Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Архетипы: матчасть (knjazna)

отредактировано Май 2017 Раздел: 12 архетипов
Литература, которая пригодится смелым и неленивым для понимания вопросов, затронутых в этом цикле.

Психология:

К.Г. Юнг "Архетип и символ", "Структура психики и архетипы"
А. Менегетти "Система и личность", "Психология лидера"
Эрик Эриксон "Детство и общество", "Идентичность. Юность и кризис", "Трагедия личности".
Франсуаза Дольто "На стороне ребенка", "На стороне подростка"
Виргит Адам "Кризис первой четверти жизни"
Дэрил Шарп "Кризис среднего возраста", с многозначительным подзаголовокм "записки о выживших"
Гейл Шихи "Возрастные кризисы."
Джейм Холлис "Под тенью Сатурна", "Перевал в середине пути"
Эрик Берн "Лидер и группа" ("Игры" и "Люди" - опционально)
Ян Стюарт, Вэнн Джойс "Транзактный анализ"
В. Франкл "Человек в поисках смысла"
Габриэль Тард "Социальная логика" (для упоротых и упертых)

Примеры деконструкции дискурса/контрдискурса:

Айн Рэнд "Возвращение примитива" (книга о Своих Парнях) (ну тут попроще и позажигательней, зато не без пропаганды)
Рената Салецл "Тирания выбора" (тоже о Своих Парнях)
Малькольм Гладуэлл "Гении и аутсайдеры" (то же самое, для любителей американского типа изложения)
Тиккун "Теория девушки"
Райль Ванейгейм "Бесцеремонная история сюрреализма"
Кейтлин Моран "Быть женщиной"
Анна Шадрина "Не замужем"
Эрик Кляйненберг "жизнь соло: новая социальная реальность"
Дэвид Дотлих, Питер Кейро "Темная сторона силы" (Я бы назвала эту книгу "Двенадцать способов имитировать руководство" – К.)

Фольклористика, культурология:

В.Я. Пропп, «Русская Сказка», «Морфология волшебной сказки» (опционально – «Исторические корни волшебной сказки»)
Дж.Дж. Фрэйзер, «Золотая ветвь» (опционально - «Фольклор в Ветхом Завете» и другие работы)
Дж.Кэмпбелл, «Герой с тысячью лицами», «Мифы, в которых нам жить».
Ж. Ле Гофф, «Герои и чудеса средних веков», «Средневековый мир воображаемого»
Thompson, Stith. The Folktale (опционально - его же «Указатель фольклорных мотивов», но это не для «чтения» литература, это справочник и источник статистики, плюс помогает сформировать в голове представление, что же такое «фольклорный мотив»)
Грейвс, Р. «Белая Богиня».
Ю.Лотман, «Статьи по семиотике культуры и искусства» (и его комментарии к «Евгению Онегину» как пример разбора текста без домысливания, а то плохих примеров в литературоведении сильно больше, чем хороших)
Дж.Р.Р.Толкин, «О волшебной сказке».

Иллюстрации к тому, как ломалась спираль развития:

Арьес Ф. «Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке».
Л. Демоз. «Психоистория»
К. Калверт. «Дети в доме».
Коути Е., Харса Н. «Суеверия Викторианской Англии».
Януш Корчак "Как любить ребенка"
Татьяна Бабушкина "Что хранится в карманах детства"
Алис Миллер "Воспитание, насилие и покаяние"
Елена Душечкина "Русская елка"
Для маньяков: Гегель Г.В. «Эстетика» (вам оттуда нужно в основном понятие коллизии/конфликта в искусстве, об остальное убиваться не обязательно)
…А также любой словарь литературоведческих терминов под боком, чтобы не вязнуть и не путаться в терминах вроде «deusexmachina» или «фабула».

И, разумеется, "Герой и Бунтарь" Маргарет Марк и Кэрол Пирсон

Мое примечание.

Как видите, в тексте не оказалось никакой дурацкой мистики и гиперсложных идей, отстоящих от ежедневных реалий на невообразимые расстояния. Материал книги составляет именно то, из чего состоит наша с вами ежедневная жизнь, начиная от покупки батона к завтраку и заканчивая даже не выходом на пенсию по возрасту, а прямо-таки гробовой доской. В ней нет, разумеется, "хороших" и "плохих" образцов поведения и тотально годных или тотально негодных решений - все зависит от ваших целей и задач, а еще от вашей компетентности и осведомленности. Вы вольны пользоваться этим во всех областях жизни, к которым эти темы и эти критерии вам кажутся приложимыми, правда, сразу могу вам сказать, что по некотором наблюдении (или по итогам предварительного анализа) они все сосредоточатся в сфере деятельности, связанной с взаимоотношениями людей, и за ее пределами как-то не очень эффективна. Ну разве что перед зеркалом.

Как видите, проверка методики на годность, проведенная с достаточной степенью аккуратности, может дать неожиданно функциональный результат, если не пытаться ехать на чужом хвосте и быстренько по свежим следам делать абы что условно в струю, а вдумчиво прикладывать картинку к тексту, а себя - сначала к тексту, и только потом к картинке. А то текст, понимаете, бывает нужен затем, чтобы по прилагательным, наречиям и прочим служебным частям речи составить картинку, похожую на то, с чего она делается. А если этого не делать, то тридцать тысяч на чужие и не очень надеваемые на вас фантазии будет очень жалко. Волосы - бог с ними, отрастут, одежда тоже дело заменяемое, а вот с работой может быть печально. Это уже не говоря про личное. А тема модная, так что даже наши три кило яблок - это больше чем ничего, хоть какая-то подготовка к встрече с мутным потоком новых звонких слов.

Примечание Мечтателя.

Разобравшись с литературой и убедившись, что там в готовом виде нет всего того, что мы здесь выложили тремя компактными килограммами (прощай, миф о волшебной книжке, где всё уже раз и навсегда описано кем-то авторитетным), вы столкнётесь-таки с перспективой копания в собственно художественных источниках, которые культурному человеку вменяется цитатно знать и так или иначе оценивать, но никак не изучать с микологической точки зрения. Для того, чтобы обнаружить в источниках закономерности, которые я тут в сжатом виде на пальцах рассказывала, вам придётся работать с ними, например, по такой методике: берёте какой-нибудь известный вам сюжет (например, «Гамлета»). Берёте его версии из разных времён (Гамлет в «Деяниях Данов», у «Шекспира», в современных постановках). Смотрите, что в версиях сохраняется - а что меняется. Накапливаете таким образом пачки многоверсионных сказок (чем отличаются Федот-Стрелец у А.Афанасьева и у Л.Филатова? А Спящая Красавица у Ш. Перро от балета «Спящая Красавица»? А Учёный у Г.Х. Андерсена и Е. Шварца?). Если вы видите, что какой-то ряд сюжетов претерпевает по мере движения во времени и пространстве одни и те же изменения - поздравляю, вы, скорее всего, видите изменения в культурных паттернах поведения. Можно начинать искать и сопоставлять, что изменилось в бытовой жизни людей в соответствующие периоды и - обычно с некоторой задержкой - отобразилось таким образом в художественной форме.

Удачных раскопок!

Автор: knjazna
Базовая расшифровка вашего бодиграфа доступным и понятным языком. Что кушать и где жить: ваши переменные
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!