12 опасных родительских предписаний ("родительских приказаний") по Гулдингам
Психотерапевты Мэри и Боб Гулдинги выделили 12 основных родительских предписаний, формирующих негативный жизненный сценарий детей. Жизненный сценарий чаще всего формируется до 6-8 лет: «как будто не свою жизнь живу», ощущение барьеров, какого-то внутреннего запрета на какие-либо действия / мысли – это всё по этой теме.
Родители создают эти запреты-предписания неосознанно, по сути передавая своим детям свои собственные психологические установки: как нужно строить свою жизнь, относиться к себе и другим людям. Все эти предписания довольно авторитарны, субъективны и, к сожалению, вложенные в ребенка в раннем возрасте, оседают так глубоко, что в сознательном возрасте не подвергаются анализу, сомнениям и сложны в самостоятельной корректировке.
Итак, 12 родительских предписаний по Гулдингам:
1. Не живи или Не существуй.
Один из самых страшных запретов. Формируется чаще всего в деструктивных семьях, а также у детей матерей, подверженных послеродовой депрессии. Не невербальном уровне через игнорирование, отталкивание ребенка, отсутствие телесного контакта в раннем возрасте.
На вербальном: Мне не нужен такой плохой/непослушный ребенок; Глаза б мои тебя не видели; Отстань; Уйди и не возвращайся; Когда ты родился, нам пришлось очень тяжело; Если бы ты не родился, я бы могла…; С тобой одни проблемы и др. Физическое насилие по отношению к ребенку – это открытая форма такого предписания.
Следствие: неосознанная тяга к саморазрушению – алкогольная и наркотическая зависимость, самоповреждение, склонность к суицидальным мыслям, отсутствие реализации в жизни.
2. Не будь собой.Может сформироваться, когда, например, родители хотели девочку, а родился мальчик (или наоборот) и не смирились с этим, а также при невыгодном для ребенка сравнении с другими.
Фразы: Вот если бы ты была мальчиком, мы бы сейчас…; Посмотри на других детей – они нормальные, а ты…; Вот Петенька уже читает книжки, а ты…; Вот я в твоем возрасте уже…
Следствие: неудовлетворенность собой, желание быть похожим на кого-то другого, повышенная самокритичность, стремление к некоему недостижимому идеалу
3. Не будь ребенком.Отсутствие детства, повышенная нагрузка обязанностями, ответственностью, занятиями.
Фразы: Что ты ведешь себя как маленький?; Ты – моя опора; Ты уже слишком большой, чтобы так делать – а также все фразы, где взрослым быть «хорошо», а ребенком – «плохо».
Следствие: человек не проявляет творческих способностей, спонтанности, ярких желаний (все наши сильные «Хочу!» - из состояния Ребенка), чувство вины за отдых или ничегонеделание.
4. Оставайся ребенком или Не взрослей или Не покидай меня.Обратный запрет. Формируется, когда родители не хотят, чтобы дети взрослели, отделялись, жили свою жизнь – что же они тогда будут делать? Родители осознают свою ценность только в роли отца или матери, иначе не чувствуют себя нужными. Или воспринимают взросление ребенка как конец своей молодости. Чаще всего возникает в отношении позднего, последнего или единственного ребенка в семье.
Фразы: Детство – самое счастливое время в жизни; У взрослых столько проблем; Наслаждайся, пока маленький, вот вырастешь…; Мама никогда тебя не бросит
Следствие: убежденность, что, если я стану взрослым, меня не будут любить – инфантилизм, страх отделения от родителя, беспомощность, избегание ответственности, зависимость от мнения окружающих, жизнь с оглядкой: А что подумает мама (или другой значимый взрослый, например, маму может заменить начальник).
5. Не достигай успеха.Возникает из бессознательной зависти родителей к успехам детей (потому что сами не смогли достичь этого), при этом сознательно родители ощущают гордость за них.
Фразы: Мы сами этого не могли, но делаем всё, чтобы у тебя это было; Не делай этого – у тебя не получится; Дай лучше я сделаю.
Следствие: обесценивание своих успехов (можно было и лучше / это не идеально) или убежденность в том, что я никогда ничего не достигну и не буду успешным; невозможность завершить начатое.
6. Не делай.Близок к предыдущему запрету, часто встречаются в паре. Запрет что-то делать, создавать.
Фразы: Не беги так быстро / не лазай по деревьям / не забирайся туда – упадешь; Не трогай это – поранишься; Подожди, не делай этого – подумай хорошенько, а вдруг…; Это опасно!; Нельзя!
Следствие: уверенность, что, что бы он ни сделал, всё равно получится плохо, ощущение собственной некомпетентности, любимый синдром самозванца; страх начать что-то новое, принимать собственные решения; есть «Хочу», но нет «Могу»: вот хорошо бы…, но….
7. Не проявляйся или Не будь лидером или Не будь важным.Родители не обращают внимания на старания детей, сами боятся проявляться – буду сидеть тихо и со мной ничего плохого не случится. Ограничения в свободе мысли и слов. Часто является следствием родовых сценариев от бабушек и дедушек, связанных с особенностями того времени.
Фразы: Не до тебя сейчас; Не лезь; Не высовывайся; Будь как все; А что соседи скажут?; Мало ли чего ты хочешь?
Следствие: уверенность в том, что он никому не нужен и не важен; Я не должен никому мешать; страх играть ведущую роль; страх публичных выступлений; страх просить то, чего хочется; уход от любой ответственности.
8. Не принадлежи.Фактически запрет на сближение, привязанность. Причина – страх родителей общаться с другими людьми или установка: не принадлежи никому, только нам.
Фразы: Ты особенный, не такой, как все; Не привязывайся ни к кому – потом будет больно; Что за друзья у тебя такие?; Они тебя не достойны.
Следствие: неумение налаживать контакты, одиночество, уверенность в собственной исключительности, замкнутость.
9. Не будь близким или Не доверяй.Включает в себя предыдущую директиву, но является более направленной. Часто формируется в семьях, где не принято проявлять тактильную близость, обсуждать чувства, выражать эмоции.
Фразы: Не верь никому, все люди (женщины / мужчины / любая другая категория) – обманщики; Не откровенничай с другими – всем расскажут; Не подпускай никого слишком близко.
Следствие: недоверие ко всему миру или к отдельным группам (мужчинам / женщинам / врачам и др.), соответственно – недоверие к самому себе. Постоянные сомнения в правильности решений и действий, ожидание подвоха. Убеждение, что мир опасен, никому нельзя доверять. Часто роль жертвы, которую обманывают и бросают, как бессознательное подтверждение верности этой установки. Гиперконтроль.
10. Не будь здоровым.Возникает, когда родителю по каким-то причинам выгодно, чтобы ребенок болел. Или ребенок может получить то, что хочет, только будучи больным. Или мама только в процессе лечения своего ребенка может проявить себя как хорошего и заботливого родителя. Также может формироваться в семье, где родители постоянно ссорятся, а болезнь ребенка их объединяет – ребенок берет на себя ответственность за семейное счастье родителей.
Фразы: При болезни ребенка хвалят за малейшие поступки, что не характерно для его здорового состояния, говорят больше ласковых слов, больше заботятся. Или постоянное указание на слабость и болезненность ребенка, особенно в присутствии других.
Следствие: ипохондрия, симуляция болезней, чтобы получить заботу и значимость, частые болезни, психосоматика.
11. Не думай.Формируется, когда родители решают всё за ребенка.
Фразы: Индюк тоже думал и в суп попал; Не умничай; Самый умный здесь что ли?; Что ты здесь рассуждаешь?; Зачем тебе забивать голову этой ерундой?; Много думать вредно; Будешь думать, когда вырастешь; Мал еще думать; Кто здесь тебя спрашивает? Может касаться каких-то отдельных табуированных тем.
Следствие: неспособность думать самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность, инфантильная зависимая личность. Необдуманные поступки. Не поиск решения, а ожидание, что всё решится «само собой». Неспособность отстаивать своё мнение.
12. Не чувствуй.Проявляется в обесценивании чувств. Может касаться как всех базовых чувств (печаль, радость, гнев, страх), так и какого-то отдельного. Формируется у родителей, которые сами привыкли сдерживать свои чувства.
Фразы: Мальчики не плачут; Девочки не злятся; Много радуешься – потом много плакать будешь; Ты сейчас хочешь есть / пить / тебе холодно или жарко; Что ты боишься – ты же мужчина; Больно – терпи; Надо доесть.
Следствие: неспособность выражать свои чувства, сочувствовать, сопереживать; расстройства пищевого поведения; невозможность слышать и понимать сигналы своего тела; опасное поведение (при табуировании чувства страха); неспособность выражать гнев и снимать излишнее напряжение может привести к серьезным болезням, лечение которых также может саботироваться.
Что с этим делать?Выявить негативные установки и заменить их на позитивные.
В заключение хочу привести отличные mindmaps от Ольги Виноградовой с примерами замены основных негативных установок.
Источник
Комментарии
Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком