Японцы – народ особенный и очень интересный. Они умудрились вложить философию даже в разбитые чашки. Японцы ценят старые вещи и не спешат их выбрасывать в погоне за новыми, более современными. Их искусство кинцуги - это не просто реставрация старой разбитой посуды, это нечто гораздо большее. Оно учит правильно относиться не только к вещам, но и к неприятностям, сопровождающим нас в повседневной жизни. Так что же это за искусство такое - кинцуги?
Красота старинных вещей против глянца и ширпотребаМы живем в век потребления, когда разбитые или сломанные вещи без особого сожаления выбрасываются. Ведь ничего не стоит пойти и купить взамен другую. Но при этом постепенно у нас остается все меньше и меньше вещей действительно ценных, с которыми связано много теплых воспоминаний. Постепенно их вытесняет легкозаменяемый, но совершенно бездушный ширпотреб.
У японцев же все иначе. Старинные вещи они ценят как раз за их "потертость" и за хранимое ими тепло. Они чувствуют душу вещей и считают, что трещинки и повреждения их совсем не портят. Наоборот, искусно исправленные, старинные вещи становятся еще более красивыми и ценными.
Но, справедливости ради, следует отметить, что ценители старых вещей есть не только в Японии, но и у нас. Можно вспомнить, например, Бараша с его стареньким зонтиком...
Бараш со своим любимым зонтиком. «Биография зонтика», мультсериал «Смешарики»...У Бараша была такая вещь — старый престарый зонтик, который давно перестал выполнять роль защитника от дождя и превратился чуть ли не в друга. Этого не могли понять Крош и Ежик. Они искренне удивлялись, зачем хранить такую старую вещь.
«Бараш, мы же тебе подарили новый замечательной зонтик! Почему же ты ходишь не с ним, новым замечательным зонтиком, а с этой старой развалюхой?!»
«Мы с этим зонтиком побывали в тысяче историй. Каждый царапинка, каждая заплаточка на нём - это целое событие в моей жизни! Вы хотите, чтобы я выбросил часть своей биографии?»...Техника кинцугиВ Японии разбитую керамику не выбрасывают, как сделали бы мы, а часто восстанавливают с помощью специального клея, приготовленного на основе urushi - густого и вязкого сока лакового дерева. Этим клеем, смешанным с порошкообразным золотом или серебром, заполняют и склеивают трещины. Разбитые предметы при этом не только обретают вторую жизнь, но их красота становится совершенно уникальной.
было...стало...Такая техника реставрации керамики называется
Кинцуги или
Искусство «золотого шва». Трещины при этом вовсе не стараются скрыть или как-то замаскировать. Наоборот, сверкая золотом, они предстают во всей своей красе. Зачастую склеенная посуда превращается в настоящее произведение искусства, цена ее при этом тоже возрастает.
И это действительно прекрасно – уметь недостаток, изъян превратить в красоту, возникающую при соединении разрушенного. Выбор дорогих материалов (золота, серебра, платины) в данном случае вполне оправдан - он подчеркивает высокую ценность изделия.
Техника кинцуги появилась в конце XV века. Согласно легенде, у одного из японских правителей, сёгуна Асикага Есимаса, обожавшего чайные церемонии, разбилась его прекрасная чайная чаша. Ее отправили на реставрацию в Китай, там чашу отреставрировали, как умели, скрепив осколки металлическими скобами. Однако правителю это совершенно не понравилось.
Крепление металлическими скобамиТогда он обратился к местным мастерам, которые тогда и придумали новый способ склеивания, названный в дальнейшем кинцуги - «искусство золотого шва», «золотая заплатка».
«Философия золотых трещин» или как превратить трещинки в «изюминки»Мы живем в мире, в котором ценятся и превозносятся красота, молодость, успех. Но в погоне за этими идеалами многих поджидают неудачи и горечь разочарований. Мечты разбиваются, столкнувшись с реальностью жизни. Многие стараются скрыть свои ошибки, неудачи и падения.
А в искусстве кинцуги как раз заложена совершенно иная мудрость, которая хоть и основана на керамических чашах, но вполне применима и к нашей жизни. И состоит эта мудрость в принятии собственных недостатков и неудач, ведь от них все равно никуда не деться. Надо научиться не скрывать их, а принимать как есть, и правильно переосмысливать. И, скинув с пьедестала лакированный безукоризненный идеал, водрузить на него собственную жизнь и попробовать взглянуть на нее под другим углом. И если выбрать правильный угол, возможно, наша собственная жизнь, хоть и далекая от идеала, покажется нам очень даже достойной и интересной.
Так говорят японцы...
Многие признавались в том, что именно неудачи и падения закалили их, сделали сильнее и в дальнейшем помогли изменить жизнь в лучшую сторону - они смогли добиться успеха или просто стали счастливыми людьми.
Многое говорит в пользу неудачи. Во всяком случае, она куда увлекательнее успеха.Макс Бирбом, английский писатель и карикатурист (1872—1956).
Неудача — это приправа, которая придаёт успеху его аромат.Трумен Капоте, американский писатель (1924-1984)
Сила основана на неудачах, а не на успехе. Я стала сильной, когда плыла против течения.Коко Шанель, французский модельер (1883-1971)
Современная интерпретация древнего японского искусстваКинцуги вызывает интерес и у современных европейских дизайнеров. На выставке Maison&Objet, проходившей в Париже, итальянский дизайнер Marcantonio представил сервиз из «разбитой» посуды, выполненный с использованием старинной японской техники. Однако при этом он несколько оживил cерьезный японский подход, внеся в него элементы собственной фантазии. Предметы его сервиза собраны путем сочетания осколков посуды самых разных стилей. Получилось довольно интересно.
Источник
Комментарии
Как-то раз под постом о кинцуги прозвучал любопытный комментарий. Суть его сводилась к тому, что разбитую посуду принято выбрасывать.
Кинцуги (или "техника золотого шва") — это японский метод восстановления разбитых керамических изделий. На посуде золотой шов выглядит эстетично и изящно. Но в чем суть этой кропотливой работы? Возможно, если посуда разбилась, это значит, что она отслужила свое и пришло время с ней попрощаться?
Кинцуги можно рассматривать не только в контексте восстановления функциональности, но и в контексте японского взгляда на душу предмета.
Согласно этому взгляду, одухотворенность всех вещей во вселенной распространяется и на рукотворные изделия. В каждой вещи — своя индивидуальная душа, которая скрывается в ее глубине. Таким образом, задача керамиста, который делает посуду, — не создавать, а находить и открывать истинную природу вещей. Не примешивая своего, мастер воплощает ее в своих творениях.
В японской эстетике есть представление о непрочности всех вещей, об их естественном умирании, т.е. небытии. Бытие и небытие непрерывно переходят друг в друга. Истинная реальность — неоформленная вечность. Керамист оформляет бытие вещи, и это всего лишь временная манифестация небытия, ее подлинной сущности.
Что происходит с душой предмета, если он разбивается? Бытие и небытие в предмете сменяют друг друга. Но это не означает, что они не могут или не должны сделать это вновь.
Мастер кинцуги не только соединяет расколотое, но также бережно и тактично оформляет новое бытие вещи. Он стремится воссоздать индивидуальность ее души, чтобы вновь манифестировать зыбкость бытия и небытия в доступной нам предметной форме.
Источник
Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком