Появление разума у человека расстроило его природную, животную «гармонию» существования. Человек являясь частью природы, вместе с этим выходит за её пределы. Разум, самосознание заставляют человека трудиться над разрешением неразрешимых дихотомий существования.
«Человек – единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать»
(Фромм, 1992). Появление разума побуждает человека развиваться и творить собственный мир, в котором он может чувствовать себя в согласии с собой и с другими.
«Он вынужден преодолевать свой внутренний разлад, мучимый жаждой «абсолюта», другого вида гармонии, способной снять проклятие, отделившее человека от природы, от ближних, от самого себя»
(
Фромм, 1992).
Этот разлад ведёт к дихотомиям, которые называются
экзистенциальными, так как они коренятся в самом существовании человека. Основная экзистенциальная дихотомия – это дихотомия жизни и смерти. Также есть дихотомия свободы и ответственности, близости и изоляции, бессмысленности и смысла жизни.
Существуют три вида изоляции: межличностная, внутриличностная и экзистенциальная (
Ялом, 2015).
Межличностная изоляция, обычно переживается как одиночество – это изоляция от других людей. Она может быть следствием географических, культуральных, социальных и личностных факторов.
Внутриличностная изоляция – это процесс, посредством которого человек отделяет друг от друга части самого себя. Термин «изоляция» использовался З. Фрейдом для обозначения защитного механизма, когда неприятный опыт отделяется от связанных с ним переживаний и его ассоциативные связи прерываются, изолируя его от обычных процессов мышления. В современной психотерапии термин «изоляция» используется при любом упоминании фрагментации «я». Сделать себя целостным, раскрыть «неизведанные» стороны своего «я» –является главной целью многих психотерапевтических подходов.
Экзистенциальная изоляция – ещё более глубокая изоляция, по сравнению с межличностной и внутриличностной, связанная с самим существованием. Представляет собой отдалённость между собой и другими, а также между индивидом и миром.
На протяжении длительного времени происходило постепенное отделение человека как субъекта от объективного мира. Оно выражалось в стремлении человека получить власть над природой, а также в неясном, почти подавленным чувством отчаяния, связанным с трудностями установления хоть каких-нибудь отношений с природным миром и самим собой.
Экзистенциальные аналитики пытаются открыть человека как существо, взаимосвязанное с миром, и мир как значимый для человека. Бытие-в-мире. «Два полюса – я и мир – всегда диалектически связаны. «Я» подразумевает мир, а мир – «я» (Мэй, 2001).
«Мир – это структура значимых отношений, в которых существует человек и в создании которых он принимает участие»
(
Мэй, 2001).
Это и прошлые события, и будущие возможности. Возможности делают «мир» открытым, а человеческое существование динамичным, человек способен конструировать и строить «мир» при помощи разума, самосознания и воображения.
Различают три формы мира, аспекта, которые характеризуют существование человека как бытие-в-мире: Umwelt, Mitwelt, Eigenwelt.
Umwelt – «мир вокруг», предметный мир вокруг нас, природный мир. Он есть и у животных, и у человека. Это мир природных законов и циклов, мир конечности и биологического детерминизма, в котором могли бы сосуществовать животные и человек, если бы у последнего не появилось самосознание. Umwelt описывается наиболее точно категориями «приспособления» и «адаптации».
Mitwelt – буквально «с миром»; это мир взаимоотношений с нашими соплеменниками, человеческими существами. Описывается категорией «отношения». Если использовать термин «приспособление», например, «человек приспосабливается ко мне», то это будет говорить не об отношении к нему как к человеку, а как к средству. «Даже если я приспосабливаюсь к самому себе, то я использую себя как объект» (Мэй, 2001).
Eigenwelt – «собственный мир», форма отношений с собственным «я». Он предполагает самосознание, самоотношение, есть только у человека. Это основа наших отношений, того, как мы видим реальный мир. «Это понимание того, что какая-либо вещь, человек значит для меня» (Мэй, 2001).
Эти три формы взаимосвязаны, обуславливают друг друга. Человек одновременно живёт во всех трёх. «Это три разных мира, но при этом это три одновременно существующих формы бытия-в-мире» (Мэй, 2001).
Реальность бытия-в-мире теряется, если одна из форм преобладает над другими. В работах Фрейда в наибольшей степени перед нами предстаёт Umwelt – мир инстинктов и влечений. В традиционном психоанализе «туманно» представлен Mitwelt, при описании возможности предоставления социального выхода силам либидо. Хотя на самом деле мы просто имеем дело с иной формой Umwelt.
Школы интерперсонализма имеют теоретический базис для работы с Mitwelt (межличностная теория Салливана, концепция любви Фромма). Любовь преимущественно представляемая в Mitwelt, без адекватной концепции Umwelt лишается своих жизненных сил, а без Eigenwelt ей не достаёт мощности и способности быть плодотворной.
Eigenwelt нельзя упускать из концепции любви, потому что «любить предполагает стать «истинным индивидом», «единственным», тем, кто «постиг великую тайну – любя другого человека, надо быть достаточным для себя» (Мэй, 2001).
Смерть, свобода и рост подразумевают экзистенциальную изоляцию. Когда человек умирает, он делает это в одиночестве, так как невозможно уйти вместе с кем-то. Экзистенциальная изоляция открывается перед нами при дефамилиризации мира, потере ощущения его «домашности», когда мир вдруг предстаёт перед нами нестабильным, непостоянным и незнакомым, когда приходит понимание, что мир не соответствует нашим представлением, им правит случайность, нет твёрдой опоры. Процесс роста, становления индивидуальностью также происходит со всё возрастающим ощущением экзистенциальной изоляции.
Для того чтобы стать индивидуальностью человеку необходимо отдалиться от другого человека. Дилемма привязанности-сепарации – основная экзистенциальная задача развития. Становится очевидной сложная взаимосвязь межличностной и экзистенциальной изоляции. Сепарация от другого приводит к экзистенциальной изоляции, зачастую человек не готов встретиться с изоляцией, сопутствующей автономному существованию. Страх экзистенциальной изоляции является движущей силой многих межличностных отношений. Другой человек в этих отношениях становится средством ухода от экзистенциальной изоляции. Межличностная и экзистенциальная изоляция являются этапами друг друга.
Чтобы не относиться к человеку как к средству, а иметь возможность испытывать ненуждающуюся любовь, когда человек может быть в отношениях с другим, не нуждаясь в нём, способен воспринимать и принимать его как другого, вести с ним диалог на уровне «Я-Ты», а не монолог «Я-Оно», необходимо стойко признать, что каждый из нас одинок в своём существовании. Человеку важно суметь признать ситуацию своей изолированности в жизни, лишь после этого мы сможем с любовью обратиться к другим. «Если же, напротив, нас захлестнет ужас перед бездной одиночества, мы не станем близки с другими, а вместо этого будем бить по ним лишь ради того, чтобы не утонуть в море существования. В этом случае наши отношения вообще не будут истинными отношениями, но лишь расстройствами, неудачами, искажениями того, что могло бы быть» (Ялом, 2015).
«Основная межличностная задача человека состоит в том, чтобы быть одновременно «частью» и «отдельно»
(Ялом, 2015).
Таким образом, для зрелой, ненуждающейся любви характерны (Ялом, 2015):Забота о другом, означающая бескорыстное отношение – способность отрешиться от сознательного внимания к себе; быть в отношениях с другим без контроля мысли: «Что он думает обо мне?» или «Что в этом для меня?»
Забота о другом со всей возможной полнотой, зная другого и сопереживая ему.
Забота о сущности и росте другого.
Забота активная. Зрелая любовь любит, а не любима. Мы любяще отдаем, а не «влекомы» к другому.
Забота как способ человека быть в мире.
Зрелая забота, вытекающая из богатства человека, а не из его бедности – из роста, а не из потребности. «Человек любит не потому, что нуждается в другом, не для того, чтобы существовать, быть целостным, спастись от подавляющего одиночества. Тот, кто любит зрело, удовлетворяет эти потребности в другое время, другими способами, одним из которых была материнская любовь, изливавшаяся на человека в ранних фазах его жизни. Следовательно, прошлая любовь – источник силы, нынешняя любовь – результат силы».
Забота взаимна.
Зрелая забота не остается без награды. Но награда вытекает из подлинной заботы, она не подстрекает заботу.
Источники:
Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Мн, 1992.
Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология / под ред. Мэя Р. М., 2001.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2015.
Источник: Abnormal mind
Комментарии
Нехорошо, товарищи.
Пользователь форума вполне мог взять статью не из первоисточника, а, например, откуда-то еще, куда ее уже кто-то скопировал, и где не было указано источника и требований по поводу его упоминания.
Если Вы правообладатель - ок, спокойно пишете, что статья Ваша - и первоисточник будет указан.
Посмотрите еще раз головной пост.
Так устроит?
В самой статье группы не указано никакого авторства, помимо опять-таки 3-х перечисленных источников, которые пользователь и обозначил.
Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком
Спс, подписалась.
Литературный обзор, однако — это также непростой труд, так как нужно понятным языком, не отходя далеко от оригинала, чтобы не исказить мысль автора, донести до читателя в сжатом, обобщенном виде, то, что автор объясняет на ±300 страниц.
Также хоть и указанные психологи работали в одном направлении, пользовались они несколько различающимся понятийным аппаратом, и обьединить их теории — та ещё задача. Идея и способ объединения этих взглядов и то, как и в какой мере это сделано — определенно, авторские.
Спасибо за ссылку.
С наилучшими пожеланиями посетителям форума.