Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Теперь есть еще филиал форума в Телеграме - чат и канал "FAQ по реальности". Если вам удобнее Телеграм - можно общаться там тоже.
Книга "Турбо-Суслик" - сам себе психолог!

Рисуночный тест

image

Последовательность заполнения квадратов и время не регламен­тируются. Все рисунки должны быть сделаны только карандашом, что­бы не нарушить характер графической линии. Лист бумаги для бланка следует брать неглянцевый и желательно белого цвета.

Когда обследуемый закончит работу с тестом, необходимо под­робно опросить его по каждому из рисунков, например, по таким воп­росам: что изображено на рисунке; какие события происходят; что им предшествовало, что будет потом; какие мысли и чувства у каждого из изображенных персонажей; если изображен одушевленный предмет, то надо попросить подробнейшим образом охарактеризовать его (мыс­ли, чувства, желания, стремления, надежды, проблемы и т.д.). Если же изображен неодушевленный предмет, нужно попросить подробно описать и его. Например, если обследуемый изобразил дом, следует выяснить, какой это дом; давно ли построен, живет ли кто-нибудь в нем; если живет, то какие мысли, чувства, проблемы беспокоят этих людей; чем они сейчас занимаются, чем они будут заниматься. Если же никто не живет в доме, то необходимо выяснить — почему, жил ли кто-нибудь раньше в этом доме, в связи с чем эти люди теперь не жи­вут, будет ли в этом доме жить кто-нибудь в будущем и т. и.

источник
«1

Комментарии

  • Далее, как показывает наш опыт, в любом случае оценка рисунка только по формальным признакам, без соотнесения его с описанием, не может дать достоверные результаты. При этом все восемь рисунков методики необходимо анализировать как одно целое; гипотеза, выдви­нутая по одному рисунку, должна найти подтверждение и в других рисунках.

    При интерпретации показателей теста целесообразно исходить в первую очередь из общих закономерностей анализа рисунков. Прежде всего, надо обратить внимание на характер линий. По этому показа­телю можно оценить энергетический уровень обследуемого, тревож­ность, имеющиеся аффекты. Например, если линия рисунка имеет силь­ный нажим, жирно прорисована, то это говорит о наличии высокой тревоги. Слабая линия, множественность слабых штрихов, неровность линий («паутинообразный» характер) свидетельствуют о низком энер­гетическом уровне и наличии невротических расстройств.

    Большое значение при анализе рисунка имеет и такой его пока­затель, как конкретность или абстрактность. Больные с органическим поражением мозга, как правило, не могут выполнить элементарное задание или же рисуют чрезвычайно непропорциональные части изоб­ражаемого предмета. Если же рисунки удивляют своим условно-симво­лическим характером (например, вместо слона в квадрате изображает­ся что-то большое и неоформленное, не имеющее никакого сходства с этим животным, или же сюжет дается с помощью графических сим­волических линий: стрелка, пунктиры), то, как показывают исследо­вания, это обычно встречается у больных шизофренией или у шизо­идных психопатов и свидетельствует о парадоксальности и выхолощенности мышления. Необходимо подчеркнуть, что окончательный вывод можно сделать только на основании психиатрического обследования, данные же теста могут служить в таких случаях лишь исходным ма­териалом для построения клинической гипотезы. Ориентировочное значение рисуночных тестов в аспекте выявления психических анома­лий имеет, на наш взгляд, большое значение для исследований лич­ности преступников, поскольку, как показали исследования, лиц с пси­хическими аномалиями среди них относительно много.

    Иногда рисунки носят эгоцентричный характер, что проявляется в оценке нарисованного полностью через призму своих личных вкусов и желаний. Например, обследуемый говорит, что крокодила он не на­рисует, потому что он ему не нравится. Или же в рисунках прослежи­вается чрезмерно личное участие в каждой изображаемой ситуации («я стою на берегу реки», «я смотрю на звезду», «так я провожу время ночью, а так днем» и т.п.). Такая эгоцентричность восприятия наибо­лее часто встречается у истероидных психопатов, иногда у эпилепти­ков. Но в последнем случае в рисунках обязательно находят проявле­ние такие их черты, как склонность к детализации и обстоятельность мышления. Рисунки эпилептиков отличаются обычно чрезмерным ко­личеством ненужных деталей, излишней тщательностью и замедлен­ностью исполнения. При анализе рисунков следует обращать внимание и на характер работы обследуемого с первоначальным тестовым материалом.

    Здесь возможны следующие две крайние позиции. В первом случае обследуемый активно «работает» с исходным стимульным ма­териалом: изменяет, продолжает, перечеркивает и т. п. Во втором слу­чае он совершенно «не работает» с предложенными тестовыми стиму­лами, никак не соотносит свои рисунки с ними. Естественно, что встре­чается и множество отношений промежуточного типа. В первом рас­сматриваемом варианте активная позиция при работе с тестовым ма­териалом может рассматриваться как аналог активного поведения в реальной жизни, с максимальным привнесением своей личности в эле­менты окружающего мира, в общение и любые иные формы социаль­ного взаимодействия. Вторая позиция свидетельствует о пассивном от­ношении к окружающему миру, погруженности в свой внутренний мир и личные переживания. Если встречается эмоциональное подчеркива­ние тех или иных деталей рисунков или их пропуск, то при опросе необходимо подробнейшим образом выяснять причины. Подчеркнем, что успешная интерпретация теста возможна только при оценке и анализе всех его восьми рисунков как единого целого. Информация, по­лученная по каждому из рисунков, должна быть объединена в единую целостную и непротиворечивую психологическую характеристику че­ловека.

    Перейдем теперь к анализу интерпретаций по отдельным рисун­кам APT. Схемы интерпретации, предлагаемые ниже, составлены нами на основе обобщения данных как законопослушных граждан, так и преступников.

    В первой позиции теста выявляются особенности ориентации индивида в среде и, в частности, то, в какой степени он учитывает элементы окружающего его мира в своем поведении (име­ется в виду не только внешняя деятельность, но и внутренняя, психо­логическая, т.е. поведение в широком смысле). Это надо знать, изучая, например, личность насильственного преступника или лица, совершив­шего неосторожное правонарушение. Полученные данные могут исполь­зоваться и при криминологическом прогнозировании.

    При интерпретации рисунка в первой позиции нужно исходить из того, что она представляет собой модель пространства, а точка в ней является элементом этого пространства. Возможны следующие основ­ные варианты интерпретации первой позиции. Обследуемый может, например, не заметить точку и нарисовать что-то, никак не связанное с ней. В другом случае он замечает точку, но в своем рисунке ее не использует. В третьем варианте точка используется в рисунке, но как абсолютно самостоятельный элемент; в четвертом — используется не­посредственно в рисунке, но не несет центральной смысловой нагрузки; в пятом — как смысловой центр рисунка.

    Если точка является смысловым центром рисунка (сердцевина цветка, центр мишени, солнце и т.п.), то это означает, что человек в максимальной степени стремится учесть элементы среды. Он активно стремится к полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и понятия. По мере уменьшения смысловой центральной нагрузки — точки — изменяется и характер ориентировки. Противоположное значение имеет рисунок, когда обследуемый даже не замечает точки, что очень часто встречается у насильственных прес­тупников. Это является прямым аналогом соответствующего поведе­ния в реальности: такой человек часто не замечает то, что его окружа­ет, не учитывает в поведении многие элементы среды, его поведение может протекать как бы вне ситуации. Естественно, что все остальные варианты занимают промежуточные места по своему значению и их следует интерпретировать, исходя из предложенной биполярной смыс­ловой шкалы видов ориентировки.

    Особо обратим внимание на некоторые тонкости интерпретации рисунков но первой позиции. Обследуемый может превратить точку в центральный смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встреча­ется часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тща­тельнейшим образом стремятся учесть каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке.

    В другом варианте обследуемый может как бы «замаскировать» точку (например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезд и т.п. в виде точек). Такие рисунки обычно встречаются у людей, ко­торые стремятся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной ин­формации, «мелочей», поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальном взаимодействии.

    Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрес­сивных тенденций, что очень важно для криминологического исследо­вания. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с та­кой чертой, как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией аг­рессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительнос­ти. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает). О наличии агрессии будут также свидетельствовать заострен­ные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательное вырисовываниё крокодила, по сравнению с другими рисун­ками, также свидетельствует о наличии актуальной агрессии. Глаза в этом рисунке имеют информативное значение, их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности и поиске проявле­ния агрессии со стороны окружающих. Хвост символизирует наличие такой черты, как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявляется эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т. п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда она по тем или иным причинам не может быть от­крыто реализована.

    Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивным (открытая пасть, множество зубов и т.п.), а в словесной характеристике обследуемый описывает его как доброго, мягкого, ле­нивого. Это встречается у людей, которые декларируют свое доброже­лательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Та­кое впечатление иногда производят осужденные за насильственные преступления.

    У многих насильственных преступников рисунок крокодила может не иметь прямых символов агрессии, что, очевидно, можно проинтер­претировать как отсутствие у них актуальной агрессии как черты лич­ности. Правда, у таких лиц в рисунках крокодила бывают тщательно вырисованы глаза, широко открытые и зачерненные, что может свиде­тельствовать, на наш взгляд, о наличии такой черты, как чрезмерная чувствительность в сфере межличностных отношений, что уже отмечалось в научной литературе как свойственное насильственным прес­тупникам.

    В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм. Бесспорно, такая информация имеет значение для прогнозирования поведения осужденного в ИТУ. Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограни­чением, символизирующим действие норм. Естественно, что пренебре­жение этим ограничением, несмотря на инструкцию, которая также яв­ляется моделью императивного действия норм, свидетельствует о не­способности или нежелании человека придерживаться в своем пове­дении нормативных предписаний. Изучение преступников с помощью APT позволило предположить, что в этой позиции выявляется тенден­ция человека к нарушению не каких-то конкретных видов норм (пра­вовых, нравственных и т.д.), а скорее психологическая непереноси­мость любых внешних ограничений поведения, формальных и нефор­мальных. Чаще всего, как показали наши исследования, рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у преступников, которые, находясь в местах лишения свободы, являются злостными и активными нару­шителями режима.

    Поскольку слона большинство людей представляют как животное не одинокое, а живущее в группе, именно поэтому автором теста он был выбран в качестве стимульного материала для опосредованного выявления особенностей поведения человека в группе. Кроме того, на наш взгляд, имеет значение и тот факт, что для европейцев слон яв­ляется достаточно нейтральным понятием, не вызывающим личностных эмоций или ассоциаций, связанных с прошлым опытом взаимодействия, в отличие, например, от лошади, коровы и других стадных животных. Таким образом, рисунок слона является прямым аналогом пове­дения человека в группе. Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угро­жающей позе. Значение такой детали, как уши, — прямое: заинтересо­ванность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

    Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами, слон как бы прислушивается. По другим деталям определяется, предпринимает ли обследуемый какие-либо действия для завоевания признания окружающих. Поднятый хобот — стремле­ние привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза ин­терпретируются так же, как в рисунке крокодила. Ресницы — признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у муж­чин, то свидетельствуют о наличии «женских» манер поведения). Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооцен­ку. Поднятый хвост — положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный вниз — недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.

    Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминиро­ванию в группе. Незначительные размеры рисунка — отсутствие тен­денции к доминированию, заниженная оценка своего социального ста­туса. Чаще слон изображается сбоку, но встречаются и другие вари­анты: он нарисован анфас или сзади. Вид сбоку не имеет особой информативной нагрузки. Изображение его анфас интерпретируется как эгоцентризм в социальных взаимодействиях. Изображение сзади — пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.

    Особый интерес вызывают рисунки, когда слон изображается в границах прямоугольника, но из самого прямоугольника делается кар­тина, фотография, литография и т. п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как неч­то неизменное, застывшее, привычное. При социальном взаимодейст­вии они пассивны и не стремятся к изменению своей социально-психо­логической позиции, при этом их поведение стереотипно, его составля­ют одни и те же формы. Достаточно часто такие рисунки встречаются и у лиц, которых не принимает социальная группа или же они сами обычно не совсем обоснованно считают, что группа их не принимает. Но в любом случае поведение такого рода лиц будет состоять из оп­ределенных социальных штампов, являющихся защитными реакциями.

    Наиболее типично подобное поведение для шизоидных личностей, которые стремятся к психологической изоляции от социальной среды. Такое поведение характерно и для многих осужденных, плохо адапти­рованных в ИТУ. Их поведение в группе лишено естественности, они замкнуты и стараются избегать любых обязательств и ответственности. Преступники, отбывающие наказание в ИТК, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым отражая в своих рисунках невозможность желаемого социального поведения, проблемы отрыва от привычного окружения, социальную изоляцию.

    Четвертая позиция теста предназначена для выявления особеннос­тей общения. Люди, придерживающиеся формализованного и регла­ментированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре квадрата. Если подпись расположена в верхней части квадрата, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный (а иногда и социально-психологический) статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся соци­ально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине квадрата. Наличие в подпи­си начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению. Чрезмерное увеличение длины подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию, имеет ана­логичное значение и встречается у людей, страдающих от недостатка социального признания. Например, у лиц, которые совершили преступ­ление по мотивам преодоления дистанции с референтной группой. Подпись может служить также и предметом для графологического ана­лиза почерка.

    В пятой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция со­держит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней является моделью субъективного отношения человека к неодно­значности жизненных ситуаций. Возможны несколько основных вари­антов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых пол­ностью определяется полярными оценками (хорошее — плохое; доб­рое — злое; светлое — темное и т.д.), и в их рисунках также присут­ствует такое деление, особенно часто это встречается у преступников, совершивших убийство. Они, например, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции по принципу: день — ночь или аналогичному. Противоположный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на небе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, не стремятся однозначно определить ситуа­цию (хорошее — плохое), их не смущает имеющееся противоречие, и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения.

    В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходное противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали наши исследования, встречается у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных и не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг них.

    Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиций соб­ственных потребностей и желаний находит проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например, рисуется дом, в котором с утра до вечера происходят ка­кие-либо события, или рисуется собственное времяпрепровождение (например, «днем я загораю под солнцем», «вечером иду на сви­дание»).

    При анализе рисунков по пятой позиции необходимо также учи­тывать, что в них могут быть спроецированы личные проблемы об­следуемого, его желания и стремления. В этом случае интерпретация помимо основного значения позиции (подход к оценке реальности) может также выявлять и наличие конкретной актуальной ситуации, ее субъективное значение для обследуемого.

    Шестая позиция теста направлена на выявление актуальной лич­ной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противопо­ложного пола. Понятно, что информация такого рода важна для по­нимания половых преступлений или иных' насильственных действий, имеющих сексуальный подтекст. В этой позиции исходный стимульный материал (см. рис.) выражает собой как бы две противополож­ные стихии: максимальную стабильность (земля, берег) и максималь­ную нестабильность (вода, море, река). Поэтому вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений, постоянно меняющийся во времени и по степени интенсивности, а бе­рег олицетворяет стабильность, определенность, ограниченность, что можно условно соотнести со стабильностью семейных отношений. Как стимульный материал, дерево, растущее на берегу, направлено па выявление наличия тенденций бытового оформления взаимоотно­шений. Эти условные значения являются исходными для интерпрета­ции рисунков по шестой позиции. Но особое значение здесь имеет описание рисунка обследуемым. Как показал наш опыт, в рисунках этой позиции, особенно в их описании, действительно отражаются проблемы и особенности взаимоотношений с лицами противополож­ного пола. Ниже приводится интерпретация наиболее часто встречаю­щихся элементов рисунка.

    Иногда обследуемый воспринимает изображение воды как твер­дую почву (поле, песок, пашня). Обычно это связано с отсутствием эмоционально-чувственного опыта взаимоотношений либо с крайней неудовлетворенностью ими. Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы, которая решается тем или иным способом в зависимости от направления движення судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стрем­ление к максимальной стабильности отношений; если от берега, — то это имеет противоположный смысл. Очевидно, «корабль» приобретает такое значение потому, что это единственное средство передвижения в такой нестабильной стихии, как вода. И поэтому если возникает не­обходимость в смене эмоционально-чувственного аспекта отношений (сторону стабильности или, наоборот, нестабильности и неустойчи­вости, а также в случае нереализованного стремления в этой сфере), то в рисунке это можно передать с помощью корабля или какого-либо другого судна, поскольку исходным стимульным материалом является вода. В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чув­ственном аспекте отношений, у обследуемого не возникает необходи­мости в смене личной ситуации. Корабль или какие-либо другие плавающие суда не рисуются, и актуальная ситуация полностью пе­редается в описании рисунка.

    Такие дополнительные детали рисунка, как листва на дереве, кустарник на берегу и т.п., встречаются у людей, придающих боль­шое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряжен­ности влечений в сфере отношений с противоположным полом у муж­чин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивными проявления­ми (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль и т.п.). Показательно, что такие рисунки чаще всего встречаются у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции от общества. Большое информативное значение имеет рисунок человека в этой по­зиции. Обследуемые при описании часто наделяют его своими пробле­мами, чертами и желаниями.

    Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации, что, как и предыдущие данные, имеет большое криминологическое и пенитенциарное значение. Накло­ненная фигура, являющаяся здесь стимульным материалом, уже в силу своего пространственного положения символизирует неус­тойчивость. В рисунках могут проявляться следующие варианты по­ведения. Люди, выбирающие для разрешения неустойчивых ситуаций агрессивный путь, идущие на конфликт, наклоненную фигуру прини­мают за елку и рисуют человека, который ее спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений. Например, в нашем исследовании такой тип рисунка встречался у лиц, совершивших насильственное преступ­ление на семейно-бытовой почве.

    Если же человек конфликтен и агрессивен и в бытовой, и в со­циальной сферах, то в рисунке это проявляется следующим образом: рисуется несколько аналогичных наклоненных фигур, одна из которых поддерживается аналогичной наклоненной фигурой. Такие рисунки можно проинтерпретировать как стремление к разрешению конфликта путем его обострения. Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фи­гуры. Например, они могут нарисовать подпорку или человека, под­держивающего фигуру, пририсовать корневую систему и т. д. Люди, обнаруживающие стремление к рациональному разрешению неустой­чивой ситуации, обычно рядом с наклоненной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле. Иногда из наклоненной фигуры делается, например, ракета или стая журавлей, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем вытеснения ее из своего созна­ния. О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свиде­тельствуют рисунки типа: «грибы растут под елкой», «ежик убегает из-под елки», «рядом с елкой собирают грибы» и т.д. Иногда такие рисунки встречаются у инфантильных личностей, не способных к вос­приятию ситуации как неустойчивой или конфликтной для себя. Встречаются также рисунки, когда стабилизация наклоненной фи­гуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед Мороз несет елку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»). Иногда в рисунках проявляются пара­доксальные и необычные реакции на неустойчивую ситуацию. Напри­мер, наклоненная фигура превращается в елку и всячески украшается, или же она поджигается, или рисуется человек, собирающий с нее плоды.

    Первый вариант рисунка может встречаться у людей, которые по­лучают своеобразное эмоциональное удовлетворение от нахождения в конфликтной неустойчивой ситуации. Во втором варианте человек разрешает конфликтные ситуации путем полного выхода из них, пси­хологически уничтожая источник конфликта. И в последнем случае рисунок символизирует собой использование конфликтной ситуации для получения тех или иных эмоциональных или материальных выгод. Все эти три варианта рисунка часто встречаются у различных катего­рий преступников, особенно у корыстных и корыстно-насильственных, что позволяет предположить, что так называемый «корыстный мотив» играет далеко не основную роль в генезисе этого вида преступ­лений.

    Исходный тестовый материал в восьмой позиции стимулирует об­следуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек или лицо человека, необходимо попросить обследуемого как можно более полно охаракте­ризовать его, рассказать о проблемах этого человека, чертах харак­тера, привычках, склонностях и т.д. Выражение лица человека явля­ется характеристикой типа личности обследуемого.

    Как показывает наш опыт, в этой позиции теста часто встреча­ются и рисунки животных или неодушевленных предметов. Такие ри­сунки также являются прямой характеристикой личности обследуемого и требуют тщательного дополнительного опроса. Например, могут быть нарисованы: кукла, снеговик, сказочный герой. Во всех этих случаях правильно построенный опрос обследуемого приведет к тому, что он наделит своими чертами и проблемами нарисованный им персонаж. Но большое информативное значение может иметь и сам характер изображенного предмета. Например, снеговика в восьмой позиции ри­суют чаще всего люди, отличающиеся мягкостью, пассивностью, жен­ственностью. Куклы рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Каким бы ни был парадоксальным рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рас­сматривать как представление обследуемого о себе, причем не обяза­тельно осознанное. Но иногда имеют место случаи, когда обследуемый проецирует в своем рисунке только наиболее актуальную личную про­блему, что выясняется в процессе беседы.

    источник
  • восьмая позиция - керамическая ваза с ярким цветным орнаментом - ничего даже близко антропоморфного при взгляде на шаблон в голову не пришло
  • отредактировано Июль 2018
    нажим средний, абстрактность/конкретность 50/50

    1. глаз разглядывает точку и прикидывает, что бы с ней можно сделать. точка на белом фоне всегда привлекает внимание. интересно, во что она превратится, если к ней приблизиться?

    точка учитывается, но является ли она смысловым центром? скорее да, чем нет. глаз рассматривает точку, значит, скорее такой вариант:
    Обследуемый может превратить точку в центральный смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встреча­ется часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тща­тельнейшим образом стремятся учесть каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке.
    впрочем, не совсем пассивно, т.к. стрелочка идет от глаза к точке, т.е. это первая встреча с объектом и прикидка, что можно с этой точкой сделать. хотя элемент нерешительности и пассивности, несомненно, присутствует

    2. крокодил расслабленно дремлет. ему тепло и умиротворенно. но передние лапы какие-то немного напряженные, наверно, он готов в любую минуту активизироваться.
    При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает). О наличии агрессии будут также свидетельствовать заострен­ные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила.
    ну по мне так средненько. зубы есть, но пасть закрыта, да еще и в полуулыбке. шипы на спине и хвосте есть, ну так это полудракон, а у драконов шипастые спины и хвосты, как известно)) размер тоже средний.
    Глаза в этом рисунке имеют информативное значение, их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности и поиске проявле­ния агрессии со стороны окружающих.
    спит ваще %))
    Хвост символизирует наличие такой черты, как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявляется эта черта.
    хвост - естественное продолжение тела, ничего выдающегося.

    3. рамка слишком маленькая, чтобы вместить всего слона, поэтому в рамке видна только часть попы с хвостом.
    Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограни­чением, символизирующим действие норм.
    да не то чтоб разрывает, просто он больше и все. ну а попа, наверно, в этом контексте - срал я на ваши нормы image
    Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооцен­ку. Поднятый хвост — положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный вниз — недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.
    хвост вниз image
    Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминиро­ванию в группе.
    не знаю про доминирование, скорее это все же про разрыв с нормами. или про сверхдоминирование? или
    Изображение сзади — пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.
    image

    4. подпись. просто подпись. в левой половине листа и чуть выше середины.
    Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине квадрата. Наличие в подпи­си начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению.
    5. солнце и луна разделены ночью и днем. солнце яркое и все затмевает, поэтому фон темный. луна освещает все мягким ровным светом, поэтому фон такой же как луна. зубчиками разделено, а не прямой линией, т.к. день сменяет ночь постепенно, как волнами: то накатит, то откатит.
    В пятой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция со­держит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней является моделью субъективного отношения человека к неодно­значности жизненных ситуаций. Возможны несколько основных вари­антов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых пол­ностью определяется полярными оценками (хорошее — плохое; доб­рое — злое; светлое — темное и т.д.), и в их рисунках также присут­ствует такое деление, особенно часто это встречается у преступников, совершивших убийство. Они, например, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции по принципу: день — ночь или аналогичному. Противоположный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на небе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, не стремятся однозначно определить ситуа­цию (хорошее — плохое), их не смущает имеющееся противоречие, и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения.
    а вот затрудняюсь определиться.

    6. наступила осень и птицы клином двинули на юг.
    Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п.
    корабля нет, но направление движения имеется
    Если корабль движется к берегу, то это означает стрем­ление к максимальной стабильности отношений; если от берега, — то это имеет противоположный смысл.
    а по описанию отношения личные типа надоели, устремимся в другие сферы?

    7. дед срубил елку и тащит домой. скоро новый год.
    Люди, выбирающие для разрешения неустойчивых ситуаций агрессивный путь, идущие на конфликт, наклоненную фигуру прини­мают за елку и рисуют человека, который ее спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений.
    не рубит, но топор в руке имеется, тащит его за собой image

    но максимально подходит это:
    Встречаются также рисунки, когда стабилизация наклоненной фи­гуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед Мороз несет елку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»).
    8. кувшин, или как это называется. сосуд для молока или воды, или вина из глины. простой, не окрашенный никак, терракотового цвета

    хаха, почитал описание))) вот такой я простой глиняный кувшин, да еще и пустой

    image
  • ты - кувшин с узором image полный или пустой?
  • два варианта - холодное свежее молоко или пустой
  • image
    Как-то так
  • отредактировано Июль 2018
    Аааа. У меня слон без ушей и вообще какой-то мутант image ёлка, кстати, тоже
  • Вот блин. Я увидела чужие шедевры. Теперь тест не репрезентативен будет. Как очистить сознание перед тестом?)
  • отредактировано Июль 2018
    Вариант со слоном не пыталась рисовать как картину или фото. Толстая линия рамки потому что случайно взяла не тот маркер.
    Это просто странный слон без ушей в прямоугольнике и да, оказывается я бОльший пофигист, чем думала...

    "Значение такой детали, как уши, — прямое: заинтересо­ванность в информации, значимость мнения окружающих о себе." Ну нееет, мне, конечно, важно, что обо мне думают.. Другое дело, что эта информация не сильно влияет на мои решения. Про уши подумаю image

    Крокодил нормальный, на мой взгляд. Идёт куда-то по своим делам.

    Солнце и луну начала объединять линиями и не знала, что их этого выйдет. В итоге начала округлять углы и вышло что-то вроде нейролиний. Луна и солнце у меня связаны и одно перетекает в другое. Между ними абсолютно нет границ.

    На рисунке с морем я добавила солнце, листья и рыбу.
    "Такие дополнительные детали рисунка, как листва на дереве, кустарник на берегу и т.п., встречаются у людей, придающих боль­шое значение бытовому оформлению личных отношений." Да, есть такое


    Ёлка у меня просто идёт вверх на своих ногах. Еще и руками размахивает. Наверное, для баланса.

    На последнем рисунке вначале было три рыбы, но трех мне показалось мало.
  • Карандашом надо было рисовать, но перерисовывать нет смысла Все было бы похоже
    Рисовать начала из -за ёлки. Этот образ появился первым в голове.
  • 1. Грудь. Просто обвела кругом и понравилось. Естественно сосок тут главный.
    активно стремится к полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и поня
    о поня

    2. Агрессивный членикс!

    3. Подарочная коробка. Прост я не умею рисовать слона, а прямоугольник всегда отличная коробка.

    Хоть бы это обозначало, что я вся такая не усложняющая. Но не бунтарка, коробка то с бантом в виде клешней. Ракс.

    4. Манифестаторская подпись. Вжилась в роль.

    5. Я нарисовала горы и сияние на луне, чтоб получилось лицо.
    Такие люди обладают гибкой системой оценок, не стремятся однозначно определить ситуа­цию
    6. Берег с печалью и нежностью смотрит на небо, а на воду не смотрит, потому что там отражение

    7. человек конфликтен и агрессивен и в бытовой, и в со­циальной сферах

    8. Глазик пришел сразу.
  • вот можно не только рисовать, но искать совпадения. Я не рисовала, просто представила. Получились внезапные совпадения с Капрал, например, где нечто, похожее на снеговика, плывет; и где слон выходит за рамку, почти похоже... И, да, ну конечно ваза, что там может быть еще?))
  • отредактировано Июль 2018
    конечно ваза, что там может быть еще?))
    Рыбы
    image там видна основа для трех рыб. Верхняя рыба покороче, но потолще, а по бокам две длинные и худенькие селедки.

    Ну а слона в прямоугольнике я представила красивого и даже с ушами, но изобразила все равно мутанта без ушей)))
  • ну конечно ваза, что там может быть еще?))
    Ты шутишь?))
    А как же лицо смеющегося мальчика в бескозырке с развевающимися ленточками?
    Нахохлившаяся птица? Приоткрытый рот рыбы с усами? Колечко из проволоки со сверкающей стекляшкой в конце концов? а? и это только на вскидку image
  • Рыбы восхитительны)) но... непостижимы))
  • И у мальчика две боковые линии - это контур лица/головы, а не ленточки от бескозырки (их выше надо рисовать), как можно было бы подумать))
  • Лекса, привет!)))
    Я так поняла, ценно уловить первый образ. И бывает, что он настолько ярок и отчетлив, что остальные оказываются уже вторичными, даже если есть цель помыслить разнообразно image
  • Ну, у меня на "ёлочку" первый образ был эскалатор в метрополитене в разрезе.
    А с ветлой у воды вообще бы ничего не дорисовывала, картинка на мой взгляд полная, ну, может туман подпустить.
  • где солнце и земля поставила бы знак неравенства, чот ничего больше в голову не идет сегодня.
  • Кстати, мысли о вазе и рыбах пришли одновременно, но верхние линии четче обозначили рыбу, потому рыбы победили. Этот образ был ярче и сильнее. Ну а остальные рыбки просто за компанию к этим трём добавились.
  • от слона нарисовала бы только голову с лопухами и хоботом изогнутым как ручка от зонтика
  • крокодила не знаю как рисовать, но что-нить похожее нарисовала, обязательно с острыми "зубьями" на спине (забыла как их звать)
  • а на точку просто бы долго втыкала image
    если долго втыкать на точку, можно выйти в астрал.
  • шипы?
    не, шипы острые торчком... а хотя да, типа как у роз шипы

    image
  • Угу, точка сцуко сложная, у меня так и не образовалась.
    Слон. Хобот слева тянется к прямоугольнику
  • точка сцуко сложная
    ваще не сложная, там целая куча всего, но я хочу просто втыкать (сегодня, а завтра может нарисую там что-нить)))
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!