Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!
источникВ отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство.
В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект)[2].
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно[5].
Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Комментарии
степень соматизации, то бишь физиологической составляющей переживаний, эмоций и аффектов очень разнится у людей с разным темпераментом, и часто соматика бывает просто отложена во времени
с другой стороны, все телесно-ориентированные практики напирают на то, чтобы в момент возникновения эмоции отследить ее проявления в теле, поскольку тело обычно реагирует первым - определенными напряжениями в разных областях
вот это второе меня пугает, как будто мне нужно довериться чему-то, что не вполне я. причем доверить что-то крайне важное для меня - оно диктует развилки на моем пути. и страшно не выбирать эти развилки осознанно (хотя не думаю, что это возможно в полной мере, всегда есть неучтенные факторы и бросок костей), но хотя бы есть иллюзия и я за нее цепляюсь. все еще. хочу научиться доверять этому второму и интегрировать в себя.
Вообще, сейчас я понял, что рекомендации Дизайна о том, что мне не стоит уделять сознательное внимание своей эмоциональной жизни, мне очень нравится. Что я вовсе не обязан это делать, и моя жизнь от этого, возможно, совсем не ухудшится
Там слишком много всего, и я не в чем не уверен. И, главное, мне этот мир, мир эмоций, не нравится. Ни своих, ни чужих.
Я понимаю, что именно эмоциями определяется наше качество жизни, но от этого моё отношение не меняется.
Это странно звучит для психолога, понимаю. Но и в рамках психологической деятельности я отнюдь не питаю симпатии к чьим-то эмоциям. Я хочу, чтобы человеку было хорошо, гармонично, продуктивно. А к эмоциям при этом отношусь, как сантехник к дерьму - как к неизбежному злу, с которым приходится иметь дело, и которое хочется поскорее отмыть.
Сантехник ведь, если вдруг он любит свою работу (представим такого), явно интересуется трубами, вентилями и законами физики и механики, а не фекалиями. Он и не должен любить какашки, он должен налаживать работу схемы, чтоб они не застревали и не мешали жить. Так и у меня.
А умение таковые испытывать и продуцировать с какой-то регулярностью, а не в рамках статистической погрешности - вообще редкий и великий дар.
впрочем, к чужим-то эмоциям я тоже не испытываю какой-то симпатии и желания побыть в них с кем-то. даже не думал в таком разрезе, если честно я-то все про свою внутреннюю жизнь, как обычно.
но вот, кстати, я терпеть не могу, когда люди публично начинают рыдать, прям бесит. возможно, потому что себе не позволяю такого. но у меня это как-то нездорОво. не, я не к тому, что мечтаю рыдать на публике, просто уж слишком неадекватно мое осуждение, имхо
P.S. По ходу, желающих поговорить об эмоциях у нас мало.
Википедия молодец: не просто говорит, что единого подхода к эмоциям нет, но и даёт перечисление имеющихся подходов (насчитано аж 12!!!).
Сокращенно делаю выдержки из статьи википедии.
1. Эволюционная теория 2. Рудиментарная теория 3. Психоаналитическая концепция Толком педивикия про подход представителей психоанализа к эмоциям не рассказывает.
4. Структурная теория эмоций Пейпеца Дополнительно отсюда хочу дополнить: Как я понял, это развитие концепции Дарвина, только уже на уровне физиологии.
5.Органическая теория эмоций Джемса-Ланге 6. Теория эмоций Кэннона-Барда Уж не знаю, почему википедисты разграничили это прямо как разные теории, если на лицо (по крайней мере, мне) развитие вполне конкретного представления об эмоциях?
7. Активационная теория Линдсея-Хебба 8. Двухфакторная теория эмоций Опять же, ремарка: 9. Биологическая теория эмоций Справедливое резюме: 10. Потребностно-информационная теория эмоций Далее то, о чем написал арт в заголовке статьи: 11. Теория когнитивного диссонанса Лично я не сразу уяснил для себя, в чем отличие этой теории от предыдущей. Возможно, прояснит ситуацию уточнение: 12. Единая концепция сознания и эмоций То есть эмоциональная сфера - это интерпретация всех внешних сигналов, но система более древняя. То есть эмоции не столько рудиментарны, сколько просто древнее сознания. Насколько смог понять, на уровне эмоций формируется реакция "принимаю"-"не принимаю", а на уровне сознания может формироваться реакция из рубрики "принимаю, но...". Эмоции отрабатывают необходимость принять решение и действовать, сознание отрабатывает задачу не просто принять решение и действовать, но и согласовать это со всем остальным опытом. Поскольку иногда согласование - это роскошь, которую мы не можем позволить себе в условиях дефицита времени, решения принимаются, что называется, "под действием эмоций".
Лично я для себя вынес из всего этого только то, что если эмоция "теоретизируется", обрастает всяческими оценками, преломлениями в других сферах, кроме сигнальной, то она уже не является эмоцией. Эмоция - это строго телесные сигналы. Как только подключается воображение - мы вышли из эмоциональной сферы и попали в сферу сознания.
В принципе, такой подход отлично ложится на разделение физического, астрального и ментального тел. Первое просто действует механистически, беспорядочно. Второе увязывает движения, подчиняет их неким сигналам, поступающим извне. Третье увязывает образовавшуюся на втором уровне систему с опытом, полученным в результате применения выработанных этой системой решений. За счёт этого увязывание оно тоже имеет свой голос в контроле движений. Например, сознание ставит задачу уменьшить или увеличить силу движения, для этого через внимание фильтрует сигналы, направляет их снова в эмоциональную сферу, которая выдает новую реакцию, и сознание соотнося первую и вторую эмоцию подводит некое резюме, какова должна быть итоговая интенсивность движения.
Фуф, вроде разобрался. Хотя теперь интересно увязать это с Плутчиком.
В описании Центра солнечного сплетения, в самом начале сказано, что Селезенка отвечает «да» или «нет», то есть «хорошо» или «плохо», как говорит Единая концепция сознания и эмоций Александрова. Селезенка в ДЧ относится к инстинктам и начальным этапам развития человека как вида.
Что хочется в связи с этим сказать. Наиболее гармоничная и системная классификация эмоций — по Плутчику — в ДЧ не используется, хотя мы с Иванессом и склоняем к актуальному этого Колеса. По крайней мере, совершенно не понятно, какая модель описывает вот этот тезис: Может быть, кто-нибудь знает теорию эмоций, которая согласуется с ДЧшной идеей? Всё-таки ДЧ в тренде и поэтому формирует некую свою концепцию эмоций, поэтому, мне кажется, не упомянуть его было бы ошибкой. ">
Бесспорно, и Венера, и Марс, как основные манипуляторы гормонального фона, тоже связаны с нашими эмоциями, но им в астрологии отводится сфера чувств, то есть более длительных эмоциональных процессов. Солнце в большей степени отвечает за такой эмоциональный процесс как настроение.
И хотя такая классификация и символика не имеет дальнейшего развития в конкретных методиках психологической работы (а может, эти методики просто не известны широкой публике), данные соответствия используются как минимум в Таро, которые в свою очередь формируют свои методики, в том числе психологической работы с клиентом.
Слово «чувство» — исконно русское, правда, происходит от слова «чуять», которое связывают со словом «ощущать», которое при этом само происходит от слова «чуять». В психологии ощущения — это совершенно иная категория, нежели эмоции.