа Цянь-дворца – Да ю – соответствует Меркурий. Далее по порядку берется следующий дворец. Гексаграмме Чжэнь соответствует планета Юпитер, гексаграмме первого поколения Чжэнь-дворца – Юй – соответствует Марс и т.д., вплоть до последней гексаграммы возвращающегося духа Дуй-дворца (Гуй мэй), которой соответствует планета Юпитер. Таким образом, согласно распределению Цзин Фана, планетам Сатурн, Венера, Меркурий и Юпитер соответствует по 13 гексаграмм, а планете Марс – 12 гексаграмм «Книги перемен». Наглядно вышеописанные соответствия можно представить в виде следующей таблицы.
Табл. 1. Гексаграммы Восьми дворцов и соответствующие им планеты
image
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Цзин Фан в своих комментариях к И цзину продолжил разработку календарных его аспектов, начатую еще Мэн Си. По мнению некоторых современных китайских ученых (см., напр., [13; 13a]) календарные интерпретации И цзина – это продукт доханьской эпохи. Об этом убедительно свидетельствуют, например, результаты исследования Лю Дацзюня в работе, на которую я ссылался выше, показывающие наличие следов учения о ци гексаграмм в Комментариях больших образов (Да сян чжуань) – одном из старейших ицзиновских комментариев.

Хотя обычно календарные трактовки И цзина воспринимаются как характерная черта лишь одного из двух главных направлений в ицзинистике, а именно, ханьского учения об образах и числах (сян шу чжи сюэ), тем не менее существуют серьезные основания полагать, что астрономическо-календарная тематика изначально является одним из важнейших смысловых измерений древнего памятника и поэтому не могла вести свое начало лишь с творчества ханьских ицзинистов.

imageИсточник

Комментарии

  • Я тут заморочилась и зафигачила планеты в мандалу, правда пожалела, что не взяла более качественное изображение. Но уже спохватилась на последнем значке image
    Вообще пока не понимаю нахуа я это сделала, я всё разбираюсь с архетипами - никак не натяну дизайн на глобус - а очень хочется.
    Но пусть здесь полежит - может кому, акромя меня, пригодится image
  • О том, в принципе и речь, что западная астрология базируется на системе обителей, в которой 5 планет объединены с 2 светилами как равные. В восточной астрологии это разного порядка астрологические величины.

    Вопрос: а практическое применение этих планет какое?

    P.S. Тьери, ты прямо вот роешь именно в том направлении, в котором собирался рыть я, но в котором забуксовал и оставил "до лучших времен". Интересно, что отвечает за нашу с тобой синергию? Можно в отдельной теме обсудить. image
  • Очень интересные наблюдения, пока тоже не понятно - нахуа.
    Горло почти всё марсовое.
    Сакрал поделили венера с юпитером.
    Корень, СС, Джи и Селезень более-менее сбалансированы.
    Эго - сатурн, венера и юпитер
    Аджну меркурий с сатурном захватили.
    Темя - сатурн, марс и венера.
  • отредактировано Ноябрь 2016
    Вопрос: а практическое применение этих планет какое?
    Я думала эта раскладка мне поможет с архетипированием по четвёркам или кодоновым кольцам. Там интересные вещи, на самом деле, если копнуть поглубже. Ну не натягиваются 12 архетипов на 16 четвёрок. Думала, может планеты мне "межрассовые" типы подскажут. Ищу ниточку.
    Пока не помогла - ищу дальше.

    Люц, мы с разных сторон копаем, но одно и то же. Я в астрологии дуб, а ты нет. Я копаю их архетипов и пантеонов, а ты видимо из астрологических аспектов.

    А обсудить нашу синергию в отдельной теме? Думаешь наша сладкая парочка всему форуму интересна? Если да, заводи тему, ты же у нас с тобой Манифестор image
  • Ну как, мы же разбираем отдельные бодиграфы, почему же тогда конкретные композиты не разобрать? Только вот я не представляю, как это технически обеспечить... В общем, возьму себе на заметку. image К слову, я-то манифестор, а ты - генератор, и раз оно так откликнулось, значит, не особо и откликнулось. image Подождём.

    Так астрология в себе интегрирует всё и вся, она же куда более фундаментальна, чем та же самая психология. Да, инструментальная часть в астрологии огого, но смысловая куда ещё более огогогого. Поэтому ты копаешь в том же направлении, это я тебе наверняка говорю.
  • Я просто застеснялась с чего то. Это не отсутствие отклика image Я просто не сообразила куда тему применить, а разбор нашего композита на предмет странных синергетических явлений - это думаю будет интересно. Мне так очень image И всё же - тему заводи ты :\">

    Астрологию я боюсь, поэтому от неё стараюсь откреститься. Хотя допускаю, что не так уж и мало в ней знаю, но отрывочно, без базы.
  • Хорошо, я так я. Но вот в соседней теме тут обсуждаю свои умения давать обещания, так что сделать постараюсь, но по срокам пока завал... image

    Астрология имеет много лиц и форм, которые подменяют суть, а всё, что лишено исходного смысла, рано или поздно превращается в ужас и кошмар. Смысл - это душа, все бездушное - мертво, а в смерти красоты нет, красота только в жизни.
  • Мисима (да и многие другие) бы с Вами поспорил насчет красоты %)
  • А я не против, у нас вроде не запрещено создавать отдельные темы по каждому импульсу на ляля. image
  • Ты заведи, а я уж разверну image

    Про смысл и красоту цели согласна. И про единый корень всего сущего.
    Я захожу в темы исключительно из интереса докопаться до некой сути, важной для меня. И перелопатила уже столько тем, что ясно вижу аверсы и реверсы одного мирового яйца. И понимаю, что идём мы с тобой из одного, только называем это немножко по разному.

    Сейчас мне архетипы важны очень, вот я и лопачу всё, что может помочь.
  • Я же написал: не представляю, как технически реализовать обсуждение нашего композита (майя не под руками). Как соображу - приглашу. image

    У меня слово "архетип" воспринимается как всё и ничего, поэтому "слышу звон, да не знаю, где он",
  • отредактировано Ноябрь 2016
    Там вон нас капрал с навалом опередили image
  • два манифестора - сила и спешка! image image
  • Ну вот и для меня некогда понятный "архетип" в этих раскопках начинает размываться.
    Т.к. Юнг и прочие типологи отталкивались от разных концепций и понятий.
    Вот воистину, чем дальше в лес, тем ближе вылез. Ушла рассуждать в архетипы, а то ива-несушка рассердится.
  • Вижу, спасибо!!! Я вообще ни разу композиты не смотрел, так что ты у меня первая :\">
  • Опа, приятно image
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!