Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Архетип: по Проппу или по Берну? Постпослесловие (knjazna)

отредактировано Май 2017 Раздел: 12 архетипов
В отношении архетипов, которые мы расположили в начале умозрительной спирали, вопрос решается очень просто: чем дольше времени человек пользуется стратегиями архетипа, тем выше вероятность, что "по Проппу" перейдет в "по Берну", да так там и останется. До финала. По Берну, разумеется.

И до Бунтаря положение вещей таким и остается, а уже для Бунтаря вопрос незаметно и аккуратно начинает линять и обрастать чем-то очень странным, и кажется, снабженным режущими кромками в неприятном количестве. И прямо внутри архетипа, прямо по его задачам, эти режущие кромки проходятся - и делят архетип пополам. На Бунтаря и Изгоя, каждый из которых, как ни странно вам будет это прочитать, выполняют свою особую социальную функцию, важную именно для гонящих и не принимающих. Именно Бунтарь удерживает Своего парня, Заботливого, Простодушного и Героя в рамках их архетипов - и то же самое делает Изгой для архетипов второго витка спирали.

И до тех про, пока Бунтарь пугает и мотивирует "быть хорошим" (читать - как все), ему не надо думать о том, а что он хочет для себя. Он может остановиться на том, что он хочет от свидетелей, они же испуганные, и следующим шагом - гонители. Именно до тех пор, пока Изгой принимает свой роль и согласен быть гоняемым, он может не брать на себя ответственность за свои жизненные цели и результаты, делегируя ее именно гонителям. Которые разумеется, думать не будут, они будут дискурс транслировать, им так закон природы повелел, вот они и слушаются, и результаты авторизовывать они тоже не станут, пока будет удаваться уворачиваться - а как только не удастся, так сразу на месте гонимого окажутся они...

Цикл насилия, говорите? ну да, разумеется. Пока Изгой не догадается согласиться уйти, пока гонитель не встанет перед перспективой оказаться без тех ушей, в которые можно проорать свою позицию (а что с ней еще-то делать, не поведение же, в самом деле, формировать на ее базе, так и без пряников остаться можно) - эта музыка будет вечной, и можно даже батарейки не менять. Как только Изгой теряет интерес к договору с гонителем - гонителю немедленно становится интересно договориться с Изгоем и вручить ему ответственность за себя. И в этом месте как раз и находится развилка между имитацией поведения представителя любого архетипа, расположенного на этой самой спирали дальше Бунтаря, и реальными стратегиями, при помощи которых реализуются социальные функции, являющиеся ядром каждого архетипа. И с этой точки рельсы расходятся в разные стороны очень круто, смотрите сами.

Имитируя Шута, нужно очень хорошо уметь бла-бла-бла чтобы не били, и иметь достаточно острое шило в одном месте, чтобы ИНИЦИИРОВАТЬ смешные ситуации там, где только что было вроде бы как-то чрезмерно тихо. Разумеется, в этом режиме нужно постоянно себя предъявлять, и предъявлять себя тем нужнее, чем, казалось бы, меньше к этому располагают обстоятельства. конечно, денег дадут. Даже два раза: за посмеяться, и за чтоб заткнулся и не мешал.

Будучи Шутом, нужно иметь достаточно терпения и внимания, чтобы всего-то лишь занять окружающих тем, что УЖЕ БЫЛО ИМИ ИНИЦИИРОВАНО (разумеется, нечаянно), и отросло достаточно большим, чтобы на него было страшно смотреть. И не делать больше ничего. Разумеется, в этом режиме "Не пригласили. ПОМНЯТ!" будет сплошь и рядом, потому что за самопредъявление будет засчитываться каждый публичный тычок носом в свое еще теплое очередного пожелавшего подшутить над Шутом. И при меньшем количестве самопредъявлений их эффект будет мощнее, чем в режиме имитации.

Имитируя Правителя, приходится демонстрировать признаки статуса (в расчете на то, что они добавят весомости принимаемым решениям и делаемым заявлениям). Этот маскарад стоит неэпически дорого, но чтобы без него обходиться, нужно не имитировать Правителя, а быть им. разумеется, демонстрация статуса позволяет войти в доверие и получить кредит (доверия в том числе, но и денежный тоже), который, может, и отдавать не придется, если сделать честное лицо.

Будучи Правителем, трудно не оценить умения видеть заранее, где и кем будет упорот очередной косяк, и уметь подставить ладошки раньше, чем последствия посыплются. И знать, что никакого спасибо за это не будет, а вот любое ИХ лыко ОНИ ЖЕ и поставят Правителю в строку. И понимать, что уйти надо успеть раньше, чем милые и любящие подчиненные войдут во вкус и разохотятся косячить в таком темпе, что Правитель не будет успевать подхватывать последствия.

Имитируя Мудреца, приходится изображать загадочность, непредсказуемость и глубокоосмысленность за счет постоянного фраппирования окружающих на счет их самых привычных и простейших ожиданий и фрустрирования их заявлениями, подозрительно похожими на непрошенные оценочные суждения и советы, и тщательно следить за тем, чтобы в дельта-окрестности не оказалось ни одного персонажа со здоровыми и эластичными границами, знающего, что делать с этими заявками, и где им место. Конечно, конвертировать симпатии фрустрированных в звонкую монету довольно просто: а кто не готов заплатить за одобрение того, кто так бодро раздает бесплатно критику?

Будучи Мудрецом, невозможно не видеть дыры между ожиданиями и реальностью - и указывая на них в ответ на предъявление ожиданий, окружающих легко смутить, обидеть и разочаровать в их лучших надеждах. А не указав, есть риск оказаться именно тем, за чей счет эти ожидания сохраняются, вопреки обстоятельствам.

Имитируя Мага, нужно уметь предлагать достаточно достоверную панацею, которая хотя бы в первые четверть часа отвечает заявленным свойствам, и достаточно убедительно отметать сомнения тех, кто расхрабрится их высказать на фоне общих ожиданий чуда за пять копеек вчера. Разумеется, это продается за неприличные деньги. И разумеется, они все уйдут на раскручивание все той же карусельки.

Будучи Магом, нужно уметь за полчаса на коленке из зубочисток и жевательной резинки сварганить решение для задачи, которая уже стала проблемой и вот-вот станет форс-мажором, и успеть убраться до того, как подсунули вторую такую же, и тоже за бесплатно.

Видите, как круто расходятся линии?

...так вот. "По Берну" - это не обязательно имитация. Это, в первую очередь, "по кругу до полного истирания об асфальт". Равно как и "по Проппу" - это не обязательно настоящее. Это, в первую очередь, понимание итогов и выход за пределы возможностей архетипа, как только они перестают отвечать интересам личности. Но никакой архетипический сюжет, еще раз, НИКАКОЙ И НИКОГДА, не работает на интересы личности на протяжение всей жизни. Или эта жизнь кончится там, где кончатся возможности архетипа. На вопрос, хорошо ли продавать иллюзии, ответ очень простой - да ради бога. Самый ходовой товар, после спичек, семечек и памперсов, отчего бы не заработать. Если не заиграться и самому не поверить в них.

И да, вот еще что. За пределами спирали жизнь, конечно, есть. Но... она мало кому интересна. Тем более, что в рамки предложенной темы этот вопрос все равно не поместится.

Автор: knjazna
Базовая расшифровка вашего бодиграфа доступным и понятным языком. Что кушать и где жить: ваши переменные
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!