Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Теперь есть еще филиал форума в Телеграме - чат и канал "FAQ по реальности". Если вам удобнее Телеграм - можно общаться там тоже.

Гадание: один аркан, два аркана

JULJUL
отредактировано Февраль 2017 Раздел: Всё о Таро
image

О раскладах фиксированных и произвольных

Расклады, на чем бы мы их ни осуществляли – картах, рунах, монетах, любых предсказательных предметах, – подразделяются на два вида:

– фиксированные (упорядоченные)

– и произвольные (с незаданным количеством элементов).

Правда, глубокоуважаемая мною Нина Макаровна Фролова отметила, что расклады в расстановках включают в себя элементы и того и другого, но при консультациях проще разделять эти два вида.

В первом случае для каждого места в раскладе задается постоянный смысл, и выкладываемый Аркан или руна трактуются с точки зрения этого смысла. Во втором - такого не требуется, и выпавший элемент читается, исходя из его роли в общей системе предсказательных элементов (колоды, набора рун). Информационная система этих элементов, вообще говоря, может быть различной, ведь элемент оракула содержит не только смысл рисунка, но и номер, привязанную игральную карту, астрологическое соответствие или личную информацию, что также может быть озвучено в процессе консультации.

С фиксированным раскладом работать проще, его можно расписать как алгоритм компьютерной программы, и даже вообще написать такую программу с эффектом квазислучайного распределения в надежде на синхронию событий кверента и его запроса. И просто нажимать кнопку или просить тащить карту, не слушая кверента, а объявив, что Вы лишь трактователь воли Судьбы и при четко продуманном вопросе ответ будет таков.

Произвольный расклад такими возможностями не обладает и требует большего искусства импровизации от консультанта, но информации дает не меньше.

Потому, если мы получили от кверента ясный и понятный запрос, лучше использовать фиксированный расклад. В этом случае мы отвечаем конкретнее и берем на себя меньше ответственности за принятое кверентом решение. Но если запрос не конкретен или не оформлен четко (а звучит, типа «Расскажите, что будет важно в моей жизни?» или «Почему он так со мной поступил?»), то есть допускает разную степень точности, лучше использовать произвольные расклады.

Пример произвольного расклада – карты, выпавшие при тасовании колоды из рук гадателя или кверента. Или просьба открыть несколько карт из колоды, сколько рука возьмет.

Пример единичного фиксированного расклада - нижняя карта колоды после перемешивания, подающая гадателю информацию о глубинном смысле консультации. Также фиксированным по определению будет любой расклад из литературы по Таро.

Для рун фиксированный расклад – это когда мы просим достать определенное количество (три, одну, пять) плашечек. Произвольный - когда бросаем горсть камней на расчерченный плат или белое полотно. Аналогично – монетки, кости домино или камни жребия могут быть извлечены упорядоченно по счету или произвольно.

Непонятно? Достаньте монетку, подбросьте, посмотрите, что выпало – орел или решка?
Вы произвели фиксированный расклад, который, согласно анекдоту, имеет четыре исхода – орел, решка, ребро или зависание в воздухе. А вот если Вы высыпаете на стол без счета кучу монеток из кошелька, а затем разбираете, какие из них аверсом, а какие реверсом, и оцениваете, чего больше, – Вы совершаете произвольный расклад на монетках во славу Юноны Советчицы, римской богини.

Шесть бросков трех монеток ради гексаграммы И-Цзин - фиксированный расклад. Вычерчивание такой же гексаграммы методом автоматического письма – произвольный.

Ещё раз обращаю Ваше просвещенное внимание, что для фиксированного расклада первичным является смысл ячейки рисунка (если это содержимое карманов, оно не будет отражать яркость чувств или рекомендации по самоощущению), и все выводы делаются из схемы «Что должно означать появление этого Аркана (руны) в этом конкретном месте?» Для произвольного же расположения предсказательных элементов самым важным является смысл и сюжет этого элемента в выбранной системе. И выводы базируются на решении вопроса «К какой стороне проблемы кверента имеет отношение этот Аркан (руна, карта)?».

Мы либо черпаем содержание из заранее заданной формы, либо формируем ответ, выбирая содержание под конкретику заданного вопроса.

Вершиной работы с техникой фиксированного расклада является предложенная Сергеем Валентиновичем Савченко система чек-листов, когда за кверента сформулированы и все возможные варианты запроса, подобно спискам «Ключа Соломона». Клиент лишь выбирает галочкой, что он хочет спросить, а консультант сообщает вариант ответа, чаще всего по одной вынутой карте или руне. Такой подход кажется мне вершиной ремесла таролога, когда создание шедевров ставится на поток и смыкается с искусством, переходя количеством в качество. Но требует достаточного объема консультируемых, чтобы поток поддерживал уровень работы.

Выбор применяемого метода всегда принадлежит консультанту, и просьбы типа «А теперь разложите мне «Вокзал для двоих» по Хайо Банцхафу» со стороны кверента несколько неэтичны. Хотя бы потому, что консультант – не светлой памяти Хайо Банцхаф.

Понятно, что характеристика расклада определяется до начала применения, хотя моменты произвольных раскладных ситуаций могут возникнуть и в процессе выкладки – две карты вместо одной, лишняя карта при отсчете кверентом, расшифровка неясного значения позиции за счет выбора дополнительных проясняющих Арканов, обязательно изменяющих баланс мастей и номиналов расклада.



О гармониках предсказательных систем

Ключевое открытие Анны Анатольевны Котельниковой, светлая ей память, состояло в том, что любой работающий предсказательный набор содержит в себе внутреннюю непротиворечивость, которую она назвала гармониками.

Пересказывая вкратце её работу: первый элемент системы оказывает влияние на трактовку раскладов из одной карты, второй – на парные соответствия, третий – на триады (терции, тройки элементов) и т. д.

Чтобы стало понятнее, почему я говорю о гармониках, приведу пример, не вошедший в статью Анны Анатольевны.
Оракул Симболон. Нумерация очень условная, но первая карта - Воин – говорит о действии, вторая - Возлюбленная - об ожидании. Рассматривая карты по одной, мы получаем информацию о том, что делать кверенту, объединяя их попарно – узнаем, чего ожидать. Уровень сочетания трех карт Симболона в единую сюжетную линию - преодолевающий водные преграды по мосту Посланник. (Каков символический смысл воды на рисунке, мои коллеги рассказывают на основном курсе Таро.) Три карты в Симболоне показывают способ преодоления психологической преграды.
Но я обещал говорить только о раскладах из одного-двух элементов, поэтому смотрим следующий предсказательный набор.

Дополнительная возможность гармоник – оценка тематики расклада. Вот на Фестивале Сергей Валентинович Савченко убрал из рисунка расклада одну карту, излишнюю, по его мнению. И расклад из шестикарточного стал пятикарточным.

Своей волей Мастер перевел консультацию из поля «Влюбленных», когда нужен выбор сердцем, а не логикой, в поле «Иерофанта», когда принятое решение закрепляется на идеологическом, эгрегориальном уровне. После этого, особенно на классических колодах, работать с раскладом стало легче для консультанта, без особого ущерба кверенту, у которого снялись муки выбора, повышено доверие к доводам. В конкретике данного примера, как Вы понимаете, читатель, я полностью на стороне докладчика.

Однако и сокращать все расклады до единственного элемента я бы не рекомендовал. Отслеживая исторические источники по этому параметру, можно, например, увидеть, на какие Старшие Арканы были ориентированы те или иные школы Таро прошлых веков.

Палитра смыслов одной карты

Любой сложный и многокомпонентный расклад может быть представлен как комбинация более простых раскладов. Целое больше суммы своих частей, но каждая часть позволяет увидеть качества общего рисунка.

Всякая одиночная карта может быть прочитана с многих позиций. Например, для раскладов Таро я насчитал с десяток возможностей:

– легенда карты (то, что на ней изображено);

– ориентация карты (то, где у неё верх и низ, куда устремляется по ней энергия событий);

– масть (она же показывает стихийное соответствие);

– номинал (он же уровень развития процесса);

– гендерное соответствие («он», «она», «они» как третьи лица, не упомянутые в вопросе кверента);

– астрологическое соответствие (зависящее от школы консультанта);

– степень сигнификации кверента Арканом (обозначает эта карта спрашивающего или же другого человека);

– палитра красок («и по картам выходит ...блондин»*);

– число персонажей (один, два, много);

– отдельные символы рисунка, позволяющие утвердить или опровергнуть начальные выводы.

Уверен, коллеги подберут ещё несколько срезов по слоям информации.

Для пары карт я отыскал всего пять смыслов: временная оценка, этическая оценка, вектор действия, степень изменения, эстетическая оценка. Опять же, это не окончательный вердикт, но эта пятерка понятий есть всегда. При этом для двух карт уже есть возможность проанализировать синтетическую карту. Но об этом ниже…

Для затравки эрудитам: в трех картах я вижу три принципа - общий ход процесса, вероятность исполнения в указанный срок и прочность увязки результата в общую ткань жизненных событий. То есть долго ли и прочно ли удержится в жизни кверента результат.

Конечно, обычно мы не используем все возможности предсказательной системы, ограничиваясь лишь их частью. Перфекционизм в нашем искусстве должен быть ограничен здравым смыслом, но знать о потенциальных пластах информации не повредит.

Немного практики раскладной азбуки

Целью моего мастер-класса объявлена азбука расклада. И я позволю себе напомнить уважаемой аудитории некоторые подходы к чтению простых выкладок карт.

Начнем с раскладов однокарточных. Как мы выбираем одну карту? Кверент обычно действует интуитивно, хаотично вслушиваясь в свои ощущения, пытаясь поймать момент синхронии консультации и своего личного переживания. Картомант может себе позволить выбирать карту упорядоченно. Недаром почти вся французская картомансия основана на выборе карт из колоды методом счета с сохранением изначального порядка.

Я же сейчас предлагаю внести некоторый компромисс осознанного выбора. Выслушав формулировку запроса кверента, гадатель принимает решение, к ситуации какого Аркана или карты Оракула относится этот вопрос, и извлекает карту по счету сверху колоды, соответствующую номеру Аркана. Это и будет ответ.

Для большинства экспресс-консультаций его достаточно. Если гложут сомнения, можно достать симметричную карту, но уже снизу колоды. Правда, в таком случае это будет двухкарточный расклад.

Поскольку, однако, столь простое решение для кверента недостаточно пиететно и не соответствует его представлениям о равенстве затраты сил и цифры гонорара гадателя, то предварительным действием будет выкладка красивого многокарточного расклада по схеме из специально приобретенной книги авторитетного и уважаемого корифея. Со всем многоглаголанием ответственной консультации о том, что та или другая карта предполагает сказать на этом месте рабочего стола, и почему не может быть иного толкования. А затем всё быстро сводится к подсчету карты эгрегора ситуации, которая и дает полноценный ответ. Иногда Аркан эгрегора называют синтетической картой или картой высшего смысла. Это одно и то же.

Карта эгрегора

Расчет карты эгрегора обычно несложен. Для Таро это сумма номеров прямых Старших Арканов, из которой вычтена сумма перевернутых Старших Арканов, а получившееся число путем добавления или отнимания 22 сведено к номеру какой-либо карты в колоде. Таким образом, эгрегор ситуации управляется архетипической программой одного из Старших Арканов.

Для оракулов типа Ленорман считаются номера всех карт по модулю 36, то есть сводя сумму к одной из 36 карт, которая и есть знак эгрегора.

Но (!) если операция суммирования уже заложена в выбор карт, - как например, в нумерологическом раскладе ** - эгрегор может считаться по-другому. В том же нумерологическом раскладе он вычисляется как сумма карты настоящего и карты совета, по всё тому же модулю 36.

Подход, при котором числа складываются до первой девятерицы цифр (от 1 до 9), может быть использован в системе, где выбраны 10 элементов (например, в редко упоминаемой, но потенциально очень богатой системе А.Жандра).

Однако для предсказательной практики более грамотным будет равноценное использование всего набора карт или камней-плашечек, а не его части. То есть если у Вас в колоде пронумерованы двадцать два Старших Аркана, «Колесо Фортуны» не подменяется «Магом», а «Повешенный» - «Императрицей», как это должны делать нумерологи. И двадцать четыре руны Футарка не сводятся к первому десятку, а идут по кругу равноправно.

Зачем это нужно? Ну, например, по астрологическому соответствию карты эгрегора определяется временной срок исполнения события. (Помните, я упоминал время как смысл парной комбинации, а индикатор эгрегора считается, когда элементов хотя бы два.) Также через синтетическую карту возможны ответы на дополнительные вопросы спрашивающего без дополнительной выкладки уточняющих раскладов.

А что бывает, когда значимых карт нет совсем - ну, не выпали Старшие Арканы, только Двор и номерные? Вспоминаем, что у «Шута» номер 0, и в данном случае синтетической картой будет он, определяя ситуацию вопрошающего как случайную, недолговечную, проходную в его кверентской жизни. Роза источает аромат, но уже сорвана.

Поверь глазам своим. Плюсы визуализации

Возвращаясь к гармоникам. Рисунок первой карты, первого Аркана показывает, как колода отвечает в однокарточном раскладе, каков спектр её применения. «Маг» Уэйта может положить белый Жезл прямого подключения к информационному каналу и выбрать любой из инструментов на столе, будь то чувственное восприятие Кубков или рациональная логика Мечей.

Колоды, аналогичные Уэйтовской, позволяют алгеброй поверить гармонию предсказательного искусства, открывая возможность считать тарологию наукой, а консультирование на потоке - ремеслом.

Но уже тот же Воин Симболона, да простят меня коллеги, всего лишь дает нам в руки эффективный инструмент. Суть применения оракула заключена в его использовании для иных искусств – психологического консультирования, операций над семейными тайнами, астрологических находок, экспресс-разбора событий. Симболон направляется, подобно Воину, но не является самостоятельным предсказательным феноменом, как Таро с его «Магом». Так же как и «Гномы» – здесь первым Арканом нарисован лишь работающий над своей «сапожной козой» мастеровой, не имеющий возможности расправить плечи и выпрямиться. Уникальный в своем совершенстве и ограниченный в применении артефакт. Жаль, но таковы условности гармоник.

Тема второго элемента системы

Что дает нам «Верховная Жрица», каков потенциал руны Уруз, какая костяшка домино будет после «дубль-пусто»?

Начнем по порядку. Опять же – сначала с Таро.

Неотъемлемым атрибутом Аркана номер два являются две колонны - черная и белая, отчего прямая «Жрица» обладает правом высветлять любую тайну, приподнимать покров над любым секретом, а перевернутая способна внести тьму в самый светлый идеал. В раскладе две карты рядом обладают возможностью оценить ситуацию (к добру али к худу), поставить их по ходу процесса раньше или позже, объявить полезные и ненужные качества.

Но две карты могут располагаться и вертикально, и одна из них будет символизировать лунную диадему, предъявляемую на всеобщее обозрение, а вторая – загнанную под каблук Луну, символ подсознательного. Внешнее и внутреннее, явное и тайное, сознательное и бессознательное, объявляемый метод и скрываемая цель. Чем более высокой будет карта в раскладе, чем ближе она на столе к кверенту, тем ярче и понятнее раскрывает она свой смысл, тем четче он её осознает и принимает. А вот нижние карты расклада иной раз и не желают быть понятными, скрываются за подсознательными блоками и неписанными нормами поведения, отторгаются мозгом кверента или цедят свою информацию через скупость опыта гадателя маленькими капельками намеков и полуправд.

Но ведь карты не обязаны быть в одной вертикали или горизонтали. Они вообще могут находиться друг от друга в разных местах (типа, «В огороде бузина, а в Киеве – дядька»). Эту ситуацию очень ярко используют расстановщики – чем дальше объекты друг от друга, тем слабее их взаимное влияние. Покрывало «Жрицы» отделяет достойных от остальных.

Однако у карт и тут есть возможность показать своё единство. Общая масть, общий номинал, общие детали рисунка - и разобщенные расстановочные фигуры поворачиваются друг другу, начиная перемигиваться и сближаться. Жрица умеет не только разъединять, но и соединять. И крест на её груди тому порукой.

Также как и наложенные друг на друга две карты в раскладе. В них заключается объективный и субъективный взгляд на ситуацию. Читаются позиции стороннего консультанта и варящегося в своих проблемах кверента. Видны цели внешнего космоса и внутреннего микрокосма, пересекающиеся в этот момент консультации, образуя центр, ядро ситуации, показывая её потенциал и перспективы, правды и заблуждения.

И чем больше область взаимного перекрытия кусочками картона, тем полнее картина этого важного для консультации момента. Вот где триумф Транспарентного Таро, чей «Маг» представлен танцем двух драконов, белого и красного, отчего расклады на этой колоде дают более яркую картинку при соединении нескольких карт в один Аркан.

Но мы увлеклись. Пожалуй, для карт ещё следует отметить возможность соединяться углами, касаясь друг друга и взаимно влияя на свои места в раскладе. В красивой Большой астро-мифологической колоде Ленорман такие углы получили специальные сюжеты и трактовки. Но эта тема занимает специальную лекцию в обучении работе с названной непростой колодой.

Практика дуальности

И «утешительный приз» - подарок на память в виде незаслуженно забытого двухкарточного расклада. Разделите колоду на две примерно одинаковых стопки, положив их в линию.

Правая полуколода – карты Доли, всё, что лежит в ней, служит Вашему благу. Левая – карты Недоли, они несут свой позитивный результат через лишения, обиды и беды.

Семь верхних пар – потенциал календарной недели кверента. По одной карте из каждой стопки покажут радости и уроки каждого грядущего дня седьмицы. Можно выбрать масштаб и побольше – на каждый месяц грядущего года, только открывать придется по двенадцать пар. Напоминает смешную детскую карточную игру, не правда ли? Зато в неё можно с упоением играть на любой колоде.

Алексей Лобанов, Tarot Club
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!