«О Таро, в среде знатоков и любителей, как правило, принято упоминать исключительно как об искусстве», – сообщал я еще около десяти лет назад.[1]
Так нет же! Не исключительно, и слава богу! И воистину все мы – ученики и учителя друг другу!
Прошедшее в августе 2013 года очередное заседание Таро-Клуба – тому пример. Независимый эксперт Ольга Тарика в своем докладе очень даже неплохо, с позиций юнгианской психологии, сделала акценты на том, что есть аркан как архетип, умело подчеркнула роль мифологем в описании того или иного архетипа, а также прочтении того или иного аркана Таро. Чем, что называется, по-взрослому утерла нос всей аудитории, а в особенности мне, за что я лично ей весьма благодарен.
И действительно. Настала пора уйти от примитивного осмысления сути Таро исключительно в терминах оккультной науки. Пора, пора все-таки еще раз перечитать труды того же Карла Густава Юнга (теорию которого, кстати, поддерживали физики, такие как Вольфганг Паули и Альберт Эйнштейн), а также труды современных философов и психологов, чьи идеи и выводы неустанно подталкивают нас к работе над злободневным вопросом: что есть система Таро и как именно она устроена? Или, иначе – с чем мы, собственно имеем дело помимо того, что трактуем выпавшие в раскладе карты?
I. Архетипы и мифологемыПринятые в психологии определения архетипа сводятся к следующим.
Архетип как смысловая единица, пусть в различной степени выраженности, обязательно имеет свои проявления вне рамок времени и пространства во все времена и у всех народов, находя свое отражение в фольклоре, представлениях об ирреальном мире, религиозных воззрениях и суевериях и т. д.
Понятие об архетипе является врожденной, внутренней установкой, не зависящей от научения и сознательного жизненного опыта, которые лишь способствуют его проявлению и возможному усилению этого проявления.
Архетипы нельзя путать с инстинктами, сфера влияния которых намного более широка и неконкретна. Во внутреннем мышлении животных преобладают инстинкты, во внутреннем мышлении человека – архетипы. Архетипы представлены эмоциями, обладающими как побудительными мотивами к тем или иным действиям, так и способностью побуждать энергетику к их осуществлению.
В мышлении человека архетип представлен символом или группой символов, организованных и прочитываемых в единственно возможном смысле.
Архетип обладает устойчивостью. Он – самостоятельная область психики. Его невозможно изменить волевым путем.
Архетип обязательно обладает амбивалентностью, т. е. двойственностью возможного понимания и прочтения – как два прочтения аркана Таро, в прямом и перевернутом положении. Имеющий лишь одно понимание и прочтение знак не является строгим отражением архетипа. Это в лучшем случае – мифологема.
Обе этих стороны архетипа обладают особым набором качеств и элементов-мифологем, не принадлежащих иным архетипам.[2]
Отдельные архетипы и их группировки способны, в силу объективных причин (например, условий существования), формировать традиционные образы мышления, представлений и поступков отдельных обществ, народов и этносов, которые на практике проявляются в виде наборов относительно устойчивых мифологем.
Архетип не есть установочная программа[3]исключительно мышления. Он проявлен в реальном мире в качестве одного из определенных факторов случайностной картины событий.
Проявление архетипов (или их группы) не есть проявление материалистической теории вероятности, однако они способны контролировать проявления математической вероятности событий, контролировать ее параметры и степени проявления, приводя события в состояние случайностности (видимой стохастичности, феноменальности) согласно собственным особенностям и возможностям.
По мнению Ольги Тарика (поддерживаю!), архетипы ни в коем случае нельзя путать с мифологемами.
Что есть мифологема?
Мифологема – аспект проявления архетипа в том или ином плане осмысления ситуации или в конкретном жизненном случае. Если архетип – один, то мифологем при нем может быть множество. Они, в частности, связывают архетипы в одно системное целое.
Возьмем какой-либо архетипический миф, некий сюжет с участием одного или более героев, присущий одновременно нескольким или даже многим народам. Он может быть отражен в фольклоре и касаться иных сторон бытия. У разных народов в разные времена это может быть притча, легенда, былина, анекдот и т. д. Правда, следует учесть, что, несмотря на некую общность фабулы, реальный сюжет претерпевает изменения, иногда даже в пределах одного и того же этноса.
Так, в русско-славянском былинном фольклоре (и, конечно, не только в нем), присутствует сюжет о борьбе отца с сыном. Дескать, отец – герой, богатырь, встречается в единоборстве с противником, причем противник этот – его собственный сын, хотя главному герою это неизвестно. Чем закончится поединок?
И вот, по сюжету-мифологеме одного из сборников былин мы имеем трагедию: Илья Муромец зверски (иначе не скажешь) расправляется с Сокольничком-охотничком. В то же время, по иной версии, из другого сборника, он каким-то образом узнает, кто перед ним, проводит «воспитательную работу», и в дальнейшем оба богатыря, стремя в стремя, сражаются с ворогами погаными. Где-нибудь в третьем источнике мы можем совсем не найти следов упоминания о данном Сокольничке, в четвертом – он может упоминаться, но безо всякой связи с предполагаемым отцом и т. д.
Наглядным примером подобному явлению служат мифологии, эпос. Возьмите хотя бы греческую мифологию. Попробуйте, исходя из данных «Мифологического словаря», составить таблицу на тему «Кто кому папа и кто кому мама». Такой опыт недавно провел один, кажется, английский или американский исследователь, он чуть ли не три-четыре года мужественно создавал свою систему и, как об этом писали, в конце концов добился успеха… Во что, честно говоря, весьма слабо верится (сам в свое время пробовал!). Многочисленные наслоения, вызванные присутствием на Балканах многих и порой разнородных, хотя бы в мелочах, культур, неминуемо вносили свое в исходные сюжеты мифа. Да, именно архетипическая основа?миф была и остается. Но пусть те же пелазги, дорийцы, ахейцы, ионийцы, не говоря уже о македонцах, фракийцах, славянах, латинянах и т. д., неизбежно видоизменяли исходный миф, вносили что?то свое, свои мифологемы.[4] Существуют, например, фиванский и троянский циклы мифов и подобные сборники мифов Афин, Тавриды, Малой Азии…
Мы так привыкли говорить и восхищаться: «Ах, греки!», «Ах, египтяне!», «Ах, индийцы!», забывая при этом, что и те и другие, и многие третьи претерпевали в истории многочисленные трансформации, что в области этнического состава, что в области культуры, что в сфере традиций, языка, письменности…
В чем? В мифологемах исконного мифа. Учтем, что незыблемые, исходные, архетипические основы нашего внутреннего мировоззрения характерны не только для конкретной страны-местообитания, но и для самого общества людей в целом, в каком бы времени или стране это общество не имело место быть.
Тарика в своем докладе как пример приводит, и очень удачно, одного из нередких персонажей мифов, а именно – кузнеца. Это Велунд (Воланд) германских мифов, Гефест-Вулкан греко-латинского пантеона. К сему можно добавить египетского Сетха, покровителя ремесел, северо-кавказского Курдалагона, славянского Краснояра, иранского Кей-Кубада… Они – разные как по описанию, так и по их роли в сюжете разных народов. Но данный образ-архетип неизбежно, так или иначе, в мифологиях просто обязан присутствовать. Прибавим: это должно происходить даже в том случае, если история конкретного этноса не подразумевает обязательного занятия обработкой металлов. Причем чем более развита культура, тем образ конкретнее. Например, в данном случае это не просто образ мастерового. Он обращается с огнем, он приближен к высшим таинствам, он входит в пантеон богов. У иранцев Кей-кузнец (Кубад, Кавад) – спаситель мира, в «Ригведе» он напрямую творит мир, как и сходный персонаж в сходных преданиях австралийских аборигенов.
Однако в то же самое время упоминаемый кузнец где-то будет выступать как персонаж положительный, где-то – как отрицательный, где-то – как привлекательный, где-то – он хромой и уродливый и т. д.
Наличие устойчивого мифа о конкретном герое, обязательно присутствующем в фольклоре того или иного народа, дает нам право выделить этот образ в качестве конкретного архетипа. Разные же сюжеты, как и различные его, героя, характеристики должны быть признаны мифологемами, т. е. преломлениями исходного образа в восприятии определенного этноса.
Если мифологем, как у нас выходит, возможно неисчислимое множество, то сколько же должно быть архетипов? Что они, архетипы?
Вернемся к арканам Таро.
Старшие арканы в большинстве серьезных колод – да, это те же архетипы. Младшие, по мнению Ольги Тарика, – мифологемы. Причем, по ее же мнению, колода Уэйта отличается тем, что в ней архетипы отражены и в Младших арканах.
С этим можно и соглашаться, и не соглашаться. Вопрос сложный.
Конечно, можно было бы принять, что в идеально выстроенной колоде Таро, да, действительно, в качестве архетипов как опорных точек внутреннего, врожденного восприятия мира, могут и должны выступать как Старшие, так и Младшие арканы.
Здесь, кажется, все понятно: существует прямое положение карты и перевернутое. Две половинки одного и того же архетипа.
Но как же быть с мифологемами? А вот мифологемы – это наши прочтения карт тех или иных арканов в аспектах. Т. е. если аркан Таро, во всяком случае Старший, может быть принятым как архетип, то мифологема – это то же что один из способов его интерпретации применительно к конкретному вопросу.
В этом случае должны существовать мифологемы разных порядков или уровней. Допустим, отдельный уровень – это привязка придворного аркана к одному или двум из Старших, а также привязки числовых арканов в домах Старших.
Более низкие уровни – это конкретные прочтения карт соответствующих арканов для разных случаев – прямо или перевернуто. Еще более низкий уровень – варьирование этих аспектов в зависимости от реальных ситуаций. И т. д.
Тайный, обнажающийся на практике скрытый символизм карты позволяет нам интуитивным путем угадывать, что именно на сей раз будет обозначать тот или иной аркан. Но, с другой стороны, пусть это выглядит странно или, наоборот, закономерно, каждое конкретное прочтение будет неминуемо притягивать и иные толкования, столь же конкретные. Это проявляется особенно ярко в том случае, когда мы анализируем большие расклады, как, например, «Пять крестов», рассчитанный на объективное исследование всего жизненного пути человека. Здесь мифологема сплетается с мифологемой.
Например, мы видим, что на каком-то этапе жизни данному человеку выпадает прямая карта Отшельника. Мы, вполне законно, можем утверждать, что:
этот период посвящен его формированию как личности;
это период большой внутренней работы;
это период основания своего дела;
это период неудач на любовном фронте, а также проблем в семье;
это период установления определенного равновесия в его организме;
в этот период он будет испытывать определенные проблемы в материальном плане, но на жизнь будет хватать…
И т. д.
Все эти мифологемы, аспекты, какая сильнее, а какая слабее, обязательно будут присутствовать в этом случае. Понять же, что для исследуемой личности будет на первом месте, а что попутно, помогут соседние арканы.
Мифологемы окутывают исходный архетип подобно тому, как кора оплетает ствол дерева. И более того, они, как соки, пронизывают ствол, а также способны проецироваться в окружающее пространство… и во взаимодействии находить подобные себе и работать с подобными себе в иных архетипах.
И вот что интересно. Поскольку мифологема предстает тем же символом, но в динамике, она способна преображаться и порождать себе подобные мифологемы. И кстати – себе подобные, но вовсе не обязательно идентичные, с точки зрения нашего реального мира.
В замечательной повести Ричарда Баха «Иллюзии» рассказчику дается задание: визуализировать в воображении любой предмет и заставить его появиться в реальности. «Голубое перо!» – говорит он. Некоторое время спустя он видит на упаковке товара наклейку: «изготовлено фирмой „Голубое перо“». Т. е. появление собственно голубого пера как определенного предмета необязательно, хотя бы потому, что рассказчик не очень опытен в магии. Однако в его реальности появляется сходная мифологема.
Подобными сюжетными линиями буквально пестрит как фольклор, так и действительная жизнь. Вспомним знаменитое: «Примешь ты смерть от коня своего». Но как именно? От удара копытом? Может быть. Подхватишь ту же болезнь, что и конь? Может быть. Изопьешь, как Иванушка, из конского копытца? Почему бы и нет…
Набор мифологем здесь многообразен. Но лишь одна, наиболее приближенная к конечному архетипу (судьбы своей не минешь!), в конце концов приводит к предсказанному трагическому результату. И змея?мифологема вполне стохастически жалит предусмотрительного князя в ногу…
Это так же как в басне о смерти древнегреческого Эсхила, которому оракул предсказал, что он умрет от того, что на голову ему свалится тяжелый предмет. В тот день Эсхил с утра пораньше отправился в поле, уверенный в том, что в поле?то никакой предмет ему на голову с небес не упадет. Но вот казус: как раз в это время над ним пролетал орел, державший в когтях черепаху…
Примем: яснее, точнее, конкретнее ни волхв, ни оракул сказать просто не могли! Хотя, очевидно, и понимали – не одно, так другое! Как, кстати, и гадалка в случае сделанного в свое время предсказания всем известному автору сего стихотворения: «От белой головы, от белой лошади…».
Сей поворот мифологем, способность их конкретно пробиваться на первый план, оттесняя при этом другие, используется в магии. Возьмем, допустим, злосчастный аркан Повешенного.
Здесь можно перечислить ряд мифологем:
первая: опасная хроническая болезнь;
вторая: разорение;
третья: тюремное заключение;
четвертая: погруженность в творческую работу;
пятая: отчаянная влюбленность;
шестая: трудное и опасное путешествие;
седьмая: трудно протекающие беременность и роды…
И т. д., и т. п.
Но мифологемы, как говорилось выше (и в том их отличие от архетипов), способны:
сопутствовать друг другу;
перекликаться друг с другом;
отражать друг друга;
переплетаться друг с другом.[5]
Равновесность, равноправность, равнозначность, равновероятность поминутно проявляются в пляске мифологем.
II. Две стороны бытияКарл Густав Юнг сравнивал факторы и аспекты официальной теории вероятности и факторы и аспекты собственной теории случайности с параллелями и меридианами на глобусе.
Да, принимаемая учеными система реальности, действительно – орел и решка, двоичная система, тут все в порядке. Но наряду с ней в действительности неотрывно присутствует, пересекаясь с первой в своих проявлениях, система иная, ирреальная – чего не воспринимают иные излишне материалистически мыслящие. Это та самая система, которую изучаем, а помимо того, пытаемся применить на практике мы, тарологи и арканологи.
Осмелюсь продолжить ее, как продолжил в колоде «РМР».[6]
Кристаллическая решетка, пусть она будет трехмерной. Первая из ее внутренних плоскостей или измерений – так называемый реальный мир (желтые карты в данной колоде). Наша повседневность. Вторая – мир ирреальный, мир, из которого исходит влияние архетипов как внешних, так и внутренних (красные карты, магия). И третья (синие карты) – наше осмысление сего влияния двух сил друг на друга, попытка вести себя адекватно и соответствуя событиям.
Как именно вести? Практики Таро подтвердят. Допустим, вы выложили на рабочий стол с десяток хорошо перемешанных колод. Очередную карту вы можете вынуть из той, с которой в данный момент работаете… да вот, подчас нет. Ваша рука почему-то потянулась и вытащила ее из совсем иной колоды. А главное, она как раз к месту и говорит вам верно!
Вы вошли в ритм, резонанс, вибрацию с великой случайностью. Что у Юнга называется термином синхронии или синхронистичности – в разных переводах по-разному.
III. СинхронияПолучается… что? А что получается?
Получается как в кино. Да, мы наблюдаем некоторое действо, игру актеров. Попутно предметы, обстановку, интерьер или пейзаж. Попутно обращаем внимание на условия – цвета, освещение, контрастность. Попутно – на звуки: музыку, перкуссию, эффекты…
Чем талантливее постановщик, тем более ярким и правдивым представляется действие. И действительно, почему? А потому что оно согласовывается с нашим личным, по большей части внутренним опытом восприятия действительности.
Различные мифологемы-проявления исходного архетипа-аркана (или их группы) следуют в резонанс друг с другом. «Беда одна не ходит», как и радость, кстати, тоже.
Наши приметы? Наши сны? Наши предчувствия? Т. е. те карты?арканы, которыми мы руководствуемся, порой принимая это за суеверия, а порой и реально убеждаемся, что они не имеют отношения к суевериям вовсе.
Особенное внимание Юнг обращал на необъяснимые совпадения. Случаев того – бесчисленное множество, хотя, разумеется, обращают на них внимание далеко не все.
Достаточно известный пример: фильм «Сталкер» Андрея Тарковского, где в двух эпизодах появляется листок календаря с датой «25 декабря»; этот день в 1986 году стал последним в жизни режиссера.
В популярной литературе так и этак освещено достаточно большое количество подобных случаев. Здесь и непонятные переклички аспектов судеб президентов Линкольна и Кеннеди, литературного корабля «Титан» и жизненного «Титаника», необъяснимых совпадений в жизненных путях близнецов и т. д.
Синхрония, в той или иной степени, в том или ином проявлении, сопутствует каждому из нас.
Осмелюсь привести пример из собственной жизни. Я работаю над статьей о случайности в художественном произведении. В частности, размышляю над сугубо конкретным вопросом: к какому подразделению случайности отнести финальный эпизод из сказки про Красную Шапочку (там, где неизвестно откуда появляются дровосеки и дело завершается хэппи эндом). Попутно я вспоминаю, что пора бы сходить в «Связной» и заплатить за пользование Интернетом. Прерываю работу, иду, стою в очереди к терминалу. И вдруг за спиной кто?то тихо, но отчетливо произносит: «Красная Шапочка!» Вот, думаю, телепатия! Но оказывается, что в витрине неподалеку выставлен компакт?диск с этой сказкой, и следующий за мной по очереди просто вслух прочитал название.
Да, кстати, и телепатия как таковая. Становится ясным, что искать какие-то «телепатические лучи» есть занятие просто бессмысленное. Просто люди по каким?либо причинам настроены в единый ритм, «в синхрон» друг с другом.
И, разумеется, никак нельзя обойти вниманием работу любого гадальщика или предсказателя. Умение «войти в ритм великой случайности» – это обязательное условие качественной работы. Кстати, достаточно приемлемого результата может добиваться не только гадальщик-человек, но и гадальщик?программа компьютера, конечно, при достаточно квалифицированном ее составлении. Здесь, в частности, нередко используются, в качестве исходных источников случайности, так называемые трансцендентные числа – «пи», «е», «фи», корень из двух и т. д.
IV. Кластеры, паттерны, фракталы…Вернемся немного назад. Вопрос о том, является ли Младший аркан архетипом или не является, равно и о том, сколько именно архетипов присутствует в нашей подсознательной психике, очевидно, следует пока отложить – до получения более точных результатов.[7]
Наряду с этим встает вопрос: каков же в более обширном рассмотрении сам вид, сама организация архетипов и мифологем? Как следует называть более крупные систематические единицы всей этой системы?
Здесь легче и за должной терминологией далеко ходить не надо.
Отдельный архетип, Старший аркан, есть ядро отдельной структуры, содержащей в себе два числовых (дом этого аркана) и один или два придворных. Т. е. образует структуру, в научной терминологии называемую таксономическим словом «кластер».
Множество кластеров, совокупность всех арканов образуют паттерн. Уточним, что в данном случае наш паттерн – это 24 Старших, 16 (или все же 32?) придворных и 40 числовых арканов Таро, плюс неисчислимое количество мифологем и их сочетаний.
Теперь три момента.
Первый. Почему мы решили, что Старшие должны идти строго в одном направлении? Не существует ли и «противотечения»? Вопрос пока до конца не проясненный, не исследованный и требующий этого исследования.
Второй, более понятный. Существует ли пресловутый 25-й Старший аркан?
Очевидно, что да, не может не существовать. Если круг 24 – это не просто замкнутый круг, но и паттерн как участок спирали, тогда 25-м Старшим арканом предстает Маг иного, возможно, более высокого уровня (уже иного паттерна). Тогда 26-й – это новая Жрица, 27-й – новая Императрица и т. д.
Хорошо.
Третий вопрос. А не контролирует ли каждый из витков этой спирали отдельный Старший аркан еще более высокого уровня? Т. е. один паттерн контролируется одним арканом, следующий – другим и т. д.
Далее. А если линия этой спирали сама по себе – тоже спираль?
А та спираль – тоже образует спираль… А та спираль – тоже образует спираль… А та спираль – тоже образует спираль… А та спираль – тоже образует спираль…
И т. д. – до абсолютной бесконечности.
И более того – и в другую сторону, и вглубь. Вспомним, что каждый из Старших внутренне содержит в себе всю систему Старших, преломленную в определенном качестве. Стало быть, абсолютная бесконечность спиралей, состоящих из спиралей и образующих спирали, простирается не только наружу, но и внутрь. Правда, а что из них «внутрь»? Что «наружу»?
«Феликс Петрович, кончайте „крышу сносить“!!!» – слышу я как наяву чей?то молящий возглас. А я и не сношу. Я пытаюсь поставить на место…
Хотя, так и быть, давайте подойдем наконец к завершению этой главки, задача которой достаточно конкретна, а именно: просто представить читателю, с какой на самом деле сложнейшей и, пока, почти не изученной структурой мы имеем дело в Таро.
Множество паттернов образует так называемый фрактал. Фрактал – это образование, тело, система, каждая из структурных единиц которой устроена так же и по тому же принципу, что и все целое в совокупности. Примером фрактала может служить, например, куб, составленный из отдельных кубиков (а те – из кубиков еще меньших размеров и т. д.), тетраэдр – из меньших тетраэдров и т. п.
Это и есть та самая «кристаллическая решетка», в которой проистекают течения и взаимодействия между собой различных токов?мифологем.
Здесь мы, очевидно, имеем дело со спиральным фракталом. И эта гипер? или суперспираль обрисовывает равно как возможности развития и взаимодействия событий макрокосма вне нас, так и подобные им возможности проявления особенностей нашего мышления внутри нас.[8]
Синхрония между ними предоставляет нам возможность как предугадывать возможное течение событий, так и пытаться управлять ими. Что, разумеется, наглядно обрисовывает тот груз ответственности, который мы берем на себя, работая с арканами Таро.
V. КармаПризнаемся честно: признать, что в основу символики Таро положена, в частности, идея реинкарнации, довольно легко. Однако в тарологической практике то и дело перед нами встает неизбежный вопрос, суть которого вытекает из данной идеи.
Как нам быть с кармой? Что предопределено, хотя бы в этой жизни, а что нет? И как именно, в каком ракурсе, с какой именно силой и вероятностью предопределено или не предопределено?
Нередко случается встречать рекламные объявления типа «сниму карму». Это как? Т. е. вообще избавлю душу от всей кармы? Или избавлю от ее отрицательных аспектов? А если это пресловуто «отрицательное» влечет за собой положительное, тогда как быть? Как в притче о юноше, сломавшем ногу, из-за чего он не попал в армию и не погиб на поле сражения?
Сходятся на том, что существуют, возможно, некие кармические «пограничные столбики», бродя меж которыми человеческая душа еще в силах что-то изменить, но рано или поздно она придет к этапу, который закономерно поставит перед нею определенный вопрос или испытание. Этап, где и практика гадания, и практика предсказания дадут один и тот же ответ.
Очень трагичный, но поучительный пример: безутешная мать, буквально на глазах которой погиб ребенок. Она винит себя: «Я должна была, я не успела…» Задаем вопрос: а сколько бы прожил этот ребенок, если бы?.. Ответ карт: не более недели. Задаем еще вопрос: а если бы в этом случае… то сколько? Ответ: не более двух дней. И т. д. И выходит, что матери винить себя не за что и что эта трагическая кончина была предопределена свыше. И именно кармой.
Вопросы, связанные с кармой, нам еще разбирать и разбирать. Мы пока еще очень невежественны в этом вопросе. Что, согласитесь, порой ощутимо сказывается на нашей практике. В конце концов, кверент требует от нас сугубо прямого ответа, а мы отвечаем уклончиво и не в силах разобраться, что в его жизни кармично, а что не особо или вовсе не кармично. Что в его жизни действительно предопределено, что – в меньшей степени, а что – и совсем нет…
Давайте уйдем от прямолинейного понимания кармы-предопределенности как набора неминуемых испытаний в прохождении одной?единственной душой одной-единственной жизни. А также от заблуждения, согласно которому душа воплощается в новом теле строго в будущем времени.
Перед нами стоит огромное количество вопросов.
Да, конечно, карма может быть непосредственно кармой данной души (идущей от предыдущего воплощения, особенностей жизни, рода занятий и т. д.).
Но нельзя сбрасывать со счетов и более глобальные аспекты: карма семьи, рода, социума, социальной группы или касты, страны или земли, профессии и рода занятий, национальности и этноса, религии, эпохи…
Карма может быть перераспределенной между участниками одной социальной ячейки: семьи, рабочего коллектива, организации и т. д. А как влияют на ее отработку нынешние условия, например, пребывание в определенной социальной среде? Как быть, в частности, с возможностью переноса кармы с человека на человека?
Именно человеком ли был в предыдущем воплощении ваш конкретный исследуемый? Не был ли он (а если и был, то сколько воплощений?), например, животным, растением, камнем и т. д.?[9]И почему?
Нарабатывается ли карма вне физического тела? Например, в тот период, когда душа еще не воплощена в новом теле?
Есть ли карма совмещения духовного и материального в жизни, мышлении, поступках человека? А карма его характера, мировоззрения, привычек, обычаев?
Карма может зависеть от особенностей здоровья или нездоровья? Как быть с кармой физического тела? – Болезни, суицид, травмы, вредные привычки, любовные и сексуальные отношения, особенности появления на свет, продолжительность жизни, причина смерти, пол…
А как быть с кармой конкретно духа и конкретно души?
Данная душа перевоплотилась из одного ли тела-воплощения?
Эти воплощения были направлены только ли в будущее? А может и в прошлое? Тогда на какой период времени в прошлое? А не могло ли быть случаем, что душа пребывала (или пребывает) в одном и том же (хотя бы и примерно) промежутке времени в разных телах?[10]
Карма эта была наработана в течение одной, двух или многих жизней? А как быть с этой жизнью? А витки кармы в предыдущих и этой жизнях?
Что есть кармические задачи? И кармические испытания?
Отсюда: существует так называемый Путь дхармы, т. е. возможностей наилучшей отработки кармы путем поиска и нахождения истинного применения своим врожденным талантам и способностям. Того, что мы именуем предназначением человека в жизни. Как быть с этим, весьма немаловажным, аспектом?
Существуют также вероятности вмешательства в карму. Это, например, магические или колдовские влияния, случаи вмешательства высших сил (белая и черная карты), а также попытки коррекции собственно кармы. В новейшем Таро «РМР» о вмешательстве в карму со стороны высших сил говорят арканы Анимус и Анима.
Попробуем проанализировать эту проблему с точки зрения гематрии «Русского Алфавитного Таро». Напомню, здесь каждой букве слова придан определенный числовой индекс (реже – более одного), соответствующий ее символической привязке к определенному Старшему аркану и его порядковому номеру.[11]
Например. Что есть карма?
Карма = 10 + 1 + 16 + 12 + 1 = 40.
Такое же значение набирают слова рок (16 + 14 + 10) и горе (4 + 14 + 16 + 6).
Наказание ли карма (как и рок – не всегда плохо, да и горе – не всегда горе)?
Наказание = 62.
Непохоже… Тогда, может быть она – например, долг?
Долг = 34.
Нет, не долг или не совсем долг. Тогда программа?
Программа = 91.
Индекс 91 – также индекс слова «я». То, да не то!
Задание = 43 = Жизнь.
Похоже.
Задача = 20.
Не то, не совсем то…
План = 40;
След = 40;
Врата = 40;
В мир = 40.
Хорошо,
Карма человека = 95; а с нею:
Изреченное; мир как книга; символ духа; человек как Бог; Жезл Гермеса; кристалл и т. д. = 95.
Посему вывод напрашивается сам собой.
Карма есть следствие наших предыдущих воплощений, в особенности поступков. И здесь не видится ничего необычного: что сеяли, то и пожинаем. Уже в этой жизни мы, хотим того или нет, но готовим карму жизни последующей. Очередная серия нашего бесконечного фильма (или часть бесконечной книги) имеет исток в серии предыдущей. Просто?
VI. Подведем предварительные итогиА, собственно, чему подводить итоги? Хотя бы и предварительные?
Итог, как мне видится, здесь один: мы еще очень и очень мало разбираемся в той поистине вселенской структуре Таро, в ее статике и динамике, с которой имеем дело. Мы можем сколько угодно сетовать на эпоху пресловутого воинствующего материализма, бранить оккультное учение с его недосказанностями и заморочками и даже в кулуарах незаслуженно поругивать церковь – дескать, и сами не вошли, и другим путь заказали…
Все это не снимает с нас нашей прямой задачи, а именно: не удовлетворяясь сведениями, полученными из популярных брошюрок, активно и всесторонне исследовать тот тончайший и сложнейший по своей структуре предмет, то удивительное явление, с которым мы, арканологи?тарологи, в силу нашей профессии имеем дело.
Основы этого исследования закладываются уже сейчас, и это радует. По крайней мере, в нем ныне участвуют не только просто практики-тарологи, но и астрологи, и психологи, и символисты, и мифологи. В России появляется все больше колод карт Таро, разработанных не просто наспех, как это порой бывало в 90-е, но с глубокой и обоснованной проработкой как самой их тематики в целом, так и закономерных значений каждой карты в отдельности.
Ответственность! Эрудированность! Внимание к деталям! Обоснованность заявлений! Объективность в выводах! И ни в коем случае – не спешка и не уход от проблем. Нам необходим, в конце концов, выверенный рабочий инструмент. Нам необходима наука как для его создания, так и для верного его использования на практике.
Удач вам и успехов в ваших поисках и находках!
[1] Современная арканология как наука», альманах «Таро-Клуб».
[2] Как вариант: мифологемы могут быть сходны в истолковании, способны с разных сторон обрисовывать одно и то же явление, перекликаться, дополнять друг друга и пр. Например, общее понятие расставания по-разному обрисовывают прямые уэйтовские Пятерка Кубков, Восьмерка Кубков, Шестерка Мечей и т. д.
[3] См. в этой связи: «Символы как отображения фрагментов „компьютерной программы“ мироздания», сб. «Арканология. Старшие арканы Таро», М., «Энигма», 2011.
[4] Эпический герой народов Северного Кавказа – нарт-богатырь Сын Камня. Где-то он именуется Сослан, где-то – Созырко, а где-то – Сосруко. Причем где-то Сослан и Созырко – это два отдельных героя, а Сыном Камня является лишь Сослан, а где-то – герой (Сосруко) один и двойник у него отсутствует.
[5] Какой?нибудь маг?умничка возьмет да и провертит все эти мифологемочки, да так, чтобы конкретному кверенту выпало именно то, что для него в данный период жизни наиболее удобно. И наоборот, вот ведь беда, при неряшливой, неквалифицированной работе мы не можем гарантировать отсутствие того же переплетения и взаимного влияния. И, вполне возможно, что будет наш бедняга за растрату отбывать срок в долговой яме, безнадежно влюбленный в кого-то на воле. И строчащий в ее адрес душещипательные строчки. Истинное чувство, разумеется, возвышает человека, но…
[6] Psychology-Magic Professional.
[7] Впрочем, а почему мы решили, что архетипы как таковые полностью равноценны друг другу? Почему не может быть архетипов первого, второго и т. д. порядков?
[8] В связи с этим вспоминается шумерско-аккадский миф о богине Инанне (Иштар), похитившей у высшего Бога Энки «мэ» – свод мировых законов, по которым боги управляли Вселенной, и подарившей его людям (вспомним, в частности, миф о Прометее). У людей появилась способность мыслить как боги, то есть проявилось внутреннее мышление, они обрели способность работать со случайностными аспектами мироздания!
[9] Встречаются, например, случаи, когда в предыдущей жизни человек был художественным образом в литературе или образом на картине художника. Это наводит на мысль о том, что душа способна прийти в мир, даже формируясь в каналах восприятия других людей. Вспомним миф о Галатее и Пигмалионе. Так ли случаен этот сюжет?
[10] Это, например, можно сказать о двойниках одного и того же человека. Или о двойниках животных, например, кошек. Быть может, поверье о том, что у кошки девять жизней, не так далеко от истины?
[11] См. «Арканология», т. I.Феликс Эльдемуров,
Tarot Club