Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Друзья! Есть еще телеграмный филиал форума - чат и канал "FAQ по реальности". И там можно общаться, если вам удобен Телеграм.

Ностальгия (А. Тарковский)

Тема русского человека в Италии. Судя по всему, он не может вернуться в Россию, но очень хочет (не понял, навсегда ли не может или это какое-то временное явление).

Прекрасная картинка, почти точно ложится на мои представления о том, как должна бы ощущаться ностальгия. Вообще очень красивый фильм ритмически и визуально, ну кто знает Тарковского, тот поймет image Лично я не большой поклонник автора, но временами хочется вот этих вот текучих картин, яблок и лошадей, странных пейзажей и неспешных размышлений.

Весь фильм я пытался вспомнить, нащупать у себя что-то такое, ностальгическое, но все как-то мимо. Ни к территории, ни к культурному пространству нет у меня определенной "привязки", как в целом не характерно для меня чувство "укорененности" хоть в чем-то..

А по чему еще бывает ностальгия? По конкретным людям, которых больше никогда не увидишь? По своему прошлому, которого не вернуть?

Еще нам как-то рассказывали о том, что есть т.н. "культурный шок", который случается почти со всеми эмигрантами. Многие ломаются и возвращаются на родину. Вроде, там даже не одна волна накатывает. Первый месяц все здорово, а потом приходит первый приступ. Длительность разнится. Второй приступ, кажется, через год. Но это все касается именно эмигрантов, которые уезжают окончательно, меняют страну проживания, а не просто временно путешествуют. Хотя, наверно, и с путешествующими случается, почему бы нет image

Комментарии

  • Сейчас, когда нет "железного занавеса", нет и культурного шока в такой форме. Он был связан именно с невозможностью вернуться, увидеть знакомые места, родных, "обнять березки". А сейчас что - есть деньги, так хоть каждую неделю летай туда-сюда. У живущих постоянно за границей ностальгия в основном по привычной еде, по крайней мере явно проявляемая. Гречечку делят с трепетом.

    Но скучать по каким-то местам, конечно, можно. Не факт, что прям по родным.

    По прошлому - разумеется, бывает. Я в какой-то теме писала, что мне периодически начинает сниться Калининград советского образца - пустой, тихий и зеленый.
    По умершим, конечно, тоже (а кого еще больше никогда не увидишь?)

    Вообще же я дико скучала лет до 12 по городу, откуда меня в 7 лет увезли насильно против моей воли. Потом свозили и прошло. Гештальт закрылся. Так что тоску по родине я всю пережила, наверное.
  • О, я тоже как-то пробовал возвращаться во взрослом возрасте во всякие такие "значимые" или "эмоционально заряженные" места. Но то ли времени мало проводил в этих местах, то ли просто магия и привязка пропадают с возрастом.

    я ведь не тот же ребенок, я вижу все уже совсем не так, как тогда. с чего бы я вдруг от того,что перенесся на ту территорию (она, кстати, тоже ведь поменялась с тех пор), вдруг стал тем ребенком? ведь по сути - это что было, желание вернуться и снова стать тем ребенком, каким себя помнишь?
  • А культурный шок есть и сейчас, без "железного занавеса", хотя с занавесом для иззазанавесников, конечно, он был еще мощнее и сногсшибательнее image
  • Я написала, что в такой форме, как описана у Тарковского или, не знаю, у Бунина, он не существует. Точнее, культурный шок с последующей ассимиляцией-то существует, а вот такой отчаянной тоски по Родине нет. Заметь, что до 1917 года тоже никто о ней не знал и не ведал, жили себе спокойно то в Париже, то в России и не парились.
  • И Тарковский хорош не этим, а красотой кадра, вот этим качеством съемки, когда фильм воспринимается как сон, весь из теней, обрывков и полутонов.
  • пришло тут такое сравнение в связи с этим шоком: это чем-то похоже на влюбленность. влюбился ты в кого-то и тут же выстраиваешь в голове образ этого кого-то, опираясь чаще всего на довольно скудные данные (где-то увидел человека в действии, немного увидел его говорящим прекрасное или танцующим неподражаемо), а потом ты с человеком вступаешь в плотное взаимодействие.

    и бывает, поначалу все больше прекрасного в нем открываешь (первый месяц), а потом вдруг видишь какие-то неидеальности в нем, а где-то он вообще не вписался в твою картинку. и вот на этом этапе можно сильно огорчиться и сказать, что человек плохой, я с ним жить не могу, лучше вернусь в свое исходное состояние, т.е. один останусь.

    ну или можно корректировать свои картинки в голове и продолжать взаимодействие, не ввергаясь в пучину отчаяния от того, что человек голову моет не каждый день image
  • artart
    отредактировано Декабрь 2014
    Я написала, что в такой форме, как описана у Тарковского или, не знаю, у Бунина, он не существует. Точнее, культурный шок с последующей ассимиляцией-то существует, а вот такой отчаянной тоски по Родине нет.
    да фиг знает, может у кого и еще более отчаянно бывает (я в фильме прям уж отчаяния и не увидел, кстати.. ну может, не шибко погрузился в него)
    Заметь, что до 1917 года тоже никто о ней не знал и не ведал, жили себе спокойно то в Париже, то в России и не парились.
    не знаю, не изучал вопрос image
    думаешь, это связано с появлением границ(визовых)? с невозможностью возвращаться?

  • И Тарковский хорош не этим, а красотой кадра, вот этим качеством съемки, когда фильм воспринимается как сон, весь из теней, обрывков и полутонов.
    да Тарковский вообще очень хорош image
  • отредактировано Декабрь 2014

    думаешь, это связано с появлением границ(визовых)? с невозможностью возвращаться?
    Совершенно точно оно с этим связано.

    Весь эмигрантский пафос советских времён строился именно на том, что уезжали раз и навсегда, безвозвратно. Обратной дороги не было, а если и была, то означала она, что ты был неправ в своем первоначальном решении, или оказался слабаком, которому плохо везде, и сдался.

    То есть возвращение, даже если чудом и было возможно, всегда означало возвращение с позором и покаянием. Потому эмигранты обычно сидели там до последнего и невротически культивировали у себя ненависть к родине, чтобы как-то забить диссонанс. Либо беспрерывно ныли про берёзки. В духе Тарковского (который, впрочем, ныл вообще про все - тут уж просто характер такой). Либо и то, и другое.

    Сейчас нам такое в принципе не понять.
    Практическая расшифровка бодиграфа | Конструктивная астрология | Ваше "призвание" - мои консультации в Телеграм
  • это как сейчас можно покинуть родину навсегда из-за преследований (забыл, как такой беженец называется) - очень ведь похожая ситуация, не?
  • Вся писательская тусовка 19-го века полжизни проводила за границей и никакой тоски по березкам не испытывала. Тургенев, Тютчев, Герцен, да вон даже Пушкину в Грузии так нравилось, что он совсем не про березки писал image

    А эта дикая тоска, о которой стали много говорить в 20 веке и именно в России - не ностальгия все-таки в прямом смысле, а гораздо более глубокое психологическое переживание. Потому что если ты уехал - ты, в общем, похоронил себя. И родился заново. Ни больше и не меньше. И опять проклятая амбивалентность - и вспоминать про родину не надо бы, потому что от этих мыслей тоска накатывает, там же родные, друзья, привычная жизнь. Но именно потому, что вспоминать себе сознательно запрещают, эти мысли настойчиво прорываются и закрывают собой все.
    Плюс - эмиграция по выбору была редким случаем. Чаще всего это было "ты хочешь, чтобы тебе оторвали голову или на дачу?"
    А когда такого масштаба решение принимается не тобой, то приятного ничего ж нет. Мало что считай помер-заново родился, так еще и по чужой воле.
    Ну п....ц же. Если подумать.

    Так что нихуя там не в березках дело.
  • artart
    отредактировано Декабрь 2014
    Однако, вынужденное эмигрантство - далеко не сугубо российское явление 20 века, в мировой истории примеров масса.

    Конечно, свои нюансы были у эмигрантов из России в 20 веке (как и прочих), но вот принципиального отличия от современных политических беженцев я не вижу, например. а вы?

    То, что это явление (разнообразные переживания в связи с вынужденной эмиграцией) шире "ностальгии" - ну да, наверно.
  • Ну давай еще Овидия вспомним ))) принципиальное отличие есть - мы живем в эпоху интернета. Можно хоть письмо написать. В режиме реального времени в скайпе потрещать. Фоточками поделиться. Немыслимая роскошь для эмигрантов прошлых времен.
  • о, согласен, интернет действительно сильно изменил жизнь людей
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!