Сделал цивилизованно - сперва прочитал книжку, потом уже посмотрел фильм.
Ну так вот если в книжке мысль есть, то фильм - ни о чем. Даже Хабенский не спасает. Образ у него получился, конечно, сочный, но какой-то неприятный. И, главное, неправильный.
И дело даже не в том, что действие в фильме зачем-то перенесено лет на 15 вперед относительно книги.
Просто по книге Служкин - этакий провинциальный князь Мышкин нашего времени. И по возрасту, и по характеру. Со скрытой гордыней мученика за людские грехи и элементами манипулирования окружающими.
Ведет он себя при этом очень даже по-мужски, и большинство поступков совершает вполне осознанно. И напивается осознанно. И контроль уступает осознанно. И клоуна изображает осознанно. И самоуничижением занимается тоже осознанно. Он точно знает, как и почему поступает. И как именно будет лучше для окружающих. И в личной жизни, и с учениками. Точнее всего его описывает циничная Кира, когда говорит о непомерно раздутом эго под маской смирения.
Здесь же вместо не достигшего 30-ти молодого интеллигентного раздолбая с амбициями святого, показан какой-то положивший на всё болт неуверенный в себе брюзгливый фигляр-алкоголик за сорок. И словно бы специально упущено огромное количество моментов, прорисовывающих главного героя так, как задумано автором в книге.
В общем, трояк за экранизацию.
PS. Интересно, кстати, что даже завязка - и та отражает саму суть различия между книгой и фильмом.
В книге Служкину вполне успешно удается притвориться глухонемым, чтобы не платить за электричку. И только, когда глухонемой выходит на станции, он подходит к ларьку, и вдруг говорит: "Пиво, пожалуйста. И откройте."
В фильме же Служкина позорно ловят на этой попытке. Потому, что у него зазвонил мобильник.
Это очень точно аллегорически передает разницу между книжным и киношным образом героя.
Комментарии
Сейчас просто вспомнил, @Aliona тут напомнила, спасибо ей. Смотрю - а у меня как раз невыложенная рецензия лежит. Решил выложить.
Думаю вообще еще немного повыкладывать рецензии на несколько ранее смотренных фильмов и читанных книг.
А уж ставить Минаева в один ряд с Пелевиным и Стругацкими... литературные боги плачут кровавыми слезами.
1 То, что герой чрезвычайно стар, опытен и пожухл для этого сюжета. Почему? Потому что "духовный подвиг" молодого привлекательного человека в 28 лет, более ценен, чем такой поступок человека за 40. Ведь речь о каких временах? О "лихих" 90-х. И проявить силу воли и порядочность на фоне разлетевшихся в пыль и дребезги моральных устоев и принципах аж в масштабе целой страны, это куда более заслуживает уважения для молодого и сильного человека, чем для опытного, но уставшего мужчины, тем более, когда уже грязь и осела и улеглась, стала обыденной. (в нулевые).Тут мы плавно переходим к пункту
2 То, что не показаны масштабы разрухи именно после развала СССР и крушение многих и многих жизней на этом фоне. Когда у одних Спрайт- Бери от жизни всё! (сориентировались), а у других (не успели сориетироваться и оскорбитьЛенинаэтооскорбитьроднуюмать)зарплата, хорошо если лампочками. И вот ехать в поезде, летящем в пропасть, выжить и остаться человеком - вот это было бы эффектно. Мне кажется, электричка в начале книги и была таким символом. А в фильме все испорчено. Ведь в 2000 была уже другая картина.
Я немножко ждала от фильма, чтобы он показал мне, что же произошло тогда в эти 90-е, а я их очень хорошо впитала.
Спасибо за внимание.