Вступление
Прежде чем обсуждать псевдодуховность и ее проявления, важно подчеркнуть несколько моментов.
Во-первых, наши автоматические трансы препятствуют истинному общению и единству. Во-вторых, задача этой главы — освободить вас от прошлых инфантильных верований, мешающих нам достичь истинного единства с другими и всем миром. В-третьих, мы способны постоянно "пребывать в состоянии осознанности, не омраченной воспоминаниями, искажениями, сопротивлением хаосу — т. е. трансами. Лишь в этом состоянии возможно подлинное общение и единство. Это состояние называется «квантовым сознанием» — и я верю, что именно оно и являеется истинной духовностью. В состоянии этой духовности мы можем оставаться свободными и одинокими либо вступать в глубокие отношения с другими. Это зависит от нашего выбора, а не от автоматического отстранения или слияния, ошибочно принимаемого за единство.
Во время семинаров я часто задаю вопрос: «Какими качествами должен обладать пациент или участник семинара при таком способе работы?» Ответ всегда один и тот же:
1) желанием понять, какие трансы стоят на его пути к подлинному единству и готовность противостоять им; 2) желанием избавиться от прежних верований, какими бы удобными они ни были; 3) осознанием, которое я называю растворителем, так как оно растворяет клей, цементирующий трансы.
Это путь воина — пробудиться и бросить вызов убеждениям, многие из которых считались раньше не убеждениями, а истиной.
Для иллюстрации я расскажу историю о том, что произошло со мной в Индии в 1979 году. Я пришел к моему учителю Нисаргадатте Махараджу. Он спросил меня: «Ты знаешь, кто ты?» Я ответил: «Я чувствую огромную любовь и благоговение и даже способен видеть энергию». Он раздраженно повторил: «Мне не интересно слушать о том, как ты удовлетворен или умиротворен свой духовной жизнью. Ты знаешь, кто ты?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Тогда заткнись!». Через два года я понял, что именно он выразил таким впечатляющим способом. Вы вовсе не должны быть удовлетворены и умиротворены свой духовной жизнью; скорее вы должны противостоять и разрушать ваши верования, чтобы понять, кто вы. Ради этого давайте изучим транс псевдодуховности.
Это один из самых хитроумных и утонченных трансов внутреннего ребенка. Этот транс растет, развивается и проходит в своем развитии несколько стадий. Я разделил этот процесс на три стадии, или три уровня.
На первом уровне ребенок верит, что поведение родителей зависит от него. Психологи называют это «магическим мышлением». На втором уровне ребенок идеализирует родителей. На третьем уровне ребенок превращает родителей в богов и богинь. Таким образом псевдодуховность полностью расцветает на третьем уровне.
Первый уровень
На первом уровне возникают основные представления, которые ребенок развивает и позже распространяет на весь внешний мир. Когнитивные трансовые структуры способствуют рождению внутреннего ребенка, глазами которого человек воспринимает себя самого, родителей, Бога и Вселенную.
Теперь, когда мы знаем об этом процессе, мы можем вспомнить наци основные убеждения и рассмотреть их именно как убеждения, а не эк окончательные истины. Осознавая их, мы обретаем способность еодолеть детские ограничения и достичь состояния наблюдателя, над которым не властны детские трансы.
Например, если ребенок верит, что о нем всегда позаботятся, — впоследствии внутренний ребенок будет гипнотизировать взрослого, внушая ему, что все обязаны заботиться о нем. Убеждение: «Обо мне должны заботиться» уменьшает личную ответственность и лишает сил. Впоследствии человек может стать очень консервативным в политике или считать, что «сильные и богатые должны позаботиться о нас». Увы — сильные и богатые заботятся о самих себе, а внутренний ребенок чувствует себя несчастной жертвой. Вера в то, что сильные и богатые прольют на нас золотой дождь, — один из трансов внутреннего ребенка, когда образы родителей проецируются на сильньх и богатых. При этом взрослый остается беспомощным и бессильным.
Три основы первого уровня транса
1. Я создаю это
Этот транс возникает, когда ребенок рождается, открывает глаза и видит маму, папу, доктора, няню и т. д. О чем он думает? «Я создал маму и папу».
2. Инфантильная мания величия
Ребенку холодно — мама и папа накрывают его одеялом. Ребенок голоден — мама и папа приносят еду. Ребенок думает: «Я создал их, чтобы они заботились обо мне».
Эти два процесса часто называют «магическим мышлением»: я создал их, чтобы они приходили и заботились обо мне. Это называется манией величия, так как ребенок считает, что его мысли настолько могущественны, что могут создать окружающий мир.
Проблемные состояния взрослого
Навязчивое мышление
Когда мама или папа не приходят, чтобы выполнить желание ребенка, он не знает, как быть. Иногда ему кажется, что если он будет упорнее думать или представлять себе, как кто-то приходит, — он обязательно придет. Ребенок находится в иллюзии, что с помощью мыслей он контролирует маму и папу. Навязчивое мышление тесно связано с магическим. «Если я буду упорно размышлять о чем-то, это непременно случится».
Самообвинение
«Если не происходит задуманного — это моя вина». «Если кто-то не любит меня — это моя вина».
3. В дополнение к магическому мышлению и мании величия развивается еще один процесс. В это время окружающий мир поддерживает убеждения ребенка, поэтому он начинает принимать их за абсолютную истину. Например, семья всячески помогает ребенку улыбаться и оставаться пассивным. Когда он поступает так, родители счастливы. У ребенка появляется убеждение, что получить желаемое можно с помощью пассивности и улыбки, а действовать, настаивать на своем или проявлять злость никогда не следует.
Проблемные состояния взрослого
«Я создаю чувства других по отношению ко мне», либо «Я отвечаю за чужие мысли и чувства обо мне». Это поддерживается высказываниями мамы и папы, такими как: «Ты раздражаешь меня».
Гиперответственность
«Я отвечаю за то, как другие воспринимают меня».
Потеря границ
«Я сделал что-то, из-за чего они не любят меня». В этом детском трансе предполагается, что два человека представляют собой одно целое. Например, ребенок воспринимает себя и маму как одного человека. Позже он будет испытывать страх одиночества.
Отказ от самого себя ради того, чтобы быть любимым
Часто дети отказываются от собственных мыслей, чувств и т. д., чтобы добиться родительской любви. Ребенок верит: «Я управляю ими, управляя своими чувствами. Если я сумею управлять своими чувствами, — значит, смогу управлять их чувствами тоже». Например, ребенок злится — родители тоже злятся. Ребенок берет свою злость под контроль и прекращает злиться — родители улыбаются и дают ему конфетку. Ребенок считает, что, управляя своим поведением, он тем самым управляет поведением и чувствами других. Эта мания величия — попытка справиться с ощущением своей беспомощности. Чтобы не чувствовать себя бессильным, ребенок принимает на себя ответственность за чужое поведение и чувства.
(Часто дети, ставшие жертвами инцеста, создают убеждения: «Это случилось по моей вине». «Если я буду выглядеть соблазнительно, это произойдет; если не буду — не произойдет. Это зависит от меня». Ребенку легче считать, что он всесилен и управляет ситуацией, чем принять тот факт, что он бессилен, а ситуацией управляет насильник).
Ригидность
Внутренний ребенок гипнотизирует взрослого, который может пытаться управлять мыслями, чувствами и поведением других. Эта ригидность защищает от уязвимости и жажды любви. Ригидность позволяет ему верить, что он может прожить без любви или добиться ее, контролируя других людей.
Подрастая, ребенок усиливает свои убеждения, верования и стратегии в попытке упорядочить свой мир. Встречаясь с травмирующей ситуацией, ребенок использует стратегии выживания, чтобы защитить себя от страха уничтожения.
Второй уровень
Второй уровень развития транса — идеализация. Ребенок идеализирует родителей, чтобы избежать страха смерти и хаоса. Например, если оба родителя — алкоголики, ребенок не в силах встретиться лицом к лицу с хаосом, который кажется ему смертельно опасным. Наблюдатель вводит ребенка в транс «не видеть, не слышать, не чувствовать и не знать, что происходит». Наблюдатель создает внутреннего ребенка, идеализирующего родителей и считающего их совершенством. Это помогает ребенку справиться с внешним и внутренним хаосом.
Проблемные состояния взрослого
Через много лет внутренний ребенок будет идеализировать партнера . Эта идеализация не позволяет ему видеть жену или мужа по-настоящему. Порой идеализация так сильна, что внутренний ребенок состоит в браке с воображаемым идеальным образом партнера.
Идеализация других людей и заниженная самооценка. В этом случае внутренний ребенок отказывается от собственной силы, наделяя ею других.
Женщины и сила
…мы постоянно оскорбляем их по телевизору
… и удивляемся, почему у них нет ни мужества, ни веры.
… когда они молоды, мы убиваем в них жажду свободы.
…мы требуем, чтобы они не были умными, и они прячут свой ум и становятся немыми.
Джон Леннон, вдохновленный Йоко Оно, «Женщины — негры в этом мире»
В нашем обществе, в котором доминируют мужчины, внутренняя девочка в душе женщины часто остается немой или скрывает свою силу. Девочка знает, как уязвимо мужское эго, поэтому возводит мужчину на пьедестал. Она делает это, чтобы чувствовать себя в безопасности. Она расплачивается за это тем, что скрывает свою силу и великолепие. Часто она настолько хорошо притворяется глупой и посредственной, что сама забывает о том, что это — всего лишь притворство-Многие матери учат дочерей не проявлять своей силы. На семинарах женщины часто жалуются, что их сила подавлена и зажата. Часто мать является для дочери образцом и примером. Женщины так привыкли делать вид, что они во всем ниже мужчин, что порой и сами верят в это. Некоторые консервативные женщины впадают в детский транс, когда протестуют против своих собственных прав!
Проблемное состояние взрослого
1 Когда муж испытывает разочарование из-за того, что жена не соответствует его идеалу, это может стать серьезной проблемой. Внутренний ребенок в душе мужчины пытается идеализировать его жену. Так как никто не в состоянии соответствовать ожиданиям другого — это приводит к фрустрации. Транс идеализации защищает мужчину от реальных отношений здесь и сейчас.
В этой ситуации встречается два вида транса:
1. Детская идеализация мамы и папы.
2. Перенос этой детской стратегии на жену, ведущий к иллюзиям (он видит, слышит и ощущает то, чего нет).
В обоих трансах внутренний ребенок:
1. Защищается от реального восприятия окружающих;
2. Переносит этот защитный способ на свою жену, защищая прежнюю реальность и избегая нового понимания;
3. В большинстве случаев транс идеализации — могучая защита внутреннего ребенка, помогающая ему не чувствовать, не видеть и не Признавать боль, которую он испытывает в семье.
Третий уровень — собствено псевдодуховность
Для того, чтобы прийти к псевдодуховности, человек должен пройти через два предыдущих уровня. Псевдодуховность коренится очень глубоко; ее сложно распознать, так как книги, различные учения и «духовные группы» укрепляют этот транс и продолжают гипнотизировать внутреннего ребенка.
Однако не все впадают в этот транс. Многие дети идеализируют родителей, но позже понимают, что родители — самые обычные люди. Это прерывает транс второго уровня, и человек избегает транса псевдодуховности. Если же внутренний ребенок застревает в трансе идеализации и продолжает идеализировать окружающих, — тогда человек, скорее всего, впадет в третий уровне транса: псевдодуховность или сверхидеализацию.
Проблемные состояния взрослого
Детский транс
В этом трансе взрослый загипнотизирован магическим мышлением внутреннего ребенка. В этот транс впадают люди, склонные к магии и считающие, что они могут воздействовать на других. На семинарах я часто спрашиваю: «Как вы думаете: ваши мысли создают реальность?» Затем я предлагаю: «Вспомните всех, с кем вы мысленно занимались сексом». Через некоторое время я задаю вопрос: «А со сколькими из них вы действительно занимались сексом? Вы замечаете разницу? Если мысли создают реальность — отчего же она получается такой убогой?».
Трансперсональный перенос
В этом процессе ребенок воображает, что его родители — боги. Они кажутся ему всемогущими, всеведущими, бесконечно благими и любящими.
Вполне возможно, что годы спустя внутренний ребенок в душе взрослого присоединится к «духовной группе». В этой группе есть философия и правила, как обрести Божественную Любовь (а на самом деле — любовь мамы и папы), как попасть в рай, заслужить милость, достичь освобождения и благодати и т. д. Внутреннему ребенку знакома эта игра. Она так похожа на то, что происходило в его семье! Таков процесс псевдодуховности.
По мнению ребенка, он появился на свет по милости Бога (родителей). Ведь его жизнь и смерть находится в руках Бога (родителей) — Застывший в душе взрослого внутренний ребенок продолжает искать «окончательный ответ на все вопросы», мира, блаженства и рая-Трансперсональный перенос приводит его к учителям, у которых есть ответы на все вопросы. Они похожи на его родителей. Многие из моих пациентов хотели обрести цель и смысл жизни, бросаясь от одного учителя к другому ради этой «высшей цели». Проблема заключается в том, что внутренний ребенок ищет ярких зрелищ. Он — вечный искатель. Это очень ранний и глубокий транс — искать любви, просветления, силы в другом, а не в самом себе. Это состояние возникает в до-вербальный период, когда жизнь и смерть младенца зависит от родителей, — и поэтому остается очень прочным и сильным.
Сверхидеализация других людей
Они — боги. Если я буду их слушаться, меня не накажут (я не собьюсь с пути истинного и достигну нирваны, рая, освобождения и т. д.).
Моей нирваной были работа, дом и дети. Этот путь к нирване был точной копией пути моего отца.
При сверхидеализации людей наделяют божественными качествами, а затем просят их о помощи, как будто они способны исполнить ваши заветные мечты. Этот транс поддерживается системой гуру в индуизме, авторитетом Папы Римского в католичестве и другими посредниками между человеком и Богом. Этот транс создает религиозные системы и многотомные труды, изучение которых поддерживает эту систему.
Идеализация системы
В этом детском трансе ребенок идеализирует какую-то духовную систему. Он начинает рассматривать весь мир через призму этой системы. Он считает мир «божественной игрой» (игрой мамы и папы), школой (уроки мамы и папы). Он предает себя «высшей воле». Внутренний ребенок при этом переносит модель родительского мира на весь остальной мир, а затем одухотворяет его. Это лишает взрослого, загипнотизированного ребенком, обратной связи с реальностью.
Таким же образом религиозные системы теряют обратную связь с миром. Они занимаются тавтологией, так как никогда не выходят за свои границы; поиск ответов происходит лишь в рамках системы. Если внутри системы нет ответа (мама или папа не знают ответа), тогда они отделываются туманным и очень «духовным» ответом, например: «Неисповедимы пути Господни». Родители, возведенные в ранг богов, действительно блуждали порой неисповедимыми путями, особенно если они были алкоголиками. Поэтому ребенку знакомо и привычно безумное и иррациональное поведение гуру. В некоторых си-емах это называется «безумной мудростью». Подобная философия писана в книге «Принцип Питера». Второй принцип Питера гласит:
«Иерархию нужно поддерживать любой ценой». Это вполне соотве ствует как духовной, так и семейной иерархии, которые также поддерживаются любой ценой.
Перенос ценностей и убеждений
В этом виде транса ребенок переносит на Бога родительские ценности. Хорошим считается то, чего хотят мама и папа (значит, этого хочет Бог). Плохое — то, что неугодно Богу (родителям). Отец наказывает ребенка, если тот не слушается. Он говорит: «Не получишь подарка, пока не сделаешь уроки». Когда через много лет взрослый не получает того, что хочет, внутренний ребенок говорит: «Богу угодно преподать мне урок».
Перенос образа жизни
В этом виде транса ребенок считает образ жизни родителей духовным путем. Например, идеал среднего класса — быть хорошим мальчиком, следовать папиным путем: закончить колледж, институт, жениться, завести трех детей, построить дом в пригороде и т. д. Внутренний ребенок решает, что это и есть «путь, угодный Господу». Через много лет любые представления о том, как надо жить, действовать и рассуждать, провозглашаются «словами Бога». Родители (Бог) внушают ребенку: «Вот лучший путь к собственному загородному дому» (просветлению, благодати). Внутренний ребенок остается твердолобым и фанатичным. Эрик Хоффа в книге «Истинно верующий» утверждает, что действиями нацистов и религиозных фанатиков управляют одни и те же структуры, несмотря на разницу их целей.
Псевдодуховность и рационализация
Если мне что-то нужно — Бог (отец, мать) даст мне это. Если не нужно — я этого не получу. Я могу сказать родителям: «Хочу новый велосипед». Они говорят: «Тебе не нужен новый велосипед; если бы он был тебе нужен, мы бы купили его тебе». Ребенок интерпретирует это таким образом: «Бог дает мне то, что мне нужно; если я не получаю этого, — значит, Бог считает, что мне этого не нужно». Осознайте, как внутренний ребенок представляет себе Бога. Словно Бог говорит: «Дайте денег Стефену, они ему нужны!» либо: «Не давайте ему денег — я хочу преподать ему урок!».
Трансперсональная взаимозависимость
В этом процессе ребенок угождает родителям, чтобы они позаботились о нем. Спустя годы он переносит это отношение на Бога; он может стать учеником гуру и угождать ему, чтобы гуру позаботился о нем. Вспомните, как часто гуру эмоционально и сексуально оскорбляют фанатично преданных им учеников. Внутренний ребенок в душе ученика считает, что занимается преданным служением, хотя в действительности гуру манипулирует им, заставляя заботиться о себе под видом духовности и называя это служением. Люди в духовных кругах часто говорят: «Я хочу служить Богу». Это означает: «Я хочу угодить маме и папе, чтобы они заботились обо мне».
В песне «Помнишь ли ты?» Джон Леннон спрашивает: «Помнишь, когда ты был маленьким, какими большими казались тебе люди?» Ребенок смотрит на родителей снизу вверх, потому что он меньше их ростом и слабее. В большинстве религий вы точно так же смотрите на Бога снизу вверх, считая его большим, а себя — маленьким.
Этот детский транс охотно эксплуатируется многими гуру, которые возводят себя на пьедестал и обещают одарить учеников своей милостью, любовью и знаниями.
Перенос образа Бога на возлюбленного
«Этот человек — единственный источник любви, страсти и т. д.». Ребенку казалось, что родители были единственным источником любви. Ребенок, не научившийся любить себя, считает, что источник любви находится снаружи, а не внутри, и любовь можно дать или отнять. Позже этот ребенок легко навесит ярлык «единственного источника любви» на какого-то определенного человека. Таким источником часто является гуру. Заметим, что во многих духовных группах вам нужно заслужить любовь и милость гуру, чтобы получить желаемое (просветление или велосипед).
Перенос на гуру ответственности за собственный духовный рост.
В детстве ребенок понимает, что его физический и психологический рост в какой-то степени зависит от родителей. Они кормят его и обеспечивают его потребности. Повзрослев, человек расстается с родителями и принимает на себя ответственность за удовлетворение своих нужд. Если же его внутренний ребенок остается фиксированным и застывшим, — тогда ребенок переносит ответственность за духовный рост на гуру или Бога. В Индии я встречал учителя, утверждавшего: «Гуру отвечает за ваше духовное развитие». Заметим, что внутреннего ребенка притягивают подобные учителя, поддерживающие их транс.
Изгнание из семьи или духовной группы
В каждой духовной группе я встречал людей, которые не желали больше следовать общему пути. Это очень раздражало остальную группу. Когда ребенок покидает нездоровую семью, остальные чле ны принимают решение: «С ним что-то не в порядке», «Он сбился с пути и попадет в беду». То же самое происходит в духовных группах. Если какой-то член группы хочет покинуть ее, остальная группа решает: «Он сбился с пути, не был истинно верующим, им овладела мирская суета».
«Я избран!»
Это представление рождается у внутреннего ребенка, считающего, что о нем обязаны постоянно заботиться. На каком-то этапе развития вполне естественно так считать, но если внутренний ребенок застывает в этом состоянии — он постоянно уверен в том, что мир обязан кормить его.
Идеализация боли
Еще одна разновидность транса псевдодуховности — идеализация боли. Человек считает боль и страдание необходимым уроком. Когда я жил в монастыре в Индии, мы часто получали письма от друзей из Америки, где говорилось: «Я действительно многое понял!» либо: «Я получил хороший жизненный урок». Читая это, мы усмехались и говорили друг другу: «Похоже, ему туго приходится». Этот вид транса не позволяет человеку взглянуть на свою ситуацию с разных сторон.
Социальная духовная терапия: теория кармы
Карма — восточное верование, в котором утверждается: «Что посеешь, то и пожнешь». Посмотрим, как это представление развивалось в Индии, и как оно помогает организовать хаос и поддерживать порядок в обществе. В Индии более 99 % богатств принадлежат менее, чем 1 % населения. Теория кармы помогает удерживать в нищете 99°/° населения. В дальнейшем нам следует рассмотреть религиозные и духовные системы в более широком контексте, чтобы понять, как они пытаются организовать хаос. Например, в Индии развивалась теория кармы («Если я беден в этой жизни — значит, это наказание за грехи прошлых жизней. Если я буду хорошим в этой жизни — я заслужу хорошее будущее воплощение»). Теория кармы наводит порядок в мыслях 99 % населения, иначе они могут свергнуть 1 % богатых. Как еще контролировать массы, если не с помощью кармы и Бога? Теория кармы — духовная философия, которая используется для обоснования и поддержки экономического положения в Азии.
Псевдодуховность теории кармы
«Я нахожусь в нужде и нищете из-за плохой кармы» (у меня нет того, что мне хочется).
Дети не понимают, почему их желания не выполняются. Для того, чтобы как-то объяснить это самому себе, внутренний ребенок наделяет ситуацию духовным смыслом, помогающим ему справиться с болью растерянностью. Эта ситуация поддерживается в Азии с помощью культуры, а на Западе — с помощью религии. Это наркотик, помогаю-й облегчить боль и хаос, которые иначе могут побудить людей заявлять о своих правах и изменить ситуацию. Ниже описывается еще один способ одухотворения боли, который я назвал сверхтрансперсональной псевдодуховностью.
Комментарии
1. Когда вы не получаете желаемого: «Бог (родители) предназнает меня для более высоких целей»
2. Когда мир кажется непонятным и хаотическим: «Неисповедимы пути Господни».
3. Когда вы хорошо себя ведете и не получаете никакого вознаграждения: «Я получу награду в будущей жизни» либо: «Они будут наказаны будущей жизни за то, что так плохо обращаются со мной в этой».
В когнитивной терапии такой тип мышления называется «ловушка Божественной награды».
«Когда вы мыслите таким образом — вы всегда пытаетесь «поступать правильно» в надежде на вознаграждение. Вы приносите себя е жертву, становитесь рабом чужих желаний — и при этом воображаете, что где-то вам засчитываются добрые дела, за которые вы в один прекрасный день получите приз».
Мак-Кей
Заметим, что это очень похоже на состояние внутреннего ребенка. В индийской философии вам следует трудиться и жертвовать собой ради освобождения. В христианстве самопожертвование всячески превозносится. Проблема заключается в том, что люди жертвуют собой в надежде на вознаграждение, которого они не получают. Внутренний ребенок считает, что его поведение («Я хорошо себя веду») является причиной будущей награды («За это я получу деньги, власть, вечное блаженство»).
4. Исключительность
Ребенок создает транс собственной исключительности, чтобы справиться с болью, когда на него не обращают внимания и не заботятся о нем. Через много лет взрослый ожидает, что о нем будут заботиться, так как он «особенный». В этом трансе ребенок считает себя не таким, как все остальные, — это легче, чем испытывать пренебрежение или жестокость.
Недавно на семинаре один из участников спросил меня: «Как мне узнать, когда я нахожусь в состоянии внутреннего ребенка?» Я ответил: «Когда вы чувствуете, что вы — особенный и не такой, как все». Несколько лет назад один известный терапевт спросил меня: «А что плохого в том, чтобы считать себя исключительным?» Я ответил: «Это приводит к чувству изоляции, одиночества, разрыва связей с окружающими; вам кажется, что никто вас не понимает, вы одиноки и чужды всем. Это может привести к депрессии. Стоить ли платить такую цену за то, чтобы внутренний ребенок чувствовал себя особенным, исключительным и, следовательно, защищенным?»
Этот транс помогает ребенку справиться с семейными проблемами. Иногда дети — жертвы инцеста считают себя особенными, избранными мамой и папой для высшей цели. Эти детские трансы рождают в душе взрослого чувства:
непонимания: «Неужели люди не видят, что я не такой, как все?»;
отчуждения: «У меня есть тайна (инцест), которая оттолкнет от меня людей, и никто не сможет понять меня»;
непризнания: «Люди не видят глубины моей души либо вообще не замечают меня».
Псевдодуховность и исключительность
В этом трансе исключительности от ребенка скрывают тайну (инцест). Родители, которых ребенок подсознательно считает богами, обладают тайной. Позже внутреннего ребенка могут привлекать гуру, утверждающие: «Я обладаю тайным знанием». Внутренний ребенок считает, что обязательно должен раскрыть тайну и узнать истину, в надежде, что «истина сделает его свободным». Его постоянно привлекают гуру, которые уверяют, что обладают истиной, которая будет открыта ему, так как он — избранный. В моей ситуации истиной был инцест, и эта истина сделала меня свободным от транса псевдо-духовно-сти. Я искал гуру в надежде узнать тайну, которую мой внутренний ребенок скрывал от меня. Я переносил образы моих родителей на гуру, воображая, что им известна «тайна».
Гуру является манифестацией контр-переноса. Он воплощает другую сторону внутреннего ребенка, притворяющегося, что ему известна тайна освобождения, и он может открыть ее вам. Часто гуру претендуют на то, что им ведомы все тайны мироздания. Гуру верит, что обладает истиной, а внутренний ребенок переносит на него образы родителей в надежде, что тот выведет его из лабиринта и поможет открыть тайну (инцест или алкоголизм). Тайна одухотворяется; в восточной философии она иногда называется «майя» (иллюзия). Гуру не знал тайны моего инцеста. Я одухотворял тайну, а он верил, что истина сделает меня свободным. В моем случае истина об инцесте сделала меня свободным от транса псевдодуховности.
Идеализация насилия
Многие гуру насилуют учеников эмоционально и сексуально. К несчастью, внутреннему ребенку в душе взрослого это знакомо, поэтому он принимает насилие как должное, возводя его в ранг духовности. Один индийский гуру дал обет целомудрия и при этом вступал в связь с несовершеннолетними учениками. Они называли это тантрой (тайная сексуальная йога). Другой учитель заставил всех переспать друг с другом, заявляя: «Вы должны заниматься сексом до тех пор, пока не станете к нему равнодушны». Третий учитель спал со своими учениками, а затем отрицал это. Интересно, что ученики тоже отрицали это. Гуру отрицает собственное пьянство и насилие ровно в той степени, в какой их отрицает внутренний ребенок его ученика. Один учитель умер от цирроза печени — все знали, что он алкоголик. Его ученики объясняли это так: «Он пил и занимался сексом с нами, чтобы показать нам, что он тоже человек».
Подобное притягивает подобное: гуру-насильник и ученик-жертва — две стороны одного и того же внутреннего ребенка.
Внутренний ребенок гуру
Я хочу выразить свою мысль более ясно. В душе гуру живут два внутренних ребенка. Один сливается с манией величия, а другой остается маленьким и незаметным. В душе ученика живут два таких же внутренних ребенка. Ученик переносит манию величия на гуру. Гуру, в свою очередь, совершает контр-перенос: он принимает на себя роль великого учителя или святого, а невежественную и незначительную часть внутреннего ребенка проецирует на ученика — и тот считает себя невежественным и незначительным.
Этот транс можно разрушить, пробудив наблюдателя. К несчастью, многие гуру и терапевты упиваются лестью и почитанием своих учеников; взаимный транс переноса и контр-переноса ослепляет их. Недавно я навестил гуру от терапии. Одна из его учениц, женщина 50 лет, подошла к нему с видом 5-летней девочки, приближающейся к папе. Вместо того чтобы вывести ее из транса, он упивался ее преклонением и чувствовал себя мудрейшим и величайшим гуру. Оба они чувствовали себя вполне комфортно, ситуация была и знакома, и близка, и они оставались в состоянии возрастной регрессии.
Этот способ взаимодействия наполнен страстью и эмоциями, неявными требованиями и манипуляциями, которыми занимается внутренний ребенок, чтобы получить внимание и заботу или рационализировать насилие учителя; интересно также, как учитель объясняет свои действия с помощью духовной терминологии.
Гуру и учителя, разрушающие браки
Часто гуру вмешиваются в семейную жизнь своих учеников, разрушая их брачные союзы. Почему это происходит? В этом сценарии вступает в действие эдипов комплекс гуру.
«Эдипов комплекс: недозволенное желание ребенка вступить в сексуальные отношения с родителем противоположного пола. Вначале происходит отождествление с родителем своего пола, затем но переходит в ненависть и соперничество».
Как применить это к данной ситуации? Супруги приходят к гуру, падают в транс возрастной регрессии и одухотворяют гуру (папу или маму). Затем гуру, в свою очередь, впадает в возрастную регрессию и относится к семейной паре как к собственным родителям. Поэтому он чет обладать мамой (либо она хочет обладать папой). В Индии подобная практика называется «шактипат левой руки». «Шактипат» это инициация, проводимая гуру. В шактипате левой руки гуру инициирует супругов, а затем вступает в сексуальные отношения с женой.
Эта возрастная регрессия гуру и учеников вместе с одухотворением поступков гуру наносит огромный вред всем участникам этого спектакля. К несчастью, подобное происходит часто; при этом ученики наделяют образ гуру ореолом псевдодуховности, вместо того, чтобы противостоять ему, осознав, что он пребывает в детском трансе насильника.
Трансы «духовных уроков»
В детстве мы часто объясняем себе, почему происходит то или иное событие. Обычно родители имеют причины награждать или наказывать Детей. Например, если ребенок слушается маму с папой, он получает награду за это. Если дети не слушаются — родители наказывают их.
Давайте предположим, что мы превращаем родителей в богов и богинь, и рассмотрим несколько ситуаций в свете этого предположения.
Ребенок получает награду за то, что научился убирать комнату. Другой ребенок наказан за то, что не сделал этого. Если ребенок спрашивает: «За что меня наказывают?» — родители отвечают: «Тебе нужен хороший урок».
Позже в школе подобная система приводит к тому, что понятия «Уроков», «наград» и «наказаний» сливаются воедино. Если я выучил Урок по арифметике — меня награждают. Если нет — наказывают (например, дают дополнительное задание). В результате у меня появляется убеждение: «Если я буду хорошо себя вести. Бог вознаградит меня (даст мне деньги, любовь, блаженство и т. д.), потому что я выучи; урок. Если случилось что-то плохое — значит, мне нужно выучить это-урок». Псевдодуховность заставляет считать Бога папой или учите лем, который награждает хороших и наказывает плохих. Столкнувшись с тем, что в жизни часто происходит по-другому, мы можем ощутить растерянность и хаос.
Противоречие
Например, мафиози живут в роскошных особняках на берегу океана, а хорошие люди едва сводят концы с концами. Внутренний ребенок пытается как-то объяснить себе подобное, чтобы справиться с ситуацией, противоречащей его убеждениям. «Я думаю, этот бедный человек страдает из-за кармы прошлых воплощений. Поэтому Бог не посылает ему богатства». Либо: «Интересно, какие уроки он дoлжeн усвоить?»; «Зачем он создал для себя такие тяжелые обстоятельства?».
Псевдодуховные рационализации
1. Когда хорошим людям плохо: «Наверное, им нужен этот урок», «В этом есть высший смысл и предназначение».
2. Когда Бог не дает мне того, чего я хочу: «Если у меня нет того, что мне нужно, значит, на самом деле мне этого не нужно».
Псевдодуховность имеет мощные культурные корни. Духовные школы, религиозные и философские системы, восхваляющие жертвы и страдания, глубоко укоренились в душе внутреннего ребенка. Какова главная цель всего этого? Организовать и упорядочить хаос.
Возможно, линейная природа нашего мышления и причинно-следственный способ восприятия заставляют нас сопротивляться хаосу. Известный тренер по системе Фельденкрайца Карл Гинзбург рассказывал, что Моше Фельденкрайц как-то спросил участников семинара: «В чем цель нервной системы?»
Студенты высказали множество предположений, с которыми Фельденкрайц не согласился. Его ответ гласил: «Цель нервной системы — создать порядок их хаоса».
Внутренний ребенок делает именно это. Он переносит стратегии, созданные им в детстве, в жизнь взрослого, действуя на автопилоте, смешивая прошлое с настоящим и перенося его в будущее в попытке понять загадочный и пугающий мир. Проблема заключается в том, что внутренний ребенок не позволяет взрослому воспринимать информацию, не укладывающуюся в рамки этой системы. Мир становится привычным, узнаваемым и безопасным, но одновременно жестким, скучным и механическим.
Внутренний ребенок создает мир, ограничивающий нашу свободу, творчество и жизненную силу.
5. Трансы внутреннего ребенка: боги и богини
Ребенок, не способный идеализировать своих родителей и считать их божествами, создает внутренний транс, творя образы «бога» или «богини». В восточной культуре существует культ внутренней матери — богини Дэви, исцеляющей от жизненных невзгод и страданий. Многие религиозные системы призывают к поиску Бога внутри нас. Это прекрасный способ справиться с хаосом в собственной семье — создать семью внутри собственной души и одухотворить ее. Не желая зависеть от реальных родителей, ребенок создает идеальных маму и папу. Часто архетипы представляют собой идеальные образы мамы и папы, созданные ребенком.
В некоторых психологических и духовных системах считается, что внутреннее лучше внешнего. Внутренние божества лучше внешних, поэтому интроверты более развиты духовно, чем экстраверты. Когда система создается, чтобы придать смысл бессмысленному миру, развивается интровертная картина мира, в которой присутствуют идеальные родители (боги и богини), поддерживающая существование внутреннего ребенка.
Ложь
Сейчас я хочу вернуться к тому, что было сказано во вступлении к этой главе. Я вовсе не желаю разрушать, ниспровергать и порочить Духовные группы или системы. Но я считаю, что духовная группа лучше всего выполнит свою задачу, если каждый ее член примет на себя ответственность за собственные трансы. П.Д. Успенский называл психологию «изучением лжи». Каждый из нас отвечает за ложь, которую он говорит другим и себе самому. Истинный воин духа должен осознать и развенчать собственную ложь. Это требует огромного мужества. Это не моя задача — сказать вам, лжете ли вы себе; это ваша задача. Я просто пытаюсь описать вам всевозможные ловушки, в которые мне доводилось попадать.
Недавно участники семинара спросили меня, почему в мире так мало честности. Я ответил: «Честность начинается внутри, а не снаружи. Чем больше вы лжете себе, тем больше вы лжете другим».
В древней йогической системе Раджа-Йоге первый шаг — попросить ученика не лгать. Не лгать самому себе ради того, чтобы избежать боли. Поэтому цель этой главы — сорвать покровы с той лжи, которую вы говорите себе, даже самой незначительной. Лишь при этом условии можно обрести свободу.
Ребенок, ставший жертвой инцеста, ощущает хаос. Он создает доброго внутреннего папочку, мудрого и заботливого. Это дает ребенку уверенность и чувство защищённости, но лишает его понимания. Создавая ложные структуры, помогающие справиться с хаосом, мы теряем себя: того, кто наблюдает за этими структурами и создает их. Недавно я проводил семинар. Организатор этого семинара жаловался на женщину, с которой он находился в близких отношениях. Он сказал: «Я не могу поверить, что снова выбрал женщину такого же типа, как и раньше». Я сказал: «Это случилось потому, что вы с самого начала обманывали себя». После минутного шока он произнес: «Знаете, а ведь вы правы.
Я действительно с самого начала знал, что произойдет, и обманывал себя самого». Это признание сделало его свободным, так как он смог принять на себя ответственность за свои действия вместо того, чтобы чувствовать себя жертвой действий своей партнерши.
Я испытал мощнейшее чувство связи и единения с другими в Группе анонимных жертв инцеста. До этого я лгал себе; в тот момент, когда я сказал правду, исчезло притворство в отношениях с другими людьми. Моя ложь и притворство требовали от меня огромного количества энергии. Когда ложь названа ложью — тогда может возникнуть истинная близость и понимание. Об этом следует помнить всегда. Если наша истинная цель: раскрыть, нем мы являемся на самом деле, — тогда важнейший шаг — увидеть созданные нами внутренние структуры, понять их назначение и осознать, как они помогали нам справиться с хаосом. Последний шаг — раскрыть в себе наблюдателя и творца этих структур. Тогда мы сможем встретиться с собой.
Нервная система
Многие формы терапии занимаются интеграцией внутренних богов и богинь. Согласно Карлу Юнгу, этот феномен используется в восточных, западных, примитивных, развитых, бедных и богатых обществах. Этот способ организации хаоса Юнг назвал «архетипом»; возможно, это универсальный способ организации хаоса. Это предположение срывает мистический покров с мира коллективного бессознательного. Может быть, создание архетипов — попытка осознать и организовать хаос? В Индии молитвы Божественной Матери так же распространены, как молитвы Деве Марии в римско-католической культуре. Может быть, коллективное бессознательное отражает не универсальный жизненный опыт, а коллективные защитные трансовые структуры — кросс-культурные и универсальные — созданные нашей нервной системой, чтобы справиться с болью и хаосом жизни?
В таком случае мы имеем дело не с миром реальных божеств, а с миром божеств, сотворенных внутренним ребенком и переходящим из поколения в поколение с помощью ритуала, традиции и фольклора.
(Эта тема подробно обсуждается в моей следующей книге «Дао хаоса: квантовое сознание, том 2»).
Моей целью не является разрушение ваших верований. Моя цель — помочь вам, создателю верований. Когда вы осознаете, кто вы есть, ваши верования покажутся вам священными коровами на вашем пути! Знаменитый философ Альфред Коржибски сказал: «Карта не есть территория». На этом пути верования, идеи и образы не есть вы. Вы наблюдатель и создатель (территория) этих образов (карты).
Следующий шаг
Как справиться с псевдодуховностью
1. Осознайте, какая религия или духовная философия привлекает вашего внутреннего ребенка.
2. Запишите основные верования этой религии или философии.
3. Осознайте верования внутреннего ребенка и запишите их. Заметьте, что эти верования часто являются «желаниями».
4. Сравните обе системы верований и найдите в них общие черты.
5. Осознайте местонахождение внутреннего ребенка в вашем теле.
6. Осознайте, какие трансы псевдодуховности использует ваш внутренний ребенок. Если много ваших духовных убеждений совпадают с убеждениями внутреннего ребенка, тогда определите, какие из них соответствуют приведенному ниже списку:
а) Трансперсональный перенос.
б) Трансперсональная взаимозависимость.
в) Чувство избранности в страданиях.
г) Исключительность.
д) Внутренние боги и богини.
7. Определите и запишите обобщения, убеждения и виды псевдодуховности внутреннего ребенка.
8. Определите, какую духовную или психологическую систему убеждений внутренний ребенок считает истинной.
9. Задайте вопросы внутреннему ребенку и запишите его ответы:
а) Чего ты не знаешь о себе?
б) Чему ты сопротивляешься?
в) Какого опыта ты избегаешь с помощью своей религии или фи-
лософии?
г) Как твоя философия помогает тебе сопротивляться хаосу?
д) Как твоя философия помогает тебе сопротивляться беспомощ-
ности?
е) Как твоя философия помогает тебе сопротивляться ужасу и шоку?
ж) Как твоя философия помогает тебе сопротивляться страху?
з) Как твоя философия помогает тебе сопротивляться чувству по-
тери себя?
и) Как твоя философия помогает тебе сопротивляться потере кон-
троля?
к) Как твоя философия помогает тебе сопротивляться пустоте?
л) Как твоя философия помогает тебе сопротивляться безумию?
м) Как твоя философия помогает тебе сопротивляться бессмыслице?
н) Как твоя философия помогает тебе сопротивляться бесконечности?
о) Когда ты решил поверить в это учение, чтобы справиться с чем-то из вышеназванного?
п) Была ли в твоей жизни травма, укрепившая твою систему убеждений?
р) Спросите себя самого: «Если бы я избавился от псевдо-духовности внутреннего ребенка, что бы у меня осталось?» Запишите ваш ответ.
с) Осознав, что же у вас осталось, спросите себя: «Хочу ли я избавиться от транса псевдодуховности внутреннего ребенка?»
т) Если в ответ вы услышите «Нет», спросите себя: «Чему я сопротивляюсь, не желая расстаться с псевдодуховностью?» Запишите ваш ответ.
Домашнее задание
Часть 1. В течение недели каждый раз, когда вы оказываетесь в трансе псевдодуховности или пытаетесь организовать хаос в вашем уме, дайте название этому процессу и наклейте на него ярлык «транс псевдодуховности».
Часть 2. Осознайте, как ваша псевдодуховность помогает вам объяснять необъяснимое.
Резюме
Этот процесс поможет вам осознать ваши трансы псевдодуховности. Вы сможете осознать и отвергнуть убеждения, относящиеся к прошлому опыту. Псевдодуховность — обоюдоострый меч. Обеспечивая временную защиту от хаоса, она уводит вас из настоящего в прошлое Освободившись от транса, вы сможете встретиться с настоящим и почувствовать состояние чистого осознания, свободного от прошлых воспоминаний, искажений и сопротивления хаосу. Вы сумеете встретиться с собой и другими. Истинное единение («Квантовое сознание») — огромная сила, пробуждающая нашу подлинную Духовность. Это наше второе рождение, в котором мы обретаем настоящее познание, оставив в прошлом и превзойдя трансы внутреннего ребенка.
«Когда я был ребенком,
Я говорил по-детски,
Понимал по-детски.
Мыслил по-детски:
Но теперь я вырос и отбросил все детское»
1-е послание к Коринфянам апостола Павла
Эпилог. Дао хаоса ->
Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком