Физические и психологические зависимости развиваются у людей по-разному. У кого-то они вообще не формируются, а кому-то ломают жизнь. Британский журналист и писатель Йохан Хари долго исследовал этот феномен и пришел к выводу, что главные причины всевозможных аддикций кроются в одиночестве и неудовлетворенности жизнью и являются по сути способом адаптации к существующим условиям. T&P публикуют краткий перевод нашумевшей статьи Хари, написанной для The Huffington Post.
Прошло сто лет с тех пор, как были запрещены первые наркотики, и в течение этого долгого века войны с веществами наши учителя и правительство создали для нас историю о наркозависимости. Эта история настолько глубоко укоренилась в нашем сознании, что мы стали принимать ее как должное. Она кажется очевидной. Она кажется правдой.
Для своей книги «Преследуя крик» Йохан Хари проделал в путь длиной в 30 000 миль и выяснил, что на самом деле является причиной яростной войны с веществами. В течение своего путешествия он понял, что большая часть того, что нам говорили о веществах, — неправда, а также, что есть совсем другая правда, если, конечно, мы готовы ее услышать.
Автор с раннего детства пытался раскрыть для себя природу зависимостей: что заставляет людей зацикливаться на наркотиках или поведении, которое они не могут контролировать? Как мы можем помочь этим людям вернуться в нормальное состояние? Если попробовать определить причину наркозависимости, самым очевидным ответом, который сразу придет в голову, будут сами вещества. Представьте, что двадцать человек, встреченных нами на улице, принимают очень сильное вещество в течение двадцати дней. В этих препаратах есть очень сильные химические «крючки». Так что, если бы они захотели остановиться на двадцать первый день, то испытывали бы жуткую тягу к веществу. Вот что значит наркозависимость.
Одно из первых исследований, доказывающих эту теорию, было проведено на крысах в 1980-е годы. Крысу закрывали в одиночестве в клетку, где стояли две бутылки. В одной из них была вода, в другой — вода с примесью г. или к. Почти в каждом эксперименте крыса, попробовавшая воду с веществом, возвращалась к ней снова и снова, пока не убила себя. Но в 1970-х годах профессор психологии Университета Ванкувера Брюс Александр заметил некоторую странность этого эксперимента. Крыса была помещена в клетку в одиночестве. «Что бы произошло, — подумал он, — если бы мы попробовали по-другому?» Так профессор Александр построил Крысопарк. Это что-то наподобие парка развлечений для крыс: с цветными шариками, лучшей крысиной едой, туннелями и несколькими друзьями. Словом, все, о чем крыса может только мечтать.
Те крысы, которые были изолированы и несчастны, стали зависимы от веществ. Ни одна из счастливых крыс не попала в зависимость.
В Крысопарке все крысы, разумеется, попробовали воду из обеих бутылок, потому что они не знали, что в них. То, что произошло дальше, оказалось совсем неожиданным. Крысам вода с веществами не понравилась. Они в основном избегали ее, употребляя меньше четверти веществ от той дозы, которая доставалась их изолированным собратьям. Ни одна из счастливых крыс не умерла. Те крысы, которые были изолированы и несчастны, стали зависимы от веществ. Ни одна из счастливых крыс не стала.
В человеческом мире одновременно проходил аналогичный, подтверждающий те же факты «эксперимент». Он назывался войной во Вьетнаме. Журнал Time сообщал, что американские солдаты «ели г. как жевательную резинку». Этому есть веские доказательства: 20% американских солдат стали от него зависимы, по данным исследования, опубликованного в Archives of General Psychiatry. Многие люди были в ужасе: они понимали, что после окончания войны домой вернется огромное количество наркозависимых. Но, по данным того же самого исследования, 95% наркозависимых солдат просто завязали. После смены ужасной клетки на приятную вещества стали больше не нужны.
Профессор Александр утверждает, что это открытие бросает вызов как точке зрения правых, которые утверждают, что наркозависимость является результатом морального падения из-за того, что люди слишком любят весело проводить время, так и либеральной точке зрения, в рамках которой зависимость считается болезнью атакованного химией мозга. По факту, считает ученый, наркозависимость — это адаптация. Это не вы. Это ваша клетка.
После первого этапа Крысиного парка профессор Александр продолжил свои ранние эксперименты, в ходе крысы содержались в одиночестве и насильно пичкались веществами. Он давал им препараты в течение 57 дней — времени, достаточного, чтобы «подсесть». Затем он достал крыс из одиночных клеток и поместил в Крысопарк. Сначала крысы немного подергались, но вскоре прекратили употреблять вещества и вернулись к нормальной жизни. Хорошая клетка спасла их.
Вы можете быть зависимым от азартных игр, но никто не подумает, что вы вкалываете себе карты в вену. Вы можете быть зависимым от чего-то без всяких химических крючков.
Другой пример эксперимента, который происходит вокруг нас, и участниками которого вы можете стать сами в один прекрасный день. Если вы займетесь бегом и сломаете ребро, вам, вероятно, пропишут диаморфин — медицинское название г. В госпитале вас будут окружать люди, которые так же долго принимают г. для облегчения болей. Г., который вы получите от врача, будет более чистым и эффективным, чем тот, что принимают на улицах. Те получают его от дилеров, которые добавляют примеси в вещество. Итак, если старая теория о наркозависимости верна, — препараты, вызывающие ее, очевидно, заставят ваше тело нуждаться в них. Тогда множество людей, выходящих из больницы, должны сразу отправляться на улицы, чтобы не расставаться со своей привычкой.
Но странная вещь: этого почти никогда не происходит. Как объясняет канадский доктор Гейбор Мейт, те, кто употребляет медицинские вещества, просто перестают это делать, — несмотря на месяцы использования. То же самое вещество, используемое в течение того же промежутка времени, превращает людей, употребляющих «уличную версию», в наркозависимых, но люди в больнице таковыми почти никогда не становятся.
Уличные наркозависимые — как крысы в первой клетке: изолированные, одинокие, с единственным источником утешения. Пациенты больницы — как крысы во второй клетке. Они возвращается домой, где будут окружены людьми, которых они любят. Вещество то же, но окружающая среда отличается.
Это дает нам мысль гораздо более глубокую, чем просто необходимость понять зависимых. Профессор Питер Коэн утверждает, что человеческие существа имеют глубокую потребность соединяться и образовывать связи. Так мы достигаем удовлетворения. Если мы не можем связаться друг с другом — то привязываемся к чему-то, что можем найти: к звуку рулетки в казино или ритуалу употребления веществ. Коэн считает, что мы должны перестать говорить о «наркозависимости», заменив ее словом «привязанность». Люди привязаны к веществам, потому что не могут полностью быть привязаны к чему-то еще. Так что противовес зависимости — это не воздержанность. Это связи с людьми. Вы можете быть зависимым от азартных игр, но никто не подумает, что вы вкалываете себе карты в вену. Вы можете быть зависимым от чего-то без всяких химических крючков.
Каждый согласится, что привычка курить, — наиболее распространенная зависимость. Химические крючки в табаке базируются на вещества под названием «никотин». Поэтому с появлением в начале девяностых никотиновых пластырей многие испытали приступ оптимизма: теперь курильщики смогут получить все от химических крючков без негативных (даже смертельных) последствий. Они будут освобождены.
Однако Управление государственной службы здравоохранения США установило, что только 17,7% курильщиков могут бросить свою привычку с помощью пластырей. Но это еще не все. Если химические вещества влияют на 17, 7% наркомании, то это по-прежнему миллионы разрушенных жизней. То, что доказывает исследование, — химические причины зависимсти весьма реальны, но они являются лишь верхушкой айсберга.
Это должно оказать огромное влияние на войну человечества с веществами. Ведь эта грандиозная война основана на утверждении, что мы должны физически уничтожить целый ряд химических веществ, оккупирующих мозг человека и вызывающих зависимость. Но если не только вещества ведут к зависимости? Если к ней ведет отсутствие связей с людьми? Есть альтернатива. Можно построить систему, созданную для того, чтобы помогать зависимым восстанавливать связь с миром и оставлять позади их зависимость.
Если мы не можем связаться друг с другом — то привязываемся к чему-то, что можем найти: к звуку рулетки в казино или ритуалу употребления веществ.
Португалия была одной из худших стран в Европе в плане приема веществ. Один процент населения сидел на г. Правительство попробовало развязать официальную войну с веществами, но проблема лишь усугубилась. Тогда португальцы решили сделать нечто совсем иное: отменить уголовную ответственность за вещества и направить деньги, которые тратились на арест и содержание зависимых в тюрьмах, на их социализацию. Результаты этого мы можем наблюдать в настоящее время. Независимое исследование, проведенное British Journal of Criminology, доказало, что после тотальной декриминализации уровень зависимости в Португалии упал, а употребление инъекционных веществ снизилось на 50%. Декриминализация имела такой успех, что лишь очень немногие в Португалии хотели бы вернуться к старой системе.
Эта тема касается всех нас, поскольку заставляет нас думать по-другому о самих себе. Человеческие существа — связанные между собой животные. Нам нужна связь и любовь. Но мы такую создали окружающую обстановку и культуру, что отрезали самих себя друг от друга, предложив взамен лишь пародию под названием «интернет». Рост зависимостей — это симптом более глубокой болезни, касающейся всего нашего образа жизни, в рамках которого мы уделяем больше внимания предметам, которые можно купить, чем живым людям вокруг себя. Писатель Джордж Монбио назвал это «веком одиночества». Мы создали общества людей, где для человека проще быть отрезанным от своих собратьев, чем когда-либо раньше.
отсюда
Комментарии
Склонен думать, что уровень употребления в Португалии снизился непосредственно из-за легализации как таковой, и, соответственно, снятия связанного с этим психологического, социального и экономического напряжения, а не из-за какой-то там "социализации" наркозависимых.
То, как тот ресурс относится к рискам - дело исключительно политики того ресурса. У каждого ресурса она своя.
Они могут быть не осведомлены о том, как элементарно кто угодно может выпасти любой неугодный сайт в результатах поиска по соответствующим словам и стукануть в Роскомнадзор. И тот заблокирует сайт, не особо разбираясь.
Или считать себя достаточно крупными для того, чтобы иметь возможность с этим разобраться и специального человека в штате для урегулирования таких вопросов.
Или иметь каких-то покровителей или связи.
Или просто до этой статьи пока не добрался модератор.
Да какая разница.
Правда в том, что "А они же тоже, почему нам нельзя..?" - никогда не являлось и не будет являться ни для кого аргументом, тем более - в нашей стране.
И проблемы возникнут конкретно у меня и у дорогого мне сайта, который я своими руками бережно "выращивал". И мне придется их решать. Больше некому, я тут один.
Вот и вопрос - стоит ли оно того?..
Почему мы априорно приравнены именно к крысам?..
. Это не становится неправдой оттого, что об этом пишу я, есличо.
Основа всей теории, она же - наиболее сомнительное ее место - вот в этом утверждении: "человеческие существа имеют глубокую потребность соединяться и образовывать связи".
Да, некоторые люди конечно более склонны к зависимости, чем другие. В результате определенных психотравм они ощущают некую собственную "неполноту" и потребность эту внутреннюю пустоту чем-то заполнить. Разумеется, все наркозависимые относятся к их числу. Иначе откуда у них взяться зависимости. Но далеко не все, у кого такое есть - наркозависимы. Таким людям зависимость от веществ, ритуалов (да-да, курение - это действительно не только химия) или еще чего-то, можно заменить "социализацией". "Заткнуть дыру", возникшую в результате травмы, чем-то другим.
Это никак не вылечит травму. Просто заменит более опасную для здоровья зависимость менее опасной.
Люди в больницах не становятся повально зависимыми от соответствующих лекарств именно поэтому - они либо вообще не травмированы в соответствующей степени, либо у них есть другой способ компенсировать травмы. Например, за счет общения, за счет близости. Связи с другими людьми.
Это же Россия, тут если с чем-то борются - то без компромиссов и не оглядываясь на здравый смысл.
Как-то вроде ссылки на источники нормальные, но как он эти выводы делает и почему на всех распространяет - непонятно.
Например: Тут штука в том, что совершенно не все зависимые страдают от невозможности достичь близости с другими людьми. Некоторые употребляют как раз чтобы не сближаться, между прочим. А если нет?
Если к зависимости ведет вообще что-то другое? Гм. Отучаемся говорить за других Вот тут я буду люто-бешено спорить.
Интернет дал нам уникальную и фантастическую возможность общаться именно с теми, с кем нам комфортно - независимо от того, кто где живет и в каком времени находится. Мы дружим, любим, поддерживаем друг друга через интеренет. Люди находят тут группы по увлечениям, организовывают интереснейшие проекты, встречают единомышленников. Благодаря интернету возможно то, о чем 30 лет назад даже и мечтать было невозможно.
Если бы не интернет, я бы годами друзей не видела и не разговаривала с ними, а так мы все тут рядом и вместе.
Называть это пародией на общение - это очень сильно подменить смысл вещей надо.
Осуждаю и не одобряю автора, он врет.
особливо социализированной меня тоже назвать трудно.
то есть, на мой взгляд, проблема упирается даже не в дыры, а в смыслы или их отсутствие
Но тоже это не научно как бы.
Зависит от того, чего ты хочешь.
Понимаешь, я не спорю, что у самого автора большие проблемы с привязанностью и его выводы имеют отношение к нему. К конкретному вот чуваку. Ну и к другим таким же людям, у которых тоже зависимости возникли именно из-за трудностей общения.
Но нафига вот на всех-то эту теорию распространять?
Ах, я открыл истину, жалкие людишки, я вам щас все расскажу.
Иди нахер со своей истиной, у меня вот вообще другие травмы в жизни были и эта теория лечения зависимостей мне не подходит ни по какому параметру. Если вдруг чо, то меня надо будет лечить одиночеством и письменными практиками, а от общения и развлечений я только загнусь быстрее и еще загну всех, кто причастен оказался.
Люди, блин, разные бывают.
Ну и товарищу, который или реально искренно не видит, что интернет - гениальная штука для общения, или намеренно передергивает факты, в любом случае не веришь ни на грош. Или тупой, или прикидывается, результат один - не верю (с).
Все-таки еще нет полной имитации всех ощущений и эмоций онлайн. Бухпть можно по скайпу, но общего поля не создастся так, как живьем. И т.п.
В этом смысле - да, пародия. То есть нечто большее, чем обмен письмами в бумаге, так как есть зрение, слух и одновременность. но меньше, чем живая жизнь. Не все органы чувств включает и биополе не преобразует.
И потом, чувак сводит Интернет только к общению онлайн. Игнорируя библиотеку, кинозал и прочие функции.
Если нет - то происходящие процессы относятся не к эволюции, а к культуре. Гены - они ни воздушно-капельным путем, ни через литературу с прочей философией не передаются, знаете ли .
Всё, конечно, индивидуально. Но вот у всех тут дискутирующих условия жизни таковы, что кругом скорее слишком много представителей нашего вида, нежели чем слишком мало.
Многие ли из нас хотя бы месяц жили вообще без всякого общества себе подобных?
Может, поэтому наиболее чувствительных больше клонит к одиночеству, чем к компании. И так давление эгрегора большого города довольно сильно ощущается.
А так, закинь в глухую тайгу на зимовку - так к весне самый злобный мизантроп начнет искать общества себе подобных или разговаривать с неодушевленными предметами.
На всякий случай напоминаю, что у животных, ведущих одиночный образ жизни, типа медведей или тигров, такого нет. Взрослая особь нуждается в другой особи только на период размножения.
Хотя среда обитания, разумеется, влияет. Вон, в зоопарке тигр, медведь и еще кто-то не помню кто подружились и тусят вместе. Аномальное, противоестественное поведение
Точно так же домашние коты, воспитанные собаками, ведут себя как стадные животные.
А стадные животные при излишней скученности начинают искать как раз уединения.