по Кернбергу
Огромная потребность в том, чтобы их любили и обожали.
Огромное противоречие между высокой степенью инфляции по отношению к себе и в то же время, столь же большой потребностью собирать психологическую дань с других.
Очень поверхностная эмоциональная жизнь: в переживаниях очень мало эмпатии к чувствам других, получают от жизни очень мало наслаждения.
Испытывают очень сильную тревогу и тоску как только кончается свет какого-то внешнего источника и не сразу появляется новый источник, подпитывающий их самооценку.
Огромная роль зависти и ненависти - ко всем, кто обладает чем-то таким, чего нет у них
Им не хватает подлинного выражения грусти и скорбного сопереживания, депрессивных реакций.
Если их покидают или они разочаровываются, то депрессия немедленно превращается у них в обиду или гнев, наполненные мстительными фантазиями, но они не переживают подлинной грусти от потери человека, которого они когда-то ценили.
Смотрят на других людей как на теневые объекты.
Часто других воспринимают только, как объекты потребления: и делят людей на 2 категории: на тех, у кого внутри имеется приготовленная для них «потенциальная пища», которую нужно извлечь, и тех, кого кто-то уже опустошил и поэтому они никакой ценности не представляют.
Установка таких людей на других является либо задабривающей (чтобы извлечь то что нужно) или опасливо-боязливой (что другие могут их использовать).
Обесценивание других нужно для того, чтобы обезопасить себя от переживаний зависти.
Очень малое число внутренних объектов, внутри – некий монолит, образовавшийся в детстве от регрессивного слияния образа самости с образами объектов. Отсюда снижается способность относиться к окружающим как к реальным людям.
по Х. Кохут
1. Структура нарциссической самости: она находится в состоянии задержки в развитии. В целом самость не разрушается. Происходит слияние грандиозно эксгибиционистской самости с Эго.
2. Сильную ярость и зависть следует считать не специфичными для нарциссической личности чертами, а только переходными аффектами, вызванными недостаточной эмпатией.
3. Инфантильная сексуальность.
4. Неспособность получать удовольствие от своей физической и умственной деятельности, а также отсутствие постоянной адекватной самооценки
Профиль Нарциссической личности (Шварц Натан):
Непроницаемость для окружающих: в общении с нарциссом собеседник часто чувствует себя лишь неким стимулом, необходимым для получения тех ответов н. личностью, чтобы опять замкнуться в своей самодостаточности.
Отвержение интерпретаций - все что делается для расширения сознания – вытесняется, игнорируется, выборочно принимается, чтобы укрепить прежнюю идею о себе.
Нетерпимость к критике: нарциссическая личность обладает настолько слабым ощущением идентичности (способностью Эго отделиться от внешнего мира и самости), что любая критика воспринимается как угроза личности.
Пресимволичность: из - за постоянно присутствующего слияния Эго и Самости или Эго с внешним миром (что и есть суть зависимости) символическая реальность не существует. А любые символические интерпретации, указывающие на синтетические процессы в бессознательном, только способствуют еще большей инфляции Эго и слиянию с Самостью.
Слабая способность к эмпатии.
Демонстрация своей автономии: нарцисс отвергает свою потребность в другом человеке, т. к. ее признание может затопить слабую эго - структуру.
Маргинальное переживание исторического процесса: слабая идентичность и высокая грандиозность не позволяет многим прошлым событиям переживаться реально, отсюда нарушение ощущение возраста. Склонность повторять одни и те же истории про себя.
Искажение мускулинного и фемининного функционирования психики
Комментарии
Примеры дифференциальной диагностики:
Различие нарциссической структуры характера от иных форм нарциссической проблематики.
Травма самоуважения может привести к тому, что любой человек временно будет вести себя так, как если бы он имел нарциссический характер. Более того, все типы личностных структур включают в себя нарциссическую функцию: они сохраняют самоуважение при помощи определенных защит. Но чтобы быть расцененным в качестве нарциссического характера, человек должен иметь длительно существующие, автоматизированные и независящие от ситуации паттерны восприятия и поведения.
Нарциссическая личность в сравнении с нарциссическими реакциями:
Главная сложность диагностики характерологического нарциссизма была упомянута выше: нарциссические проблемы (более чем другие психологические состояния, которым мы подвержены) вездесущи и часто могут быть обусловлены ситуационно. Кохут и Вольф (Kohut, Wolf, 1978) описывают лиц, которым приходится противостоять обстоятельствам, которые бросают вызов их первоначальному чувству идентичности и подрывают самоуважение. Они трактуются как личности, страдающие от “вторичного нарциссического нарушения”, а не от нарциссического расстройства характера. Это важное различие.
Любой ненарциссический человек выглядит высокомерным и обесценивающим, опустошенным и идеализирующим в условиях, которые напрягают его идентичность и уверенность. Программы медицинских институтов и психотерапевтического обучения знамениты тем, что заставляют преуспевающего, автономного взрослого чувствовать себя подобно некомпетентному ребенку. Подобное компенсаторное поведение — хвастовство, самоуверенные заявления, сверхкритические комментарии или идеализацию учителя — следует рассматривать с учетом данных обстоятельств. Явления, подобные этим, в психоаналитической литературе иногда описываются как “нарциссическая защита”(Kernberg, 1984). Допустим, что некто страдает от нарциссических проблем. Это не делает его нарциссической личностью. Там, где ситуационные факторы кажутся определяющими нарциссическую презентацию, интервьюер должен полагаться на исторические данные и данные переноса, чтобы сделать вывод о структуре личности, лежащей под нарциссической раной.
Отличие истерической структуры от нарциссической структуры
Между истерической и нарциссической структурой действительно много общего. Но тем не менее, специалисты уже давно научились ставить дифференцированный диагноз и наблюдать отличия. Что это за отличия? Нэнси Мак Вильямс в своей работе "Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе показывает следующие признаки сходства и отличия:
"Как я уже упоминала, истерические личности используют нарциссические защиты. Как истерические, так и нарциссические индивиды имеют существенный дефект в самооценке – глубокий стыд, и требуют компенсаторного внимания и одобрения; обе идеализируют и обесценивают. Но источники этих аналогий разные. Во первых, для истерических личностей проблема самооценки обычно связана с проблемой половой идентификации или с каким либо частным конфликтом, в то время, как для нарциссических людей он имеет расплывчатые очертания. Во вторых, люди с истерической организацией, в общем то, дружелюбны и заботливы. Их эксплуататорские свойства проявляются, только если задета их сущностная дилемма и активизируется чувство страха. В третьих, истерики склонны идеализировать и обесценивать особым, часто зависящим от пола, образом.Их идеализация нередко уходит своими корнями в противофобии (“Этот замечательный мужчина не может меня обидеть”), и их обесценивание имеет реактивное, агрессивное свойство. В противоположность им нарциссические индивиды привычно сортируют всех других в терминах лучших и худших, без давления сильных, объектно ориентированных аффектов. Кернберг (Kernberg,1982) заметил: как нарциссические, так и истерические женщины могут иметь неудовлетворительные интимные отношения. Нопоследние обычно выбирают плохие объекты, которые они противофобически идеализируют, в то время как первые – адекватные объекты, которые они затем обесценивают.
Значение данных различий для лечения существенно, хотя и слишком сложно для того, чтобы охватить его здесь – за исключением того наблюдения, что существенно истерические личности хорошо подходят под стандартное аналитическое лечение, в то время как нарциссические индивиды нуждаются в терапевтических подходах, учитывающих первостепенную важность их усилий поддерживать целостность и позитивно оцениваемое представление о себе."
Отличия "нарцисса" от "травматика"
Одним из диагностических критериев, отличающих "нарцисса" от "травматика", могут служить характер и проявления психологических защит. И для нарцисса, и для травматика основным защитным механизмом будет расщепление. Однако для нарциссов свойственно расщепление Я-концепции в рамках одной модальности, например, когнитивной или эмоциональной. Так, нарциссически организованный клиент может воспринимать себя то как грандиозного, то как «пустого» и ничтожного, то есть происходит чередование «полюсов», относящимся либо к чувствам, либо мыслям, либо к поведению. В случае же травматической патологии наблюдается расщепление между разными модальностями Я-концепции. Например, человек может заниматься мыслительной деятельностью, находится во взаимодействии с другими, но при этом «эмоциональная» модальность отщеплена и он ничего не чувствует относительно происходящего.
В силу этого, необходимы различные стратегии работы с данными категориями клиентов. При работе с нарциссом необходимо тактично, но настойчиво конфронтировать с проявлениями грандиозности, а также систематически интерпретировать используемые им защитные механизмы, и прояснять чувства, особенно зависть и жадность.
В то же время работа с травматиком предполагает восстановление его Я, в особенности аффективной части, и доброжелательное принятие идеализации или обесценивания при эмпатичном сопереживании терапевта клиенту. Работа с травмой может проводиться при условии достаточного количества внутренних ресурсов клиента с возможностью ре-переживания травматической ситуации в теплой, поддерживающей атмосфере."
Олифирович Н.И.