Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Немного о бытии

отредактировано Февраль 2017 Раздел: Концепция "Реальность"
Как-то горячо любимая @JUL выругнулась словом "нуминозное", а моя нежная психика до сих пор конвульсирует. Так что оставлю этот текст тут, чтобы не ходить искать по миру опять и снова эти понятия, а на любимом риалфаке прочитать.

"Бытие" - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основные формы бытия:
- бытие вещей (материальное, бытие тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
- бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
- бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
- бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе) и бытие общества.

-ноуменальное бытие— бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто его наблюдает
-феноменальное бытие —бытие, каким его видит познающий субъект.

Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Содержание категории «бытие».

Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции – самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Философия выделяет три основные структурные части бытия:
А) материальное бытие Б) идеальное бытие В) человеческое бытие

Бытие едино, монолитно, сводимо к какой–либо единице. Первооснова.

Бытие мира как выражение его единства

Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует. Но между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ (то есть сущих, если говорить на философском языке) имеются, таким образом, и различия. С другой стороны, мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Отсюда второй аспект философской проблемы бытия, который связан с вопросом о единстве мира.

Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Однако проблема возникает потому, что люди, практически действуя в окружающем мире, связывая благодаря своей деятельности преходящее с непреходящим, прежде всего должны раскрыть для себя эти объективные отношения единства в многообразии. Кроме того, им приходится постоянно "встраивать" в единый, целостный мир созданные им отдельные предметы, конкретные целостности, отношения.

Человек в повседневной жизни, в практической деятельности склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми, с обществом (каждый из нас знает это по своему опыту). В то же время ему достаточно очевидны существенные различия между вещным и духовным, природой и обществом, между собой и другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различными проявлениями окружающего мира.

Связь и различие между философскими понятиями бытия и единства, единого явились причиной того, что одни философы возвышали бытие над Единым (Платон), а другие (например, Плотин) считали, что Единое возвышается над всем, в том числе и над бытием. Пока речь идет о бытии как таковом (философы говорят: о "чистом бытии"), нецелесообразно сразу разбирать вопрос о том, как именно существуют различные целостности, входящие в единое бытие.

Итак, второй аспект философской проблемы бытия состоит в следующем: природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различаясь по формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию, наличию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование, специфическое наличие, "присутствие" всего, что есть, было и будет в мире, - это выражение единства мира, а констатация этого существования - начальный этап анализа, проблемы бытия. Еще раз надо подчеркнуть: бытие как философское понятие не тождественно существованию мира и всего, что в мире имеется. Бытие - это мысль о всеобщности, всеобщей связи между всем, что существовало, существует, будет или может существовать.

МОНИЗМ, теория, согласно которой кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу. Для нерефлектирующего ума видов субстанции, существующих в мире, практически бесконечное число: камень, дерево, стекло, соль, сахар кажутся глубоко и очевидно различными веществами. Первые греческие философы много занимались тем, что сокращали число субстанций, обнаруживая их тождественность на более глубоких уровнях. По Эмпедоклу, существует только четыре первовещества: земля, воздух, огонь и вода. Фалес даже рискнул предположить, что все состоит из одного элемента — воды, поскольку она может находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях. В то же время обыденные представления всегда носили дуалистический характер. Для большинства людей материя (имеющая форму, размеры, отличающаяся твердостью и находящаяся в движении) и сознание (не обладающее ни одним из этих качеств) глубоко различны. Системы философского монизма в своем развитии отправлялись от этого обыденного дуализма, делая акцент на той или другой составляющей этого представления о двойственном устройстве мира. Материалистический монизм (например, монизм Демокрита и Гоббса) сводил сознание к материи, представляя ментальные процессы как телесные реакции.

Под монизмом обычно имеют в виду метафизический монизм того или иного из перечисленных выше родов. Кроме того, имеется эпистемологический монизм — точка зрения, согласно которой то, что мы ощущаем в обычном восприятии, тождественно объекту, каким он существует в природе.

Дуализм – (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального. Дулизм противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала, и может рассматриваться как разновидность плюрализма, утверждающего множественность начал бытия. Термин "Дулизм" был введён немецким философом X. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Одним из наиболее крупных выразителей дуалистической позиции явился Р. Декарт, разделивший бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю); проблему взаимоотношения этих двух субстанций в человеке (психофизическую проблему) Декарт решал с позиций психофизического параллелизма, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга.

Диалектический материализм противостоит всем формам дуализм — он утверждает материалистический монизм, исходящий из того, что все явления в мире представляют собой различные виды и проявления движущейся материи.
Плюрализм –(от лат. pluralis — множественный), философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (Плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (Плюрализм в гносеологии). Термин " Плюрализм " был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала — материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба Плюрализм и монизма, но и как столкновение разных форм Плюрализм, например материалистического и идеалистического Плюрализм. Так, античный атомизм — материалистический вариант Плюрализм, поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант Плюрализм, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций — монад.

image

Комментарии

Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!