Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Теперь есть еще филиал форума в Телеграме - чат и канал "FAQ по реальности". Если вам удобнее Телеграм - можно общаться там тоже.
Книга "Турбо-Суслик" - сам себе психолог!

Интроекция в гештальт-терапии

отредактировано Апрель 2017 Раздел: Психологические защиты
Интроекция - это очень распространенный способ взаимодействия между индивидуумом и окружающей средой. В первые месяцы ребенок безоговорочно принимает все, что получает извне, не сразу ощущая возможные губительные последствия. Пока не появились зубы, а с ними и навыки пережевывать пищу, он доверчиво глотает то, что ему дают. Точно так же он "глотает" и впечатления о мире.

В начале жизни ребенок должен принимать вещи такими, какие они есть, или отказываться от них, когда, если может. Его потребность доверять среде обитания особенно велика. Если среда действительно достойна доверия, поступающая информация будет "питательной и усвояемой", будь то пища или общение. Но вот пищу запихивают в ребенка против его воли, доктор уверяет, что укол - это не больно, а взрослые твердят, какать - это грязное и неприличное занятие.

Появляются множество "ты должен" и лишь маленькая часть из них совпадает с тем, чего ребенок действительно хочет. В конечном итоге детская доверчивость оказывается подорванной внешними авторитетами, оценки которых разрушают его собственную ясную идентичность. Взрослые "пираты" захватывают его "территорию". Сначала капитуляция кажется унизительной, а затем забывается. Правила "завоевателей" поддерживают в ребенке чувство несостоятельности, как только он попытается отклониться от предписанных норм. Эти правила, полученные из вторых рук, все время идут вразрез с актуальными потребностями ребенка и не признают за ним права нести ответственность и выбирать.

Человек, который "проглотил" все ценности своих родителей, школы, среды, ждет, что в жизни и дальше будет так, как было. Когда мир вокруг него начинает изменяться, он легко пугается и принимается защищаться. Свою энергию он использует так, чтобы поддерживать интроецированные ценности. В то же время он всеми возможными способами пытается интегрировать свое поведение и полученное от других представление о том, что правильно, а что нет. Даже когда интроекция успешна, то есть между ней и реальной жизнью царит согласие, он все-таки платит высокую цену, потому что утрачивает чувство свободы выбора.

Основная сложность освобождения от интроекции заключается в том, что у каждого из нас есть своя долгая история интроецирования, так как это общепринятый способ обучения и воспитания. Ребенок учится, впитывая в себя окружающий мир. Ребенок ходит как отец, даже не стараясь специально ему подражать. Языки и диалекты, чувство юмора - все это приходит как будто само. Ребенок просто воспринимает многие аспекты жизни по принципу "все как оно есть" ,и процесс обучения для него такой же естественный, как движение крови по жилам или дыхание. Восприятие вещей "как оно есть" обладает свежестью, которая с трудом восстанавливается позже при осознанном обучении.

К сожалению, обучение с помощью интроекции требует несуществующей в реальности среды, которая полностью соответствовала бы потребностям человека. А раз такое полное соответствие недостижимо, человек должен не только выбирать, чего же он хочет и с чем готов идентифицироваться, но и сопротивляться давлению и внешнему влиянию, чего порой не хочется. В этот момент и начинается борьба.

Борьба резко усиливается в два года, а потом в юности. Подросток так сильно возмущается вторжением извне, что готов пожертвовать чем угодно, лишь бы настоять на своем. Он совершенно интуитивно осознает, что в данный момент не чужая мудрость, а собственный выбор дает ему преимущество. На первом плане "я сам", а мое "благополучие" на втором, - считает он. В два года он просто говорит "нет", а в юности готов скорее уйти из школы, чем подчиниться чужим требованиям.

В раннем детстве ребенок еще не знает применения своему выбору и принимает все на веру. Например, в два года он не задумываясь подражает отцовской походке. Лишь с годами он может задать себе вопрос, нравится ли ему ходить так, как отец, сознательно изменить свою манеру двигаться.

Но даже когда появляются другие навыки, некоторым людям бывает трудно освободиться от интроецированных привычек. Различение между пагубным и благотворным влиянием становится надежным критерием и приобретает форму выбора на основе личных ценностей и стиля жизни. Более того, возрастает способность по-новому структурировать происходящее Человек развивает способности не просто принимать или отвергать что-то, а организовывать собственный опыт таким образом, чтобы создавать то, что приемлемо лично для него.

При интроекции к минимуму сводится различие между тем, что человек "заглатывает" целиком, и тем, чего он на самом деле хочет, если он вообще позволяет себе замечать подобное различие. Нейтрализуя собственные чувства, человек избегает агрессии, необходимой для изменения того, что существует. Он ведет себя так, будто все существующее незыблемо, и он должен принимать все как есть и ничего не менять.

Из новых впечатлений человек выделяет только то, что соответствует прошлому опыту, усиливая его незыблемость, и очень заботится о том, чтобы заранее знать, что произойдет. Вся его жизнь - это вариации на уже знакомую тему. Он не допускает к себе ничего нового и при этом утрачивает ощущение остроты жизни, которое возникает только из непосредственного опыта.

Первая ЗАДАЧА ПО УСТРАНЕНИЮ ИНТРОЕКЦИИ состоит в том, чтобы создать у человека чувство, что выбор возможен, и усилить различение между "я" и "ты". Есть много способов достичь этого. Самый простой - составлять предложения о себе и терапевте, начиная сначала с "Я", а потом с "Ты". Или сочинять предложения, которые начинаются с "Я думаю, что...", а затем обратить внимание на то, какие из этих заявлений содержат убеждения, основанные на собственном опыте, а какие из них переняты у других людей. Конечно, любой опыт, усиливающий чувство собственного "Я", - это важный шаг на пути освобождения от интроекции.

И.Польстер

Комментарии

  • Интроекция (introjection)
    безоценочное принятие чужих чувств, установок, мыслей (взятие из среды чего-либо). Граница между организмом и средой смещена внутрь самого организма и им не осознаётся.

    Развивающий процесс. Один из ранних механизмов, является генетически обусловленной формой функционирования индивида. Индивид всегда занят тем, что интроецирует все происходящее вокруг него; он беспрерывно получает из внешнего мира образы, звуки, сообщения, запахи... и это ему необходимо для жизни, адаптации и выживания. По мере роста он включается в процесс интроекции, проверяя интроективные положения на наиболее значимых стадиях развития.

    Различают пассивную или патологическую интроекцию и активную или творческую интроекцию. Пассивная интроекция сохраняет структуру поглощенных вещей, творческая интроекция разрушает их структуру и ассимилирует субстанцию. Ассимиляция (лат. assimilatio ) – употребление, усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ.

    «Здоровое использование». Проявляется при усвоении учебного материала. Это интериоризация жизненных правил, полученных от главных заботящихся взрослых. Этот процесс происходит непосредственно как ролевое обучение, и его можно увидеть в имитации и ролевых играх. В процессе развития, ребенок начнет подвергать сомнению свои интроекции на стадиях автономии («Я – о`кей?») и подростковой («кто я есть?»). Обе стадии включают в себя отделение от главных заботящихся людей и образование тождественности.

    «Нездоровое использование». Существует сходство в структуре и способах между психической интроекцией и потреблением пищи. Большая часть элементов, проглатываемых без жевания, представляет собой блоки «надо», или «ты должен». То, что было указано субъекту как вкусное для него, без предоставления ему возможности отбора, остается монолитным и провоцирует безответственность субъекта по отношению к этому интроекту. Пример: «меня так учили я не виноват».

    Внутренний конфликт развивается, когда ребенку не позволяют пробовать, спрашивать, опровергать, изменять и/или принимать систему верований главных заботящихся о нем людей. Эта борьба проявляется, когда ребенок пытается жить своей жизнью по правилам других, добиваясь в то же время своей автономии. Эта внутренняя борьба главная точка для понимания происходящего невротического процесса. Не деланье того, чего хочется, потому, что кто-то раньше сказал: «не надо так делать». Такие установки будут жить внутри человека и управлять им, но не будут интегрированы в личность.

    Проявления.

    1. Жить по правилам других людей, которые умеют нравится. Я хочу жить свободно, но по правилам других. Вербальные выражения типа: «Я должен», «Мне следует». Клиент в детской позиции «научите меня как жить».
    2. Нереалистичные ожидания от себя и других. Намеки на поиск хороших, ригидных паттернов.
    3. Один гуру сменяет другого гуру, укрепление позиции «Я ничего не стою!»

    Задачи терапии: Основным инструментом борьбы с интроекцией является фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможно для него, и, следовательно, утверждение его личной силы, помогающей различать «меня» и «тебя». Это может сопровождаться выделением инроецированого послания и человека, дающего это послание; отделением собственных потребностей, взглядов, верований и т.п. от взглядов, верований человека дающего послание; и, в конечном итоге, принятие решения жить собственной жизнью.
    Терапия направлена на осознание собственных желаний, принятие ответственности за собственный выбор.
  • Интроект - это некое убеждение, на которое опирается человек, но если спросить его "на что ты опираешься, когда так утверждаешь?", то тут-то и начинается самое интересное - перечислить фактические основания, на которых базируется убеждение, не получается. Появляется растерянность, и в голову лезет что-то типа "потому", "это и так понятно", "такие вещи не нуждаются в объяснениях".

    Эти и подобные "объяснения" являются звоночком того, что есть некое убеждение, которое "проглоченно непрожеванным". То есть я делаю что-то, но не понимаю зачем. Более того, у меня и мыслей не возникало обдумывать зачем я это делаю. Вроде внутри есть кристальная ясность, что это правильно. А вот вопросы "почему я это делаю?", "на что опираюсь в своем убеждении?" и "Чем мне важно делать/думать именно так?" - отличные вопросы для осознавания интроектов.

    Однако, природа не дура, и у интроектов есть свои сильные, важные для выживания стороны. Например, когда родители детям строго на строго внушают "не суй пальцы в розетку!", "не перебегай дорогу на красный свет" и пр. - эти внушенные убеждения нацелены на безопасность и ничего плохого в них нет до тех пор, пока они не становятся препятствием ко встрече с реальностью.

    "Разводиться с мужем-алкоголиком, который избивает до полусмерти - нельзя. Потому что у нас дети";
    "Ну и что что мои родственники обманным путем отняли у меня квартиру и всяко-разно меня используют - они же мои родственники, так и замнем эту тему. Родственникам многое прощается, потому что они родственники";
    "Я же мужик - мне нельзя быть ни в чем слабым";
    "Я же женщина - мне нельзя быть успешнее и сильнее окружающих меня мужчин, надо быть хитрее";
    "Деньги честным путем не заработаешь";
    "Родителей надо уважать и любить, ведь они жизнь дали, они имеют право ее использовать как им вздумается";
    "Если я позволю себе злиться, то я буду плохим. Поэтому у меня нет злости. Нету. Я сказал нету у меня злости, поэл, придурок!";


    Что делать?

    Исследовать, чем вам на самом деле важно то или иное ваше убеждение. Например, за ситуацией с мужем-алкоголиком может стоять убеждение, что разводиться - стыдно. Или убеждение, что "я больше никого не найду". При встрече с собственной четностью, уже проще проверять реальность - так ли это на самом деле?

    При "раскапывании" ситуации с родственниками и квартирой может оказаться, что по прежнему важно заслуживать любовь и быть хорошим мальчиком/девочкой, все прощать. Если этому "все прощать" научили родители, то в детстве это было действительно важно для выживания. Ребенок не может без родительской любви выжить физически. По крайней мере природой такая программа в детях заложена - стараться быть любимыми для родителей любой ценой. В детстве. Во взрослой жизни угроза смерти не грозит, а привычка стараться быть хорошим остается.

    Раз есть интроект мешающий жить, значит в здесь-и-сейчас - это самый лучший способ, который есть у человека. Если внезапно убрать все интроекты, то так и крыша может поехать - опираться-то вообще будет не на что. Поэтому, на мой взгляд, важно оставлять интроекты столько, сколько нужно. До тех пор, пока не "прожуется" информация, отвечающая на вопросы "Чем мне важно думать именно так?" и "Ок, часть этого убеждения не моя. А где вот в этом во всем то, что действительно подходит именно мне?". Чем меньше мы тратим сил на процесс "ну когда же я уже, наконец, вылечусь и будет мне счатье", тем больше у нас остается ресурсов на "переваривание", осознавание и получение нового опыта.

    Ксения Аляева
  • Упражнение на осознавание интроектов и механизма интроекции

    "...Сосредоточьтесь на своей еде, без чтения или "думания". Просто обратитесь к вашей пище. По большей части моменты еды стали для нас поводом для различных социальных действий. Примитивное существо уединяется, чтобы поесть. Последуйте – ради эксперимента – его примеру: одну еду в день проводите в одиночестве, и учитесь есть. Это может занять около двух месяцев, но в конце концов вы обретете новый вкус и не будете повторяться. Если вы нетерпеливы, это может показаться слишком долгим. Вы будете хотеть магических способов, быстрых результатов без усилия. Но, чтобы избавиться от своих интроектов, вы сами должны совершить работу разрушения и восстановления новой целостности.

    Отмечайте ваши сопротивления при обращении к пище. Чувствуете ли вы вкус только первых кусков, а потом впадаете в транс "думания", грез, желания поговорить – и при этом теряете ощущение вкуса? Откусываете ли вы куски того, что едите, определенным и эффективным движением передних зубов? Иными словами, откусываете ли вы кусок мясного сэндвича, который держите в руке, или вы только сжимаете челюсти, а потом движением руки отрываете кусок? Используете ли вы язык для полного разжевывание пищи? Пока просто замечайте, что вы делаете, без произвольных изменений. Многие изменения будут происходить сами собой, спонтанно, если вы будете поддерживать контакт с пищей"

    Ф. Перлз отрывок из "Практика гештальт-терапии"
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!