Путешествуя по североиндийскому штату Уттар-Прадеш, вы можете посетить местечко под названием Деогарх, которое буквально переводится как "Крепость богов", и там найдете руины индуистского храма, одного из старейших - ему как минимум 1500 лет, возведенного царями династии Гупта. На его стенах есть изображение человека, возлежащего на кольцах свернувшейся змеи с множеством капюшонов, окруженного женой и множеством воинов и святых людей. Определенно, эта сцена вдохновлена подобными сценами из королевского двора. Но также ясно, что это изображение божественного, визуализация момента, когда мир создавался.
Для индуиста мир создается, когда просыпается Нараяна. Нараяна - бог, возлежащий на змее с множеством капюшонов. Когда он крепко спит без сновидений, мир просто не существует. Когда просыпается, возникает мир. Нараяна - визуальное представление человеческого сознания, чье пробуждение знаменует сотворение нашего мира.
Особенно интересно имя змея, на чьих кольцах возлежит Нараяна. Его зовут Ади-Ананта-Шеша, что буквально означает Первичный-Безграничный-Оставшееся, что в числовом выражении будет Один-Бесконечность-Ноль. В случае с сознанием, мы можем осознать исходный момент начала бесконечных возможностей и то "ничто", которое существовало перед этим самым исходным моментом.
Индуистское мировоззренирое всегда было одержимо бесконечностью (всем) и нулем (ничем) и цифой 1 (началом). Это даже больше, чем индуистское, это общеиндийское мировоззрение, почва, питавшая размышления, вызвавшие к жизни три главные системы: индуизм, буддизм и джайнизм, каждая из которых говорит о перерождении, цикличности времени и мире, которому нет предела. Буддизм исследует идеи нирваны (небытия) и шуньи (что буквально значит "ноль"), джайнизм повествует о мире бесконечных возможностей (ан-еканта-вада).
Здесь резкий контраст с мировоззрением греков, где мир начинается как хаос, пока боги не устанавливают порядок. И уже с порядком приходит определенность, границы, уверенность и предсказуемость. Также очень заметно отличие от авраамического мировоззрения, где Бог создал мир из ничего, и мир, который он создал за 7 дней, имеет вполне определенную дату кончины: Апокалипсис. Греческое и авраамическое мировоззрения сформировали то, что мы сегодня называем мировоззрением западным - одержимое организацией всего, страшащееся беспорядка и непредсказуемости, к которому индийцы уже привыкли и вполне комфортно чувствуют себя, иногда даже к нему стремясь.
Есть легенда, что, когда Александр Македонский, покорив Персию, пришел в Индию, на берегу реки Инд он встретил святого, которого он на греческом именует гимно-софистом (голым мудрецом). Этот мудрец сидел на камне и проводил весь день, глядя в небеса. Александр спросил его, что он делает, и мудрец ответил "Испытываю несуществование". Мудрец задал Александру тот же вопрос, и Александр ответил "Я покоряю мир". Оба рассмеялись. Каждый думал, что другой - глупец. Для Александра, мудрец тратил свою одну-единственную жизнь, не делая ничего. Для мудреца, Александр тратил время попусту, пытаясь покорить мир, у которого нет предела, да еще и в спешке, в которой нет смысла - ведь у каждого жизней бессчетное количество. Верование в единственность жизни, отличительная черта греческого мировоззрения, а позднее и авраамического, ведет к тому, что мы ценим достижения. Но верование в перерождение, а значит, в бесконечность жизни, что является особенностью общеиндийского мировоззрения, делает достижения бессмысленными, и переводит фокус на мудрость и понимание. Жизнь, знаменатель которой единица, резко отличается от жизни, знаменатель которой - бесконечность.
Одержимость индийской философии бесконечностью и нулем привело к тому, что математики не только вывели математическую идею нуля, но и придали ему форму (точку), и в конце концов использовали его для создания десятичной позиционной записи. Это случилось примерно в то же время, когда цари династии Гупта построили храм в Деогархе. Как считается, математик Брахмагупта в 638 году дал нулю его форму и сформулировал первые правила его использования. Появление десятичной позиционной записи позволило записывать огромные цифры, грандиозные численные значения, практика использования которых прослеживается еще с ведических текстов, записанных за тысячу лет до рождества христова, значения которые невозможно найти нигде в мире.
Арабские купцы-мореходы, частенько посещавшие побережья Индии и доминировавшие тогда в торговле специями и тканями (до того, как их вытеснили европейцы в 16 веке) увидели ценность этой системы и увезли ее с собой в Аравию. Арабский математик Ховаризими предложил использовать для нуля маленький кружок. Этот кружок назвали "сифр", что значит "пусто", что в конце концов и значит "ноль". Ноль продолжил путешествие из Аравии через Персию и Масопотамию в Европу во времена Крестовых походов. В Испании, Фибоначчи нашел его полезным для решения уравнений без использования счетов. Итальянское правительство отнеслось к арабской цифровой системе подозрительно и объявило ее вне закона. Но купцы втайне использовали ее, почему "сифр" преобразовалось в "сифер", что значит "код". Многих современных людей шокирует, что современному использованию нуля меньше тысячи лет, а популярным оно стало лишь в последние 500. Не случись прибытия в Европу нуля, не было бы ни Декартовой системы координат, ни развития дифференциальной и интегральной систем счисления в 16 веке. Ноль позволил людям развить идею больших чисел и помог в создании бухгалтерии и счетоводства. В 20-м веке появилась бинарная система, которая заложила основу компьютеризации. И все потому, что какие-то дикие индийские святые воображали вселенную и своих богов в виде нуля и бесконечности.
Источник
Комментарии
женаНараяна.