Дыхательные техники
1.
Наблюдение за процессом дыхания Дышите обычно, стараясь следить за процессом дыхания. В некоторых случаях это может показаться непривычным и слегка нарушить привычный ритм дыхания, но вы не должны беспокоиться по этому поводу. Как правило, через некоторое время привычный ритм дыхания восстанавливается.
• Следует обратить внимание на некоторые особенности дыхания, например, на то, через какое отверстие (ноздри или рот) воздух входит и выходит из тела, какой объем легких он заполняет.
• Не изменяя ритма и глубины дыхания, просто обращайте внимание на свои ощущения, связанные с процессом дыхания.
• Наблюдайте за всеми фазами дыхательного процесса, в том числе за прохождением воздуха через ноздри или рот, его вхождением в легкие и выходом из них. При этом постарайтесь получить от этого процесса удовольствие.
2.
Надувание шарика Психофизической гармонизации может служить такое простое физическое действие, как надувание шарика. При этом необходимо делать достаточно глубокие вдохи, стараясь при каждом выдохе, надувая шарик, полностью освободить легкие от воздуха. Важно делать паузы, получая при этом удовольствие от созерцания цвета и формы шарика, ощущая его легкость и воздушность. Следует избегать форсированного дыхания, приводящего к легкому головокружению, и наблюдать за возможными эффектами данного упражнения.
3.
Дыхание, сочетающееся с реориентацией, или «укоренением в реальности» В конце большинства из приведенных далее упражнений изобразительного характера, особенно, если их выполнение сопровождалось переживанием сильных эмоций и фантазиями, полезно уделить несколько минут восстановлению контакта с физической реальностью. Делая медленные, глубокие вдохи, посмотреть вокруг себя, обращая внимание на присутствующие в окружающей среде физические объекты — поверх
ность стен и окраску, цветы, свет и т.д. Полезно на мгновение установить зрительный контакт с находящимися в комнате людьми. Чтобы восстановить контакт с реальностью, можно подержать в руках какой-нибудь приятный природный объект (камень, деревянный предмет и др.), поглаживать ткань или выполнять какие-нибудь другие простые действия.
4. «Сканирование» телесных ощущений Данная техника может быть использована в определенные моменты психотерапии, когда клиент начинает испытывать повышенную психоэмоциональную нагрузку, усиление тревоги или панику. Техника помогает вернуть клиента в реальность, стабилизировать его эмоциональные и познавательные процессы, поддержать его способность к вербальному контакту.
Применяя данную технику, предложите клиенту сделать в рассказе или изобразительной работе паузу и понаблюдать при этом за своими физическими ощущениями как бы «со стороны». Благодаря этому «автоматические» физические и эмоци ональные реакции клиента начинают им осознаваться. Он постепенно может научиться разотождествляться с ними, разрывая «порочный круг» привычных психофизических паттернов и развивая способность к управлению своим состоянием.
Техника также позволяет клиенту использовать положительный физический «якорь» для создания ощущения психофизического комфорта и безопасности. Так, можно предлагать клиенту после предшествующей фазы наблюдения за своими реакциями со стороны найти в своем теле ту точку, которая дает ему ощущение безопасности и устойчивости. Он может удерживать внимание на этой точке в течение 1—2 минут. В некоторых случаях можно предлагать клиенту выполнить определенное простое физическое действие, например, сжать руку в кулак, чтобы ощутить большую устойчивость. В любом случае также полезно предложить клиенту обратить внимание на свое дыхание, сделать его плавным и размеренным. Применяя данную технику, необходимо всякий раз пояснять клиенту, как она влияет на его физическое и эмоциональное состояние. Степень контакта с телом не должна превышать возможности осознания клиентом телесных феноменов. Не следует торопить клиента; надо создавать условия для того, чтобы он развивал свою способность к контакту с телом постепенно, преодолевая привычные защитные тенденции ухода от взаимодействия с ним.
5. Дыхание в сочетании со «сканированием» телесных ощущений Сядьте удобно, распрямив спину, не совершая никаких усилий, либо расположитесь лежа. Сделайте несколько спокойных, приятных вдохов и выдохов. Затем медленно оцените ощущения в разных частях тела. Начиная с кончиков пальцев ног и заканчивая макушкой головы, либо наоборот. Просто посмотрите, что происходит в теле. Обратите внимание на ощущения удовольствия, покоя, напряжения, боли, тепла, холода и т. д. Научитесь просто отмечать эти ощущения, никак не реагируя на них и не оценивая их, не пытаясь от них «защищаться». Вы сможете при этом лучше распознать, где тело больше наполнено энергией, а где — меньше, где ощущения вовсе отсутствуют, а где они интенсивны и т.д.
Обратите внимание, в каких частях тела в момент фокусирования на них внимания возникают те или иные мысли, чувства или образы. Не пытайтесь их удержать, просто позвольте им возникать и уходить, переключая внимание на другие точки вашего тела. Обратите внимание, как это позволяет входить в состояние более глубокой релаксации.
6. Стабилизация дыхания 1. На вдохе, когда легкие заполнены воздухом, задержите дыхание на 1 — 2 секунды прежде, чем начнете делать выдох. Повторите упражнение 10 раз.
2. Затем выполните похожее упражнение, только теперь задержите дыхание на выдохе прежде, чем сделаете очередной вдох. Повторите упражнение 10 раз.
3. Выполните примерно то же самое, только теперь задерживая дыхание как на вдохе, так и на выдохе. Повторите упражнение 10 раз.
4. Обратите внимание на свои телесные ощущения. 21 повторение задержек дыхания на вдохе и выдохе характерно для буддистской медитации, создающей ощущение глубокой концентрации и покоя.
5. Обратите внимание, является ли ваш вдох более коротким, чем выдох, или наоборот? Как вы полагаете, что может являться причиной этого? Попытайтесь сделать вдох и выдох равными по продолжительности.
7. Наблюдение за движениями, связанными с дыханием 1. Дышите как обычно.
2. Обратите внимание на едва заметные движения в отдельных частях тела, связанные с процессом дыхания. Обратите внимание сначала на более выраженные движения, а потом попытайтесь заметить даже самые незначительные.
Приходят ли при этом в движение ваши челюсти, лицо, плечи и т. д. ?
3. Продолжая наблюдать за своим телом, обратите внимание не только на внешние движения, но и на внутренние ощущения, поступающие из разных точек тела. Вы можете с интересом, например, обнаружить, что во время вдохов и выдохов слегка движутся даже те части тела, которые расположены вдалеке от легких.
8. Наблюдение за ритмом дыхания Наблюдайте за ритмом своего дыхания. Попытайтесь при этом расслабиться. Вы можете, например, сидеть, выпрямив спину, на стуле и закрыв глаза. Релаксация может быть не очень глубокой, но если вы захотите, то можете расслабиться еще глубже. Вы сможете заметить, как ваше тело слегка раскачивается синхронно с ритмом вашего дыхания. Вы можете также контролировать движения своего тела, связанные с дыханием, сделав их более сбалансированными и ритмичными. Даже
такое простое упражнение позволит вам получить определенное удовольствие и восстановить силы.
Дыхательные практики являются наиболее древней формой снятия напряжения и установления более тесного контакта с чувствами. Нет ничего удивительного в том, что при выполнении подобных практик у некоторых людей будут появляться сильные чувства. Задержка дыхания является простой и доступной формой контроля над переживаниями, поэтому в повседневной жизни в момент переживания сильных чувств нередко происходит неосознанная задержка дыхания. Так человек пытается остановить сильные переживания, например, тревоги или страха. Появление задержки дыхания у клиента во время психотерапевтических и арт-терапевтических сеансов может являться для специалиста одним из индикаторов эмоционально «заряженных» моментов. Наблюдая за клиентом во время создания им рисунка, можно, напри
мер, заметить, как происходит изменение ритма и глубины его дыхания в момент инсайта, творческого вдохновения, «резонанса» с художественными образами и в другие значимые моменты сеанса.
Имеет также смысл понаблюдать за дыханием ребенка, когда он занят каким-либо интересным делом, например, рисует.
9. Двойная фокусировка Психотерапевт должен развивать в себе способность двойной фокусировки внимания. С одной стороны, он должен следить за проявлениями клиента, например, во время создания им рисунка. С другой стороны, психотерапевт должен наблюдать за тем, что происходит вокруг, а также за временными границами сеанса. Это нередко называется двойной фокусировкой. Кроме того, психотерапевт должен по возможности следить за своими физическими реакциями, в частности, ритмом и глубиной дыхания на фоне наиболее сложных моментов сеанса. Благодаря фокусировке внимания на своем дыхании психотерапевт может стабилизировать свое эмоциональное состояние.
Комментарии
1. Делая вдох, представьте, как пахнет роза или другой ароматный цветок.
2. Выдыхая, представьте горный ручей или облака, медленно плывущие по небу.
Нидра-йога включает в себя выполнение упражнений, связанных с дыханием, в сочетании с наблюдением за телесными ощущениями (сканированием телесных ощущений) и визуализацией. Это позволяет достичь психофизической интеграции и трансцендентного состояния.
1. Базовая техника из практики нидры-йоги
Сфокусируйтесь на естественном ритме дыхания и связанных с ним телесных ощущениях. Через некоторое время начните произносить вслух слова, обозначающие некоторые явления внешнего мира — роза, чистое небо, море и т.д. Позвольте образам, которые вызваны этими словами, формироваться вашем воображении. Вы сможете заметить, как это простое древнее упражнение, предполагающее сочетание дыхания с визуализацией и наблюдением за физическими ощущениями, способствует снятию напряжения и достижению полного присутствия в реальности. Данное упражнение является одним из многих, связанных с сочетанной работой тела и сознания и характерных для древних психодуховных практик. Нет ничего удивительного в том, что некоторые из них начали впоследствии применяться в психотерапии, например, при работе с пациентами с посттравматическим стрессовым расстройством. Исследования Кабат-Зинна (1990) были посвящены изучению психотерапевтического потенциала практик, связанных с применением специальных дыхательных упражнений, при лечении депрессии и зависимостей. Хотя сканирование телесных ощущений и нидра-йога способствуют достижению чувства комфорта и безопасности, некоторые клиенты (например, жертвы насилия) могут продолжать испытывать напряжение. Поэтому в работе с ними имеет смысл дополнительно применять техники визуализации, связанные с формированием образа безопасного и комфортного места. Иногда достаточно бывает применить технику вербального внушения какого-либо стабилизирующего образа, но иногда требуется сочетание нескольких техник. Так, иногда можно предложить клиенту обратить внимание на ту часть тела, которая ощущается им как наиболее безопасная и защищенная. Так, одна клиентка, которой было очень трудно расслабиться, расслабилась только тогда, когда начала поглаживать одну руку другой. Благодаря этому она смогла почувствовать заботу и безопасность и убедиться в своей способности оказывать эмоциональную поддержку самой себе.
Примечание
Техники глубокой релаксации могут быть противопоказаны клиентам, перенесшим психическую травму. Некоторым из них может быть присуще стремление поддерживать контроль над своей жизнью и собственным телом путем сохранения определенного уровня внутреннего напряжения. Для них может быть небезопасно входить в состояние глубокой релаксации, в особенности, если это происходит слишком быстро, поскольку при этом они могут начать остро ощущать различные телесные реакции. Следует предупредить таких клиентов о том, что они несут ответственность за свое состояние вместе с психотерапевтом: они могут сами регулировать уровень релаксации и ее темп. Можно разрешить таким клиентам, в случае необходимости, сохранять определенный уровень напряжения в той или иной части тела, держать глаза открытыми, сжимать руку в кулак или держаться за какой-либо предмет.
Часто клиенты становятся соавторами при создании текстов визуализаций и релаксаций и дают специалисту немедленную обратную связь, комментируя, насколько эффективным оказался тот или иной текст. Можно, например, использовать простейшую 10-балльную шкалу, чтобы клиенты оценили уровень переживаемого ими напряжения. 0 баллов приэтом обозначает наивысший уровень напряжения, а 10 баллов — ощущение полной безопасности и релаксации. Можно предложить клиентам отметить уровень переживаемого ими напряжения в начале релаксации, в процессе выполнения упражнения и по его окончании. Можно также предложить клиентам кратко комментировать, какие части тела испытывают большие трудности в достижении релаксации, и специально оценивать уровни напряжения в этих местах. Можно обращать особое внимание даже на незначительный прогресс, достигаемый такими клиентами при выполнении техник релаксации и визуализации. Помимо прочих терапевтических эффектов, такая практика поможет им научиться фокусироваться на физическом и эмоциональном состоянии, придаст им больше уверенности в своих силах, в том числе между занятиями. Такая практика может занимать важное место в краткосрочной психотерапии (арт-терапии).
Очень важно, чтобы психотерапевты и сами выполняли эти техники, исследуя свои телесные и эмоциональные реакции, связанные с релаксацией и визуализацией. Возникает ли у психотерапевта в самом начале релаксации чувство тревоги, пре
пятствующее дальнейшему выполнению упражнения? Не возникают ли у него при этом какие-либо мысли, также мешающие фокусировке на телесных ощущениях и образах? Таким образом, специалисты смогут лучше понять препятствия для достижения ими состояния релаксации и концентрации на телесных ощущениях. Они также смогут обратить внимание на то, как меняется их способность к расслаблению в течение определенного времени в зависимости от воздействия определенных факторов.
2. Техника регуляции телесных феноменов: «Чудовища и мышки»
Иногда в изобразительной продукции и фантазиях клиента проявляются очень крупные фигуры, например, фигуры животных. Они могут его пугать, возникая вновь и вновь, напри мер, в фантазиях ребенка. При этом клиент-ребенок может воспринимать эти фигуры как приходящие к нему извне. Если спросить клиента, что он хотел бы с такой фигурой сделать, ребенок иногда отвечает, что хотел бы, чтобы фигура стала меньше размером. В таком случае можно предложить ребенку создать серию рисунков, постепенно уменьшая устрашающий образ в размере вплоть до того момента, когда он будет похож на маленькую игрушку. Такой образ перестает путать ребенка, иногда даже вызывает смех.
Напротив — иногда новые качества, проявляющиеся у клиента в процессе психотерапии, могут восприниматься им как слишком эфемерные, малозначимые, не способные выдержать испытание реальностью. В таком случае можно предложить
клиенту визуализировать эти новые качества, представляя их в виде определенного объекта, животного или человека, а затем создать серию рисунков, постепенно увеличивая изобра жение в размерах. Это может поддержать клиента в процессе развития и проявления им новых психологических качеств.
Аналогичным образом можно поступать при работе с разными физическими ощущениями, как приятными, так и неприятными, чтобы способствовать их сохранению или, наоборот, ослаблению.
Так, можно обратить внимание на создание определенного фокусирующего центра в домашней среде или на рабочем месте. Таким фокусирующим центром на рабочем месте, например, может являться поставленный в вазу цветок, который можно регулярно менять. Это вносит красоту и свежие ощущения в однообразную среду офиса. Время от времени внимание может останавливаться на этом объекте, создавая условия для небольшого тайм-аута, во время которого могут быть использованы некоторые простейшие техники саморегуляции: дыхание, релаксация и сканирование телесных ощущений. Небольшого полевого цветка может быть достаточно. У многих работников на экране монитора имеются изображения цветов или иных природных объектов, однако реальный природный объект имеет свои несомненные преимущества.
2. Тактильно-визуальные комплексы
Миниатюрная мандала, созданная из проволоки с нанизанными на нее бусинами, может служить примером подобного тактильно-визуального комплекса. Из трехмерного объекта мандала может быть превращена в двумерный; с нею можно совершать различные манипуляции, например, превратить ее в полую сферу. Помимо этого, из нее можно создавать огромное множество других пространственных форм — они создают разный визуальный эффект и вызывают разные чувства. Кроме того, медная проволока и бусины отражают свет, играют различными оттенками и являются тем самым источником все новых ощущений.
Многие ароматерапевтические масла способствуют релаксации и оказывают стимулирующее воздействие на сенсорную систему, эмоциональные и мыслительные процессы. В тоже время использование таких масел требует знания специфического воздействия входящих в них ингредиентов и возможных противопоказаний, связанных с аллергическими реакциями, которые могут возникать у того, кто пытается их применять, либо у окружающих.
Среда дома или офиса также может включать различные объекты, способствующие психофизической гармонизации. К ним могут быть отнесены разные природные и неприродные объекты, в частности, некоторые произведения визуального, пластического искусства. Немаловажное значение могут иметь те рисунки и арт-объекты.
Следует доверять своей интуиции, выбирая положительные сенсорные и художественные стимулы. Они могут представлять собой предметы со специфической окраской и фактурой, камни особой формы, открытки или фотографии с изображением вдохновивших мест и многое другое.