Пять планет, соответствующие пяти стихиям, и их распределение по гексаграммам «Книги перемен»
Китайцы уже с древности классифицировали планеты по схеме пяти стихий, что находит отражение в самом термине, с помощью которого обозначали пять важнейших планет – у да син син (五大行星), или «пять больших планет, [соответствующие] стихиям» (т.е. Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и Юпитер). Эти планеты были известны китайцам с глубокой древности, и на протяжении длительной истории названия их менялись.[13] Только в период Цинь и Хань, т.е. когда учение о пяти стихиях уже достаточно распространилось, планеты стали называться соответственно названиям стихий: Меркурий – шуйсин 水星 или Планета воды; Венера – цзиньсин 金星 или Планета металла; Марс – хосин 火星 или Планета огня; Юпитер – мусин 木星 или Планета дерева; Сатурн – тусин 土星 или Планета почвы.
Древние китайцы считали, что между пятью стихиями и пятью планетами существует определенная связь. Так, например, в «Исторических записках» Сыма Цяня (глава Ли шу, «Трактат о календаре») сказано: «Желтый император утвердил звездный календарь, установил пять стихий» (Хуанди каодин синли, цзяньли усин 黄帝考定星历,建立五行) [19, кн. 9, цз. 24, с. 2]. В «Истории [династии] Хань» (глава И вэнь чжи, «Библиографический раздел») говорится: «Беспорядок во взаимной смене пяти стихий приводит к превратному действию пяти планет» (Усин чжи сюйлуань, усин чжи бяньцзо 五行之序乱,五星之变作) [21, т. 2, с. 1946]. Ученый ханьской эпохи Чжан Хэн (78–139) по этому поводу писал: «Пять планет – это дух (сущность) пяти стихий» (Усин, усин чжи цзин. 五星,五行之精) [15, с. 294]. Пять планет – на Небе, пять стихий – на Земле. Пять планет и пять стихий выражают взаимодействие (взаимовлияние) Неба и Земли.
Уже в эпоху Чуньцю в Китае с помощью астрологических расчетов пытались объяснить причины тех или иных природных или социальных явлений. В эпохи Цинь и Хань астрологические объяснения получили особенно широкое распространение. Кроме того, в это время классификация планет по пяти стихиям значительно детализировалась: и пять планет, и пять стихий уже стали связывать с четырьмя сторонами света (четыре стороны плюс центр), четырьмя временами года (о пятом временном интервале говорилось выше) и т.д. В Хуайнаньцзы сказано: «Что такое пять планет? Восточной стороне [соответствует стихия] дерево... Его духом является Юпитер... Южной стороне [соответствует стихия] огонь... Его духом является Марс... Центру [соответствует стихия] почва... Ее духом является Сатурн... Западной стороне [соответствует стихия] металл... Его духом является Венера... Северной стороне [соответствует стихия] вода... Ее духом является Меркурий» [22, т. 1, цз. 3, с. 6-7].
Начиная с династий Цинь и Хань, четыре стороны света, четыре времени года, небесные стволы и земные ветви, пять стихий, пять планет и другие понятия, классифицированные по схеме пяти стихий, стали складываться в единую систему. Поскольку Цзин Фан уже связал пять стихий и гексаграммы «Книги перемен», а пять стихий и пять планет уже были соотнесены друг с другом до него, то естественным образом напрашивалась корреляция между пятью планетами и гексаграммами И цзина.
Цзин Фан распределяет пять планет по гексаграммам «Книги перемен», опираясь на порядок взаимопорождения пяти стихий, что приводит к следующим двум параллельным друг другу последовательностям:
ПОЧВА → МЕТАЛЛ → ВОДА → ДЕРЕВО → ОГОНЬ
Сатурн → Венера → Меркурий → Юпитер → Марс
Затем, используя осуществленное им расположение 64 гексаграмм по 8 дворцам (см. [5, с. 134–135, табл. 1]), Цзин Фан поставил в соответствие каждой гексаграмме какую-либо из пяти планет. Первой гексаграмме Цянь он поставил в соответствие планету Сатурн (почва).[14] Следующей гексаграмме Цянь-дворца – Гоу – Цзин Фан поставил в соответствие следующую согласно порядку взаимопорождения планету Венера. Следующей гексаграмме Цянь-дворца – Дунь – соответствует планета Меркурий. Далее, гексаграмме Пи – планета Юпитер, гексаграмме Гуань – планета Марс.
Далее процесс повторяется. Гексаграмме пятого поколения Цянь-дворца – Бо – соответствует Сатурн, гексаграмме странствующего духа Цянь-дворца – Цзинь – соответствует Венера, гексаграмме возвращающегося духа Цянь-дворца – Да ю – соответствует Меркурий. Далее по порядку берется следующий дворец. Гексаграмме Чжэнь соответствует планета Юпитер, гексаграмме первого поколения Чжэнь-дворца – Юй – соответствует Марс и т.д., вплоть до последней гексаграммы возвращающегося духа Дуй-дворца (Гуй мэй), которой соответствует планета Юпитер. Таким образом, согласно распределению Цзин Фана, планетам Сатурн, Венера, Меркурий и Юпитер соответствует по 13 гексаграмм, а планете Марс – 12 гексаграмм «Книги перемен». Наглядно вышеописанные соответствия можно представить в виде следующей таблицы.
Табл. 1. Гексаграммы Восьми дворцов и соответствующие им планеты
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Цзин Фан в своих комментариях к И цзину продолжил разработку календарных его аспектов, начатую еще Мэн Си. По мнению некоторых современных китайских ученых (см., напр., [13; 13a]) календарные интерпретации И цзина – это продукт доханьской эпохи. Об этом убедительно свидетельствуют, например, результаты исследования Лю Дацзюня в работе, на которую я ссылался выше, показывающие наличие следов учения о ци гексаграмм в Комментариях больших образов (Да сян чжуань) – одном из старейших ицзиновских комментариев.
Хотя обычно календарные трактовки И цзина воспринимаются как характерная черта лишь одного из двух главных направлений в ицзинистике, а именно, ханьского учения об образах и числах (сян шу чжи сюэ), тем не менее существуют серьезные основания полагать, что астрономическо-календарная тематика изначально является одним из важнейших смысловых измерений древнего памятника и поэтому не могла вести свое начало лишь с творчества ханьских ицзинистов.
Источник
Комментарии
Вообще пока не понимаю нахуа я это сделала, я всё разбираюсь с архетипами - никак не натяну дизайн на глобус - а очень хочется.
Но пусть здесь полежит - может кому, акромя меня, пригодится
Вопрос: а практическое применение этих планет какое?
P.S. Тьери, ты прямо вот роешь именно в том направлении, в котором собирался рыть я, но в котором забуксовал и оставил "до лучших времен". Интересно, что отвечает за нашу с тобой синергию? Можно в отдельной теме обсудить.
Горло почти всё марсовое.
Сакрал поделили венера с юпитером.
Корень, СС, Джи и Селезень более-менее сбалансированы.
Эго - сатурн, венера и юпитер
Аджну меркурий с сатурном захватили.
Темя - сатурн, марс и венера.
Пока не помогла - ищу дальше.
Люц, мы с разных сторон копаем, но одно и то же. Я в астрологии дуб, а ты нет. Я копаю их архетипов и пантеонов, а ты видимо из астрологических аспектов.
А обсудить нашу синергию в отдельной теме? Думаешь наша сладкая парочка всему форуму интересна? Если да, заводи тему, ты же у нас с тобой Манифестор
Так астрология в себе интегрирует всё и вся, она же куда более фундаментальна, чем та же самая психология. Да, инструментальная часть в астрологии огого, но смысловая куда ещё более огогогого. Поэтому ты копаешь в том же направлении, это я тебе наверняка говорю.
Астрологию я боюсь, поэтому от неё стараюсь откреститься. Хотя допускаю, что не так уж и мало в ней знаю, но отрывочно, без базы.
Астрология имеет много лиц и форм, которые подменяют суть, а всё, что лишено исходного смысла, рано или поздно превращается в ужас и кошмар. Смысл - это душа, все бездушное - мертво, а в смерти красоты нет, красота только в жизни.
Про смысл и красоту цели согласна. И про единый корень всего сущего.
Я захожу в темы исключительно из интереса докопаться до некой сути, важной для меня. И перелопатила уже столько тем, что ясно вижу аверсы и реверсы одного мирового яйца. И понимаю, что идём мы с тобой из одного, только называем это немножко по разному.
Сейчас мне архетипы важны очень, вот я и лопачу всё, что может помочь.
У меня слово "архетип" воспринимается как всё и ничего, поэтому "слышу звон, да не знаю, где он",
и спешка!Т.к. Юнг и прочие типологи отталкивались от разных концепций и понятий.
Вот воистину, чем дальше в лес, тем ближе вылез. Ушла рассуждать в архетипы, а то ива-несушка рассердится.