По мере того как мы приобретаем опыт присутствия в Настоящем и наблюдения за собой, мы начинаем ощущать развитие, казалось бы, нового аспекта своей осознанности — глубокой способности быть более объективным «свидетелем» своего жизненного опыта. Как мы уже отмечали, это качество осознанности получило название внутренний наблюдатель. Внутренний наблюдатель позволяет нам наблюдать за всем, что происходит внутри и вокруг
нас одновременно, без осуждения и комментариев.
Внутренний наблюдатель необходим для нашей трансформации потому, что в нас есть такой психологический механизм, который Гурджиев назвал «идентификацией» и который является главным способом, каким наша личность формирует и поддерживает свою картину мира. Личность может идентифицироваться с чем угодно — идеей,
нашим телом, зудом, закатом, ребенком или песней. Это означает, ЧТО В любой момент, когда МЫ не совсем бодрствуем, наша самоидентификация возникает из всего, на что мы обратили свое
внимание. Например, когда мы волнуемся, концентрируя свое внимание на предстоящей встрече, мы как бы присутствуем на этой встрече (даже воображаемой), мы это делаем вместо того, чтобы воспринимать то, что реально происходит с нами в данный момент. И ли когда мы идентифицируем себя с эмоциональной реакцией — например, влечение к другом у человеку, — это выглядит так, будто мы становимся этим влечением. И ли когда мы слышим
настойчивый голос критики в своей голове, мы не можем отделить себя от этого голоса.
Если мы хоть немного успокоим свой разум, то почувствуем, как наши состояния меняются от мгновения к мгновению. В одно мгновение мы думаем о своей работе, а в следующее — наблюдаем, как кто -то переходит дорогу, и этот кто -то напоминает нам о человеке, с которым мы встречались много лет назад. Мгновением позже мы вспоминаем песенку из школьного детства, пока нас не обливает из луж и проезжающая мимо машина. Мгновенно мы начинаем ругать дурака, управляющего машиной, и больше ни о чем не можем думать, пока не поймем, что хотим конфету, которая заставит нас почувствовать себя лучше. И так далее. Единственно последовательная вещь — это тенденция нашей личности идентифицироваться с каждым последующим состоянием.
Осознанность расширяется и сжимается, как воздушный шарик, но идентификация всегда приводит к ее сжатию. Мы можем заметить, что при идентификации с чем-либо мы явно меньше осознаем все, что нас окружает. Мы меньше осознаем других людей, окружающую нас среду и наше собственное внутреннее состояние. Проще говоря, чем больше мы идентифицированы, тем меньше наша осознанность, тем больше мы оторваны от реальности.
Со временем наша идентификация с определенным набором качеств (таких как сила, сочувствие, миролюбие или спонтанность, к примеру) закрепляется, и появляется характерное для того или иного типа ощущение себя. Чувства и состояния, которые составляют наше ощущение себя, — это чувства и состояния, которые, как нам кажется, необходимы для достижения нашего
Основного Желания. Чем больше мы идентифицируемся с нашим ощущением себя, тем больше мы становимся его заложниками, тем больше забываем о других доступных нам возможностях и моделях поведения. Мы начинаем верить в то, что мы и есть этот образец. Мы фокусируемся только на одном определенном качестве из огромного разнообразия нашего человеческого потенциала, будто бы говоря: «Эти качества и есть “Я ”, а эти — нет. Я именно такой, а нетакой». Таким образом, мы формируем свой собственный образ, определяем сами себя — это и есть предсказуемый тип личности.
Например, Основная Боязнь Восьмерок — пострадать от других людей или быть контролируемыми другим и людьми или жизнью ,а их Основное Желание — защитить себя. Желания себя защитить и полагаться на себя являются базовыми человеческими потребностями, поэтому мы, даже не являясь Восьмерками, испытываем потребность в физической и эмоциональной защите. Юные Восьмерки, однако, начинаю т фокусироваться на тех обнаруженных в себе качествах, которые помогут им защититься. Они понимают, что они сильны, настойчивы, имеют силу воли и могут постоять за
себя, и начинают использовать эти возможности для развития и укрепления своей Эго-идентификации
Комментарии