Наверное не ново, но...
А не посещал ли вас такой вопрос - почему знакомство с типологиями, типа соционики, как правило, усиливает, углубляет, обостряет и чуть ли не даже прививает типные черты. Почему после типирования, все типные недостатки начинают особо остро свербить, проявлятся и напрягать, в то время как до знакомства они могли почти не беспокоить. То есть в данном случае "лучшее понимание себя" несет положительную обратную связь, усиливая то, что человек о себе понял.
При том если взять травмы Бурбо, то же самое "лучшее понимание себя" несет отрицательную обратную связь. То есть понимание механизмов травмы помогает ее сглаживать, отходить от сетеретипного поведения, легче переносить.
В чем тут дело. В форме подачи матерьяла? В том что социотип (или тип по иной типологии) позиционируется как диагноз на всю жизнь, как нечто неизменное, статичное и неизлечимое, в то время как касательно травм Бурбо, сразу указанно - от этого можно и нужно если не избавится, то существенно снизить влияние травм на судьбу и психику.
Быть может если бы соционика подавалась не как классификация, а как перечень отклонений и перекосов, изучение ее тоже бы сглаживало тимные черты.
Или между типологиями и описанием отклонений, как у Бурбо, есть какая-то более глубокая разница?
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ
Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!
Комментарии
Потому, что "типных черт" нет, поскольку модель А и прочие структуры просто не имеют к человеку почти никакого отношения до момента, пока он с ними не познакомился.
То есть, он может быть разве что в чем-то похож на них, и первоначальное типирование - это именно поиск таких сходств.
Вроде как, "а ведь правда, я ведь чем-то похож на Джона Леннона?".. И потом идет отождествление: "О, а я ведь, кстати, кажется, и музыку люблю, и наркотики, и китянок, и вообще... Мля, да я ж - Джон Леннон! "
Чувствуешь весь идиотизм логической цепочки?
А теперь представим, что "Джон Леннон" в данном случае - еще и вымышленный персонаж. И даже не персонаж, а какая-то моделька из восьми штучек. А, каковО?..
Психика и мышление человека - крайне сложные структуры, образованные неисчислимым количеством установок. Какие-то установки у кого-то могут совпадать, но лишь по чистому совпадению условий их возникновения.
При таком подходе становится ясно, до какой степени абсурдна попытка четких классификаций такого рода с фиксированным числом типов, даже к контексте какого-то одного "среза" личности.
Соционика опирается на незыблемость. На то, что не изменяем ни мир, ни субъект, и единствнный выход для него - это найти приемлемое местоположение и позу в этом мире.
Довольно безнадежная, к слову, картина мира-то выходит, если не выходить за рамки самой соционической теории.
Были же наверняка подобные попытки и наверное не мало?
А то я помню, меня когда первый раз затипировали, я спросила что мне теперь с этим делать.
А ничего - был ответ - можешь теперь избегать нагрузки по своим слабым функциям и искать дуала, чтобы жить долго и счастливо.
Если отбросить частности, то в конечном итоге весь выход соционики для отдельно взятой протипированной личности, к этому и сводится.
Если честно. я не вполне себе представляю, как такое возможно без подрыва самих постулатов.
Соционика зиждется на том, что у каждого есть тип, любого можно затипировать, она описывает всех людей, как бы. А раз так - о каком освобождении может идти речь. Вроде бы максимум о чем велись диспуты - это об изменяемости/неизменности и врожденности/приобретенности (но все равно - приобретаемости гарантированной).
Посему, как минимум, под заданную тобой задачу ее следовло бы напрочь перекроить в отношении полноты, то есть, выдрать все основы типологии. Учитивая то, что аспекты тоже, закономерным образом, позиционируются как описывающие все возможные факторы заданного множества - возможны варианты, как с ними поступить - оставить, но расширить возможности построения самой модели, или же сузить опимываемую ими область до неполной, или еще как.
Но вот что мне думается.
Раз.
Соционика в основном крутится вокруг слабых функций.
Сильные функции даже не особо обсуждатся социониками. Потому что ну что о них говорить - у меня зашибенная БЭ, я с одного взгляда вижу кто с кем в каких отношениях, или у меня охрененная ЧИ и я с первого взгляда вижу чего ждать от человека. Это тоже можно, но это один раз скажешь и все, это конечная информация. Ну хорошо и хорошо и что дальше.
Так что сильные функции обсуждаются в основном в контексте того, как они влияют на слабые.
Все это собственно понятно, информация о том какая функция у тебя сильная не дает практически ничего. Ну вот она сильная функция, что с ней делать дальше? Развивать. Так ты ее итак постоянно развиваешь, на то она и сильная.
Два.
Я часто слышала такое, что слабые функции развиваются за счет сильных.
Но по моему замкнутость этой системы ни откуда не следует. Я уж не говорю про то что сильная функция должна как-то ухудшится за счет слабой. Но по моему и развите одной, не должно мешать развитию другой.
Скажем если я научусь не краснея всеми ушами посить продавщицу взвесить мне апельсинов, как это может мне помешать в то же время развивать, скажем, умение систематизировать большие объемы информации.
Можно конечон сказать, что если я совсем буду боятся людей, мне ничего не останется как сидеть спрятавшись от них и отбезысходности творить генеальщину. Или скажем неумение самой разобратся в програме, заставит кого-то завести отношения, и с теми кто с этим может помочь. Но это по моему из разряда спецальон не трахатся, что бы благодаря сублимации творить великое. Только еще более бессмысленное.
Вобщем вывод такой. Болевые, суггестивны функции не должны быть приговором. Соционика не должна быть поводм говорить себе "я такой и я не могу". А напротив, должна давать повод и средства к сглаживанию слабых мест, подобно вот этому учению о травмах Бурбо.
Ничего, мол, у тебя не получится, ты видешь только одно измерение этого аспекта. Сиди, обтекай.
Это как, близко к истокам, или уже более поздние и более узкие наработки?
Кроме того, кажется, они как раз не вполне описывают ограничения, а нечто немного другое, как я это понимаю... Надо будет освежить.
Делают качественным различие между функциями.
Замечу, это никак не соотносится с конкретными умениями и навыками, вроде умения готовить или лечить.
Очень, думаю многих. И в какой-то степени почти всех.
Я как раз и веду речь о том, что если это цикленье пр изучение соционики все равно практически неизбежно в какой-то форме, то пусть это цикленье хтоь будет позитивным.
Пусть провоцирует саморазвитие, а не жалость к себе.