Уверенность в собственной правоте
Откуда берется убежденность в своей правоте? Плюсы и минусы того, чтобы во все сомневаться.
Решил выделить в отдельную тему, а то трудно найти, и потом - как-то я там все же малость увел от основной темы. Из комментариев, извлеченных из: Вопросы психологического давления.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ
Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!
Комментарии
Дело в том, что я сам на самом деле тоже вообще ни в чем не уверен.
Зато у меня есть
суперспособностьспособность полностью принять в себя ту или иную точку зрения, и на некоторое время стать ею.Без оной способности мне было бы очень трудно основательно и глубоко изучать всякие там Дизайн Человека, соционику и прочее, да еще и объяснять что-то людям с такого ракурса - при том, что сам я понимаю всю их относительность и иллюзорность. Не умей я полностью становиться на позицию - я вообще ничего не смог бы им сказать.
Никакая из принимаемых мной точек зрения не является моей картиной мира.
Мне трудно это объяснить, хотя я уже пробовал - у меня вообще нет картины мира. В обычном состоянии там у меня пустота. Я не только не знаю, что думать по тому или иному вопросу - я еще и не хочу этого делать, мне это неприятно. Потому, что понимаю, как лживы любые мысли, любые концепции. Как ограничены они.
Но когда я на какую-то точку зрения встал в разговоре или ситуации (это происходит как раз тогда, когда кажется, что я навязываю свою картину мира) - я полностью становлюсь ею. Именно потому, что в остальном там пусто, и я позволяю каждому ракурсу заполнить себя без остатка.
И тогда я умею быть уверенным, да. Просто потому, что места для сомнений там нет. И в этом случае, наступая на то, что я излагаю, ты наступаешь лично на меня. И я, выражая ту или иную точку зрения, выражаю себя.
Именно из-за этого люди так часто делают ошибку, считая меня жестким, упертым и однобоким ментором, крайне умственного склада, склонным к интеллектуализации. На деле все почти с точностью до наоборот.
Часто эти взгляды, которые я принимаю, словно возникают в моей голове из ниоткуда (КБ?), а со временем пропадают. Иногда я беру их сознательно, просто для того, чтобы показать собеседнику противоположный ракурс, и то, насколько этот ракурс может быть силен тоже.
В любом случае, ту точку зрения, что выражаю, я выбираю из отклика, так сказать.
Но я - не носитель, с которым можно подискутировать и что-то поменять в условиях, высказав свои пожелания, я - скорее парламентер идей, интеллектуальный акын, курьер, спорить с которым бессмысленно, и который со всем тщанием исполняет свою работу. А работа его - всучить вам посылку во что бы то ни стало. Перекраивать ее содержимое - не его дело. Его дело - получить расписку в получении.
Теперь представь, что ты начал с ним спорить по поводу содержимого и пытаться что-то ему на эту тему предъявить. Как поведет себя посыльный?..
Правильно, охуеет от такой борзоты и неадекватной реакции, и начет пихать тебе посылку с удвоенной силой. Потому, что передать-то - надо. Ибо это - очень ответственный посыльный, полностью отдающийся своей работе. Вам послали. Я со всем старанием принес. Тоже, кстати, тяжело было, напрягался, нес. А вы мне мозг трахать?.. Вот, возьмите, говорю! Что вы там дальше с этим будете делать - это уже ваше дело! Лично я так думаю, раз оно вам отправлено - наверное оно вам полезно. Может и вам стоит приглядеться. Но нет - так выкиньте, вам же хуже. Но не надо мне-то претензий предъявлять.
Как-то так.
Не то, чтобы у меня именно такое мыслительное поведение во всех случаях вообще. Конечно, я могу рассуждать, дискутировать. Но оно такое в тех случаях, которые ты описываешь. Тогда, когда кажется, что я излагаю какие-то фиксированные, выглядящие целостными, взгляды. Потому, что в этом случае они - не моя картина мира. Они - то, что мне по какой-то причине показалось важным дать именно собеседнику. Для расширения или уравновешивания его картины, например. Или еще зачем-то.
И то, что он часто нихуя не готов принять.это наверняка что-то для меня упростит. хотя история с тобой - это частный случай, даже не знаю, насколько его можно распространить на других людей.. но с другими людьми и разборки другие.
а бывает, что ты оказываешься в роли такого адресата, которому так упорно несут посылку, которая тебе не присралась? если да, то как ты себя ведешь в таких ситуациях, что испытываешь? и как ты различаешь - пытаются ли тебе навязать свою личную картину мира или что-то несут не от себя, но с такой вот убежденностью в правоте?
черная меткапосылка - я могу снова принести ему такую посылку. Но могу и не принести. Зависит от отклика.Интересуюсь, дабы разобраться не с Вашей, а со своей картиной мира. Потому как по сути понимаю, что сама по себе картина мира, это все ум, но изучая все больше и больше разных направлений что-то складывается в какую-то складненькую картинку. Причем если это дизайн, то беру учение не полностью в целом, а какую-то приглянувшуюся мне часть. И так по накатанной. Но чем больше все это дело изучаю, тем больше понимаю, что просто вырисовываю подобие понятого мной мирка ( из серии "в чем смысл бытия") и как бы с одной стороны радуюсь, тому, что что-то проясняется и устаканивается, но с другой стороны отчетливо понимаю, что самого смысла этого поиска нет, т.к. не существует ни этого мирка, ни какого-либо еще и это все иллюзия.
Это редкая в моей жизни ситуация почему-то. И не похоже, чтобы она ощущалась как-то болезненно. Для чего мне это различать? Мой опыт подсказывает, что все убеждения отделимы от человека, что бы ему самому на этот счет ни казалось. (последнее предложение, опять же, послыка)
У народа в поговорке молчание - знак согласия, а у Иванесса молчание - знак несогласия и отказа.
А еще я вычислила некую закономерность того, как функционирует Иванесс: как правило, он выдает тебе ровно обратное тому, чего ты ждешь от него. Профессионально не реализует ожидания.
То есть, если думаешь , шо не ответит и фиг с ним - отвечает. Если же хочешь, чтоб ответил, или тебе ответ очень важен - промолчит.
Правда, у каждого свой Иванесс, может, это только мой Иванесс так функционирует.
- не тоби, а вам
- а нам он нафиг не нужен. тоби.
- что, не могли кого умней прислать?/
- дык умных к умным. а меня к тоби.
Когда я стал понимать, что эта идея так же иллюзорна, как и прочие - то постепенно перестал относиться к умственным конструкциям, как к важной части себя (и вообще части себя).
В том числе, очень помогли проработкм. Фундаментальных убеждений, я имею в виду, а не просто личных травм. Я видел, как мои убеждения, казавшиеся мне важными и ценными, ко мне крепятся. И как они рассыпаются, и без меня оказываются странной нелепой мусорной конструкцией. И как я снова пытаюсь наплодить их при любом столкновении с чем-либо, желая зачем-то непременно уложить это в голову.
Было очевидно, что этот механизм - нечто самостоятельное, бессмысленное и беспощадное. Он всегда будет, пока я жив, но он - совсем не то, на что стоит рассчитывать в плане сделать себе хорошо жить. Поэтому применять его к себе - дело неблагодарное от слова "совсем". Но во взаимодействии с другими он имеет для окружающих большую ценность, и чем гибче и ловчее (как тело) он будет - тем больше я им смогу сотворить в мире.
А когда у тебя самого нет определённой формы - ты можешь полностью принять любую форму, отдаться ей целиком, у тебя не остается никаких противовесов.
Я, конечно, очень далек в этом плане от совершенства. Но я не знаю и чем его померить, совершенство - ведь я не сказать, чтобы преследую какую-то глобальную сознательную цель. Ибо как только цель станет сознательной - она станет лживой.
В принципе, написал вот, и понял, что это то, что и так пишут во всяких дзенских концепциях опустошения ума. А также то, что пишут про обретение некоей "мудрости" для неопределенной Аджны (а у меня вообще полность открытая, без ворот, мне даже контролировать нечем, что туда влетает и вылетает). Да и вообще про то, что ум должен быть внешним авторитетом, а не внутренним. То есть, ничего нового не сказал.
Я не думаю, что этому можно как-то "выучиться", я думаю, для этого нужно, наоборот, "разучиться". Чтобы полностью становиться любой идеей, которую взял, надо совсем перестать верить, что в твоих мыслях есть и может появиться хоть что-то настоящее и правильное. Иначе всегда будешь за что-то цепляться.
Так-то я очень хорошо понял, что Вы написали, мне это близко и понятно в каком-то ракурсе, но там вопроса, получается, что и нет?
Конкретно тебе (по моему субъективному мнению) полностью становиться той или иной идеей, которую ты высказываешь, мешает как раз, в первую очередь, само убеждение в том, что ты ни в чем не уверен, и во всем сомневаешься.
Это именно и есть то незыблемое "хорошее и правильное", чем ты внутренне не готов поступиться, установка, которая тебе почему-то важна и дорога, и от которой ты не желаешь отказаться ни в каких обстоятельствах. Поэтому она всегда будет торчать в голове рядом с любой идеей, которая в ней возникнет, или в неё попадёт, мешая этой идее полностью отдаться и слиться с ней, стать ею.
Это как в шланг с водой запихнуть камушек. Вместо уверенности, напора и потока выйдут брызги.
поняла, что внутри себя тоже считаю свою ни в чем неуверенность своим сильным местом, которое позволяет мне оценивать большую часть явлений с разных точек зрения за исключением случаев, когда я упираюсь в одну точку зрения из чистой стервозности
мне кажется, что я б и рад думать иначе, но я "вижу" (аналог "чувствую нутром"), что оно как-то так - веером возможностей без единственно правильного выбора. и с массой плюс-минус "хороших" выборов. я просто в замешательстве от этого всего и как бы "зависаю", когда от меня требуют дать один ответ из миллиона возможных. единственный ответ, в котором я уверен - 42 %)
может, оно, конечно, и убеждение..
то, что это мешает - это да, согласен, я это понимаю
открываю холодильник, смотрю в его нутро и выбираю то, что вызвало отклик в данный момент.
Затащить можно, можно допустить, что мир действительно как-то конкретно устроен, и как-то конкретно работает. Но, что бы мы ни решили на этот счёт - это будут иллюзии. И само это допущение будет иллюзией. Потому, что ум только кажется сам себе способом реального познания чего-то. На деле он - лишь один из механизмов действительности, с определенными закономерностями работы. А вовсе не инструмент её постижения.
Это то, от чего предостерегает и Дизайн, и работа с подсознанием, и всякие восточные практики. Это всегда будет хотеться сделать - но это всегда лишь ложный путь, ведущий только к тому, чтобы запутаться. Имхо.
то есть вот эта ни в чем не уверенность, она не на пустом месте развилась, она, скорее, разновидность синдрома выученной беспомощности
Ты, в качестве примера, примени то же не к мыслям, а к действиям. Представь, что ты, допустим, решил что-то сделать, собрался с силами, направил на это свою волю... и тут такой: "млять, ну я же понимаю, насколько это все относительно, насколько неоднозначны любые цели и задачи, и их нужность для меня!.."
Понятно, что ты так не делаешь. Но если бы делал - твоя результативность в чем бы то ни было упала бы в разы. Ведь ты сам себе ставишь подножку, причём - не можешь её не ставить, потому, что подножка самому себе - это для тебя самая важная часть любого дела.
Тут совершенно то же самое.
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств.
А бывает так, что челу посылка эта вообще не упёрлась и расписку с него получить невозможно (я б ни в жисть не расписалась, если мне оно не надь).
А бывает, принесли посылку, а в доме свет горит, но нет никого.