Лондон. Британский музей. Группа туристов в сопровождении гида посещает экспозицию, посвященную древнему Египту.
- Этому саркофагу пять тысяч лет,- поясняет гид.
Бородатым человек в тюрбане - в нем можно узнать Муллу Насреддина, отделяется от группы и говорит:
- Неправда: этому саркофагу пять тысяч и три года.
Туристы поражены, гид недоволен.
Группа перемещается в следующий зал.
- Этой вазе, - говорит гид, - две тысячи пятьсот лет.
- Две тысячи пятьсот три, - поправляет Насреддин.
- Но послушайте, как вы можете настолько точно датировать столь древние экспонаты? Даже если вы уроженец Востока! Никто в мире не может знать точный возраст этих предметов!
- Все очень просто! Когда я в последний раз посещал эту экспозицию, а это было ровно три года назад, вы говорили, что этой вазе две с половиной тысячи лет.
ИДРИС ШАХ. «Премудрости неподражаемого Муллы Насреддина»Человек, знающий все.ВераМир несовершенен. Я живу, чтобы сделать его лучше.
Подобно крестоносцу на боевом коне, который отправляется в поход с целью обращения неверных, номер 1, уверенный в том, что ему открыта Истина, берет на себя миссию привнести в мир свой собственный взгляд на вещи.
ГордостьЯ честен и трудолюбив
ДетствоВ основе поведения номера 1 лежит система защиты, заложенная еще в детстве. Чаще всего речь идет об одном из двух вариантов:
- Номер 1 воспитывался в атмосфере строгости, где значительное место было отведено морали. Любая, даже самая незначительная оплошность выявлялась и наказывалась, в то время как любой успех и положительные качества считались нормой. В результате у человека появлялось ощущение, что за каждым его шагом кто-то пристально и оценивающе следит, возникала неуверенность в том, что он делает добро или поступает справедливо. Взрослые постоянно ждали и требовали от ребенка, чтобы он был идеальным, как следствие, он не мог позволить себе слабость или лень, чувствовал себя обязанным выглядеть в обществе как образцовое лицо семьи (быть опрятным, послушным, порядочным, безупречным, соблюдать общепринятые нормы). Такой ребенок прочно поставлен на рельсы, которые заставляют его во всем быть комильфо, и о том, чтобы с них сойти, не может быть и речи. Возможно, он все-таки бунтовал и даже сбегал из дома, но со временем, номер 1 всегда перенимает у родителей эстафетную палочку успокаивающей строгости и с гордостью продолжает нести семейное знамя.
- На номер 1 слишком рано ложится тяжелый груз ответственности (в виде больной или депрессивной матери, многодетной семьи, прочих семейных трудностей). Сравнивая себя с окружающими, такой ребенок нередко стыдится своего происхождения и своей семьи. Он старается навести порядок и возлагает на себя эту ответственность, чтобы чувствовать себя в безопасности и повысить самооценку. Зачастую он становится гиперобязательным, берет ситуацию в свои руки, погружается с головой в дела, развивая в себе солдатские качества. Номер 1 видит перед собой пропасть, которая разделяет его идеальное представление о жизни (часто в сравнении с другими семьями) с собственным плачевным положением, и это осознание превращает его в сгусток энергии, которая направлена на ликвидацию этой пропасти. Таким образом, все чрезмерно усложняется. Работа за двоих, учеба за двоих, желания, требования в двойном объеме. Попытки засунуть в рот в два раза больший кусок пищи, чем это сделал бы другой человек. У номера 1 такая активность проявляется очень рано. В его детстве практически нет места удовольствиям, поскольку удовольствия начинаются тогда, когда заканчиваются обязанности, но никак не раньше.
Доминирующий центр: физический (1,8,9)
Номер 1 всегда в движении, всегда занят, у него всегда есть дела, которые он считает необходимым минимумом, поскольку он никогда не удовлетворен полученным результатом, если только, по воле случая, он не приближается к совершенству. Его кредо — делать что-то для того, чтобы быть полезным, чтобы избавиться от чувства вины, возникающего при желании остановиться и ничего не делать, чтобы выглядеть в собственных глазах человеком, идущим вперед, ни на что не жалуясь, делать хоть что-то, поскольку тело представляет собой наилучший инструмент для того, чтобы укротить мир и занять в нем свое место.
Номер 1 чувствует себя в своей тарелке при выполнении любого вида деятельности, в котором тело обуздано и «заточено» под бытовые нужды. Речь идет о «пути факира», о котором писал Гурджиев, пути, ведущем к идеальному контролю над телом, которое беспрекословно повинуется номеру 1 во всем, что касается прогресса и стремления к совершенству. Иногда тело начинает бунтовать против чересчур грубого обращения, и это проявляется в том, что отдельные суставы отказываются сгибаться, становится трудно наклоняться и т. д.
Чрезмерное и не вполне корректное использование физического центра осуществляется в ущерб другим центрам, в особенности эмоциональному, с которым номер 1 находится в натянутых отношениях: эмоции переживаются как препятствия к прогрессу, как нечто, мешающее самоконтролю, который необходим для поддержания безупречного имиджа. Недостаток гибкости в отношениях приводит к физической скованности, которая, позитивно проявляясь внешне, придает номеру 1 естественную элегантность. Что касается интеллектуального аспекта, отсутствие гибкости проявляется в твердой позиции, вплоть до фанатичности, которая не способствует открытости миру и принятию изменений.
Стремится избежать: совершить ошибкуНомер 1 избегает критики, терпеть не может, когда его обвиняют в совершении ошибки, в нечестности или ненадежности. Для номера 1 нет ничего хуже, нежели быть заподозренным в том, что он несовершенен. Он критически к себе относится, винит себя в том, что недостаточно хорош, что недостаточно над собой работает. Самые невинные замечания в его сторону он воспринимает как оскорбления, обижается и, будучи крайне чувствительным, долго не может забыть обиду. Она может терзать его и через двадцать лет!
Страстное чувство: гнев
Пример: К Мадлен неожиданно приехали внуки, она готовит незапланированный ужин. Неприятное занятие, она никогда не любила этого делать. Поскольку она ничего не предусмотрела заранее, она боится принять внуков недостаточно хорошо, выйти из идеального образа «доброй, гостеприимной бабушки». Она считает, что меню всегда должно планироваться заранее, а изменения в последнюю минуту стесняют и раздражают ее. Наконец, она решает приготовить макароны и высыпает их в большую кастрюлю. В это время один из ее внуков, пятнадцатилетний мальчик, произносит следующую фразу: «Ба, ты знаешь, я голоден! Ты уверена, что у тебя достаточно макарон?» Бабушка воспринимает простой вопрос как оскорбление, поскольку она всегда славилась щедростью в приготовлении еды, но при этом вечно волновалась, что приготовила слишком мало. II вот она сжимает губы, в глазах у нее появляются слезы, она старается скрыть эмоции, но на ее лице читается гнев. Быстрым движением она добавляет в кастрюлю еще немного макарон, заявляя, что у нее пока никто не выходил из-за стола голодным.
Проходит десять лег, а эта история всплывай на каждой встрече в кругу семьи, вызывая неприятный осадок, при каждом удобном случае отпускаются колкие замечания в адрес внука, запятнавшего безупречный образ гостеприимной бабушки.
Номер 1 не выносит критики со стороны, но при этом он не перестает сам себя критиковать, и этого ему хватает с избытком. Итак, он старается во всем быть идеальным, чтобы ни у кого не было повода его порицать. Но, поскольку собственную безупречность, не говоря уже о безупречности окружающих, невозможно поддерживать долго, номер 1 все время чувствует раздражение из-за того, что не может все устроить гак, как он хочет. И безупречный механизм запланированных событий то и дело попадают песчинки, окружающие не всегда поступают «правильно». Внешне номер 1 свое недовольство не проявляет, сжимая зубы, стремится подержать имидж «комильфо», высказывает свое мнение короткими, отрывистыми, как иголки, фразами, сухим тоном. Дома он часто ходит с раздраженным видом, постоянно возмущается, долго помнит обиды. Он может вспылить, увидев не положенный на место тапок или услышав за столом бранное слово. Нередко от номера 1 можно услышать высказывания вроде «Надо... Это неправильно... Я бы не хотел, чтобы все думали... Я считаю, что... Если я сказал, значит, я сказал... Я в самом деле не понимаю, почему вы...»
Проблема с гневом: (1,8,9)Гнев чувствуется постоянно, но он все время сдерживается, потому что проявлять его невежливо. Нередко челюсти сжимаются так, что зубы чуть ли не скрипят. Человек не произносит ни слова, но окружающие чувствуют невысказанный упрек. Бывает, вы замечаете взгляд, готовый просверлить вас насквозь, и думаете: «Ну что я еще мог такого сделать?» - чувствуя себя виноватым перед этим требовательным человеком, который никогда не бывает удовлетворен, который всегда забывает дать позитивную оценку чему-либо, указывая лишь на пробелы, которые можно устранить.
Борьба с постоянно возникающим на ровном месте гневом развивает у номера 1 чувство вины, чрезмерными требованиями к себе и окружающим он сам себя наказывает. Это бравый солдат, который постоянно марширует или пробивается сквозь ряды противника, но при этом никогда не возвращается без награды.
Моральные установки: оценка, осуждение, злопамятностьНомер 1 в первую очередь обращает внимание на то, что у вас хуже всего получается. Это моментально становится его навязчивой идеей и вызывает возмущение, в его глазах вы превращаетесь в «несерьезного» человека, достойного всяческого порицания. Ему потребуется немало времени, прежде чем он сможет избавиться от этой категоричной оценки, поскольку если у номера 1 появляется точка зрения, он редко ее меняет, если, конечно, «обвиняемый» не извинится и не пообещает больше не повторять ошибок. И, наконец, для номера 1 существуют две категории людей: «правильные» и «все остальные». С последними он, само собой, предпочитает не связываться.
Номер 1 постоянно сравнивает себя с окружающими, чтобы проверить, насколько он продвинулся в своих собственных глазах. Если вы добиваетесь успехов, если вы ведете себя «лучше» в соответствии с его критериями, он сразу же чувствует себя ничтожным и несостоявшимся, начинает страдать от сильного чувства неполноценности, которое повергает его в уныние, если только жажда первенства не заставит его пытаться соответствовать вам. В таком случае, он положит на это все свои силы.
Если же вы, согласно его критериям, не настолько хорошо себя показали, он будет чувствовать себя спокойнее, взирая на вас со снисходительным видом, оценивая вас по вашим ошибкам и заблуждениям. В этом случае он будет озабочен тем, чтобы заставить вас измениться, выставляя себя в качестве возможной модели или ориентира. Боже вас упаси отказаться от его помощи! Вы мгновенно пополните когорту людей, не внушающих доверия и не заслуживающих его уважения, и вам впоследствии будет очень трудно избавиться от ярлыка, приклеенного к вашему имени.
Качества и потенциал:Ответственность
Надежность
Преданность
Аккуратность
Трудолюбие
Кропотливость
Сознательность
Пунктуальность
Честность
Вежливость
Ограничения и трудности:Несгибаемость
Требовательность
Целеустремленность
Ограниченность
Завистливость
Рутинерство
Вспыльчивость
Нетерпеливость
Боязнь перемен
Нехватка воображения
Работать или жить с эннеатипом 1Номер 1 с трудом подчиняется человеку (начальнику), которого он считает некомпетентным согласно собственным критериям. Он становится крючкотвором, постоянно ссылаясь на закон, установленные порядки, ваши обещания, коллективный договор и т. д.
С тем же усердием он старается «вытянуть окружающих наверх» в том, что касается работы, стремится достичь совершенства во всем, чем бы он ни занимался. Его коллеги ценят в нем предусмотрительность, организаторские способности и внимание к деталям. Они быстро понимают, что излишняя фамильярность номеру 1 не свойственна, что он ревностно относится к соблюдению иерархии лестницы и предпочитает держаться с окружающими на установленном расстоянии.
Номер 1 обычно скуп на комплименты. Советы, которые он вам дает, воспринимаются им самим как знаки внимания, ему довольно трудно осознать, что на самом деле они вас раздражают. Он дает их «из самых лучших побуждений», искренне полагая, что он все знает и умеет лучше всех. Ему важно, чтобы его усилия не остались незамеченными, поэтому он часто намеками старается указать вам, где именно вы ошиблись. Подобное поведение может вызвать у вас желание взбунтоваться, что в большинстве случаев будет воспринято как агрессия.
ПрофессииДля номера 1 комфортными профессиями являются те, которые связаны с телом (врач, массажист, танцор и т. д.), и, как правило, те, в которых требуется постоянное «укрощение» организма (спорт, физические работы, требующие усилий).
Разумеется, идеализм и стремление привнести в мир что-то хорошее нередко побуждают номер 1 к написанию великолепных научных работ, например, в сфере образования, в сфере, которая дает ему возможность предаваться любимому занятию: помогать другим постоянно совершенствоваться. Однако он может по тем же соображениям выбрать работу в контролирующих органах (административная работа, полиция, вооруженные силы и т. д.), позволяющую его любви к морали и правилам реализоваться в полную силу.
Важность подтипаПодтип «замкнутость на себе»: тревога, беспокойствоЭтот подтип очень привязан к своему личному пространству и к своей собственности, которую он тщательно хранит и за которой ухаживает, в отдельных случаях у него даже возникает острый страх потери имущества. Постоянный навязчивый страх нужды трансформируется, в своего рода, скупость, что может создавать определенные проблемы в повседневной жизни. Такой человек ревностно охраняет свою территорию, вследствие чего ему бывает затруднительно нанести визит без предварительного согласования или просто прийти в гости слишком рано. Для самооправдания номер 1 любит использовать неоспоримые доводы: пословицы или отсылки к прошлому. «Мой отец всегда говорил, что нужно экономить», или «Я всегда считал, что его привычка иметь в гардеробе более пяти вещей на сезон слишком расточительна, моя мать никогда себе такого не позволяла», или «Чтобы жить счастливо, нужно жить скрытно, так всегда говорили в нашей семье». Такой человек может обеспечить свою и вашу безбедную старость, но не обольщайтесь, и в этом случае до последнего вздоха он будет испытывать страх нужды.
Половой подтип: ревностьОсновные ценности данного подтипа заключаются в том, чтобы отдавать все семье. Такие люди страдают патологической ревностью и не выносят, когда вы не полностью отдаете себя совместной эмоциональной жизни, как это делают они сами. В таких случаях незамедлительно польется поток упреков. Принцип можно сформулировать следующим образом: «Если я жертвую всем, отказываюсь от всего ради нас, я не понимаю, почему ты не делаешь то же самое». Ваша потребность в независимости и личном пространстве вызывает у такого человека чувство неуверенности, и вам приходится компенсировать ее эмоциональными проявлениями, чтобы разубедить партнера. Его верность отталкивается от противного, он требует верности от вас. Малейший намек на неверность после тридцати лет совместной жизни, никогда, ни в коем случае, не будет прощен, поскольку это не соответствует образу идеального мужчины или женщины: «Я всегда хранил(а) тебе верность, следовательно, ты должен (должна) тоже быть верным(ой), я не заслуживаю того, чтобы ты засматривался(ась) на кого-то еще». Будь то дружеские или профессиональные отношения, номер 1 испытывает ревность, когда его партнер вступает с кем-то в привилегированные, отличные от повседневных, отношения. Только ему вы обязаны отдавать предпочтение, никому другому вы уделять время и внимание не можете... никому, кроме него.
Социальный подтип: сложность адаптацииЭтот подтип стремится быть своим в группе, частью которой он является, как в личной, гак и в профессиональной жизни. Нередко он может, к примеру, перед стажировкой, которую ему предстоит пройти, позвонить организаторам, чтобы уточнить, с какими людьми ему придется столкнуться, какую форму одежды следует соблюдать и т. д. Он боится оказаться отодвинутым на второй план, опасается, что его слова, мысли, действия окажутся незамеченными. Жить рядом с таким подтипом номера 1 – значит периодически идти на уступки и соответствовать его требованиям в тех случаях, когда вы вступаете в контакт с окружающими: «Ты не можешь идти туда в таком виде!» или «Как ты можешь так себя вести на людях? Что они подумают?» или «Надеюсь, они не решили, что я так думаю!».
Важность крыльев
Крыло в направлении номера 2Крыло в направлении номера 2 добавляет к верности и строгости номера 1 откровенность, гибкость, легкость в отношениях, спонтанность, в результате чего ему становится проще вступать в контакт с окружающими. Он также лучше находит общий язык со своим эмоциональным миром и с эмоциональным миром окружающих, отношения с которыми приобретают оттенок изысканной привлекательности. Важно, однако, обращать внимание на то, что такие люди в особенности подвержены риску влияния невысказанных эмоциональных переживаний на здоровье.
Крыло в направлении номера 9С крылом в направлении номера 9 номер 1 умеет выделять время для отдыха, становится более доверчивым, меньше критикует окружающих. Он находит общий язык со здравым смыслом, и даже оказывается способен при необходимости изменить свое мнение. У номера 1, который периодически испытывает необходимость расслабиться и потянуться по направлению к номеру 9, может возникнуть чувство вины. Ему придется включить в распорядок дня паузы для отдыха и позволять отдыхать и другим, он должен будет признать, что в жизни есть место удовольствиям.
Инволюция или дезинтеграция в направлении номера 4Когда номер 1 чувствует себя плохо и вступает на путь регресса по направлению к номеру 4, он становится идеалистом и теряет контакт с реальностью. Он приобретает черты пуританина, начинает излишне строго, в деспотической манере придерживаться правил, изнуряет себя нудной работой, убеждает себя, что знает все лучше других. Непреклонный, ворчливый, раздражительный, он считает, что все вокруг его оценивают. Из-за боязни совершить ошибку он нередко откладывает решения на завтра. Он не умеет снимать напряжение и больше думает об ошибках, нежели о достижениях. Как правило, он вязнет в деталях. Если стресс длится долго, он может стать чрезмерно жестким, фанатичным, чрезмерно себя контролирует и осуждает. Он читает нравоучения. Он может быть жестоким, порой злоупотребляет властью. У него могут развиться отрицательные качества, присущие номеру 4: он истощается, впадает в депрессию, осыпает себя упреками, стыдится себя и размышляет о самоубийстве. Он чувствует себя одиноким, непонятым и нелюбимым. Стресс заставляет всплыть на поверхность чувство неполноценности, скрытое в данном эннеатипе, который, однако, порой поражает непоколебимостью своих убеждений.
Эволюция или интеграция в направлении номера 7Если номер 1 чувствует себя хорошо и прогрессирует в направлении номера 7, перед ним раскрывается больше возможностей для реализации талантов и способностей, а именно: реалистичное стремление к совершенству, терпение, объективность.
Такой человек сознателен и обладает твердыми личными убеждениями. Он ясно чувствует, что хорошо, а что плохо, и имеет высокие моральные принципы. Его козыри - рациональность, справедливость, зрелость, умеренность во всем. Честный и неподкупный, он полностью отдает себя решению проблем, которые того стоят. Обучая других, он проявляет последовательность и самоотдачу, он способен проявлять терпение в отношении тех, кто старается, его можно назвать надежной опорой. Он обладает определенной элегантностью и благородством. Он создаст атмосферу уважения. Он осмотрителен и реалистичен. Он умеет выбрать лучший вариант, основываясь на богатом опыте, без давления на окружающих, не требуя ни от кого невозможного, по мере способностей каждого. Это специалист, способный, благодаря способности убеждать, донести до окружающих свои мысли как они есть, без прикрас, так, чтобы это всем пошло на пользу. Зачастую такой человек становится эталоном, авторитетом. Он также может развить положительные качества номера 7: оптимизм, способность радоваться, креативность.
Комментарии
Крылья: 9 – Медиатор. 2 – Отдающий.
В стрессе: сдвиг к 4 – Трагическому романтику.
В безопасности: сдвиг к 7 – Эпикурейцу.
ФОКУС ВНИМАНИЯ: что правильно и неправильно в каждой ситуации.
АКТУАЛЬНОЕ В ДЕТСТВЕ: быть хорошим, чтобы не попадать в неприятности. Его могут критиковать
или наказывать. Он преждевременно принимает на себя ответственность взрослого человека. Его
редко благодарят или награждают. Всегда критикуют.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ: Белое или черное, нет серого. Может быть критичен по
отношению к себе и к другим. Может использовать понятия «должен», «необходимо». Моральные
герои. Внутренний критичный голос. Высокие стандарты и принципы. Ощущение раздвоенности «Я».
Один правильный способ. Мышление преобладает над чувствованием. Идеалистичный и надежный.
Амбициозный. Трудоголик. Внутренне честный. Чувство вины и тревожность. Ориентация на детали.
Замечает то, чего не хватает. Стремится к совершенству. Часто не в контакте со своими чувствами.
Может подавлять и обращать внутрь свой гнев. Заботится и сочувствует тем, кому меньше повезло в
жизни. Ощущает, что выбора мало. Может подавлять собственные желания. Ему необходимо
контролировать своё окружение. Лоялен. Редко удовлетворен самим собой. Откладывает дела из-
за боязни совершить ошибку.
Стресс. Когда Вы попадаете под давление и становитесь неуверенным, Вы можете узнать в себе
паттерны поведения 4-го типа. Вы легко теряете чувство собственного достоинства и чувствуете, что
проблемы затмевают всё. Вы получаете доступ к своим эмоциям и вспоминаете все те случаи, когда
что-то не получалось. В то же время, Вы начинаете осознавать эмоции других людей, а также то, как
они воспринимают Ваше поведение.
Безопасность. Когда Вы чувствуете себя на седьмом небе, полны ресурсов и находитесь в
безопасности, то Вы используете паттерны поведения 7-го типа. У Вас появляется множество идей,
Вам доставляет удовольствие планирование предстоящих событий, и Вы мечтаете о том, чем,
возможно, Вам захочется заняться в будущем. Вы освобождаетесь от потребности доводить всё до
совершенства и Вам становится легче принимать все, как есть, ничего не исправляя.
Путь развития для типа 1 – узнавать свои эмоции и импульсы и осознавать, что негативные эмоции
быстро исчезают, когда их принимаешь. Таким образом, тип 1 может освободиться от стремления
всех осуждать, и вместо этого ощутить умиротворение и ясность, ведущие к состоянию подлинного
существования, в котором все воспринимается как совершенное и подчиненное высшему «порядку».
Мотивация: Гнев – переживается как возмущение, в основе которого лежит неудовлетворенность.
Может варьироваться от легкого раздражения до истерического гнева и чистой ненависти.
Фиксация: Осуждение, при котором неудовлетворенность выражается через внутреннюю критику
или в виде комментариев по отношению к другим людям. Кроме того, есть тенденция осуждать
предстоящие события и возможную реакцию на них.
Сильная сторона: Спокойствие – это способность быть счастливым и довольным внутренней
гармонией и умиротворенностью, независимо от происходящего.
Сущность: Совершенство – это переживание того, что все во Вселенной: вещи, события, люди и их
поведение, – как раз такое, каким должно быть – каждый момент безупречен.
Принципиальный, идеалистичный тип. Единицы этичны и разумны, с сильным чувством правильного и неправильного. Это учителя и крестоносцы, они вечно борются за улучшение мира, но всегда боятся совершить ошибку. Хорошо организованные и скрупулезные, они всегда стараются поддерживать высокие стандарты, но могут вдруг стать критичными и перфекционистичными. У них наблюдаются проблемы с подавлением зла и нетерпимостью. В своих лучших проявлениях здоровые Единицы мудры, проницательны, реалистичны и благородны. Это люди с высокими моральными принципами.
хорошим самоконтролем, перфекционист.
► ОСНОВНАЯ БОЯЗНЬ: быть плохим, дефективным, злым, порочным.
► ОСНОВНОЕ ЖЕЛАНИЕ: быть хорошим, добродетельным, сбалансированным, иметь целостность.
► ПОСЛАНИЕ СУПЕР-ЭГО: «У тебя все хорошо или нормально, если ты делаешь то, что правильно».
«У меня есть миссия в жизни».
Мы назвали Тип 1 Реформатором, потом у что у Единиц есть чувство миссии, которое приводит к том у, что они хотят так или иначе изменить мир, используя то влияние, которым они обладают. Они жаждут преодолеть неблагоприятную обстановку — в особенности моральную неблагоприятную обстановку — таким образом, чтобы человеческий дух мог воссиять и повлиять на существующее положение вещей. Они стремятся к достижению высоких ценностей даже ценой личного самопожертвования.
История знает множество Единиц, оставивших комфортную жизнь затем, чтобы сделать что -то неординарное, потом у что они чувствовали, что что -то свыше зовет их сделать это. Во время Второй мировой войны Рауль Валленберг оставил комфортную жизнь представителя среднего класса для того, чтобы посвятить себя защите тысяч евреев, живущих в Европе, от нашествия нацизма. В Индии Ганди покинул свою жену и семью, оставил карьеру успешного юриста, чтобы стать странствующим защитником индийской независимости и сторонником социальных изменений ненасильственным путем. Жанна д’Арк ушла из своей деревни во Франции с целью вернуть трон дофину и изгнать англичан из своей страны. Идеализм каждого из этих Единиц вдохновил миллионы людей.
Единицы — это люди практического действия, они хотят быть полезными в самом лучшем смысле этого слова. На некотором уровне своего сознания они чувствуют, что у них есть миссия наполнить жизнь смыслом, по крайней мере, попытаться сделать все, что от них зависит, чтобы уменьшить беспорядок, который они видят в окружающей действительности.
Хотя у Единиц есть сильное желание работать ради цели, они также чувствуют, что им нужно объяснять свои действия самим себе, а также и другим. Такая установка заставляет Единиц уделять много времени осмысливанию последствий своих действий и тому, как удержаться от того, чтобы не начать вести себя в противоречии со своими убеждениями. Вследствие этого Единицы часто убеждают себя в том, что они люди, «думающие в первую очередь головой», рационалисты, которыми движут логика и объективная правда. Но реальность отличается от этого: Единицы на самом деле активисты, которые ищут приемлемое объяснение том у, что, по их мнению, они должны сделать. Они — люди инстинктов и страстей и используют свои убеждения и суждения, чтобы контролировать и направлять себя и свои действия.
Стремясь оставаться верными своим принципам, Единицы стараются не поддаваться влиянию своих инстинктивных побуждений, сознательно не давая им вырваться на свободу. В результате мы получаем тип личности, у которого есть проблемы с подавлением, противостоянием и агрессией. Окружающие обычно считают, что у этих людей хороший самоконтроль, иногда даже и слишком жесткий, хотя Единицы ощущают себя иначе. Им кажется, что они сидят на пороховой бочке страстей и желаний и что им лучше держать их в тайне, пока они или кто-нибудь еще не пожалели об этом.
Кассандра, врач, занимающаяся частной практикой, вспоминает проблемы своей молодости: Единицы верят, что если они будут строги к себе (в результате становясь «совершенными»), то это оправдает их в собственных глазах и в глазах окружающих. Но, стараясь создать собственные стандарты совершенства, они часто попадают в созданный ими самими индивидуальный ад. Вместо того чтобы принять позицию, гласящую, что когда Бог увидел то, что он создал, «и это было хорошо», у Единиц возникает серьезное чувство того, что «нет, это не было сделано хорошо — наверняка там были какие-то изъяны !».
Подобная установка осложняет доверие к собственному внутреннему руководству, доверие к жизни, и Единицы начинают сильно доверять своему СуперЭго, заученному голосу из детства, который ведет их к достижению более великого и доброго идеала, который они так страстно ищут. Когда Единицы полностью идентифицируются со своей личностью, они перестают видеть разницу между собой и этим суровым, непрощающим голосом. Для Единиц личностный рост означает именно отделение от этого голоса и осознание его истинной силы и ограничений.
Пожалуйста, имейте в виду, что подсознательные детские установки, которые мы здесь описываем, не являются причиной появления типа личности. Они просто объясняют тенденции, которые мы замечаем в раннем детстве и которые сильно влияют на наши взрослые взаимоотношения.
Единицы очень старались быть хорош ими детьми: они часто отмечают, что, будучи детьми, им нужно было как-то оправдать свое существование. Просто быть ребенком было недостаточно, и многие молодые Единицы в раннем возрасте бы ли очень серьезными и брали на себя взрослую ответственность. Они понимали, что их родители многого от них ожидают, и, так же как Тройки, часто играли роль Героя Семьи. Молодые Единицы часто стараются со всей серьезностью соответствовать этим ожиданиям.
Джоан, духовный директор религиозной женской организации в Квебеке, до сих пор помнит давление, которое она испытывала, стараясь соответствовать ценностям своей семьи: По разным причинам Единицы переживают чувство разобщенности с фигурой своего защитника (которым обычно является, хотя и не всегда, их биологический отец). Наличие другого взрослого, с которым ребенок может идентифицироваться и идти вперед по жизни, позволяет избавиться от своей зависимости от матери и все больше чувствовать собственную индивидуальность и автономность. Если, несмотря на это, фигура защитника не совсем качественно вы полняет свою роль, молодые
Единицы чувствуют серьезную разочарованность. Они понимают, что их реальный или символический отец не соответствует в достаточной мере их темпераменту и нуждам. Это необязательно означает, что фигура защитника плохая или жестокая, просто между ним и ребенком в определенной мере отсутствует естественная связь.
В результате у ребенка появляется чувство фрустрации и понимание, что он должен стать «отцом » сам себе. В некоторых случаях молодые Единицы реагируют на беспорядок вокруг них, становясь чрезмерно ответственными, «голосом разума» своей семьи. В этом случае они способны установить некоторую автономию и границы — а это является ключевыми чертами этого типа.
Джастин, бизнес-консультант, которая из-за трудного детства была вынуждена развить в себе неусыпные и строгие механизмы защиты: Фактически ребенок говорит: «Я установлю свои собственные линии поведения. Я стану фигурой отца для самого себя и сам себе стану моральным судьей. Я буду поддерживать порядок так, чтобы никто больше не мог мною руководить, я буду сам себя наказывать, чтобы никто больше меня не смог наказать». Единицы стараются превосходить то, что от них ожидают, они следуют правилам так точно, что никто не может их упрекнуть в совершении ошибки, но это стоит им независимости.
Лео, успешный бизнес-консультант, вспоминает сложные моменты его детской адаптации: Единицы чувствуют, что им нуж но превзойти ожидания их защищающей фигуры. Они чувствуют, что им нужно разработать для себя лучший свод правил, они решают, какие правила будут правильными, а какие нет. Но, делая это, ребенок чувствует вину за то, что он судит (или, проще говоря, обвиняет) свою собственную защищающую фигуру. Чтобы освободиться от чувства вины, молодые Единицы создают личность, которая позволяла бы им видеть себя как хороших и ответственных, а других как ленивых, небрежных или, наконец, менее корректных и зрелых, чем они сами. Такое самооправдание становится сутью личности Единиц и
эмоциональной моделью, которой они пользуются на протяжении всей жизни.
затворниками, убегать от сумасшедшей толпы, обычно удаляясь в места спокойные, на природу. Они эмоционально сдержанны, но благородны, добры и внимательны к другим, обычно они любят природу, животных и невинность, где бы они ее ни находили. Они хотят улучшать вещи, но мягче и деликатнее, чем это делают другие Единицы.
Средние. Они идеалистичны, в меньшей степени вовлекающиеся в политику и «грязную работу», необходимую, чтобы реализовать те реформы, в которые они верят, вместо этого обычные представители данного подтипа скорее расскажут о своих идеалах, чем начнут лично убеждать других в их правильности. Гнев, присутствующий в Единицах, в этом подтипе сложнее обнаружить, чем в других, он скорее выражается в чопорности, нетерпеливости и сарказме. Люди этого подтипа предпочитают находиться в одиночестве и ищут ситуации, в которых они бы могли работать одни, чтобы избегать человеческих отношений, разочаровывающих их своей беспорядочностью. Они могут быть более отстраненными, словно из другого мира, и более обезличенными, чем другие подтипы, потенциально высокомерными, элитарными и ведущими себя покровительственно по отношению к окружающим.
Примеры:
Платон
Ганди
Сандра Дэй О'Коннор
Джордж Харрисон
Генри Дэвид Торо
Марта Стюарт
Катарина Хепберн
Ал Гор
Джордж Ф. Уилл
Ноам Хомский.
Здоровые. У людей этого подтипа стремление к идеалам и высоким принципам сочетается с эмпатией и состраданием к другим людям. Они менее идеалистичны, чем другие подтипы, и искренне заинтересованы в усовершенствовании большей части человечества и могут пойти на все, чтобы реализовать те изменения, приверженцами которых они являются. Они также больше
выражают свои эмоции и более заинтересованы в межличностном общении, им нравится «политическая» вовлеченность, основанная на взаимных уступках. Люди этого подтипа убедительны и чрезмерно стараются, чтобы убедить окружающих в том, что они должны с такой же ответственностью думать о волнующих их самих проблемах и убеждениях.
Средние. Обычные представители этого подтипа очень активные и дружелюбные, но могут быть откровенно агрессивными и настойчивыми, если дело касается их идеалов и реформ, которые они хотят осуществить. Хотя они вполне хорошо себя чувствуют в одиночестве и им нужно много времени, чтобы все хорошо обдумать и взвесить, но им также нравится взаимодействовать с другими людьми, в основном дискутируя или рассказывая о своих идеях. Это делает их хорошими политиками, вне зависимости от того, на каком уровне они находятся. Нужды других людей находятся в центре их внимания до тех пор, пока они чувствуют, что реально способны изменить сложившуюся ситуацию. Когда они чем-то расстроены, они могут стать беспокойными критиками, кричащими о своем недовольстве. Они также более вспыльчивы и более ориентированы на действие, чем другие подтипы, и таким образом события и люди их более в состоянии расстроить.
Примеры:
Джерри Браун
Хиллари Клинтон
Селин Дион
Джон Брэдшоу
Эмма Томпсон
Джейн Фонда
Джоан Баэз
Ванесса Редгрейв
Ральф Нейдер
Иоанн Павел II.
Чтоб получился человек
А вот пингвина он не трогал
Тот сразу вышел хорошо. (с)
аскетизма, во время которых их желания в максимальной степени подавляются.
Чем больше они идентифицируются с тем, что диктует им их СуперЭго, тем больше они начинают бояться наделать ошибок, которые кажутся им катастрофой. Они чувствуют, что любое неправильное действие может привести к тому, что их благополучие будет нарушено. Они могут быть достаточно разборчивы и привередливы по отношению к своему окружению (представьте себе
Феликса Унгера в фильме The Odd Couple). Они ценят чистоту, порядок, гигиену и эстетику, они заботятся о своем здоровье, следят за диетой, религиозно веря в пользу витаминов, макробиотики, гомеопатических препаратов и т. д. Так же, как и другие, они часто больше, чем нужно, защищают свои взгляды на то, что их волнует.
Если они волнуются о том, как бы не заболеть, они начинают ругать других за недостаточное внимание к своему здоровью. Если у них проблемы с деньгами, тогда они заставляют других экономить.
На нижних уровнях беспощадность их СуперЭго приводит к тому, что они начинают чувствовать, что недостойны любого комфорта или награды.
На нездоровых уровнях у Единиц с преобладающим инстинктом самосохранения периоды строгого ограничения своих аппетитов могут чередоваться с периодами невоздержанности и распущенности. Вопросы здоровья часто становятся для них навязчивой идеей, особенно в отношении еды. Они часто стараются оправдывать себя или не выполнять свои строгие ограничения в диете или рекомендации относительно здоровья. Они могут тоннами поедать конфеты и злоупотреблять алкоголем, а потом садиться на строгую диету. Молочные коктейли и картошка фри
следуют за пригоршнями витаминов. Единицы с преобладающим инстинктом самосохранения склонны к злоупотреблениям в еде и экстремальным практикам для того, чтобы подавить свои инстинктивные импульсы, такие практики включают в себя аскетизм, чрезмерное соблюдение поста, кутежи с последующим очищением организма и т. д. Крестоносец. На средних уровнях Единицы с преобладающим социальным инстинктом верят, что они проповедуют объективные ценности, социальные стандарты, которые другие также должны разделять. Поучение, защита, исправление нравов могут стать частью образа, но в основном он касается социальных вопросов, правил и процедур. Они часто интересуются политикой, текущей обстановкой в мире, журналистикой, частенько рапортуют о том, «что неправильно лежит», выявляют «неправильности» и выступают против несправедливости. С другой стороны, они работают над тем, чтобы реализовать реформы, которые они считают
необходимыми, — повышают качество местных школ, вовлекают своих знакомых в охрану окружающей среды и т. д.
Единицы с преобладающим социальным инстинктом отчетливо себя ощущают как имеющих сильные убеждения и мнения и ратующих за их право на существование. Они ценят такие же качества в других людях, хотя когда они становятся более нездоровыми, то ожидают, что другие люди будут во всем с ними соглашаться. Это может привести к отсутствию гибкости как в том, что они думают, так и в том, что они делаю т. Их взгляды могут стать барьерами, защитой от внешнего мира. И так как Единицы сами соблюдают правила очень строго, они боятся, что их поймают в тот момент, когда их поведение будет противоречить их убеждениям и мнениям.
Хотя социальные Единицы настаивают на том, чтобы другие не воспринимали их критику и взгляды на свой счет, они сами принимают критику близко к сердцу, часто реагируя на публичные правила так, словно это их личная победа или нанесенное им
оскорбление.
На нездоровых уровнях социальные Единицы придерживаются нереальных стандартов и ожиданий относительно себя, других и общества в целом. Они могут стать приверженцами радикальных политических взглядов или строгих религиозных догм (свобода мыслей и деятельности — единственное лекарство от болезней общества; «нет» сексуальной активности в браке, если она не направлена непосредственно на продолжение рода). Находясь на нижних уровнях, они могут напыщенно разглагольствовать и произносить тирады, постоянно возмущаясь несовершенством человечества. Общие стандарты. На средних уровнях Единицы с преобладающим сексуальным инстинктом мечтают о безупречных отношениях с идеализированным ими партнером. Они очень хотят найти совершенного спутника жизни, источник безоблачной стабильности в их жизни. В этом смысле их можно спутать с Четверками. Они многого ожидают от своего партнера, их семьи, близких друзей, и они хотят верить, что другой человек в отношениях придерживается тех же стандартов («Мы разделяем эти идеалы, не так ли ? »). Сексуальные Единицы боятся, что их партнер не будет соответствовать высоким стандартам, тем самым разрушив гармонию и совершенство их отношений. Это может привести к ощущению необходимости заставить любимых соответствовать их стандартам. Им может оказаться сложно найти человека, который будет соответствовать этим требованиям, поэтом у они могут постоянно менять партнеров, оставаясь неудовлетворенными.
Сексуальные Единицы придают большое значение верности («Любовь навечно»). Хотя они не вы глядят нуждающимися, они не показывая это, очень боятся быть отвергнутыми и остаться одинокими. Сочетание завышенных ожиданий с боязнью быть отвергнутым может привести к критикующему, контролирующему отношению к партнеру («Никогда не предавай меня. Никогда меня не обманывай»). Находясь на низших уровнях, они могут начать постоянно проверять, чем занимается их партнер и где он сейчас.
Они чувствуют, что заслуживают хорош их отношений, удовольствия, и боятся самой возможности того, что они вдруг потеряют одну из немногих их сфер влияния. Критика и контроль могут выводить из себя другого человека, нарушать доверие и в результате приводить к потенциальному разрыву.
На нездоровых уровнях сексуальный инстинкт наделяет их сильными желаниями и аппетитами, но перед своим СуперЭго Единицам бывает очень сложно оправдаться. Сексуальные Единицы могут испытывать настойчивое желание что -то сделать, чередующееся с желанием этому противостоять. Это может привести и к сексуальному маниакальному желанию, и к его подавлению («Я не хочу, чтобы я ему нравилась»). В то же время они могут думать, что другой человек является источником их страсти, и хотят научиться его контролировать, тем самым восстановив баланс в отношениях. Менее здоровые сексуальные Единицы могут стать
жертвой ревности. Страх потерять партнера настолько сильный, что они постоянно задают вопросы и мучают своего партнера.
В наиболее экстремальных случаях они могут наказать себя или
других для того, чтобы подавить в себе свои желания.
Далее описываются моменты, с которыми сталкивается большинство Единиц на определенном этапе их жизни. Замечая в себе эти модели поведения, «ловя себя в действии» и просто видя ваши наиболее яркие привычные отклики на жизненные ситуации, вы поможете себе освободиться от проявлений негативных характеристик вашего типа. Единицы могут добиться серьезных результатов в личностном росте, услышав и отреагировав на свой определенный сигнал «Будильника», и этим сигналом для них является ощущение тяжелого и постоянного чувства личного долга. Обычно в это время они начинают чувствовать, что им необходимо исправить все, что вокруг от них требует исправления («Если я этого не сделаю, то никто не сделает!»). Также они начинают думать, что, даже если другие и захотят решить возникшую проблему, они не отнесутся к этому так ответственно, как это сделали бы Единицы . Они начинают излишне сильно фиксироваться на том, чтобы исправить, организовать и проконтролировать людей из своего окружения. Они также становятся напряженными и серьезными, автоматически фокусируясь на том, что неправильно.
Когда они начинают чувствовать всю тяжесть мира на своих плечах, это свидетельствует о том, что средние Единицы плавно двигаются вниз по направлению к характерным проявлениям их типа.
Кассандра, врач, с которой мы уже встречались, признается, как ей было сложно избавиться от этой тенденции самой: «Только я за это в ответе»
Средние Единицы чувствуют себя обязанными не только совершать правильные поступки, но и исправлять последствия неправильных, неосторожных или глупых поступков других. Вы заметили в себе эту черту? Какие конкретные ситуации наиболее часто вызывают такие мысли? Когда это происходит, как вы начинаете думать о других людях? Как вы начинаете к ним относиться? А что вы чувствуете по отношению к себе?
«Я знаю, как все должно быть сделано»
На средних уровнях Единицы начинают играть свою социальную роль Наставника, т.е. человека, который дает мудрость глупым, поднимает упавших и показывает другим, как сделать что-то полезное и нужное в их жизни. Они чувствуют, что обязаны показывать другим , как лучше всего сделать то, что они делают, даже
если это что -то простое. Например, они советуют, как мыть посуду
или как складывать газету после прочтения. (Пятерки также «учат», сосредотачиваясь на их собственном опыте. Но Единицы — это люди действия, в то время как мыслителям Пятеркам в основном намного меньше интересно, будут ли их идеи реализованы или нет) Подсознательно средние Единицы видят себя как зрелых, ответственных взрослых, окруженных неразумными, неосторожными детьми, и такое отношение часто передается окружающим мягким и не очень мягким способом. Такое покровительственное поведение обычно приводит к тому, что другие перестают слушать советы Единиц, перестают воспринимать их взгляды, даже если в принципе могут быть с ними согласны.
Роль Наставника также может привести к том у, что Единицы становятся нетерпимы к реакции других людей. Единицы могут замечать, что окружающие прилагают усилия, чтобы что-то сделать, но не уверены в том, достаточныли предпринимаемые усилия. Их раздражает то, что лю ди тратят ценное время, сомневаясь в том, правильно ли то, что им Единицы посоветовали. Единицы чувствуют, что они долж ны перерабатывать, чтобы исправлять ошибки, совершенные другим и из-за своей небрежности и лени, и они часто забывают заботиться о самих себе. Их раздражение и беспокойство мешает средним Единицам что -то предлагать или советовать таким способом, чтобы в предложении не слышалась угроза. К счастью, именно это качество является сигналом того, что Единица может попасть в беду.
Кассандра научилась использовать свою фрустрацию как знак того, что она попадает в ловушку своей личности: Становясь менее здоровыми, Единицы начинают быстрее раздражаться из-за того, что у окружающих другие стандарты, с их точки зрения небрежные («П чем у в офисе нет других, таких же организованных людей, как я?», «Это же так просто, дети, поддерживать порядок в своей комнате»). Что средние Единицы не понимают, так это то, что их собственные привычки и методы могут быть эффективными для них самих и совершенно не подходить другим людям. Кажется, что они не понимают, что другим людям может быть интересно тратить свое время и энергию на другие проекты и занятия. (Не всех волнует то, будут ли специи на полочке расставлены в алфавитном порядке.)
ПОУЧАЮЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ
Психология транзактного анализа выделяет четыре бессознательных способа коммуникации с другими людьми. Мы можем общаться как взрослый со взрослым, ребенок со взрослым, ребенок с ребенком и взрослый с ребенком. У Единиц часто возникают проблемы в их взаимоотношениях, потому что они выбирают последнюю модель: взрослый с ребенком. Психологи отмечают, что это наименее эффективный способ общения с другими людьми. Заметьте, когда вы бессознательно начинаете соответствовать этой модели. Как реагируют на это окружающие? Как вы сами себя чувствуете? Какое удовольствие вы получаете от того, что общаетесь с окружающими вас людьми таким образом?
«Все ужасно ленивые и безответственные».
Гнев Единиц направлен одновременно и на себя за то, что у них не получается жить в соответствии со своими идеалами, и на других за то, что они ленивы и безответственны. Когда Единицы становятся менее здоровыми, большую часть своего гнева они вымещают на других, становясь единоличным судьей, решающим, кто прав и кто виноват, что правильно, а что неправильно. Они также становятся более несдержанными по отношению к другим, так как им кажется, что другие отлынивают. Они чувствуют, что другие недостаточно ответственны, и все им кажется несерьезным («Почему я делаю всю работу так ответственно, в то время как остальные лишь валяют дурака?»).
Гнев сам по себе не плохая вещь. Он является тем чувством, которое возникает само собой, когда что -то вокруг нас нам не нравится и мы не хотим, чтобы это было в нашей жизни. Гнев - это способ реагирования на угрозу нашей целостности, как физической, так и моральной или духовной. Когда мы полностью переживаем свой гнев (а не выплескиваем его, либо подавляем или «проглатываем »), мы понимаем, что он является проходящим и кратковременным явлением. Когда мы позволяем нашему гневу возникнуть, не сопротивляясь этому, он обычно накрывае нас, как волна, и отступает через минуту. Когда мы реагируем на возникновение гнева или же удерживаем его (по стратегическим причинам, придуманным нашим Эго), он «увековечивается» за счет появляющихся навязчивых мыслей, увеличивающегося
эмоционального и физического напряжения. Даже когда эти модели мыслительного процесса следуют своим чередом, гнев продолжает сохраняться в теле, проявляясь в том, что наши мьшцы остаются напряженными, мы начинаем ходить из угла в yroл, грызть ногти или скрежетать зубами. Единицы могут психологически значительно вырасти, если научатся чувствовать гнев, стараясь не подавлять, не осуждать его. Исцелением для Единиц может стать способность открыто говорить о своем гневе с тем, кто им важен, это также может стать настоящим и позитивные шагом к тому, чтобы Единицы смогли научиться переживать свою злость.
Вместе с тем, однако, Единицы не всегда осознают свой гнев. Они редко ощущают гнев как таковой, так как их СуперЭго в ocновном защищает их от того, чтобы быть «слишком эмоциональными». Выражать свой гнев — значит терять контроль, быть мене чем совершенным, поэтому Единицы часто отрицают свой гнев говоря, сжав зубы: «Я не злюсь! Я лишь стараюсь, чтобы все было правильно!»
Средние Единицы стремятся к достижению своих идеалов, так как, делая это, они чувствуют себя полезными, что, в свою очередь, заглушает голос негативного СуперЭго. Но чем больше они хотят достичь идеала, тем более их огорчает реальность, и им становится трудно увидеть хорошее в том, что находится прямо у них перед их глазами, в отношениях, в презентации коллеги, в поведении детей.
Призрак своего идеала также начинает перевешивать их собственные достижения и получаемое удовлетворение от их работы. Все, начиная от работы в офисе до выполнения домашнего задания с детьми и написания писем, становится сложным, так как это нужно сделать настолько совершенно, насколько возможно.
Как и у всех типов, у Единиц есть внутренний личностный конфликт. Они хотят найти целостность и чувство полноты , но в то же время, будучи занятыми постоянной оценкой происходящего, их СуперЭго делит их на две части: одна «хорошая», одна «плохая».
Тем самым они теряют целостность и чувство завершенности, которое они ищут. Набирает обороты внутренняя война между различными частями их самих, между ними и другим и людьми, между ними и миром.
Даже если Единицы и приближаются к тому, чтобы соответствовать собственным стандартам, активное СуперЭго начинает повышать эти стандарты. (По определению, невозможно достичь идеала, так что Единицы должны стараться больше или переформулировать свой идеал.) Постоянно гоняться за совершенством сложно само по себе, и это неизбежно приводит к постоянному состоянию напряжения и фрустрации.
РАЗОЧАРОВАНИЕ
Отметьте, сколько раз в день вы разочаровываетесь в себе или других людях. Используйте ваш Журнал Внутренней Работы и записывайте эти случаи на протяжении нескольких дней. Против чего вы протестуете? Подвергните сомнению и изучите природу раздражителей и их влияния на вас и людей в вашей жизни.
«Существует здравый способ решения вопросов».
Благородная серьезность и чувство цели здоровых Единиц становятся более непреодолимыми, если они чувствуют, что должны постоянно работать для того, чтобы оправдать свое существование.
Если это происходит, здоровая, сбалансированная самодисциплина превращается в мрачную радикальность, даже трудоголизм, и Единицам становится все сложнее взять тайм -аут: они должны заработать право на отдых и удовольствие. Они чувствуют, что у них мало времени для фривольности или легкости; даже в отпуске им важно быть ответственными — речи быть не может о праздности (меньше времени на пляже, больше времени в музеях!). Чувство вины запрещает им праздно проводить время («Праздныйум — игровая площадка дьявола»), и Единицы чувствуют, что они зря тратят свое время, если не совершенствуются сами или не улучшают то, что их окружает.
Анна описывает чувства, которые возникали оттого, что она была «целеустремленной»: Из-за того что прогресс чрезвычайно важен для Единиц, результативность и работа в соответствии с инструкциями, правилами и по графику также не менее важны. Они постоянно развивают и обновляют процедуры, ищут наиболее эффективные способы выполнения заданий за наименьшее количество времени. Единицы похожи на Шестерок в том плане, что оба типа решают проблемы в соответствии с протоколом: блок-схемы, формулы или правила (например, используя Правила, разработанные Робертом, для проведения встреч). Шестерки предпочитают работать согласно установленным параметрам и часто возмущаются, если что -то идет не так или происходят сбои в «системе», такой, как они ее понимают. Единицы, с другой стороны, руководствуются своей собственной оценкой происходящего и могут отказаться от оговоренных директив, если почувствуют, что их собственный метод будет более эффективным. Их мало волнует, кто с ними согласен, а кто нет и создадут ли они прецедент или будут делать то, что принято.
НЕДОСТИЖИМЫЕ СТАНДАРТЫ
Когда вы замечаете, что вам хочется во что бы то ни стало достичь определенной цели, остановитесь и спросите себя, что действительно находится на кону. Соразмерна ли та степень фрустрации, которую вы испытываете, проблеме, с которой вы имеете дело? Особенно обратите внимание на разговор с самим собой. Что вы говорите себе? Кого вы стараетесь успокоить?
«Правильно — это правильно, а неправильно — это неправильно, и нет исключений».
Единицы усвоили, что для того, чтобы их любили, им нужно быть хорошими, а для того, чтобы быть хорошими, им нужно быть правыми. Такое поведение выражается в постоянном желании указывать на ошибки или показывать, как лучше что -то сделать.
Средние Единицы чувствуют, что вынуждены дискутировать с другими обо всем, начиная от политических и религиозных взглядов и заканчивая разговорами на тему наиболее возвышенных произведений искусства и музыки.
Несмотря на то что у них могут быть действительно ценные замечания, окружающие могут почувствовать, что Единицы этими действиями бессознательно содействуют своему Эго, — таким образом, они очень искусно себя оправдывают. Это напоминает то, как если бы они постоянно демонстрировали свою ценность своему СуперЭго («Видишь, как много я работаю? Видишь, я только что заметил эту проблему? Я был более эффективным, чем другие люди, не так ли ? »). Следующая проблема состоит в том, что когда Единицы делают замечание, которое бы следовало выслушать, они делают это таким отталкивающим (даже раздражающим) способом, что другие его не воспринимают.
РАСШИРЕНИЕ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ
В качестве упражнения займите позицию, которая противоположна вашей обычной точке зрения и найдите способ, как убедительно ее отстоять. Например, вы считаете, что большинство кабельных телевизионных программ ужасны, но попробуйте, сможете ли вы смириться с тезисом, провозглашающим преимущества кабельного телевидения. После того как у вас получилось это сделать, вы можете пойти дальше, попробовать отстаивать темы, о которых у вас более сильные мнения: мораль, сексуальность, религия и т.д. В конце концов, вы лучше поймете точку зрения
другого человека, и это приведет к тому, что вы сможете лучше сопереживать и станете более терпимыми. Сначала это может показаться сложным, но потом вы станете находить этот процесс очень приятным, и эта маленькая игра поможет вам освободиться от ига своего СуперЭго.
Быть правым — это еще одна попытка быть на хорошей стороне СуперЭго, идентифицировать себя с ним, что помогает уменьшить его нападки и, соответственно, боль, которую Единицы испытывают. Тем не менее цена этой стратегии высока: она создает отчуждение, напряжение, полную потерю вовлеченности в то, что происходит вовне или внутри. Упрощенное видение хорошего и плохого — дуализм, который редко приводит к какому-либо удовлетворительному заключению или долговременным решениям проблем.
Некоторые Единицы просто ужасные чистюли; другим необходимо скрупулезно планировать свое время; третьи ревностно следят за своим здоровьем и диетой; четвертые мало беспокоятся о чистоте, но их чрезвычайно волнуют процедуры на рабочем месте.
Забота о внешнем порядке начинает увеличиваться по сравнению с тем, что глубоко внутри средние Единицы чувствуют по отношению к собственному внутреннем у беспорядку. Средние Единицы особенно страдают от непоследовательности
в себе или других, и поэтому они стараются сделать свое поведение последовательным, благоразумным и оправданным. (Подобно тому, как бы ребенок-Единица, моделируя высокий уровень последовательности, добивался того же от родителя.) Это в дальнейшем укрепляет их преданность методам и процедурам, которые они выработали в прошлом, и делает их слепыми в отношении других возможных решений и точек зрения.
Джастин знакома с этой проблемой: Единицы обычно чувствую , что в сутках, в их жизни, если на то пошло, не так много времени и им необходимо все это время, чтобы вы полнить свою «миссию ». Конечно, в некоторых случаях у них могут появиться полезные идеи относительно тайм-менеджмента, но по мере продвижения вниз по уровням развития одержимость пунктуальностью может стать постоянным источником напряжения и стресса. Единицы готовы винить себя даже за малейшее опоздание на работу или на встречу, не придавая должного значения своей готовности оставаться на работе до тех пор,
пока не выполнят работу.
Анна боролась со своей повышенной пунктуальностью во время прохождения групповой терапии: МАНИАКАЛЬНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ПОРЯДКУ
Потратьте 15 минут на то, чтобы в своем Журнале Внутренней Работы составить список тех областей вашей жизни, которые требуют порядка и контроля и которые нет. Будьте честны с самим собой, даже если, вопреки вашим ожиданиям, в одной группе будет больше дел, чем в другой. Ожидаете ли вы порядка от людей или вещей, ситуаций дома или в офисе? Какой именно беспорядок раздражает вас больше всего? В чем выражается ваше раздражение? В конце этого упражнения составьте список из двух колонок с преимуществами и недостатками стремления все держать в порядке и организовывать все сферы, которые вы отметили. Являются ли порядок и предсказуемость более важными для вас, чем люди и отношения? Некоторые виды отношений? Может быть, вы подсознательно и ненамеренно относитесь к себе и другим безлично, как к предметам или машинам?
Чтобы оставаться внутренне последовательными и не поддаваться влиянию окружающей среды, Единицы верят, что должны скрупулезно контролировать самих себя. И тогда Единицы все более и более ощущают необходимость бороться не только с сопротивлением, которое они чувствуют от других, но и с сопротивлением, с которым они сталкиваются внутри себя. Они чувствуют, что в них есть части, которые не так сильно заинтересованы в проектах самоусовершенствования. Когда у них не получается уживаться с их собственными высокими стандартами, то они ощущают лишь сильное чувство вины.
На подсознательном уровне у средних Единиц часто возникают негативные чувства (вины, стыда, беспокойства) по отношению к своему телу или физическим функциям . Их учили тому, что они сами и их нужды беспорядочны, их тело и природные инстинкты грязны, это что -то , чего они должны стыдиться. Они должны быть ультрачистыми, ультраосторожными и ультраскрупулезными. У многих Единиц это выражается в повышенной скромности или нервозности в вопросах питания, ограничений, секса.
Реагируя на требование самоконтроля от их СуперЭго, Единицы начинают потихоньку потакать своим подавленным желаниям, они называют такое поведение «вылазками на волю ». По секрету от всех они позволяют себе безопасным и рациональным способом делать то, что им нравится. Их «вылазки на волю » представляют собой в некоторой степени восстание против своего СуперЭго, способ избавиться от напряжения, в то же время полностью не отвергая СуперЭго. В такие моменты отъявленный трудоголик, никому не говоря, берет отпуск и улетает в Лас-Вегас, министр, ратующий за благочестивый гуманизм, втайне от всех проявляет интерес к порнографии, а активист — защитник прав человека избивает свою подружку.
ОБНАРУЖЕНИЕ СВОИХ «ВЫЛАЗОК НА ВОЛЮ »
А у вас случаются «вылазки на волю»? Какие они? От чего вы спасаетесь? Что они говорят вам о запретах вашего СуперЭго?