Осьминоги и их родственники – кальмары и каракатицы – представляют собой островок ментальной сложности в море беспозвоночных животных. С самого начала моего знакомства с этими созданиями около десяти лет назад я заинтригован крайней степенью вовлеченности, ощущаемой при контакте с ними. Наш последний общий предок в два раза древнее первых динозавров, так что головоногие моллюски представляют собой совершенно независимый эксперимент в эволюции больших мозгов и сложного поведения. Если считать их, как и нас, разумными существами, то это не результат общей истории или родства – просто эволюция изобрела разум дважды. Возможно, именно на них окажутся более всего похожими разумные инопланетяне.
Чтобы понять, насколько осьминоги умны, нужно посмотреть, что они умеют делать. Они достаточно хорошо справляются с тестами на интеллект в лаборатории, не претендуя при этом на звание эйнштейнов. Они могут научиться проходить простенькие лабиринты. Могут различать знакомые места по визуальным меткам и выбирать лучший путь, чтобы добраться до вознаграждения. Могут развинчивать банки, чтобы достать пищу, и могут даже делать это изнутри банки. Но им приходится долго всему этому учиться. Меж тем известно множество историй, которые свидетельствуют о том, что осьминоги таят в себе намного большее.
Самые знаменитые – о побегах и кражах, когда бродячие осьминоги совершают вылазки в соседние аквариумы за едой по ночам. Эти истории, по правде говоря, не особо показательны для суждений о высоком интеллекте. Соседствующие аквариумы не сильно отличаются от приливных водоемов, хотя на перемещение из одного из них в другой требуется побольше усилий. Но вот поведение, которое мне кажется более интересным: по меньшей мере в двух аквариумах осьминоги научились выключать свет, пуская струи воды в лампочки и вызывая тем самым короткое замыкание. В Университете Отаго (Новая Зеландия) сочли это развлечение столь затратным, что осьминога пришлось отпустить на волю.
Эта история иллюстрирует следующий факт: осьминоги способны адаптироваться к особым обстоятельствам своего заточения и взаимодействию со своими надзирателями. Известны случаи, когда осьминоги различали смотрителей и вели себя с ними по-разному. В той же новозеландской лаборатории, где были проблемы со светом, моллюск по непонятной причине невзлюбил одну из участниц группы. Когда она проходила мимо аквариума, осьминог всякий раз выстреливал ей в спину двумя литрами воды.
Нейробиолог Шелли Адамо из Университета Далхаузи (Канада) знавала одну каракатицу, которая пускала струи во всех новых посетителей лаборатории, а тех, кто часто там мелькал, не беспокоила. В 2010 году биолог Роланд Андерсон вместе с коллегами изучал распознавательные способности гигантских осьминогов в Аквариуме Сиэтла: «добрый» смотритель регулярно кормил восьмерых особей, «злой» – тыкал их щетинистым прутом. Через две недели все осьминоги относились совершенно по-разному к этим двум людям, подтвердив тем самым, что они способны отличать индивидов, даже если они носят одинаковую униформу.
Философ Стефан Линкуист из Гуэлфского университета (Канада) однажды изучал поведение осьминогов и рассказывает вот что: «Когда работаешь с рыбами, они не подозревают, что находятся в аквариуме, в неестественной среде. С осьминогами все иначе. Они знают, что пребывают в неволе внутри специального места, а вы находитесь снаружи. И все их поведение определяется этим знанием». Осьминоги Линкуиста любили елозить по аквариуму, преднамеренно заткнув щупальцем клапан для вывода воды, – разумеется, вся лаборатория после этого была запружена.
Истории об осьминогах, брызгающих в людей водой, напомнили мне об одном собственном наблюдении. Осьминоги часто пытаются сбежать из заточения, и если такое происходит, то они, похоже, умеют выбирать для этого нужный момент – когда вы на них не смотрите. Я полагал, что, может, я все это выдумываю, пока пару лет назад не услышал выступление морского биолога Дэвида Шила из Аляскинского тихоокеанского университета (США), все свое время посвящающего осьминогам. Он рассказал, что его подопечные хитроумно отслеживают, смотрит он на них или нет, и двигаются, если не смотрит. Думаю, это их естественное поведение – убегать лучше, когда барракуда не смотрит. Но то, что осьминоги могут то же самое проворачивать с людьми – как в подводной маске, так и без нее, – не может не впечатлять.
Еще одно поведение осьминогов, которое переросло слухи и стало предметом экспериментальной проверки, – это игра. Специалист по головоногим Дженнифер Матер из Летбриджского университета (Канада) детально занималась этим вопросом. Некоторые осьминоги – только некоторые – проводят время за тем, что раскидывают флаконы из-под таблеток по всему аквариуму с помощью струй, «чеканят» флакончик туда-сюда на потоке воды из впускного клапана. Как правило, интерес у осьминога вызывают вкусовые качества новых объектов: могу ли я это съесть? Но если объект оказался несъедобен, это не всегда означает, что он неинтересен. Работа Майкла Кубы из Окинавского института науки и технологии (Япония) подтверждает, что осьминоги быстро понимают, что некоторые предметы – это не еда, и тем не менее часто продолжают ими интересоваться, изучать и совершать с ними манипуляции.
Источник
Комментарии
как человек с пустым теменем я вчера ввечеру зацепилась глазом за материал про октопусов и на весь вечер погибла для осмысленной деятельности.
зато теперь я знаю, что
и не пришла к определенному выводу )))
моск всему голова! А есси головажоп, то моск понятно где