Психосоматическая саморегуляция: экспрессивные техники
С фокусировкой на отдельных частях тела
ЛицоКлиенту предлагают
изобразить свое лицо, используя набор цветных мелков или пастели. При этом глаза клиента должны быть закрыты, чтобы он смог почувствовать свое лицо «изнутри». Ощущая свое лицо, стараясь уловить свое эмоциональное состояние, необходимо медленно прорисовывать внешние контуры и черты лица. При этом желательно найти определенный ритм движения для рисующей руки, по возможности достаточно медленный.
Затем предложите клиенту представить, будто его рисующая рука «подключена» к «внутреннему сканеру» (наподобие луча света, позволяющего лучше увидеть и почувствовать картину внутренних ощущений). При этом важно абстрагироваться от привычного восприятия процесса рисования портрета, как предполагающего внешний контроль над изобразительным процессом. Клиент должен как можно лучше почувствовать свое лицо «изнутри» и позволить рисующей руке двигаться вслед за «внутренним сканером».
Открыв глаза, необходимо посмотреть на рисунок. Обратить внимание на качество линий, характер изображения, то состояние, которое передано на рисунке, а также на то, какие элементы изображения доминируют, а какие менее заметны. Пусть клиент сам отметит, чем отличаются его лицо и состояние на портрете от того, как он их себе представлял. О чем ему говорят эти отличия?
Не следует пытаться исправлять рисунок. Можно также рисовать с закрытыми глазами свое тело целиком, стараясь почувствовать его «изнутри». При этом рисующий может стоять рядом с висящим на стене большим листом бумаги или сидеть или лежать на листе, расположенном на полу. Рисунок может изображать тело в натуральную величину.
При всех вариантах выполнения данного упражнения следует обратить особое внимание на то, чем полученное изображение и переданное на нем эмоциональное и физическое состояние отличаются от образа лица и тела, воспринимаемого в зеркале или при рассматривании партнера.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ
Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!
Комментарии
я бы предложил рисовать пальцами, так больше тактильного контакта. и можно разными частями тела еще
Это упражнение может выполняться как индивидуально, так и в паре. Следует принять во внимание риск, связанный с использованием телесно-ориентированных техник у лиц, перенесших психическую травму. Также следует учесть, что при выполнении этого упражнения в паре, при наличии у кого-либо из участников сенсорных нарушений или физических недостатков, оно может быть связано с высокой эмоциональной нагрузкой и восприниматься как интимный контакт.
Выполняющий это упражнение проводит легкий массаж своих рук. При выполнении в паре партнеры по очереди проводят легкий массаж рук друг друга, стараясь при этом чувствовать другого, действовать осторожно, не спеша. Начиная с легкого массажа, следует спросить партнера, хочет ли он более интенсивный массаж, или нет.
Общее время на разогрев составляет до 10 минут (по 5 минут на каждую руку). Разогрев начинается с рассматривания руки. При этом следует обратить внимание на общее впечатление, телесные ощущения.
Завершив разогрев, следует сконцентрироваться на телесных ощущениях (особенно в руках) и эмоциональном состоянии, отметить возникшие изменения, а также воспоминания и ассоциации.
Дальнейшая работа связана с созданием изображения одной или обеих рук. Рисующий может представить, что он протягивает свою руку помощи, поддержки, принятия, прощения, дружбы, поощрения себе или другим. Можно также предста
вить, что рука является инструментом воплощения замысла, активной жизненной позиции, контроля над обстоятельствами и т. д.
Клиенты также могут представить себе те качества, которыми они хотели бы обладать, и выразить эти качества путем создания рисунка своей руки.
Рисование начинается с обведения контура руки и продолжается путем заполнения листа бумаги внутри контура и снаружи. Можно по-разному располагать руки на поверхности бумаги. То или иное расположение может служить передаче определенных представлений и вызывать разные ассоциации. При создании изображения обеих рук можно передавать контрастные, взаимодополняющие качества: силы и слабости, мужественности и женственности, рационального и эмоционального, быстрого и медленного,теплого и холодного. Можно также располагать руки сложенными вместе, как в молитвенном жесте. При изображении обеих рук, в особенности, если они находятся в определенном контакте друг с другом, можно задать себе вопрос: «Как изменилась бы моя жизнь, если бы обе руки и связанные с ними противоположные качества смогли «договориться» друг с другом и действовать согласованно?»
Затем созданные рисунки рассматриваются и обсуждаются. При этом можно задать себе и собеседникам вопрос: «Что было передано и осознано в результате проведенной работы? »
Данное упражнение может быть использовано в работе с семьями, когда в сеансах участвуют как дети, так и взрослые. Это обеспечивает дополнительные возможности для совместной деятельности, обмена опытом, общения. Как правило, родителям становятся более понятны их привычные роли, исполняемые ими в отношениях с детьми, а также особенности семейной системы в целом, если семья, создав индивидуальные рисунки, затем помещает их на общий лист бумаги, и каждый находит для своих рук соответствующее место.
Возможны следующие варианты выполнения данного упражнения.
1. Создание отпечатков с последующим разрисовыванием изображений.
2. Создание «Книги рук». Первая и последняя страницы обложки такой книги (дневника) могут представлять собой изображения правой и левой рук ее обладателя. Внутри такой книги могут содержаться записи автора, а также созданные им рисунки. Делая записи и создавая рисунки, он может пытаться ответить на следующие вопросы:
• Что для меня сейчас является самым важным?
• Что я хотел бы сохранить в тайне?
• Что для меня ценно?
• Что я хочу защитить, сохранить?
• От чего я хотел бы избавиться?
• Чем я хотел бы заняться?
• Чем я хотел бы поделиться с другими?
• Что я хотел бы получить в дар или в помощь от других?
3. Разрисовывание рук с тыльной или ладонной стороны, с помощью определенных изобразительных средств (краски для боди-арта, грим, гуашевые краски).
4. Украшение пары перчаток для того, чтобы передать представление о себе, своих занятиях, ролях и т. д.
Прежде чем создавать рисунок, можно задуматься над следующими вопросами:
• Как вы стоите на земле, насколько вы устойчивы (в прямом и переносном смыслах) ?
• Как вы передвигаетесь по земле (в прямом и переносном смыслах), двигаетесь по своей жизни?
• Насколько вы внешне и внутренне свободны, чтобы двигаться к своим целям?
В разных культурах существуют многочисленные выражения, использующие ноги в качестве метафоры для передачи состояния человека, его отношений с окружающей средой, такие как: «Стоять за веру», «Оставлять след на земле» и т. д.
Изображение ног, так же как и изображение рук, может начинаться с разогрева. Он может представлять собой непродолжительную (5—10 минут) прогулку по кабинету или за его пределами. Прогулка может чем-то напоминать медитацию.
Совершая ее, можно обратить внимание на определенные ощущения и поставить перед собой некоторые вопросы, на пример:
• Как вы касаетесь земли, и как вы идете? Какая часть стопы первой касается земли, а какая поднимается первой?
• Сколько шагов вы можете сделать, фокусируясь только на ощущениях в ногах, прежде чем начнете о чем-либо думать?
• Насколько устойчиво вы себя чувствуете во время ходьбы? (Если вы чувствуете себя недостаточно устойчиво, можете, делая вдохи, направлять «жизненную энергию» в центр стопы).
В некоторых культурах Востока существует представление о том, что на стопе находятся энергетические центры. Можно, например, представить, что на стопе распускается «волшебный цветок», соединяющий вас с энергией земли. При этом можно обратить внимание на то, как подобная визуализация повлияет на ваше восприятие собственного тела, его движение.
Что произойдет, если вы замедлите свои движения или их ускорите, или начнете двигаться назад? Какие воспоминания и ассоциации это вызовет?
Вы также можете задуматься над тем, какой смысл имеют особенности вашего движения. Отражают ли они ваше отношение к жизни, себе, другим людям, деятельности? Выполняя данное упражнение в группе, можно предлагать участникам комментировать особенности походки друг друга.
Дальнейшая работа связана с созданием изображения ноги (ног), наподобие того, как это происходило при рисовании рук.
Можно находить разное положение для ног, передающее то или иное состояние или отношение, помещая их на лист бумаги. Создание рисунка начинается с обведения одной или двух стоп с последующим заполнением внутреннего и внешнего пространства контурного рисунка.
При работе в группе можно, используя индивидуальные изображения ног, создать из них «путь» и затем предложить участникам пройти по нему. Каждый участник группы может иметь в своем распоряжении 5 — 20 минут, чтобы пройти этот путь, а затем прокомментировать наиболее важные переживания, мысли и ощущения, возникшие во время его прохождения. Следует обратить особое внимание на ассоциации и воспоминания, которые возникали на разных эта пах пути, а также попытаться увидеть некоторые аналогии между тем, как участник проходил путь во время занятия, и тем, как он «движется по жизни». Возможно, что в процессе прохождения такого пути будет возникать какой-либо рассказ, либо человек будет видеть разные образы, например мест, которые он посещает. Можно также предложить каждому участнику такого упражнения дать название тому, что с ним происходило, например, «Движение в будущее», «Путешествие в пространстве и времени», «Смелее двигайся к своей цели!» и т. д.
«Гуляя по прекрасной земле»- упражнение на основе ритуала индейцев племени навахо
Для выполнения этого упражнения надо представить себе, будто вы идете по прекрасной земле. Вы можете представить себе то место (известное или не известное вам), по которому вы хотели бы совершить данную прогулку. Сначала вы представляете, как совершаете эту прогулку, затем создаете рисунок с изображением своей стопы. Можно создать серию рисунков или отпечатков ноги, располагая их в определенном порядке, словно они являются следами, оставляемыми вами во время прогулки. Можно также разрисовать окружающее ноги пространство.
Можно создать один или несколько рисунков с изображением ваших рук и ног, для того чтобы поблагодарить себя и мир за возможность идти, действовать, касаться различных предметов и овладевать ими, защищать и защищаться, давать и брать, творить и т. д. Это может явиться своеобразным ритуалом прославления жизни, установления контакта со своим телом и его ресурсами. Можно выполнять аналогичное упражнение, создавая изображения любых частей тела для того, чтобы выразить им свою поддержку и признательность за те свойства, которыми они обладают.