Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Книга "Турбо-Суслик" - сам себе психолог!

Явление и понятие инсайта

Этапы решения мыслительных задач Пуанкаре ― Уоллеса

Когда человек сталкивается с задачей, то обычно он проходит несколько этапов в процессе решения. Сами этапы решения мыслительных задач были описаны французским математиком Пуанкаре. Он опубликовал свою работу по-французски в 1910 году. Американский психолог Уоллес пересказал его работу по-английски в 1926 году со ссылкой на первоисточник. С тех пор он и считается автором этой идеи, хотя Пуанкаре все сделал на 15 лет раньше, причем великий математик смог обнаружить эти этапы прямо на себе.

Первый этап (этап подготовки) начинается, когда вы знакомитесь с задачей. Вы пытаетесь применить к ней известные вам способы решения, прилагаете какие-то усилия. Если задачка несложная или же у вас в памяти есть метод ее решения, вы с ней справляетесь, и дальше вы переходите сразу на четвертый этап (этап проверки), после чего все заканчивается.

Однако если задача не поддается, то начинается самое интересное и важное для психолога. Вы постепенно переползаете на второй этап, который обычно является самым длинным по продолжительности. Этот этап называется «инкубация» ― по-русски ближе всего к сути дела «созревание». Вы можете сознательно работать над задачей или же нет. Но считается, что на этом этапе, даже когда вы не трогаете задачу, не вспоминаете о ней, она уходит в неосознаваемые пласты психики и что какая-то работа над ней там продолжается все равно. Инкубация не требует постоянного внимания к задаче. Если вы долго работаете со сложной задачей, то, время от времени возвращаясь к ней и не находя правильного решения, вы все равно выясняете, как много вы про нее узнали в тот момент, когда формально ею вообще не занимались. Время от времени этап инкубации сменяется яркими, очень узнаваемыми переживаниями. В европейских языках их чаще всего называют ага-переживаниями. «Ага! Я понял! Вот оно!» ― это и есть инсайт. Третий этап решения ― это озарение. В этот момент вам становится понятно, как решается задача. И если вы поняли, вы переходите на четвертый этап ― этап проверки того, что у вас получилось.

Инсайт очень узнаваемый процесс, но совершенно необязательно правильный. То есть неверные решения также могут происходить в форме инсайта. Более того, они могут быть ничуть не менее яркими и ничуть не менее красивыми и запоминающимися.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.


Исследование инсайта

Для феномена инсайта психологи ищут объяснение того, как сочетаются между собой, с одной стороны, отыскание ответа (ведь инсайт связан с отысканием ответа, пусть иногда и неправильного), а с другой стороны, такая сила эмоции. И первое, очень известное объяснение дали психологи, которые назывались гештальтисты. В 10–30-е годы XX столетия они создали сильную психологическую школу. «Гештальт» в переводе на русский означает «образ», «структура», «целостная форма». Когда задача не решена, то, по мнению этих ученых, у вас в сознании возникает еще не замкнутый гештальт. Это напряженная система, которая толкает вас к тому, чтобы найти способ преодолеть этот разрыв, лакуну, противоречие. Тот момент, когда гештальт замыкается, то есть вы находите какой-то ключик к решению задачи, и переживается как инсайт. Вы находите вариант решения, и этот момент может сопровождаться очень яркими эмоциями.

Понятное дело, что такое объяснение долго не продержалось. Самые разные ученые стали показывать, что, во-первых, есть разные задачи (некоторые вообще не требуют инсайта), во-вторых, есть разные варианты того, как происходит инсайт. Настоящие дебаты на эту тему начались с 80-х годов XX столетия, когда группа психологов, придерживающихся противоположной точки зрения (того, что инсайта не существует), продемонстрировала прямые экспериментальные опровержения существования инсайта.

Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. М., 1965. С. 21–85.


Теория задачного пространства Ньюэлла и Саймона

Альтернативная точка зрения опирается на ныне наиболее популярную в этой области теорию ― теорию задачного пространства А. Ньюэлла и Г. Саймона (problem-space theory; Newell, Simon, 1972), которая в своих ранних вариантах утверждала, что инсайт ― это просто ошибка, скажем, вашего переживания. Другими словами, за инсайтом нет никакого объективного содержания. И первый эксперимент, который пытался прямо опровергнуть этот феномен, провели Р. Вейсберг и Дж. Альба в 1981 году. В задачке, которая в обычных условиях решается инсайтно, они пытались прямо подсказать испытуемым некоторый ключевой, с их точки зрения, элемент решения. По их идее, появление этого элемента должно было замкнуть гештальт и привести к инсайту. Но выяснилось, что такая словесная подсказка почти никак не влияет на появление озарения: прямое указание на ключевой элемент не ведет к успеху. Значит, инсайт ― просто субъективная ошибка, а в реальности его не существует. В ответ на этот вывод появилась волна работ сторонников инсайта, которые разными способами пытались показать, что озарение в ходе решения ― это реальность.

Спиридонов В.Ф. Задачи, эвристики, инсайт и другие непонятные вещи // Логос. 2014, №1 (97). С. 97–108.

Newell A., Simon H.A. Human problem solving. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1972.


Эксперимент с решением задач путем инсайта

В нашей лаборатории мы также экспериментально изучаем инсайт и связанные с ним явления. Одна из последних работ была устроена следующим образом: мы использовали очень важный и сложный феномен, который называется «перенос» ― это использование найденного способа решения задачи №1 при решении следующей, в каком-то отношении сходной с ней задачи №2.

Итак, во время нашего эксперимента мы даем испытуемым первую инсайтную задачу, а затем, не давая ее решить до конца, подсовываем им вторую ― попроще. Группа №1 имеет 5 попыток решения первой задачи, группа №2 имеет 8 попыток, группа №3 ― 10 попыток, группа №4 ― 15 попыток. Еще раз подчеркиваю, ни один человек из этих групп не успевает решить первую задачу. Те, кто решает, выкидываются из выборки. И дальше мы смотрим, как продвижение в первой задаче (у нас это количество проб) повлияет на успешность решения второй. Чудо заключается в следующем: группы №1 и №2 оказываются значительно менее эффективными во второй задачке, чем группы три и четыре. То есть еще не решенная первая задачка дает людям возможность что-то понять и перенести это знание на вторую. И это понимание происходит в среднем после восьмой пробы. Слово «перенос» ключевое в данном случае, поскольку еще одно определение инсайта заключается в том, что после того, как вы решили задачу инсайтным путем, на все похожие задачи вы можете перенести найденный способ решения. Получается, что в данном случае мы видим, что инсайт случается.

Спиридонов В.Ф. Психология мышления: решение задач и проблем. М. 2006.

Knoblich G., Ohlsson S., Haider H., Rhenius, D. Constraint relaxation and chunk decomposition in insight problem solving // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1999. 25. 1534–1555.


Пошаговое решение задач
Дискуссии вокруг инсайта заставляют нас разобраться в вопросе, можно ли сложные задачи решать без инсайта, то есть двигаясь step by step. Многие психологи и математики (скажем, специалисты по искусственному интеллекту) уверяют нас, что это возможно, поскольку большая часть всех проблемных ситуаций решается именно последовательным рассуждением. Альтернатива, которую мы защищаем, состоит в том, что в процессе решения есть резкие «скачки» ― репрезентация задачи изменяется не пошагово маленькими «порциями», а взрывообразно большими сегментами или даже целиком. Это, собственно, и есть инсайт. С точки зрения психологического знания второй вариант кажется более вероятным. Это не значит, что нет задач, где нельзя решить все пошагово. Но это, скорее, относится к несложным задачкам, где вы действительно видите и начало, и конец вашего пути и можете вполне эффективным образом варьировать варианты поиска нужных шагов. В настоящих сложных задачах и уж тем более в слабоструктурированных проблемах более вероятен другой путь: вы шарите рукой в темноте и иногда что-то находите непонятное, иногда ничего не находите. Сама метафора поиска бриллиантов в темноте вполне популярна у психологов мышления. В некоторые моменты что-то происходит, и вы начинаете видеть связь частей целого, структуру задачи. Этот момент и называют инсайтом. И вот эти резкие переломы, изменения и есть самое заметное проявление процесса решения сложных задач, которое интересно и простым людям, и психологам мышления.

MacGregor J.N., Ormerod T.C., Chronicle E.P. Information processing and insight: a process model of performance on the nine-dot and related problems // Journal of Experimental Psychology: Learn-ing, Memory, and Cognition, 2001. 27. 176–201.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!