Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

6. Принцип Причины и Следствия

ksuksu
отредактировано Вск 7 Окт в 03:37 Раздел: Герметизм
«Каждая причина имеет свое следствие, каждое следствие име­ет свою Причину, все совершается в соответствии с Законом; слу­чай — лишь название непознанного Закона. Существует множест­во планов Причинности, но ничто не избежит Закона».

Кибалион.

Великий Шестой Герметический Принцип — Принцип Причи­ны и Следствия — заключает ту истину, что Закон распространяет­ся на всю Вселенную, что ничто не происходит случайно, что слу­чай — лишь обозначение существующей причины, но не познанной или неосознанной, что явления непрерывны без исключений или разрывов.

Принцип Причины и следствия лежит в основе всего научного мышления, древнего и современного, и провозглашен он был Учи­телями Герметистами в древнейшие дни. Хотя многочисленные и разнообразные споры между различными школами мысли возникали с тех пор, полемика шла, главным образом, в деталях дейст­вия Принципа, а еще чаще — о значении определенных терминов. Основной принцип Причины и Следствия признавали справедли­вым практически все мыслители мира, достойные этого звания. Ду­мать иначе — означало бы исключить все явления вселенной из сферы Закона и Порядка и предоставить их во власть чего-то во­ображаемого, что люди назвали «случаем».

Небольшим рассуждением можно показать, что нет такой ве­щи, как чистый случай. Вебстер определяет слово «случай» сле­дующим образом: «Предполагаемый фактор или тип деятельности, отличный от силы или цели; действие или деятельность такого фак­тора — событие, случайность, авария и т. д.». Но небольшое раз­мышление покажет вам, что не может быть такого фактора, как случай, в смысле чего-то внешнего по отношению к Закону — чего-то вне Причины и Следствия. Как может существовать что-то действующее в необычном мире, свободном от законов порядка и преемственности последнего? Такое «нечто» было бы совершенно независимо от упорядоченного мира и поэтому превыше его. Мы не можем ничего себе представить вне ВСЕГО, что было бы вне Закона, поскольку ВСЕ — само по себе Закон. Нет места во все­ленной для чего-то внешнего и независимого от Закона. Сущест­вование такового «нечто» обратило бы в ничто все естественные законы и ввергло бы мир в хаотический беспорядок и беззаконие.

Тщательное изучение показывает, что то, что мы называем случаем, — лишь выражение, относящееся к неясным причинам, которые мы не можем познать. Слово «случай» возникло от слова, означающего «упасть» (как падение кости), идея, означающая, что падение кости (игра в кости) и многие другие случайности являются событием, которое нельзя отнести к какой-либо причине. Именно в этом значении обычно употребляется этот термин. Но при более пристальном изучении предмета обнаруживается, что нет какого бы то ни было случая при падении кости. Каждый раз, когда кость падает и показывает определенное число, оно подчи­няется закону, настолько же непоколебимому, как и те, что управ­ляют вращением планет вокруг солнца. За падением кости сущест­вуют причины или цепи причин, уходящие глубже, чем может следовать ум. Положение кости в коробке, величина мускульной энергии, выразившаяся в броске, положение стола и т. д. и т. п. — все это вот причины, действие которых можно увидеть. Но за эти­ми видимыми причинами существуют еще цепи невидимых, пред­шествовавших причин, причем, все они оказали влияние на число кости, которое оказалось наверху.

Если бросать кость много раз, обнаружится, что числа будут выпадать почти равное количество раз, т. е. будет равное число двоек и т. д., которые будут наверху. Подбросьте в воздух моне­ту, и она упадет либо «орлом», либо «решкой», но при достаточном количестве бросков орлы и решки выпадут почти равное количе­ство раз. Это — действие закона «усреднения» (среднего). Но как средний так и единичный броски подчиняются закону Причины и следствия, и как мы можем видеть из предыдущих случаев, ясно видно, что просто невозможно, чтобы кость упала иначе, нежели это произошло при одних и тех же обстоятельствах в одно и то же время. При тех же причинах последовали бы те же результа­ты. Всегда есть «мотив» и «почему» в каждом событии. Ничто ни­когда не случается без причины или даже цепи причин.

У тех, кто изучает этот принцип, возникает некоторое смуще­ние при мысли, что они не могут объяснить, как одно может вы­звать другое, т. е. быть «творцом» другого. Как правило, ни один «предмет» никогда не вызывает, т. е. не «творит» никакой другой предмет. Причина и следствие имеют дело лишь с «события­ми». «Событие» — это то, что приходит, поступает или случается как результат или следствие предшествующего события. Ни одно событие не творит другое, а лишь является звеном, предшествуя в огромной упорядоченной цепи событий, проистекающей из твор­ческой энергии ВСЕГО. Существует и преемственность между все­ми событиями — предшествующими, следующими и последующи­ми. Существует связь между всем, что происходило прежде и впо­следствии. Камень, сорвавшись с горы, проломил крышу в коттед­же в долине. На первый взгляд мы считаем это дело случая, но при исследовании предмета мы обнаружим огромную цепь причин за этим случаем. Во-первых, был дождь, который, смягчив почву, поддерживавшую камень, кроме этого было действие солнца, дру­гих дождей и т. д. и т. п., которые постепенно отделили кусок кам­ня от скалы, далее существенной причиной образования горы и ее сдвига может быть землетрясение и т. д. до бесконечности. Да­лее мы можем исследовать цепь причин дождя и т. д. Далее мы могли бы рассмотреть существование крыши. Короче, мы вскоре обнаружили бы себя погрязшими в болоте причин и следст­вий, из которого мы вскоре постарались бы выбраться.

Так же как человек имеет двух родителей и четверо прароди­телей, 16 прапрародителей — родителей и т. д., скажем до сорока поколений, когда число предков дошло бы до нескольких миллио­нов — так же и с причинами, стоящими всегда даже и за пустяшными событиями или явлениями, такими, как полет крошечного кусочка копоти перед глазами. Не так легко проследить его путь с древнейшего периода, когда он был частицей мощного ствола де­рева, который впоследствии превратился в уголь и т. д., до тех пор, пока он не пролетел перед вами по пути к дальнейшим при­ключениям. И могущественная цепь причин и следствий привела его в настоящее состояние, причем последнее опять-таки одно из звеньев в цепи событий, которые повлекут за собой другие собы­тия еще сотни лет после настоящего времени. Одним из ряда со­бытий, связанных с частичкой копоти, было написание этих строк, вследствие чего пришлось выполнить определенную работу на­борщику, и аналогично, корректору, и которые вызовут определен­ные мысли у вас, а также у других, которые, в свою очередь по­действуют на других и т. д. выше мыслительных способностей че­ловека — все из-за полета крошечного кусочка копоти, причем все это показывает относительность, а также взаимосвязь явлений, и дальнейшего факта, что «нет великого, нет малого в Разуме, кото­рый является причиной всему».

Остановитесь на минутку поразмыслить. Если бы определенный мужчина не встретил определенную девушку, давным- давно в смутный период каменного века, то вас, читающих эти строки, не было бы здесь. И если бы вероятно та же пара не встретилась, нас, пишущих эти строки, тоже не было бы. Даже само действие писания, с нашей стороны, и чтение, с вашей, будет действовать, соответственно на ваши и на наши жизни, но окажет также пря­мое или косвенное воздействие и на многих других людей, живу­щих ныне, и которые будут жить в грядущие века. Каждая мысль, мелькнувшая у нас, каждое действие имеет свои прямые и кос­венные следствия, которые и войдут в великую цепь Причин и Следствий.

Мы не хотим вдаваться в рассуждения о свободной воле, или детерминизма в данной работе вследствие различных причин. Сре­ди многочисленных причин есть одна принципиальная, а именно: что ни одна из оспариваемых строк не верна полностью — дейст­вительно, они верны лишь отчасти, в соответствии с Герметическим Учением. Принцип полярности показывает, что обе верны как полуистины, как противоположные полюсы Истины. Учения под­разумевают, что человек может быть свободен и связан Необхо­димостью, в зависимости от понимания значения и высоты Исти­ны, с которой рассматривается предмет.

Древние писатели высказывались об этом так: «Чем далее про­исходит Творение от центра, тем более оно связано, чем ближе оно достигает центра, тем более оно свободно».

Большинство людей является более или менее рабами наслед­ственности, окружающей среды и т. д. и высказывает весьма ма­лую Свободу. На них влияют мнения, обычаи и мысли внешнего мира, а также их эмоции, чувства, настроения и т. д. Они не про­являют мастерства, достойного этого имени. Они с возмущением отвергают это утверждение, говоря: — «Почему же я действитель­но свободен в действиях и делаю, как мне приятно — я делаю толь­ко то, что хочу делать: они не могут объяснить, откуда возникают «хочу» и «как мне приятно». Что значит их «хотеть», делать одно предпочтительно другому, что составляет их удовольствие «делать это и не делать то».

Разве здесь нет «почему» и их «удовольствию» и «желанию». Мастер может изменить эти «удовольствия» и «желания» в противо­положные на другом полюсе души. Он обладает «Волей к жела­нию» вместо того, чтобы хотеть, потому что какое-то чувство, на­строение, эмоция или соблазны окружающей среды вызвали в нем стремление или желание поступить так.

Большинство людей влачатся подобно падающим камням, по­слушные внешнему окружению и внешним влияниям, внутренним настроениям, желаниям и т. д., не говоря уже о желаниях и стра­стях других, более сильных, чем они сами, причем посредствен­ность окружения и соблазны влекут их испытывать какого-либо сопротивления с их стороны или изъявления Воли. Движимые как пешки на шахматном поле жизни, они играют свою роль и устра­няются, когда игра закончена.

Но Мастера, зная правила игры, поднимаются выше плана ма­териальной жизни и, соприкасаясь с высшими силами своей при­роды, властвуют над своими настроениями, характерами, качества­ми и полярностью, так же как и своей окружающей средой и, та­ким образом, становятся в игре Авторами (инициаторами), вместо того, чтобы быть пешками — Причинами, вместо следствий. Мас­тера не ускользают от Причинности высших планов, не уступают высшим Законам, и так руководят обстоятельствами на низшем плане. Они так формируют сознательную часть законов, вместо того, чтобы быть слепыми инструментами. Хотя они служат на высших планах, они правят на материальном плане.

Но и на высших и на низших — закон всегда в действии. Нет такого фактора, как случайность. Слепая богиня отвергнута Разу­мом. Мы можем видеть теперь глазами, проявленными и прояс­ненными знанием, что все руководствуется всеобщим Законом — что бесконечное число законов есть ничто иное, как проявление одного великого закона — Закона, который есть ВСЕ — и что да­же волосы на вашей голове сосчитаны, как гласят писания. Нет ничего вне Закона: ничто происходящее не противоречит ему. И все же не совершайте ошибки, предполагая, что Человек — лишь сле­пой автомат — это далеко не так. Герметические учения гласят, что Человек может использовать Закон против Закона, что выс­шая воля превалирует над низшей пока, наконец, не достигает стадии, где он найдет убежище в самом Законе и с презрением высмеет феноменальные законы (законы явлений). Способны ли вы ухватить внутреннюю суть Этого.

"Кибалион"
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!