Эмоция - это реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовлетворение или неудовлетворения). Эмоциональность как свойство человека упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. Эмоциональность является одной из важнейших характеристик человека и оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности.
Чувства отличаются от эмоций тем, что человек может переживать их только по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь, тогда как эмоции могут рождаться самостоятельно.
Страсть - сильное и продолжительное состояние, которое нацеливает человека на достижение его желаний.
Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция. Это как бы взрыв, аварийная реакция на экстремальную ситуацию. В аффекте человек перестаёт управлять чувствами, здесь уже чувства начинают управлять человеком и это выражается прежде всего в его речи. Аффект очень сильная эмоция, но непродолжительная.
Настроение - фон, на котором протекают все чувства и эмоции.
Эмоциональность зачастую рассматривается как степень склонности поддаваться страху и гневу, но вцелом эмоциональность трактуется в терминах актов поведения, которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией.
Очень многим взрослым людям, и прежде всего мужчинам, недостаёт эмоциональности, что очень обедняет их жизнь, однако гиперэмоциональность приравнивается к расстройствам психики.
Эмоциональность - витамин жизни! Когда вы покупаете билет в кино или в театр, вы, фактически, платите деньги за эмоции, ибо сюжет является лишь способом их преподнесения.
В качестве основных характеристик эмоциональности выделяется впечатлительность, импульсивность и эмоциональная лабильность. При этом впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость к эмоциогенным воздействиям, импульсивность понимается как быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их, а под эмоциональной лабильностью понимается быстрота, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Высшим уровнем человеческой эмоциональности является эстетическая эмоция, базирующаяся на ассоциативном мышлении и воображении (фантазии), посредством которых человек выходит за рамки непосредственного мышления и попадает в сферу отвлеченных, абстрагированных построений. При этом нереализованная в предметно-чувственной сфере эмоция находит выход в форме образного мышления, которое, по существу, является объективированным выражением эмоции. Переход эмоции в мысль можно очень хорошо проследить на примере стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»:
Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
Сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум…
С волнения не уснешь… Объективация эмоции в рамках сознания есть процесс её интеллектуализации, результатом которой является мысль как объективированная форма эмоции. Эмоция, возникшая в результате отражения воображаемой мысли, есть в социологическом отношении проявление высшей сущностной силы человека, причем такие эмоции могут передаваться подходящим для этого языком психологического раскрытия - например, языком лирики направленной речи, языком искусства... Сила эмоции прогрессивно нарастает при попеременном представлении положительного и отрицательного исхода прогнозируемой ситуации.
В жизни человека эмоции выполняют следующие функции: - побуждение (еще только-только зарождается потребность, как уже возникает эмоция. Это так называемое мотивационное возбуждение);
- предвосхищение;
- активизация;
- мобилизация;
- демобилизация;
- регуляция поведения и процессов познания (эмоции сопровождают поведение от потребности до оценки результата);
- оценка (отражает значимость стимула и результата действия для индивида);
- экспрессия (выражение вовне, что важно для аффирмаций).
Существуют три уровня проявления эмоций:- на уровне тела (вегетативные реакции);
- на поведенческом уровне (все эмоции так или иначе проявляются в поведении);
- на уровне психологических переживаний.
Из этой же классификации проистекают и пути воздействия на эмоции. В зависимости от непосредственной формы переживаний, направленности, длительности, выраженности, напряженности и источника возникновения, эмоциональные проявления делятся на:
- собственно эмоции (в узком смысле) - длительные состояния, слабо проявляющиеся во внешнем поведении, выражающие оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней;
- чувства - возникают в результате обобщения эмоций, имеют отчетливый предметный характер, характеризуются устойчивостью, низкой интенсивностью, продолжительностью, осознанностью, связью с предметами, людьми и т. д.;
- аффект - сильное, относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, характеризующееся большой интенсивностью, бесконтрольностью, сужением сознания, кратковременностью;
- настроение - длительное, относительно уравновешенное и устойчивое общее эмоциональное состояние, окрашивающее отдельные психические процессы и поведение человека;
- страсть - длительное, значительно выраженное и напряженное эмоциональное отношение с направленностью, концентрированностью чувства на определенном объекте или виде деятельности.
На основании комплексного критерия, который охватывает нервный субстрат, экспрессию и субъективные переживания эмоций, выделяют
10 фундаментальных эмоций, которые не сводятся одна к другой:
1. интерес - возбуждение;
2. радость;
3. удивление;
4. страдание;
5. гнев;
6. отвращение;
7. презрение;
8. страх;
9. вина;
10. стыд.
Остальные эмоции являются комплексными. Так, например, сострадание - это соединение печали и любви, которые, в свою очередь, также являются комплексными эмоциями, а ревность состоит из любви, ненависти и зависти.
Существует качественные характеристики эмоций, основанные на субъективном отношении личности к объекту. В связи с этим выделяют:
- положительное субъективное отношение, которое является показателем того, что удовлетворяет, удовлетворяло или могло бы удовлетворить возникшую потребность;
- отрицательное субъективное отношение, которое является показателем того, что мешает, мешало или может помешать этому;
- двойственное (амбивалентное) субъективное отношение, которое отражает одновременное существование положительного и отрицательного отношения к объекту;
- неопределенное субъективное отношение, которое отражает кратковременное состояние ориентировки в новых впечатлениях, быстро переходящее в положительное или отрицательное.
Для характеристики силы эмоции используются различные критерии, одним из которых является формула:
сила эмоции = сила потребности
или
необходимая информация - доступная информация.
Из этой модели следует вывод, что большей эмоциональной силой обладает то, что наименее досягаемо, хотя, может быть, и не более значимо.
Согласно другому критерию можно считать, что сила эмоции определяет интенсивность выполнения поведенческой программы, то есть психологическую силу, поэтому любую эмоцию можно характеризовать вектором, лежащим на прямой, соединяющей субъекта и объект, причем модуль вектора равен силе эмоции, а направление определяется поведенческой программой приближения или удаления.
Говоря о временной характеристике эмоций, следует отметить, что все эмоции конечны, несмотря на самую различную их продолжительность.
Сравнение положительных и отрицательных эмоций выявляет как общие, так и отличительные свойства. Интересен тот факт, что вегетативные проявления при положительных и отрицательных эмоциях одни и те же. Однако положительные эмоции никогда не бывают длительными, быстро дезактуализируются и не способны к суммации, а вот отрицательные эмоции весьма продолжительны, склонны к суммации и чаще, чем положительные эмоции, образуют смысловой комплекс, то есть совокупность образов, связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание. При этом актуализация одного из элементов такого комплекса влечет введение в сознание других его элементов и, в конечном итоге, вызывает к жизни весь спектр отрицательных эмоций, причём при повторных вызовах комплекса отрицательных эмоций они раз от раза всё больше усиливаются (тоска нарастает, гнев и страх усиливаются). А вот положительная эмоция живёт сама по себе, и, будучи однажды вызвана каким-либо обстоятельством, при повторении этого обстоятельства не возникает или возникает в ослабленном виде (повторяющаяся шутка не смешна).
В настоящее время известно большое количество эмоциональных расстройств, однако применительно к проблеме создания эффективных аффирмаций для нас представляются существенными лишь два из них, а именно:
- побледнение эмоций, то есть снижение интенсивности (силы) эмоциональных проявлений, сопровождающееся уменьшением выразительности (экспрессивности) мимики и жестов;
- эмоциональная тупость, то есть бесчувственность, безразличие, полная эмоциональная опустошенность ("паралич эмоций") с исчезновением адекватных эмоциональных реакций.
Как побледнение эмоций, так и эмоциональная тупость являются существенной преградой для создания эффективных аффирмаций.
Для количественной оценки уровня эмоциональности в части положительных эмоций применяется некая условная шкала протяженностью от нуля до двадцати баллов, причем начальный отрезок от нуля (спокойный сон без сновидений) до девяти баллов (очень ровный шепот) предназначен для специальных целей, тогда как диапазон от десяти до двадцати баллов охватывает практически весь значимый диапазон эмоциональности.
Эмоциональность отражает силу и энергию, которую говорящий посылает слушателям, его темперамент и своего рода кураж. Как выражаются в Одессе, "Веня говорит мало, но Веня говорит смачно!", и вот эта самая "смачность" и является признаком эмоциональности.
Десять баллов по данной шкале соответствует спокойному монотонному рассказу человека, находящегося, как правило, в лежачем или сидячем положении. По мере роста эмоциональности усиливается жестикуляция говорящего, он встаёт и начинает перемещаться по комнате (залу), темп его речи ускоряется, а громкость усиливается, появляется напористость, взгляд концентрируется на слушателе, перемещения превращаются в беготню и в наскоки на слушателя, жесты становятся более широкими, лицо искажается гримасой и т.д. Если вам доводилось быть на презентациях типа продажи герболайфа или косметики, когда на сцену поочередно выскакивают подсадные участники с криками "А я уже заработал миллион!", то эмоциональность этого давления на слушателей весьма близка к 20 баллам.
Другим примером предельной эмоциональности являются выступления Гитлера - точнее, конец этих выступлений, когда, постепенно разогрев публику, фюрер буквально вбивал в их головы свою главную концепцию.
Чтобы получить более полное представление о шкале эмоций, вы можете прослушать вот эту запись, хотя до 20 баллов исполнитель в ней несколько не дотягивает.
Для обеспечения эффективности аффирмаций их желательно читать на уровне 14-18 баллов, однако энергетически сильный человек должен уметь генерировать эмоции на уровне 20 баллов хотя бы в течение 15 секунд.
Уровень эмоциональности человека в полной мере определяется его подсознанием, поэтому поблекшие эмоции можно регенерировать путём перепрограммирования подсознания по обычной известной вам схеме перепрограммирования ситуации. При этом ситуация для перепрограммирования формулируется в соответствии с вашими ощущениями, например так: "Мои эмоции поблекли (побледнели, ослабли, исчезли)", "Мне всё безразлично", "Я скуп на эмоции", "Я держу всё в себе" и т.п. Основной причиной ослабления эмоций являются мысли об упущенных возможностях, об ушедшем времени, о своей никчёмности и другие производные нелюбви к себе.
После перепрограммирования подсознания уровень эмоциональности обычно повышается очень сильно, но если и после этого ваша эмоциональность всё же недостаточна, то приводимые далее психогимнастические упражнения для развития эмоциональности помогут вам её повысить.
Как известно, дети - наши учителя, и при осуществлении вами предлагаемых упражнений им предоставляется прекрасная возможность это продемонстрировать, поскольку самыми лучшими ассистентами для вас при выполнении этих упражнений будут дети. Разумеется, некоторые упражнения вы сможете провести самостоятельно или при участии взрослых людей, но дети как генераторы эмоций будут вам особенно полезны. При этом, как показывает практика, из ассистентов дети очень скоро переходят в категорию руководителей, так как осваивают эти упражнения быстрее взрослых.
Пародия.Понаблюдайте за манерами понравившегося вам артиста, какого-нибудь политического деятеля или кого-нибудь другого. Если имеется возможность, просмотрите несколько раз запись его выступления. Рассмотрите внимательно, проанализируйте и зафиксируйте в памяти манеры, походку, мимику, жесты и голос этого человека, и попробуйте их повторить. Весьма возможно, что вы сразу сделаете для себя открытие - пародировать людей очень легко!
Придумайте для себя какой-нибудь харизматический образ и воспроизведите его несколько раз, по возможности перед зеркалом. Это может быть образ человека, а может быть и образ какого-нибудь животного. Или даже образ неодушевленного предмета - наример, флюгера на крыше или старой садовой калитки на ржавых петлях.
Придумайте и воспроизведите какую-нибудь эмоциональную сценку. Например, как продавец на восточном базаре "впаривает" женщине свой товар. Или как пьяный дворник ругает женщину легкого поведения (припозднившуюся парочку). Или как Ельцын руководит духовым оркестром. Или как Жирик отчитывает министра культуры...
Придумайте образ чего-либо, несуществующего в реальности, например образ инопланетянина (марсианина, лунатика), и представьте себя в этом образе на той планете, на которой живет изображаемое вами существо. Скажите что-нибудь на неведомом вам языке, например поздравьте себя с началом занятий по улучшению эмоциональности и пожелайте себе успеха на этом попроще.
ДебатыОчень сильное упражнение, активизирующее психику и прочищающее некоторые чакры, для осуществления которого надо иметь одного или более помощников (в этом случае лучше всего своих ровесников) и таймер (часы-будильник) со звуковым сигналом.
Вспомните два-три четверостишья любого содержания и предложите одно из них вашему ассистенту (либо он может вспомнить что-нибудь сам). Стихи могут быть абсолютно любые, это может быть середина стихотворения или даже текст песни, но его надо произносить, а не петь. Например:
Ромашки спрятались, поникли лютики,
Когда застыла я от горьких слов:
Зачем вы, девочки, красивых любите,
Непостоянная у них любовь. * * *
Мы ехали шагом, мы мчались в боях,
И "Яблочко" песню держали в зубах.
И песенку эту поныне хранит
Трава молодая, степной малахит. * * *
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший!Теперь встаньте друг напротив друга и по команде начинайте одновременно читать каждый свое стихотворение, перебивая друг друга, причем читайте его выразительно и так громко, как только можете, стараясь и перекричать, и переубедить (задавить) других участников. Жестикулируйте, перемещайтесь, меняйте интонацию, выделяйте голосом те или иные слова, а закончив чтение четверостишья, без промедления начинайте его повторно и так продолжайте до тех пор, пока кто-либо из участников "дебатов" не сдастся или пока не раздастся сигнал таймера.
Первоначально установите таймер на 1 минуту, затем плавно увеличивайте время до 5 минут. Очень важно, что бы никто из участников не отвлекался на то, что бы узнать время, поэтому при отсутствии таймера со звуковым сигналом пригласите ещё одного человека и поручите ему отсчет времени.
Стихотворение можно заменить на любые высказывания, которые вы можете произносить без размышления над их содержанием. Например, доказывайте, что зима теплее лета или что солнце светит только ночью, но такая замена целесообразна только при наличии достаточного опыта, а начинать лучше всего со стихов.
При проведении "дебатов" отдавайтесь им полностью, не отвлекаясь на окружающих. Разумеется, для этого больше всего подходит тихое место, мало посещаемой людьми, например дальний угол парка. Лично я предпочитаю проводить это упражнение в время загородных автомобильных поездок, хотя и там бывает трудно застраховаться от помех, так как насыщенный эмоциями голос разносится очень далеко. Например, однажды мы с женой во время поездки по Подмосковью специально свернули с трассы на проселочную дорогу и проехали по ней достаточно далеко, прежде, чем затеять "дебаты", но когда упражнение закончилось, то мы с удивлением обнаружили в двух шагах от себя огромный самосвал, на обеих подножках которого стояли мужики с изумлёнными лицами и слушали наши крики, вероятно, решая, кому из нас нужна помощь. Их изумление стало ещё больше, когда мы, вполне дружелюбно засмеявшись, сели в машину и уехали...
Палитра эмоцийВыберите какую-нибудь одну фразу и произнесите её несколько раз, вкладывая в неё различные эмоции. Например, такие:
1. Грустный
2. Равнодушный
3. Сердитый
4. Восхищённый
5. Сексуальный
6. Испуганный
7. Виноватый
8. Уверенный
9. Скучающий
10 Грустный
Ваш ассистент или несколько человек, которые будут вас слушать, должны почувствовать и понять, какую именно эмоцию вы передаете в том или ином случае, и записать свои ощущения, как они их почувствовали. Например, вы воспроизводили эмоции в порядке, указанном выше, а у ассистента получилось так:
1. Грустный
2. Испуганный
3. Восхищённый
и т.д.
А теперь сравните оба списка и определите, какие эмоции вам не даются (какие эмоции вы воспроизводите неправильно или вообще не можете передать).
Изменив порядок следования эмоций, можно проделать это упражнение несколько раз.
ХудожникВозьмите на себя роль художника и пригласите помощника, который будет играть роль подмастерья (или другого художника).
В течение трех минут (ни больше, но и не меньше - помощник засекает время) внимательно рассматривайте того, кого вы собираетесь "рисовать", а потом отворачивайтесь и описывайте его словесный портрет, который помощник сличает с оригиналом.
ТеньВаш помощник играет роль путешественника, который идет по тропинке через поле (через горы, плывет по морю), а вы - его тень, и должны в точности повторить все действия путешественника, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит вдаль из-под руки, а то и карабкается ползком по скалам.
"Заколдованный мальчик"Представьте себе, что вас заколдовали и вы не можете говорить. Пусть ваши домашние позадают вам побольше вопросов, а вы отвечайте на них жестами, показывая на различные предметы и указывая направления: там, здесь, вверху, внизу...
А теперь задумайте некое слово и запишите его на бумажке, но никому не сообщайте, и постарайтесь объяснить его окружающим с помощью жестов и мимики. Окружающие могут высказывать вслух предположения, а вы можете показывать им, правильно ли они поняли или как-то корректировать их предположения, но не произнося слов.
Первоначально вы можете выбирать относительно простые слова типа "снег", "салют", "капуста", "лампочка" и т.п., но постепенно переходите к более сложным - "аксиома", "библиография", "гипотенуза" и др.
Уходи!Отталкивайте руками обидчика, почувствуйте желание прогнать этого человека. Кисти рук надо держать вертикально, ладонями наружу.
Я не знаю!Пусть окружающие задают вам вопросы, в том числе и самые простейшие, а ваша задача изображать из себя незнайку, который только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел». Движения должны быть выразительными - приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.
Почувствуйте себя незнающим человеком!
Собака принюхиваетсяВы - охотничья собака, которая, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
Аналогичным образом вы сами можете придумать этюды, соблюдая соответствующие жесты и мимику.
Например:- этюд на выражение удивления (рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты, глаза округлены);
- этюд на выражение печали (брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу);
- этюд на выражение отвращения (голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен);
- этюд на выражение страха (голова откинута назад и втянута в плечи, брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт словно для восклицания, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище);
- этюд на выражение отчаяния (голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую);
- этюд на выражение стыда (голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела, брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены) и другие.
Отработав проявление эмоций на этюдах, попробуйте аналогичным образом реагировать на ситуации, которые создаёт для вас ваша жизнь, и вы получите новые и более яркие впечатления, однако при этом необходимо помнить, что моделирование проявления отрицательных эмоций проводится только для того, что бы расшевелить вашу побледневшую эмоциональность, а не для их повседневного проявления!
Если достигнутый уровень эмоций вас не удовлетворяет, полезно время от времени обращаться к своему подсознанию и вновь перепрограммировать эту ситуацию, поскольку вполне возможно, что ваша низкая эмоциональность имеет глубокие корни или даже является частью родовой программы.
Для развития голоса, улучшения дикции и повышения эмоциональности лучше всего использовать нейтральные тексты, свободные от ваших личностных переживаний, и, к тому же, более подходящие для этой цели, нежели ваши частные аффирмации, к чтению которых целесообразно перейти несколько позже.
Наиболее подходящими нам представляются произведения в стихах или в прозе, написанные с активной жизненной позиции, наполненные жизнеутверждающими концепциями и позволяющие чтецу проявить свои чувства, которые надо читать по нескольку раз день, соблюдая при этом правила речевого дыхания и артикуляции, а также вкладывая в них всю силу эмоций, на которую вы способны.
Прекраснейшим средством развития дикции являются скороговорки и чистоговорки, однако существуют определённые правила для их чтения, при нарушении которых они приносят не пользу, а вред. Правила эти очень просты - сначала надо прочесть все скороговорки очень медленно и правильно произнося все звуки, предоставив таким образом возможность вашему подсознанию ознакомиться со спецификой этого текста. Затем скороговорки читают ещё раз, постепенно увеличивая скорость чтения, однако не следует читать быстрее, чем вы способны совершенно правильно произносить слова, и при малейшем признаке того, что ваше чтение превращается в бормотание, надо возвратиться к медленному прочтению и вновь постепенно увеличивать скорость.
Работая со стихотворениями и скороговорками, очень важно увеличивать интенсивность их чтения постепенно с тем, что бы не превысить свои возможности и не сорваться на прежнее, малоэмоциональное или неразборчивое чтение, а также что бы не утратить сочность голоса, поэтому при первых же признаках усталости необходимо делать достаточный перерыв в работе. Хочется отметить, что при всей внешней простоте работы с голосом, дикцией и эмоциями, энергетические затраты при такой работе очень велики, и час работы со словом приравнивается к участию в футбольном матче с той лишь разницей, что расходуется энергия другого типа.
Вся информация по работе с аффирмациями взята с ресурса s5s.ru