"Этот номер «Хроник» посвящен XX Аркану Таро – «Страшному Суду». На этой карте трубит Ангел с небес, разверзаются могилы, восстают умершие – семьями, родами и коленами, агнцы от козлищ будут отделены навсегда. Конец Света, Апокалипсис, старый мир разрушится, грешников покарают, праведников вознаградят; а в следующем Аркане – XXI-м, выстроится Град Небесный.
Все так. Именно так сказано в Откровении Иоанна Богослова. Но апокалиптические мотивы присутствуют в Таро отнюдь не только в ХХ Аркане. В колоде есть еще много пророческих карт…
Таро Артура Уэйта с рисунками Памелы Смит вышло в свет чуть более ста лет назад, и все современные тарологи вроде бы знают эти карты наизусть. Эта колода часто является учебным пособием, своего рода тарологической азбукой для начинающих, ее символика служит основой почти всех новейшие варианты карт. Авторы и дизайнеры нынешних поколений снова и снова воспроизводят ее образы – каждый на свой манер. И все же в оригинальном Таро Уэйта до сих пор обнаруживаются удивительные смыслы.
Коль скоро тема номера – «Страшный Суд», посмотрим на придворные карты Уэйта-Смит. Точнее, на один из разрядов. Рыцари Уэйтовской колоды вполне вбирают в себя весь ранее накопленный объем толковательных значений, и могут использоваться при гадании в привычных любому тарологу смыслах, означать движение соответствующей стихии, молодых людей и события в той или иной сфере человеческой жизни. Да и сам Уйэт в своем «Иллюстрированном ключе к Таро» приводит, наряду с кратким описанием карты, очевидные гадательные указания. Но в этих четырех картах обнаруживается заложен еще один уровень смысла, причем явственно заметный в самой «картинке». Скрытые роли Уэйтовских рыцарей выдает цвет конских шкур, и их истинную природу этих персонажей весьма точно описывает знаменитый канонический текст. А именно как раз Откровение, шестая глава, стихи 2-8:
«…Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, и вышел он как победоносный, и чтобы победить…»
Рыцарь кубков – эмоциональный юноша на гарцующем белом коне с чашей, переполненной торжеством и радостью, на самом деле оказывается Антихристом, носителем лжеправедности, тщащимся в гордыне своей сойти за Спасителя.
«… И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга…»
Рыцарь жезлов на рыжем коне – порывистый «благородный разбойник», обладатель огненного темперамента и носитель вдохновения, оборачивается «разжигателем войны».
«… Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий…»
Здесь карта практически буквально иллюстрирует текст: в руке Рыцаря Пентаклей, сидящего на черном коне, как раз «мера», монета – цена хлеба в голодное неурожайное время, тот самый динарий (кстати, в старинных колодах даже и сама земляная масть иногда называлась «денариями»).
И наконец, последний, самый стремительный и жестокий Рыцарь Мечей: «… И вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными».
Косвенное доказательство верности нашей догадки содержится в любопытной версии той же колоды, вышедшей в 2003-м году, почти через сто лет после оригинальной публикации. Это Таро New Vision, в котором изображения Памелы Смит перерисованы с точностью до наоборот, как бы со спины, «с той стороны зеркала». И вот бездомные беженцы встречают всадника на белом коне; всадник на рыжем налетает на иноземный торговый караван; всадник на черном караулит утомленного одинокого пахаря; и от всадника на бледном коне пытаются спастись последние защитники пылающего селения.
Так в Таро Уэйта сквозь четверку молодых воинов, разным аллюром движущихся на разноцветных лошадях, проступают грозные образы Четырех Всадников Апокалипсиса, а абстрактное динамическое проявление четырех стихий оборачивается Чумой, Войной, Гладом и Смертью.
Удивительно, что ни Артур Уэйт, ни его последователи, ни позднейшие толкователи не сказали ни слова о библейских соответствиях конных фигур в этой колоде. Даже Андрей Костенко – лучший русскоязычный переводчик Уэйта и внимательный исследователь его системы – упоминает в своей книге «Таро Уэйта как система», что изображения рыцарей в новой колоде расходятся с «первоосновой», каковой считается колода, разработанная несколько ранее в том же оккультно-мистическом Ордене Золотой Зари под руководством «старшего коллеги» Сэмюэля Матерса; но в суть различий не вдается. Этот смысловой пласт, похоже, как-то оставался незамеченным – в самой популярной колоде Таро, какая вообще есть на свете. И сейчас я решусь даже предположить, сознательно ли Рыцарям этих карт приданы апокалиптические черты самими авторами или сработал некий подсознательный импульс… и авторы сами не заметили, кого нарисовали. Или наоборот, ассоциации были слишком очевидными, чтобы специально указывать на библейское соответствие…
(Точно так же меня всегда изумляло, как получилось так, что в воинствующе атеистической стране со всесильной антирелигиозной цензурой снят популярный фильм-боевик, специально к 50-й годовщине Великого Октября (премьера – весна 1967 года). И посвящен этот фильм молодым героям Гражданской войны, «неуловимым мстителям». А начинается и заканчивается его видеоряд тем же апокалиптическим образом: на фоне страшного багрового солнца на черном горизонте едут Четыре Всадника.)
Но как-то сразу вспоминается, что от момента выхода Таро Уэйта до начала Первой Мировой войны оставались считанные годы. Сама же Мировая война вполне соответствует всем приметам Апокалипсиса, Конца света – по крайней мере, того привычного мира, который будет разрушен и уже никогда не вернется на круги своя. Вот и колода создавалась как мистический инструмент, орудие прорицания Высшей Воли – таковым и оказалась на вполне конкретном уровне, хотели или нет того ее авторы.
И после Страшного Суда и последней битвы Добра со Злом, после поражения Антихриста – исполненного гордыни Всадника на белом коне, придет победитель. «И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует». Номер Аркана, на котором изображен победивший Верный и Истинный, совпадает с номер соответствующей главы Откровения – 19."
Автор: Ольна Лемберг