Тема навеяна
Колесом Плутчика.
Есть один момент в вопросе пары настороженности-изумления, которые мне представляется достаточно тонким. Поскольку я все тонкости люблю, и возможно люблю слишком, интересно узнать мнение других людей.
Вот появляется в поле нашего внимания что-то новое. Новый визуальный объект, новый звук, новая поверхность, новая идея/смысл. Мне представляется так, что есть две совершенно равноправные стратегии поведения:
1) развернуть свой набор исследовательских инструментов, стать
субъектом исследования и приступить к препарированию нового как объекта.
2) застыть в неком легком оцепенении, как завороженный, заколдованный, стать
объектом влияния нового предмета/явления, ощущая, как влияние пронизывает тебя и меняет всё вокруг.
Первый способ — активный, второй — пассивный. Первый — держит нас в заложнике собственной картины мира, под которую мы подстраиваем любой внешний объект, опутывая его паутиной ментальных конструкций и смысловых связей. Второй — оставляет нам бесконечность объективной картины мира, которая нам не принадлежит и никогда не откроется полностью, но которая так глубока, многогранна, таинственна и интересна.
Современный научный подход предполагает, что мы сначала проводим сбор информации (изумляемся), потом начинаем анализировать (настораживаться). Потом уже проделанные выводы осмысливаем (изумляемся), и проверяем их формальную точность и корректность (настораживаемся). Наука в тренде и при власти, поэтому независимо от того, как сильно Вы увлечены естественными ли, гуманитарными ли, метанауками ли — в любом случае, эмоциональное реагирование на «феномены» окружающего мира воспитывается нас ещё со школы. А как известно, задача системы образования не столько развить личность, сколько подготовить новую шестеренку (работника-специалиста) для общественного оборота и снабдить её соответствующим сертификатом качества (дипломом).
Поскольку в нас формируют постоянное чередование настороженности и изумления, а опыты по разным причинам получаются чаще либо удачные, либо неудачные, то процесс чередования начинает деформироваться, сбивая нас либо в сторону аутистического субъективизма, либо в сторону постоянного изумления без рефлексии. В любом случае, смена двух фаз становится настолько плавной, что уже не отслеживается, и в нашем сознании и мышлении категория Настороженность путается с Изумлением, и наоборот.
Вот как-то так. Очень хочется узнать, не замечали ли Вы такое за другими и за собой? Может, я всё это выдумал?
Короче, как Вы разделяете настороженность и изумление, и разделяете ли?
Комментарии
бля, постояннода я в нем живудостаточно часто.Изумление сродни восторгу.
А настороженность - недоверию.
Изумляюсь .. ммм, картинками вон, часто. А настороженность как у Иванесса.
пример, может, не совсем в тему, но отражает мое отношение. Есть люди, которые очень любят увидеть то, что им знакомо и всячески игнорируют новое, пусть даже это новое будет поразительнее и круче знакомого и известного. Мне не нравятся такие люди как спутники, они всегда хотят идти теми туристическими тропами, которые уже пройдены тысячами до них и оценены как "потрясающие". Мне куда интереснее идти без плана и без определенных ожиданий, т.к. так гораздо больше шансов найти что-то, что затронет именно тебя. и элемент неожиданности очень важен и ценен.
изумляться - это активное взаимодействие с новым. это как сказать "я тебя вижу и ты не похож ни на что из виденного ранее. а это я - нечто, чего не видел ты". это про контакт с "инопланетянами", но с моей стороны это не пассивное растворение в неведомом, а активное действие.
когда думаю об изумлении, мышцы лица расслабляются, становится приятно и легко в голове, почти звеняще, губы чуть улыбаются. взгляд становится более расфокусирован и направлен чуть вверх
Настороженность - это легкое напряжение мышц плечей и бедер, как бы перед резким движением, подача корпуса вперед, ощущение поверхностей глаз и центра груди.
Изумление - напряжение пальцев и кистей, корпус как бы оседает на скелете, чувство носоглотки и дыхания в носу, картинка визуальная размывается.
Изумление - наоборот, некое размывание границ, фигуры как бы вписываются друг в друга. Это уже не грусть, когда практически нет фокуса, но еще не страх, когда все становится бессвязным и движущимся хаотически.
это - первая реакция-изумление. спустя какое-то время, когда изумление спадает, я либо прохожу мимо и дальше (если изумительное не настроено на более плотное взаимодействие со мной. пассивная стратегия), либо начинаю больше изумляться активно, т.е. включается вторая стратегия, которая про "настороженность"-исследование.
наверно, у меня больше второго развития событий (активность). впрочем, я могу просто быстрее забывать пассивные фрагменты, т.к. я вообще больше склонен к активному взаимодействию, чем к созерцательному, фокус там сейчас. возможно, в детстве было наоборот.
Интересны другие мнения, потому что я описывал то, как в моих ощущениях это происходит...
скажем, для "изумляющегося" Люца тысячный одуванчик может оказаться совершенно новым явлением, а "настороженный" Навалморал увидит потрясающую красоту и небывалость этого же тысячного одуванчика, распознавая его как уникальную часть поля одуванчиков.
типа того или мимо?
В случае с настороженностью имеет место «мультиплицирование», «размножение» собственных ожиданий, потому что рядом с Настороженностью — радость, эмоция, связанная с размножением. "> То есть в случае с «настороженностью» проживается что-то типа: «И это одуванчик, и это одуванчик, и это одуванчик». На уровне изумления: «О, этот одуванчик такой желтый — никогда такой желтизны не видел! А этот — такой большой!» Не путать с восхищением: «О, он такой желтый, теперь я видел самый желтый одуванчик в мире!».