Би (Приближение): объединяться, заключать союз; духовная связь между людьми; упорядочивать вещи по категориям, выбирать и сравнивать; находить занятие по душе; гармонизировать, сочетать; соседи; равный, идентичный; работать вместе. Иероглиф изображает человека, который остановился и оглядывается по сторонам, изучая.
Счастье.
Вникни в оракул. Изначальная вечная стойкость. Хулы не будет.
Не лучше ли сразу прийти?
Кто опоздает, тому — несчастье.Это время для упорядочения существующего и создания категорий. Процесс упорядочения должен управляться не только разумом, но и сердцем. Ищите изначальные свойства вещей. Сравнивайте и сортируйте сущее в соответствии с его природой. Не бойтесь задавать вопросы, чтобы прояснить свою связь с людьми и событиями. Это не время для успокоения. Ситуация быстро меняется, связи распадаются и восстанавливаются. Если кто-то медлит, путь для него может оказаться закрытым. Избавьтесь от старых представлений. Вы должны найти новые способы соотношений между происходящим. Перемены не обязательно будут мучительными. Пусть радость, гармония и удовольствие послужат для вас ориентирами. Дайте каждому событию свое место, где оно будет смотреться естественно рядом с другими. Воспользуйтесь предоставленной возможностью и измените положение дел уже сейчас. Если вы опоздаете, путь будет закрыт.
Достижение победы – завоевание – это лишь момент, результат которого должен быть закреплен. Действие, направленное на закрепление победы, характеризует данную ситуацию. Оно состоит во взаимном сближении победителя и завоеванной им области, которое возможно потому, что победа обозначает уничтожение и подчинение всего того, что чуждо, что не способно к сближению. Для последнего здесь необходимо поставить правильный прогноз будущего развития, причем речь пока идет не столько о достижении благосостояния завоевываемой области, сколько о предотвращении внешних сил, действующих разрушительно. Если для предыдущей ситуации момент победы является последним моментом, то для данной ситуации он выступает в роли ее начала. В нем те изначальные соотношения, которые подлежат стойкому сохранению на все будущее.
Так дело обстоит с точки зрения того, к кому оно приближается. Для тех же, которые приближаются к нему, необходимо иметь в виду то, что в данной ситуации возможно самое благотворное сближение, которым должны воспользоваться сразу же все способные к сближению. Опоздание в таких условиях равносильно отказу, равносильно превращению из соучастника победы в побежденного и разбитого. – В процессе познания, пока новое знание еще не достигнуто, приходится проделывать различные действия для его достижения. Тут и противопоставление знания незнанию, и приведение в стройность хаоса переживаний, и проникновение в пока недоступную стихию еще не познанного, и отграничение от случайных, мешающих представлений. Но вот познание завоевано. Это значит, что все эти действия доведены до положительного результата. Тогда в области познания все родственное ей достижимо, ничто чуждое ей не препятствует. Возможно и нужно сближение нового, высшего познания с прежде познанным. То, что сохраняет в последнем силу убедительности, несмотря на достижение нового познания, стоящего на высшей ступени, сразу же объединяется с ним в единую систему знания. Те же познания предыдущих ступеней, которые в данный момент являются опоздавшими, т. е. уже не пригодными, обречены на гибель. Такова промежуточная ситуация между завоеванием победы и будущим воспитательным действием ее.
Внешний и Внутренний миры: Вода и Земля
Связь с внешним миром распадается, в то время как во внутреннем мире появляются новые способы группировки сущего.
Скрытая возможность: 23 (Разрушение)Классификация сущего в соответствии с его качествами содержит скрытую возможность избавления от устаревших форм.
ПоследовательностьВо множестве должно быть место для группы. Осознание этого позволяет пользоваться приближением.
ОпределениеПриближение означает радость.
СимволПо земле течет вода. Приближение.
Властители древности назначали вассалов, чтобы править всем сонмом городов.
Линии гексаграммы
Линия 1Вначале шестеркаПриближайся к тому, кто владеет правдой.
Хулы не будет.
Он полон правды, как наполненный кувшин.
Придешь к нему, будет счастье и для других.Ситуация благоприятствует установлению связи с духами. Приближаясь бескорыстно, приобретете выгоду для себя. Все еще только начинается.
Самый далекий от победителя и в то же время самый податливый круг подчиненных лишен возможности самостоятельно действовать. Он самым интенсивным образом стремится приблизиться к победителю, ибо в нем особенно чувствуется удаление от победителя, который (принимая во внимание предыдущий комментарий) предстает здесь как носитель нового, истинного познания: как “обладатель правды”. Отношения здесь, в начале сближения, еще чрезвычайно просты, лишены вычурности и искусственности. Поэтому “обладатель правды” полон ею, как простой бесхитростный глиняный кувшин полон водой. Не во внешности его дело, а в его содержании. Каждый приближающийся к нему, даже действуя ради себя самого, совершает все же то, чего требует ситуация. Поэтому, приходя к нему безоговорочно, до конца, он созидает счастье не только для себя, но также и для других. Пассивно храня свое знание, он включается вместе с ним во всю систему вновь завоеванного уровня миропонимания и образует для последнего как бы границу, оформляющую его. В этом полезное действие простого человеческого рассудка, здравого смысла, который заменяется иными типами познания на дальнейших этапах.
Линия 2Шестерка втораяПриближайся к цели изнутри.
Стойкость — к счастью. Путь открыт.Путь из внутреннего мира во внешний открыт. Не потеряйте ощущение внутренней связи со своей целью.
То приближение, которое мыслится здесь, – это не внешняя, не чисто пространственная близость, а сближение по существу, для которого определяющим является лишь внутреннее созвучие. Поэтому в процессе данной ситуации в первую очередь учитывается ее ритм и созвучия данного ритма. Мы уже неоднократно видели, что процесс, выраженный в той или иной гексаграмме, представляет собою ритм двух волн, в которых вторая и пятая позиции выражают высшие точки развития каждой волны. Поэтому между ними существует такое именно внутреннее сродство. Здесь оно еще поддержано противоположностью сил Света (5) и Тьмы (2), а, следовательно, и их взаимным тяготением. При всем этом здесь обе эти силы занимают свои позиции нормально.
Поэтому именно между ними, возможно, самое правильное, самое плодотворное сближение. Если в нем вся суть данной гексаграммы, то в данной черте она выражена более всего по существу лишь в понятиях, тогда как ее образная разработка в представлениях будет показана в тексте пятой черты. Здесь также отмечается тот момент в познании, который характеризуется страстью, тяготением к познанию, но также и полной возможностью реализовать это тяготение. Оно есть, и ничто ему не препятствует. Последнее даже выражается чисто графически: ведь между второй чертой (субъект желания) и пятой (объект желания) нет сильных, могущих оказывать сопротивление черт. Однако на данном этапе имеется в виду лишь приближение, но еще не достижение объекта желания. И если для пятой позиции, как увидим, будет характерно полное и совершенное познание, то для данной – лишь стремление к нему и обладание им не реально, а лишь в идеале. Последнее, все же, возможно, потому что грань между внутренним и внешним здесь уничтожена силой созвучия и взаимного тяготения их.
Линия 3Шестерка третьяПриближаешься к цели, но она не та.Приближение еще не закончено. Если это человек, оставьте его в покое, если это идеал, то не тот, который вам нужен.
Стремление к объекту – высшему идеалу – остается и здесь, но более благоприятные условия уже миновали. Речь здесь идет об опоздавших, о которых говорится в тексте самой гексаграммы. Уже само стремление есть сила, а наличие силы необходимо вызывает противоборство. Так субъект здесь лицом к лицу противостоит всем отрицательным силам, которые в комментаторской литературе иногда рассматриваются как инфернальные. Это выражено и в том, что здесь налично лишь стремление к идеалу при полной невозможности осуществления его, ибо качества, столь благотворно действовавшие на предыдущий ступени: созвучие, нормальность, сосредоточенность, полностью отсутствуют здесь. Последняя возможна лишь на второй и на пятой (центральной в триграмме) ступенях, первая же и вторая – на данной позиции отсутствуют: и третья и шестая позиции заняты однородными и поэтому несозвучными силами, и третья, нечетная позиция занята не по норме слабой чертой.
Линия 4Шестерка четвертаяВнешнее приближение к цели.
Стойкость — к счастью. Путь открыт.Теперь ваша цель уже различима. Вы проявили себя с лучшей стороны, и путь открыт.Продолжайте следовать в том же направлении.
После пережитого кризиса приближение опять возможно, однако внутреннее сродство уже не восстановимо. Для него время уже упущено. И единственное, что здесь возможно, – это внешняя, пространственная близость, которая в данных условиях тоже значима. – Если речь была о внутреннем сродстве понятий, то теперь дело идет о близости их сопоставления. При этом, конечно, грани сопоставленных понятий разделяют их, как и соединяют, т.е. “сближают”. Для удачи здесь нужно лишь стойкость сохранения такого status quo. Древнейшая комментаторская традиция считает эту близость близостью к правителю его советников, между которыми она может поддерживаться не в силу внутреннего созвучия, а лишь в силу подчинения советников верховной власти.
Линия 5Девятка пятаяЯвное приближение.
Царю следует ставить загонщиков лишь с трех сторон.
И отпускать дичь, которая уходит вперед.
Тогда для горожан не будет запретов, и будет Счастье.В достижении цели будьте подобны царю, который отправляется на охоту. Не закрывайте все пути бегства. Тогда добычей станет то, что само придет к вам. Вам не нужно связывать людей запретами, чтобы они повиновались вам. Путь открыт (счастье).
Если в предыдущем приближение рассматривалось со стороны тех, которые приближаются, то теперь оно рассматривается со стороны того, к кому приближаются. Этот объект приближения выражен единственной световой чертой, к которой, в силу полярности, тяготеют все остальные. Здесь достаточно одного качества этого объекта, его явности, которое сообщает оттенок явности всему процессу приближения. Однако это не пассивное допущение бесформенного и вольного приближения, а совершенно определенное оформление свободы приближающихся. Оно выражено в образах, заимствованных из обрядов древнего Китая. Как на это указывает один из значительных комментаторы – сунский Чэн И-чуано, уже при династии Чжоу существовал культовый обряд царской охоты, при котором загонщики ставились лишь с трех сторон поля. Четвертая же сторона бывала, открыта, и дичь, которая бежала от охотящегося царя, могла свободно избежать смерти. Таким образом, оказывались убитыми лишь те животные, которые шли прямо на охотника, которым “жизнь не была нужна” и они “сами отдавали ее ему”. Полагали, что такое действие царя является сильно действующим прообразом для всего населения, что оказываются излишними всякие запреты. Так выражена эта свобода, оформленная все же рамками необходимости.
Линия 6Наверху шестеркаПриближение к цели лишено главного.
Несчастье.В конце возникает ситуация избыточного развития. Цель внезапно оказывается утраченной, остается лишь движение по инерции. Путь закрыт. Переходите к новому этапу, иначе вас ждет беда.
Последняя ступень указывает на некоторое переразвитие. Таково и переразвитие приближения. В нем утрачено ощущение объекта приближения, и остается лишь само приближение неизвестно к чему. Одно бесцельное стремление.