"Сейчас скажу про жалобы и нытьё, и может вы с этим не согласитесь. Но я считаю, что это важная часть психического здоровья, только жаловаться и ныть надо уметь. Помните этот анекдот про бедную уточку?
"Лебеди собираются в полёт и разминают крылья. К вожаку стаи подходит маленькая серая уточка, мнется, начинает (жалобным, слегка писклявым, дрожащим голосом):
- Наверное, на Юг полетите?...
Лебедь, поигрывает мускулами:
- Ну, да, на Юг. Ага. Там тепло и много вкусного.
Уточка:
- Коне-е-е-е-е-ечно... А я ту-у-у-ут останусь... Замерза-а-а-а-ать...
Лебедь:
- Полетели с нами. На Юг.
Уточка:
- Коне-е-е-е-чно... У вас крылья во-о-он какие... А у меня ма-а-а-аленькие, я не долечу, упаду, разобьюсь и умру-у-у-у-у...
Лебедь:
- Так, мы тебя поддержим. Встанешь в стае и в общем воздушном потоке будет легко.
Уточка:
- Коне-е-е-е-е-ечно... А в дороге я проголодаюсь, обессилею, и умру-у-у-у-у...
Лебедь:
- Ну так будем ловить жуков.По дроге много вкусных жуков.
Уточка:
- Коне-е-е-е-е-ечно... Жуки большие, у вас клю-ю-ю-ю-ювы вон, какие, а у меня ма-а-а-а-аленький, я не смогу проглотить, подавлю-ю-ю-юсь...
Лебедь (похрустывая, разминая крылья):
- Тогда мы тебе их разжуем. Будешь есть как все.
Уточка:
- Коне-е-е-е-е-ечно...
Лебедь (выпрямляется, глядя на уточку):
- Так. Нахуй."
Так вот - многие боятся уподобиться уточке и запрещают себе жаловаться и ныть. Но жаловаться и ныть важно!
Знаете, в чем прикол? Эта уточка не ноет и не жалуется! Она делает что-то другое. Вернемся к этому потом.
Что такое жаловаться? Рассказать другому о своих переживаниях, где другие в отношении вас выступили не очень хорошо (не справедливо, обидели, обманули и т.д.), с целью - чтобы просто выслушали и посочувствовали, без советов. Повздыхали сочувственно, сказали что-то вроде «да, такое очень неприятно, понимаю тебя, сочувствую».
Что такое ныть? Побыть немножко слабым и нересурсным - легально и без манипулятивной цели (без запроса на спасение и помощь).
Типа «как же меня всё достало, я не справляюсь, я устал, конца и края этому не видно» - высказать, и тоже получить в ответ сочувствие, не более того.
Жаловаться и ныть важно "правильно"! Когда я об этом рассказываю - многие удивляются - чего там уметь! А вот надо уметь!
Как именно:-
во-первых это нужно делать легально, то есть попросить человека или спросить его: «можно я тебе поною…» / «можешь послушать мои жалобы пару минут?» получить от него подтверждение, что он сейчас готов послушать и только после этого приступать;
- если подтверждения не было - человек не сел напротив и не уставился на вас - отложить до готовности
- лучше, конечно, дать инструкцию «советов не надо, спасать, помогать - тоже, просто послушай и посочувствуй, погладь меня по голове или обними»
-
во-вторых, важно обозначить конкретное время - лучше не более 5 минут (поверьте, этого достаточно и даже много) - просто когда правильно ноешь или жалуешься - оказывается обычно хватает 2-3 минут; опять же другому не сложно столько послушать
-
в-третьих, надо именно сфокусироваться на жалобе или нытье, не отвлекаться на рассуждения, объяснения, рационализации - сразу и только про «как же меня достали эти козлыыы….» или «как же я устаааала…» и мыслями, эмоциями и телом быть в этом переживании
Всё. Через несколько минут вам легче. А близкий, когда узнаёт, что нытьё и жалобы могут быть такими - обычно потом всегда готов послушать и поддержать. Нытьё и жалобы легализованы и обрели позитивный смысл.
А что же делает уточка? Уточка манипулирует. Но непонятно с какой целью… Возможно, хочет, чтобы её «на ручках» довезли на юга. Но ведь не факт. Тут мы можем лишь предполагать. Но вот что точно есть в анекдоте:
она
обесценила предложения о помощи, поддержке, то, что лебедь отнёсся к ней с вниманием, она постоянно обесценивает себя.
Бесит да?
Вот в таком аспекте, мне кажется, есть над чем подумать."
©
Елена Гринберг