Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Психосоматическая саморегуляция: экспрессивные техники

отредактировано Апрель 2017 Раздел: Психосоматика
С фокусировкой на отдельных частях тела
Лицо
Клиенту предлагают изобразить свое лицо, используя на­бор цветных мелков или пастели. При этом глаза клиента должны быть закрыты, чтобы он смог почувствовать свое лицо «изнутри». Ощущая свое лицо, стараясь уловить свое эмоцио­нальное состояние, необходимо медленно прорисовывать вне­шние контуры и черты лица. При этом желательно найти оп­ределенный ритм движения для рисующей руки, по возможности достаточно медленный.

Затем предложите клиенту представить, будто его рисую­щая рука «подключена» к «внутреннему сканеру» (наподобие луча света, позволяющего лучше увидеть и почувствовать кар­тину внутренних ощущений). При этом важно абстрагировать­ся от привычного восприятия процесса рисования портрета, как предполагающего внешний контроль над изобразитель­ным процессом. Клиент должен как можно лучше почувство­вать свое лицо «изнутри» и позволить рисующей руке двигать­ся вслед за «внутренним сканером».

Открыв глаза, необходимо посмотреть на рисунок. Обратить внимание на качество линий, характер изображения, то состо­яние, которое передано на рисунке, а также на то, какие эле­менты изображения доминируют, а какие менее заметны. Пусть клиент сам отметит, чем отличаются его лицо и состояние на портрете от того, как он их себе представлял. О чем ему говорят эти отличия?

Не следует пытаться исправлять рисунок. Можно также рисовать с закрытыми глазами свое тело цели­ком, стараясь почувствовать его «изнутри». При этом рисую­щий может стоять рядом с висящим на стене большим листом бумаги или сидеть или лежать на листе, расположенном на полу. Рисунок может изображать тело в натуральную величину.

При всех вариантах выполнения данного упражнения сле­дует обратить особое внимание на то, чем полученное изображение и переданное на нем эмоциональное и физическое со­стояние отличаются от образа лица и тела, воспринимаемого в зеркале или при рассматривании партнера.

Комментарии

  • какая разница, цветные мелки или нет, если рисуешь с закрытыми глазами?

    я бы предложил рисовать пальцами, так больше тактильного контакта. и можно разными частями тела еще image
  • Изображение рук

    Это упражнение может выполняться как индивидуально, так и в паре. Следует принять во внимание риск, связанный с использованием телесно-ориентированных техник у лиц, перенесших психическую травму. Также следует учесть, что при выполнении этого упражнения в паре, при наличии у кого-либо из участников сенсорных нарушений или физических недостатков, оно может быть связано с высокой эмоциональ­ной нагрузкой и восприниматься как интимный контакт.

    Выполняющий это упражнение проводит легкий массаж своих рук. При выполнении в паре партнеры по очереди про­водят легкий массаж рук друг друга, стараясь при этом чув­ствовать другого, действовать осторожно, не спеша. Начиная с легкого массажа, следует спросить партнера, хочет ли он более интенсивный массаж, или нет.
    Общее время на разогрев со­ставляет до 10 минут (по 5 минут на каждую руку). Разогрев начинается с рассматривания руки. При этом следует обра­тить внимание на общее впечатление, телесные ощущения.
    Завершив разогрев, следует сконцентрироваться на теле­сных ощущениях (особенно в руках) и эмоциональном состо­янии, отметить возникшие изменения, а также воспоминания и ассоциации.
    Дальнейшая работа связана с созданием изображения од­ной или обеих рук. Рисующий может представить, что он про­тягивает свою руку помощи, поддержки, принятия, прощения, дружбы, поощрения себе или другим. Можно также предста­
    вить, что рука является инструментом воплощения замысла, активной жизненной позиции, контроля над обстоятельства­ми и т. д.
    Клиенты также могут представить себе те качества, кото­рыми они хотели бы обладать, и выразить эти качества путем создания рисунка своей руки.

    Рисование начинается с обведе­ния контура руки и продолжается путем заполнения листа бу­маги внутри контура и снаружи. Можно по-разному распола­гать руки на поверхности бумаги. То или иное расположение может служить передаче определенных представлений и вы­зывать разные ассоциации. При создании изображения обе­их рук можно передавать контрастные, взаимодополняющие качества: силы и слабости, мужественности и женственнос­ти, рационального и эмоционального, быстрого и медленного,теплого и холодного. Можно также располагать руки сложенными вместе, как в молитвенном жесте. При изображении обеих рук, в особен­ности, если они находятся в определенном контакте друг с дру­гом, можно задать себе вопрос: «Как изменилась бы моя жизнь, если бы обе руки и связанные с ними противоположные каче­ства смогли «договориться» друг с другом и действовать согла­сованно?»

    Затем созданные рисунки рассматриваются и обсуждают­ся. При этом можно задать себе и собеседникам вопрос: «Что было передано и осознано в результате проведенной работы? »

    Данное упражнение может быть использовано в работе с семьями, когда в сеансах участвуют как дети, так и взрослые. Это обеспечивает дополнительные возможности для совмест­ной деятельности, обмена опытом, общения. Как правило, ро­дителям становятся более понятны их привычные роли, ис­полняемые ими в отношениях с детьми, а также особенности семейной системы в целом, если семья, создав индивидуаль­ные рисунки, затем помещает их на общий лист бумаги, и каж­дый находит для своих рук соответствующее место.

    Возможны следующие варианты выполнения данного уп­ражнения.
    1. Создание отпечатков с последующим разрисовыванием изображений.
    2. Создание «Книги рук». Первая и последняя страницы обложки такой книги (дневника) могут представлять собой изображения правой и левой рук ее обладателя. Внутри такой книги могут содержаться записи автора, а также созданные им рисунки. Делая записи и создавая рисунки, он может пы­таться ответить на следующие вопросы:
    • Что для меня сейчас является самым важным?
    • Что я хотел бы сохранить в тайне?
    • Что для меня ценно?
    • Что я хочу защитить, сохранить?
    • От чего я хотел бы избавиться?
    • Чем я хотел бы заняться?
    • Чем я хотел бы поделиться с другими?
    • Что я хотел бы получить в дар или в помощь от других?

    3. Разрисовывание рук с тыльной или ладонной стороны, с помощью определенных изобразительных средств (краски для боди-арта, грим, гуашевые краски).

    4. Украшение пары перчаток для того, чтобы передать пред­ставление о себе, своих занятиях, ролях и т. д.

    image
    image
    image
  • Изображение ног

    Прежде чем создавать рисунок, можно задуматься над сле­дующими вопросами:
    • Как вы стоите на земле, насколько вы устойчивы (в пря­мом и переносном смыслах) ?
    • Как вы передвигаетесь по земле (в прямом и переносном смыслах), двигаетесь по своей жизни?
    • Насколько вы внешне и внутренне свободны, чтобы дви­гаться к своим целям?

    В разных культурах существуют многочисленные выраже­ния, использующие ноги в качестве метафоры для передачи состояния человека, его отношений с окружающей средой, та­кие как: «Стоять за веру», «Оставлять след на земле» и т. д.

    Изображение ног, так же как и изображение рук, может начинаться с разогрева. Он может представлять собой непро­должительную (5—10 минут) прогулку по кабинету или за его пределами. Прогулка может чем-то напоминать медитацию.
    Совершая ее, можно обратить внимание на определенные ощущения и поставить перед собой некоторые вопросы, на­ пример:
    • Как вы касаетесь земли, и как вы идете? Какая часть стопы первой касается земли, а какая поднимается первой?
    • Сколько шагов вы можете сделать, фокусируясь только на ощущениях в ногах, прежде чем начнете о чем-либо думать?
    • Насколько устойчиво вы себя чувствуете во время ходь­бы? (Если вы чувствуете себя недостаточно устойчиво, мо­жете, делая вдохи, направлять «жизненную энергию» в центр стопы).

    В некоторых культурах Востока существует представление о том, что на стопе находятся энергетические центры. Мож­но, например, представить, что на стопе распускается «вол­шебный цветок», соединяющий вас с энергией земли. При этом можно обратить внимание на то, как подобная визуали­зация повлияет на ваше восприятие собственного тела, его движение.
    Что произойдет, если вы замедлите свои движения или их ускорите, или начнете двигаться назад? Какие воспоминания и ассоциации это вызовет?
    Вы также можете задуматься над тем, какой смысл имеют особенности вашего движения. Отражают ли они ваше отно­шение к жизни, себе, другим людям, деятельности? Выполняя данное упражнение в группе, можно предлагать участникам комментировать особенности походки друг друга.

    Дальнейшая работа связана с созданием изображения ноги (ног), наподобие того, как это происходило при рисовании рук.
    Можно находить разное положение для ног, передающее то или иное состояние или отношение, помещая их на лист бума­ги. Создание рисунка начинается с обведения одной или двух стоп с последующим заполнением внутреннего и внешнего пространства контурного рисунка.

    image
  • Прогулка на основе создания «пути» из нескольких рисунков

    При работе в группе можно, используя индивидуальные изображения ног, создать из них «путь» и затем предложить участникам пройти по нему. Каждый участник группы мо­жет иметь в своем распоряжении 5 — 20 минут, чтобы прой­ти этот путь, а затем прокомментировать наиболее важные переживания, мысли и ощущения, возникшие во время его прохождения. Следует обратить особое внимание на ассо­циации и воспоминания, которые возникали на разных эта­ пах пути, а также попытаться увидеть некоторые аналогии между тем, как участник проходил путь во время занятия, и тем, как он «движется по жизни». Возможно, что в процессе прохождения такого пути будет возникать какой-либо рас­сказ, либо человек будет видеть разные образы, например мест, которые он посещает. Можно также предложить каж­дому участнику такого упражнения дать название тому, что с ним происходило, например, «Движение в будущее», «Пу­тешествие в пространстве и времени», «Смелее двигайся к своей цели!» и т. д.

    «Гуляя по прекрасной земле»- упражнение на основе ритуала индейцев племени навахо

    Для выполнения этого упражнения надо представить себе, будто вы идете по прекрасной земле. Вы можете представить себе то место (известное или не известное вам), по которому вы хотели бы совершить данную прогулку. Сначала вы пред­ставляете, как совершаете эту прогулку, затем создаете рису­нок с изображением своей стопы. Можно создать серию ри­сунков или отпечатков ноги, располагая их в определенном порядке, словно они являются следами, оставляемыми вами во время прогулки. Можно также разрисовать окружающее ноги пространство.
    Можно создать один или несколько рисунков с изображе­нием ваших рук и ног, для того чтобы поблагодарить себя и мир за возможность идти, действовать, касаться различных предметов и овладевать ими, защищать и защищаться, давать и брать, творить и т. д. Это может явиться своеобразным ри­туалом прославления жизни, установления контакта со сво­им телом и его ресурсами. Можно выполнять аналогичное упражнение, создавая изображения любых частей тела для того, чтобы выразить им свою поддержку и признательность за те свойства, кото­рыми они обладают.
  • С фокусировкой на теле
    image
  • Кому интересно продолжение в этой книге
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!