Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Теперь есть еще филиал форума в Телеграме - чат и канал "FAQ по реальности". Если вам удобнее Телеграм - можно общаться там тоже.
Книга "Турбо-Суслик" - сам себе психолог!

Воля: виды и функции

отредактировано Апрель 2017 Раздел: Форум по психологии
В разных ситуациях воля получает разные названия. Ее имена - мужество, решительность, самодисциплина, вера в себя...
Самые распространенные проявления воли, это:
дисциплина и самодисциплина - проявление воли перед лицом усталости, эмоций и других соблазнов.
мужество - проявление воли в трудных или экстремальных обстоятельствах. Ответственное и разумное, в меру смелое и в меру спокойное, поведение в трудных или экстремальных обстоятельствах.
терпение - проявление воли перед лицом длящегося напряжения, отказ от импульсивных действий, сохранение разумного бездействия или повторение раз за разом действий, не приводящих к немедленному результату.
решительность - проявление воли перед лицом ответственных решений. Возможность принимать решения в неопределенной ситуации. Способность и умение самостоятельно принимать ответственные решения и делать то, что решил, несмотря на помехи.
вера в себя - убежденность человека в том, что у него все получится; уверенность в себе перед лицом вызова, перед трудной задачей.
Мудрость в проявлениях воли
Одно из важнейших проявлений мудрости - держать правильный баланс между мужеством и терпением.

Волевой акт и волевые усилия
Воля проявляется в волевых актах: действиях, сопровождаемых волевыми усилиями. решениях как делать правильно.
Бежать от того, что страшно – это не волевое решение. Бежать туда, где страшно, чтобы помочь людям – это волевое решение.
При этом мотивация убежать (спасти себя) должна быть по силе равной, или сильнее мотивации остаться на месте и помогать – тогда проявляется волевой акт. Если человек остается спасать людей, потому что в противном случае его застрелят - речь о волевом акте не идет.

Волевой акт - это правильные действия тогда, когда неправильно действовать проще или привычнее.
Другими словами, волевой акт (волевое усилие) – это противостояние инстинктивного поведения, диктуемого генами или привычками и осознанного поведения, выбираемого самим человеком.

Волевое решение появляется там, где организм неосознанно готовит одну физиологическую реакцию, а разум заставляет запустить другую. Момент перестраивания организма с одной, инстинктивной или привычной реакции на другую и называется волевым усилием.

Представьте, что вам нужно прыгать с парашютом с вышки: тело говорит – уйди от края, а разум говорит: шагай через край! Так как тело в основном соображает быстрее разума, оно заранее успевает подготовиться к тому, что нужно уходить. В ключевой момент разум командует – вперед! а тело уже приготовилось убегать назад: соответствующие мышцы пришли в тонус, а теперь нужно подключать мыщцы совершенно другие. Тело перестраиваться не хочет, но обычно, если человек настаивает - подчиняется.

Волевое усилие всегда связано с разумом, управляется человеком через разум, и направлено против привычки или инстинктивного поведения. Соответственно, процесс естественной перестройки организма (например от сна к бодрствованию) - не является волевым услилем, потому что происходит неосознанно и по привычке.

А.Н. Леонтьев пишет о так называемом феномен «обратного толчка». Стоящий на вышке человек перед прыжком с парашютом, невольно изменяет свой центр тяжести, смещая его назад, «убегая» от края вышки и только потом совершает прыжок или отказывается прыгнуть.

Активное волевое усилие нужно только вначале, через какой-то промежуток повторений (обычно 20-40 повторений) организм привыкает к другой активности: к тому, что нужно делать новое действие, и готовит тело уже к новому.
Если воля развитая, то процесс перестройки происходит быстрее и легче, если воля слабая – труднее. Чем чаще совершается волевое усилие, тем проще организму перестроить себя на новый, непривычный лад. см. Развитие воли

Воля и решительность
Решительность - проявление воли в принятии и продвижении трудных решений.

Заметим, что решительный человек не всегда последовательный, не всегда методичный, не обязательно все свои решения доводит до конца. Решительно начал, решительно продвигал - а потом просто остыл и решительно переключился на другой проект.
Факторы, влияющие на простоту осуществления волевого усилия
В зависимости от ситуации совершить волевое усилие может быть просто, а может трудно, это зависит от ряда факторов.

1. Привычка или инстинкт?

Привычка – это то, к чему мы привыкли, но чего генами нам не заложено. Инстинкт – это то, что в нас заложено генами. Соответственно, волевое усилие, направленное в «обратную сторону» привычки совершить проще, чем волевое усилие, направленное против инстинкта.
Утром встать пораньше или в экстремальной ситуации спасать жизнь не только себе, но и людям вокруг – усилия нужны разные.

2. Окружающая среда

Внутренний стимул делать как было обычно сильнее осознанного стимула делать по-новому.
Это значит, что чтобы добиться желаемого нужно найти или создать себе стимулы внешние:
проговорить вслух обязательство, придумать себе контролера, создать себе коллаж мечты и так далее.

А.Н. Леонтьев в своей статье «Воля» упоминал случай, когда женщина, побоявшаяся прыгнуть с вышки с парашютом на следующий день вернулась и попросила прыгнуть. Когда ее спросили, почему она так сделала, она сказала, что вчера ее спросили, прыгнула ли она с парашютом и она сказала да, а на самом деле не прыгала. И теперь ей хочется прыгнуть, чтобы не казаться самой себе обманщицей.

3. Позитив-негатив

Сконцентрированность на хорошей, «не страшной» стороне трудного решения делает осуществление волевого усилия более простым. (опять же ссылаясь на Леонтьева, если людям предлагали смотреть на парашют, а не вниз, где было высоко и страшно – отказов от прыжков становилось меньше).
Хотите научиться делать зарядку – концентрируйтесь на хорошем, на том, как здорово будет бежать навстречу прохладному ветру, подмигивая встающему солнцу, о том, как тихо утром в парке, как прозрачен и свеж хрустальный утренний воздух – поднять себя с постели будет проще.

4. Скорость принятия решения

Чем больше осуществляется волевое усилие, тем оно труднее: чем дольше организм готовит «отступление», тем труднее ему будет перестроиться на новый лад под влиянием разума и воли.
Соответственно, чем быстрее вы утром встаете и чем меньше времени уходит на размышление вставать-не вставать, тем проще будет встать.

Воля проявляет себя в двух взаимосвязанных функциях - стимулирующей и тормозной.

Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека .Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия (человек, который испытывает потребность в поддержке во время своего выступления, призывает высказаться единомышленников; пребывая в глубокой печали, человек жалуется на всех окружающих и т.д.) .

Активности присущи мимовольность и произвольность хода действий и поведения. Если активность выступает свойством воли, то она характеризуется произвольностью, т.е. предопределенность действий и поведения относительно поставленной цели. Такая активность не подчиняется актуальным побуждениям, она характеризуется способностью подниматься над уровнем требований ситуации (над ситуативностью).
Можно указать еще на одну особенность стимулирующей функции. Если у человека отсутствует актуальная потребность выполнять действие, но при этом необходимость выполнения ее он осознает, воля создает вспомогательное побуждение, изменяя смысл действия (делает его более значимым, вызывая переживания, связанные с предполагаемыми последствиями действия).
Так, после длительного выполнения неинтересной работы ребенок отказывается продолжать ее. Но достаточно экспериментатору попросить поработать еще, аргументируя это тем, что таким действиям надо будет обучить других детей, что они хотят этого, и ребенок охотно соглашается и долгое время выполняет монотонную работу. В таком случае ребенок увидел себя в роли "учителя" и смысл ситуации для него изменился.
Принуждение человека к действиям создают определенную упорядоченную систему - иерархию мотивов - от естественных потребностей до высших побуждений, связанных с переживаниями моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Если исходить из понимания свободы как моральной саморегуляции, тогда основной ее характеристикой станет подчинение личных мотивов социально значимым, а акцент переносится на проблему направленности личности. Основным проявлением воли становится поступок.

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям о образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.

Волевое регулирование поведения было бы невозможно без тормозной функции. Примерами тормозной функции могут быть отдельные проявления человеческой воспитанности. Да, взять на себя ответственность в сложном деле, зная, что соучастник может "сломаться", чтобы дать ему шанс подняться, выдержать осуждение окружающих, если дело, которое осуждается, принесет пользу в будущем. Особенно часто тормозная функция необходима в повседневной жизни. Это может быть решение сдержаться в принципиальном для человека споре; не дать выхода агрессии; довести неинтересное, но необходимое дело до конца; воздержаться от развлечения ради занятий и т.п.
Итак, в понятии "воля" отчетливо прослеживается целостный характер психики человека. По мнению Л. С. Выготского, генеральный путь развития психики пролегает сквозь межфункциональные связи.
Поэтому изучение феномена свободы выводит нас на исследование личности, сознания, самосознания личности, ее мотивов и потребностей, эмоций и мышления, памяти и воображения. В проблеме свободы, как в никакой другой, нужна реализация принципа единства психики.

Заслуга традиционной психологии заключается не только в виду к проблеме воли, но и в определении важных положений, касающихся этого феномена.

1.Воля является продуктом общественно-исторического развития человека, ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.

2.Свобода не является врожденной или генетически данной способностью, она формируется в процессе жизни, в реальной деятельности, которая требует определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.

3.Волевая регуляция - это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, своих ценностях и возможностях, на основании которых осуществляются предвидение и оценка последствий активности личности.

4.Развитие свободы тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоций, мотивационно-смысловой сферой, с развитием сознания и самосознания, личности вообще.

Истичники:
psyznaiyka.net/view-volya.html?id=funkcii-voli
psychologos.ru/articles/view/vidy_volizpt_proyavlenie_voli

Комментарии

  • Интересно, а всегда ли воля идет через давление разума. Эмоции могут быть разнонаправлены, это вызовет колебание, отражающееся в разуме, но будет ли считаться поступок волевым? Спасать из пожара чужого человека и спасать своего ребенка - это одинаково волевые поступки?

    Про труд интересное замечание, потому что с учетом рабства - исторической формы организации труда - воля формируется как ограничитель свободы, а не как ее двигатель. Как оно, однако, переходит из края в край. image
  • Интересно, а всегда ли воля идет через давление разума.
    Вероятно,да, т.к есть у нас нервные центры ,находятся на уровне,глаз,лба, в префронтальной коре г.м . Координирует как раз таки наши желания,действия, чувства, мысли..
    Вот,как раз они поддаются изменению,регулированию,развитию.
  • Спасать из пожара чужого человека и спасать своего ребенка - это одинаково волевые поступки?
    Вспомнился случай пожара,когда мама двоих деток,спасалась из горящего дома,только сама,при этом была возможность спасти и деток,но не сделала этого,есть ситуации когда и оба родителей занимались только самоспасением(выходили из горящего дома),оставляя детей,не предприняв попыток к их спасению.. Думаю разницы нет-свой/чужой, одинаково волевыми поступками будут.

  • Вероятно,да, т.к есть у нас нервные центры ,находятся на уровне,глаз,лба, в префронтальной коре г.м . Координирует как раз таки наши желания,действия, чувства, мысли..
    Видимо, разница терминологии. Я разделяю разум и эмоции и писал именно об этом. Вы вроде даете ответ однозначный, а потом наоборот иллюстрируете причину сомнений, подтверждая неоднозначность. Так как Вы считаете?

    Не понял, как неспасение отражается в дифференциации спасения по объекту спасения. image Поясните?
  • Я разделяю разум и эмоции и писал именно об этом. Вы вроде даете ответ однозначный,
    Предпологаю, эмоции дают импульс в г.м(разум)которые на выходе из разума есть авто-реакции.Вот,как раз они поддаются изменению,регулированию,развитию. тоесть работая в направлении укрепления воли,есть возможность изменить реакции волевым усилием разума,например самоконтроль/дисциплина над эмоциональными реакциями, сложнее с инстинктами(самосохранения), но тоже в теме ,будем иметь волевой поступок направленный в сторону спасения своего/чужого человека, либо такого поступка иметь не будем.
  • Вот с этого места поподробнее. То есть Вы считаете, что можно поменять именно саму эмоцию "Беги отсюда" при пожаре? Что Вы подразумеваете под "реакцией"? Поступок? Так поступок - это вообще физика: либо я движусь в направлении к огню, либо в направлении к нему, либо покоюсь на месте. Ну или ещё можно бегать вокруг пожара по кругу, не приближаясь, не удаляясь и не покоясь. Всё это - варианты действий, выбор из которых осуществляется человеком. Да, выбор - это предмет эмоционально-волевой регуляции поведения, и в разуме может даже засвидетельствоваться то, как этот выбор происходит. А может и не засвидетельствоваться. Поэтому не понятно, на выходе ли из разума оно или не на выходе.

    А вообще, наверно, понятие "Разум" просто неудобно для меня, потому что с ходу не распознать, что человек подразумевает под ним: только ли мышление, или сознание, или психику в целом... Так что вопрос пока снимаю, может, Вы с кем-то другим подискутируете и мне тогда станет понятно, с какой точки зрения Вы смотрите на понятие.
  • поменять именно саму эмоцию "Беги отсюда" при пожаре?
    Наверно первичен здесь будет инстинкт“беги от опасности” импульс+добавятся эмоции,которые дадут эмоциональный импульс в мозг и оттуда пойдет,незнаю можно так назвать- психо-эмоциональная реакция самосохранения и мозг подчиняется реакциям физ.тела и убегает, но например ты мысленно заставляешь себя,возьми эмоции “в руки”остановись и т.д.. Но инстинкты не у всех присутствуют и иногда проблема справиться с волной захлеснувших эмоций,когда человек даже не соображает куда бежит image
    Я мозг обозначаю разумом,т.к туда все импульсы тела поступают,обрабатываются и возвращаются реакцией,действием image
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!