И (Приумножение): возрастать, приближаться, прибавлять; укреплять, поддерживать, благодетельствовать; изобилие, переизбыток, чрезмерность; тонизирующий, плодородный, изобильный; полезный, выгодный, благоприятный. Иероглиф изображает сосуд, переполненный материальными и духовными благами.
Благоприятно иметь, куда выступить.
Благоприятен брод через великую реку.Это время роста и развития. Усиливайте свое участие во внешних делах, вкладывайте большее энергии в осуществление своих замыслов. Это хорошее время для того, чтобы начать крупный проект или основать новое предприятие. Озаряйте все вокруг, отдавайте без остатка, будьте подобны восходящему солнцу. Воодушевляйте людей. Исправляйте ошибки, но не впадайте в крайности. Новая энергия насыщает мир. Избавьтесь от старых представлений. Небо покрывает все сущее, Земля дает рождение всем существам. Вместе они приумножают и поддерживают мириады вещей. Если вы осознаете это, то постигнете сущность приумножения.
То, о чем будет, говорится в данной гексаграмме, уже было частично намечено в предыдущей. Убавление отрицательных сторон приводит к приумножению положительных. Но само собой такое приумножение положительных сторон возможно лишь в том случае, если злу противопоставляется активное создание добра, а не простое выжидание. Поэтому в ситуации Приумножения чрезвычайно важно сохранение и действие той внутренней правдивости, которая намечалась уже из предыдущей ситуации. Здесь сама ситуация предполагает к тому, чтобы, исходя из внутренней правдивости, предпринять какое-нибудь серьезное и большое дело, ведущее к крупным переменам.
Внешний и Внутренний миры: Ветер (Дерево) и Гром
Энергия, поднимающаяся изнутри, насыщает и пронизывает внешний мир.
Скрытая возможность: 23 (Разрушение)Приумножение и возрастание содержат скрытую возможность избавления от ненужного и устаревшего.
ПоследовательностьУмаление укрепляет основу вещей. Осознание этого позволяет пользоваться приумножением.
ОпределениеПриумножение содержит начало убыли.
СимволВетер и гром. Приумножение.
Благородный человек умножает силу и добродетель.
Если благородный человек обнаруживает избыток, он устраняет его.
Линии гексаграммы
Линия 1Вначале девяткаБлагоприятствует необходимости вершить великие дела.
Изначальное счастье. Хулы не будет.Подготовьтесь к великим свершениям. Это не ошибка. Путь открыт, хотя сейчас вы занимаете низкое положение и ваши ресурсы незначительны.
Многое из того, что происходит в этой ситуации, было уже намечено в предыдущем. Первая позиция, которая представляет собою преемницу всей предыдущей ситуации, особенно предрасположена к тому, чтобы совершить те великие действия, о которых говорит основной афоризм. Произведение великих действий здесь является уже чем-то необходимым. И только при наличии такой деятельности, которая идет по пути приумножения не только своих собственных достоинств, но и всего окружения, осуществится тот благоприятный исход, который идеально может быть мыслим здесь.
Линия 2Шестерка втораяМожно и умножить то, в чем недостаток.
Черепаха — оракул ценой в десять связок монет.
От его указаний невозможно уклониться.
Вечная стойкость — к счастью.
Царю надо проникнуть с жертвами к богам.Первые афоризмы совпадают с пятой позицией предыдущей гексаграммы, что указывает на тесную связь между убылью и приумножением. Путь открыт, ничто не может вам противоречить. Это время для совершения великой жертвы, поэтому употребите свою энергию на достижение высшей цели, пусть даже это не сулит никаких выгод в настоящем.
Тот афоризм, который был нами рассмотрен на пятой позиции предыдущей гексаграммы, здесь находится на подобающем месте. Поэтому, не повторяя объяснения образов данного афоризма, которое было сделано выше, непосредственно переводим самый афоризм. Он, правда, осложнен здесь еще указанием на жертвоприношение, но оно является лишь развитием основного образа, уже рассмотренного выше.
Линия 3Шестерка третьяПриумножай и при посредстве несчастных событий.
Хулы не будет.
Если сам, обладая правдой, пойдешь верным путем,
Если заявишь об этом князю и поступишь по его указанию,
Хулы не будет.Вы испытываете противодействие, но можете направить его себе на пользу и укрепить собственные силы. Имейте образец для подражания и руководствуйтесь его советами, тогда вам не придется сожалеть о содеянном.
На пользу человеку может быть не только помощь, которую ему оказывает кто-нибудь другой. Но, как это ни странно, и противодействие, оказываемое человеку, может быть направлено ему на пользу и на приумножение его достоинств и сил, ибо в борьбе с препятствиями человек может закалить и укрепить свои, уже присущие ему силы. Здесь сказывается влияние шестой позиции, которая не столько способствует и помогает третьей, сколько противоборствует ей, ибо в ней процесс приумножения уже заканчивается. Но при наличии необходимой внутренней правдивости, при умении совершать нужные и верные поступки именно это противодействие может привести человека к благоприятному исходу. Он не должен скрывать свои силы, приобретенные на других путях. Но в своей деятельности он должен иметь перед собой некий руководящий образец, ибо его собственной силы для определенной своей деятельности здесь еще не хватает, так как здесь процесс приумножения еще не доведен до предельной высоты.
Линия 4Шестерка четвертаяЕсли, двигаясь верным путем, заявишь об этом князю,
То все пойдут за тобой.
Благоприятно, при необходимости, перенести столицу, заручившись поддержкой.Центр событий смещается. Замышляя крупное дело, заручитесь поддержкой как высших, так и низших. Ваша сила — в объединенном движении.
Те крупные события и действия, о которых говорилось в общем, афоризме ко всей гексаграмме, здесь могут быть доведены до их реализации. Одним из образов крупных действий, значительных и отмечавшихся в истории, в древнем Китае рассматривалось перенесение столицы. При нем царь должен был, конечно, считаться с голосом своих вассалов, и, только найдя в них поддержку, он мог решаться на перенесение столицы. Так расшифровывается данный текст, в образах которого по существу говорится лишь о предприятии какого-нибудь серьезного дела, которое затрагивает не только самого деятеля, но и его окружение.
Линия 5Девятка пятаяОбладая правдой, облагодетельствуешь сердца людей,
Но не спрашивай их об этом.
Обладание правдой облагодетельствует и твои собственные достоинства.Руководствуйтесь благородством и добродетелью. Не омрачайте сердца людей даже тенью подозрения. Духи помогают вам. Если будете бескорыстны к другим, ваши достоинства станут очевидными для всех.
Верхняя триграмма символизирует внешнее, равно как и деятельность, направленную вовне, поэтому приумножение, которое имеется в виду здесь, не может быть направлено исключительно на свою собственную пользу. Здесь более чем где бы то ни было, выступает необходимость. Направить приумножение на окружающих людей, в особенности на людей, стоящих ниже в каком бы то ни было смысле. Здесь необходимо, как говорит текст, облагодетельствовать людей. Но помощь, оказываемая извне, была бы лишь искажением этой помощи, если бы оказавший милость спрашивал людей, которые получили что-нибудь от него, о том, хорошо ли им стало. Такая помощь производила бы впечатление, в конце концов, корыстного действия. Если человек может воздержаться от этого и производит великие действия для окружающих бескорыстно, то, в конце концов, это повышает и его собственные моральные качества.
Линия 6Наверху девяткаНичто не приумножит это, а, пожалуй, разобьет это.
При воспитании сердец не будь косным. Иначе — несчастье.Ваша помощь скорее удерживает людей, а не позволяет им свободно развиваться. Появилась серьезная угроза вашему благополучию. Косность будет иметь пагубные последствия.
Характер действия этой позиции уже был отмечен нами при рассмотрении третьей позиции. Это тоже оказание пользы и помощи другим, но оказывается эта помощь своеобразно, не столько непосредственным приумножением их достоинств, сколько оказанием препятствий их действиям. Однако если бы человек, действующий исходя из этой позиции, стремился исключительно ставить препятствия, то он не был бы на верном пути. Косность в этом отношении была бы пагубной для себя самого, ибо окружающими была бы воспринята не столько его своеобразная воспитательная деятельность, сколько его суровость, граничащая с жестокостью.