Эриксон описал несколько изящных и остроумных методов лечения фобии. Они включают в себя принципы утилизации, рефреймин-га, переосмысления и уменьшения эмоционального заряда. Творческий гений, остроумие и изобретательность Эриксона делают описания его работы со страдающими фобией пациентами поистине увлекательными и вдохновляющими.
Соединив элементы эриксоновского подхода к лечению фобий с моей собственной концепцией «феномена глубокого транса», я создал технику, которую назвал «срыванием покровов». Она оказалась чрезвычайно успешной и эффективной.
Шаг 1. Позвольте пациенту полностью погрузиться в состояние глубокого транса. Попросите его представить себя там, где он чувствует самый сильный страх (в самолете, лифте, на крыше высокого дома и т. д.). Отмечайте изменения в его дыхании и движениях, а также мышечное напряжение.
Шаг 2. Прервите его транс одиночества, добавив в него межличностный контекст. Попросите пациента дышать и смотреть на вас, одновременно продолжая напрягать мышцы и воссоздавать свой страх.
Шаг 3. «Сорвите покровы», добавив позитивный ресурс. Когда пациент окажется на вершине своего страха — спросите у него: «Во что вы больше всего любили играть в детстве?» Сначала пациент почувствует растерянность и замешательство, потому что его сознание начнет вспоминать о любимой игре, а бессознательное в это самое время все еще будет ощущать страх. Внезапно тело пациента почувствует связь с приятными воспоминаниями. В этот момент он окажется в состоянии внутреннего конфликта и почувствует себя так, словно его «выключили», так как привычная фобическая реакция сойдет со своей накатанной колеи. Это напоминает резкую остановку на полном ходу: автомобиль несется со скоростью 60 миль — и вдруг вы нажимаете на тормоз! В результате привычный способ реакции разрушается.
Шаг 4. Вносите положительные ресурсы в состояние страха. Используя метафоры, аналогии и воображаемые ощущения, терапевт распускает прочную ткань фобии и вплетает в нее нити нового контекста. Это обеспечивает полную интеграцию нового опыта, не оставляя возможностей вновь упасть «в старую яму». Я хочу привести пример такого «переплетающего» процесса.
Я работал с женщиной, которая панически боялась самолетов. Я попросил ее войти в состояние фобии и при этом дышать и смотреть на меня. Когда ее чувство страха стало максимальным, я спросил ее: «Какой была ваша любимая игра в детстве?» Она ответила: «Я любила играть с листьями». Я продолжал: «На деревьях растут листья — много-много желтых и зеленых листьев; и маленькая девочка прикасается к этим листьям. Как приятно трогать их! Как чудесно наблюдать за тем, как они падают с деревьев и летят по воздуху. А этот гадкий самолет — какой он ужасный! Девочке хочется любоваться летящими листьями. Они летят — и самолет тоже летит, и на его крылья можно наклеить эти листья. Девочка видит, как самолет пролетает среди листвы, его полет подобен их полету… Девочка хочет улететь вслед за листьями… Я не стану напоминать вам, что самолет может унести вас далеко-далеко, в чудесные страны; его несут воздушные потоки, за ним остается белоснежный след в небе… и маленькая девочка может почувствовать, как хорошо и приятно лететь и чувствовать себя легко, словно лист на ветру…»
Таким образом, я поместил старое состояние страха в новый контекст. Радость девочки, играющей с листьями, смешалась с напряжением, возникавшим у этой женщины в самолете.
Приложение 6. Использование архетипов ->