Эмоции бывают подавляемые и отвергаемые (к эмоциям тоже можно испытывать отвращение ). Изумление достаточно часто является подавляемой эмоцией, так как она среднее между страхом и печалью, а обе эти эмоции считаются проявлением слабости, которая нонче не в моде. Поэтому мне симпатично «изумление» и несколько раздражает «настороженность» в их, так сказать, окультуренном виде. Если же рассматривать как феномены, то они являются проявлением двух сторон одного и того же — реакции на изменения. Так что относиться как к одной, так и к другой как к чему-то хорошему или плохому можно только если есть цель бороться с одним и поддерживать другое. Зачем это делать, если любая эмоция — это помощник и сигнал? Нет, я решительно не считаю одну из них полезной, а другой вредной в тех случаях, когда они появляются сами по себе. Когда же имеет место дисбаланс, то любая из них будет вредна. И я всё это прекрасно понимаю.
В исходной статье Плутчик связывает эмоции с определенными стимулами. Стимул для изумления — «неожиданное событие», стимул для настороженности — «новая территория». Эффект, которая даёт изумление — это время для организма, чтобы сориентироваться. Эффект, который даёт настороженность — это (дословно) «знание о территории». Может это как-то поможет разграничить переживания.
а новое явление, новый опыт внутренних переживаний (допустим, ИСС) - это "событие" или "территория"? мне кажется, "событие". тогда я все-таки про "изумление" как то, что мне нравится переживать и хочется влиять пролонгируя, запуская и т.п.
Настороженность активизирует наши ресурсы, собирает их вокруг главной задачи — узнать, овладеть информацией, сформировать представление. Изумление даёт нам сигнал о необходимости скорректировать поведение, выработать реакцию на изменение внешних обстоятельств. Когда происходит изменение во внешней среды, в нормальном состоянии возникает либо изумление, либо настороженность. Изумление даст нам сигнал о том, что произошло что-то значимое и есть необходимость откорректировать наше поведение и состояние. Настороженность сигнализирует нам о том, что в нашем текущем состоянии изменится интенсивность затрат сил в большую или в меньшую сторону, но в целом стратегию поведения не изменит.
Мне представляется это приблизительно так. Мы рассматриваем шар, крутя его по кругу. Если мы поставим задачу запомнить, с какой точки начали смотреть, то тут же возникнет настороженность, потому что все последующие ощущения в целом будут новыми, но при этом - однотипными (аналогия с «размножением», как стимулом Радости, соседней эмоции). Эмоция возникла, дала программу органам восприятия и либо совсем пропала, либо перешла на уровень некого менее интенсивного чувства.
Вот мы крутим шар, крутим, ожидая, что появится то место, с которого мы начали его рассмотрение. И вот вдруг по непонятным причинам мы обнаруживаем в шаре дырку, либо какую-то яркую полосу. У нас возникает изумление, так как наши ощущения утрачивают однородность (утрата — стимул Печали).
Здесь мне видится два варианта. Если изумление сильнее настороженности, то мы впадем либо в печаль, либо в страх. Если настороженность сильнее изумления, то мы испытаем либо радость, либо ярость. Не в каком-то очень ярком виде, но в целом именно этим эмоции: нас расстроит, что в шаре вмятина или неровность; нас позабавит, что вмятина похожа на пупок, хотя это шар, а не живот; нас взбесит, что в шаре дефект и он не идеален; мы испугаемся, что трещина возникла из неоткуда и вообще теперь неизвестно, что будет дальше с шаром и нами. Причем переходы к отвращению или восхищению непосредственно неестественны: без смеха над неожиданностью не может возникнуть её приятие, а без раздражения на неё не возникнет отвращение. Если же эти эмоции выпадут из цикла, то у нас будет копиться энергия раздражения или энергия веселья, а энергия всегда требует разрядки.
Изумление даст нам сигнал о том, что произошло что-то значимое и есть необходимость откорректировать наше поведение и состояние. Настороженность сигнализирует нам о том, что в нашем текущем состоянии изменится интенсивность затрат сил в большую или в меньшую сторону, но в целом стратегию поведения не изменит.
и выбор стратегии зависит от того, с чем имеешь дело: требует ли оно изменений в тебе или нет. можешь/хочешь ли ты это новое интегрировать в себя, или нет. и обе стратегии равноправны и существуют в одном и том же человеке. наверно, в крайних случаях бывает, когда человек сильно перекошен в ту или иную стратегию.
Вот мы крутим шар, крутим, ожидая, что появится то место, с которого мы начали его рассмотрение. И вот вдруг по непонятным причинам мы обнаруживаем в шаре дырку, либо какую-то яркую полосу. У нас возникает изумление, так как наши ощущения утрачивают однородность (утрата — стимул Печали).
у меня будет разная реакция на дырку и яркую полоску. дырка меня скорее испугает внезапностью (негативное наполнение и да, чем-то про утрату), а яркая полоска - взбудоражит и заинтересует (позитивное наполнение, добавилось новое интересное, возможно, это так интересно, что задача с шаром перестанет существовать в моем поле внимания)
Но это уже не относится к феномену эмоции как таковой. То есть важно то, что могут быть варианты и то, что один называется изумлением, а второй — настороженностью. Могут быть и другие реакции, но в рамках конкретно колеса эмоций следует выявлять в первую очередь «спицу» в зависимости от стимула, затем конец спицы, в зависимости от развития ситуации.
Вообще, у Колеса может быть много применений. Оно было разработано исходя из системного подхода и предложено для прикладных целей, а не как систематизация какого-то целенаправленного исследования.
Тут Вам виднее: для определения интенсивности нужны невербальные составляющие типа интонации, мимики, пантомимики. Как понимаете, эту информацию можете только Вы получить.
кстати, интересно, что мне легче удается вообразить Изумление в смеси (т.е. разочарование или смятение), чем в чистом виде. И тут сразу появляется "негативный" заряд этих эмоций. А само по себе изумление ведь нейтрально или позитивно. Может, нужен другой термин?
Вообще говоря любая эмоция нейтральна, но общество даёт оценку уместности и символичности эмоций, разделяя их на приемлемы и неприемлемые. Учитывая предположение, что все эмоции служили потребности адаптации к изменениям внешней среды, их можно считать достаточно конструктивными. С оговоркой на то, что они осознаются. Если же происходит слияние с любой из эмоций и эмоциональное состояние выходит из-под контроля, то не будет ничего приятного или хорошего.
Мне даже кажется, что это тут не обошлось без воспитания и соответствующих "деформаций". Если матери по тем или иным причинам нужно, чтобы ребёнок был грустный и тихий, то ребёнок "выдрессируется" на это, а там уже как знать: хватит ли осознанности, чтобы понять, что эмоциональный спектр намного шире.
В данном случае "негативные" и "позитивные", как я понимаю, это не про моральную оценку, а про то, вызывает ли эмоция активные действия или пассивные (так бы и назвали, чтоб не грузить лишними смыслами). Впрочем, это не особо помогает в случае с Изумлением и Настороженностью, т.к. и то и другое может вызвать как активные, так и пассивные реакции. Например, настороженность в активной форме преобразует новую территорию, Изумление в активной форме преобарзует себя в соответствии с новым событием. В пассивном варианте, соответственно, отказ от преобразований, настороженное или изумленное наблюдение за новым.
А приятие или настороженность вызывают активные действия или нет? Либо я Вас не понял, либо Вы всё-таки не о том. Негативные и позитивные эмоции - это всё как раз про этическую оценку.
Активность и пассивность не существуют отдельно друг от друга, а существуют только в процессе взаимодействия двух сторон, когда одна принимает роль объекта, а вторая - субъекта, одна действует, а другая - испытывает на себе воздействие. При этом остаётся характерный дуализм, когда действие, например, вызывает противодействие (сопротивление), и получается уже, что объект сопротивляется, а субъект испытывает на себе сопротивление.
Меня главным образом интересовала корректировка самих терминов, на поворот особого внимание не обратил. Спасибо за уточнение! Оторопь - это слово, про которое я вообще забыл в рамках эмоций... Надо подумать. Я его знаю, но не использую.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ
Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!
Комментарии
Когда происходит изменение во внешней среды, в нормальном состоянии возникает либо изумление, либо настороженность. Изумление даст нам сигнал о том, что произошло что-то значимое и есть необходимость откорректировать наше поведение и состояние. Настороженность сигнализирует нам о том, что в нашем текущем состоянии изменится интенсивность затрат сил в большую или в меньшую сторону, но в целом стратегию поведения не изменит.
Мне представляется это приблизительно так. Мы рассматриваем шар, крутя его по кругу. Если мы поставим задачу запомнить, с какой точки начали смотреть, то тут же возникнет настороженность, потому что все последующие ощущения в целом будут новыми, но при этом - однотипными (аналогия с «размножением», как стимулом Радости, соседней эмоции). Эмоция возникла, дала программу органам восприятия и либо совсем пропала, либо перешла на уровень некого менее интенсивного чувства.
Вот мы крутим шар, крутим, ожидая, что появится то место, с которого мы начали его рассмотрение. И вот вдруг по непонятным причинам мы обнаруживаем в шаре дырку, либо какую-то яркую полосу. У нас возникает изумление, так как наши ощущения утрачивают однородность (утрата — стимул Печали).
Здесь мне видится два варианта. Если изумление сильнее настороженности, то мы впадем либо в печаль, либо в страх. Если настороженность сильнее изумления, то мы испытаем либо радость, либо ярость. Не в каком-то очень ярком виде, но в целом именно этим эмоции: нас расстроит, что в шаре вмятина или неровность; нас позабавит, что вмятина похожа на пупок, хотя это шар, а не живот; нас взбесит, что в шаре дефект и он не идеален; мы испугаемся, что трещина возникла из неоткуда и вообще теперь неизвестно, что будет дальше с шаром и нами. Причем переходы к отвращению или восхищению непосредственно неестественны: без смеха над неожиданностью не может возникнуть её приятие, а без раздражения на неё не возникнет отвращение. Если же эти эмоции выпадут из цикла, то у нас будет копиться энергия раздражения или энергия веселья, а энергия всегда требует разрядки.
Вообще, у Колеса может быть много применений. Оно было разработано исходя из системного подхода и предложено для прикладных целей, а не как систематизация какого-то целенаправленного исследования.
Мне даже кажется, что это тут не обошлось без воспитания и соответствующих "деформаций". Если матери по тем или иным причинам нужно, чтобы ребёнок был грустный и тихий, то ребёнок "выдрессируется" на это, а там уже как знать: хватит ли осознанности, чтобы понять, что эмоциональный спектр намного шире.
Активность и пассивность не существуют отдельно друг от друга, а существуют только в процессе взаимодействия двух сторон, когда одна принимает роль объекта, а вторая - субъекта, одна действует, а другая - испытывает на себе воздействие. При этом остаётся характерный дуализм, когда действие, например, вызывает противодействие (сопротивление), и получается уже, что объект сопротивляется, а субъект испытывает на себе сопротивление.
Позитивные – толкающие человека на действие, преодоление, слияние.
Негативные – останавливающие человека от каких-либо действий.
Оторопь - это слово, про которое я вообще забыл в рамках эмоций... Надо подумать. Я его знаю, но не использую.