ГЛУБОЧАЙШАЯ ИСТИНА, которую открывает нам Эннеаграмма, состоит в том, что мы гораздо больше, чем наша личность. Наша личность — не более чем привычные, приспособившиеся части гораздо более широкого спектра потенциальных возможностей, которыми мы обладаем. Под гнетом ограничений, которые накладывает на нас личность, каждый из нас существует как необъятное, в полной мере не распознанное свойство Существования или Присутствия — то, что называется нашей Сущностью.
Очень важно также отличать Сущность, или Дух, от «души ». Фундаментальная основа нашего Бытия — это Сущность, или Дух, но он обретает динамическую форму, и мы называем его «душа». Наша личность — не что иное, как конкретный аспект души. Наша душа «сделана» из Сущности, или Духа. Если бы Дух был Водой, душа была бы каким-то конкретным озером или рекой, а личность была бы волнами на поверхности либо замерзшими кусками льда на реке.
Эннеаграмма поможет нам понять, что мешает нам помнить эту глубочайшую истину о том, кто мы есть на самом деле, правду о нашей духовной природе. Она делает это, давая нам очень специфическое понимание наших психологических и духовных составляющих. Эннеаграмма также помогает нам, давая направление, в котором необходимо работать, но только до тех пор, пока мы помним, что она не говорит нам о том, кто мы есть, а лишь показывает, насколько мы ограничены в понимании этого. Помните, Эннеаграмма не загоняет нас в ящик, она показывает этот ящик, в котором мы уже давно находимся, а также говорит нам, как оттуда выбраться.
СВЯЩЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Одним из основных уроков Эннеаграммы является то, что психологическая интеграция и духовная реализация — не отдельные процессы. Без духовности психология неспособна по-настоящему освободить нас и ли позволить нам понять глубочайшую правду о нас самих, а без психологии духовность может привести нас к грандиозности, заблуждениям и попыткам уйти от действительности. Эннеаграмма — это не сухая психология, не вычурный мистицизм, она является инструментом трансформации, который использует ясность и понимание психологии как ключа от двери в глубокую и универсальную духовность. Таким образом, в буквальном смысле Эннеаграмма — это «
мост между психологией и духовностью»
Основу этой духовной психологии составляет то, что через понимание нашего основного типа мы видим тот психологический механизм, из-за которого мы забываем нашу истинную природу — нашу Божественную Сущность, — из-за которого мы отказываемся от самих себя. Наша личность формируется с учетом наших врожденных способностей и темперамента, в попытке защититься и компенсировать полученные нами детские травмы. Чтобы вы жить независимо от трудностей, перед лицом которых мы оказываемся в этот момент, мы невольно вырабатываем ряд стратегий, образов и моделей поведения, что позволяет нам справиться и вы жить в окружающем нас мире в ранние годы.
Каждый из нас, таким образом, становится «экспертом» по применению того конкретного способа, который он использует для того, чтобы справиться с жизненными ситуациями, и который, если его использовать чрезмерно, ведет к формированию дисфункции нашей личности. По мере того как защитные механизмы и стратегии, формируемые и используемые нашей личностью , становятся более структурированными, именно из-за них мы теряем контакт с непосредственным познанием нас самих, нашей Сущностью. Мы в большей степени начинаем идентифицироваться с нашей личностью, чем контактируем с нашей Сущностью . Наше ощущение самих себя все чаще начинает основываться на внутренних образах, воспоминаниях и заученных реакциях, а не на спонтанных проявлениях нашей истинной природы. Такая потеря связи с нашей Сущностью вызывает глубокую тревогу, принимая форму одной из
девяти Страстей. И однажды эти Страсти, обычно подсознательные и невидимые для нас, начинают управлять нашей личностью.
Таким образом, понимание нашего типа личности и его динамики дает нам хорошо работающий метод понимания нашего подсознания, наших травм и компенсаций и, в конце концов, способствует нашему восстановлению и трансформации. Эннеаграмма показывает нам, где именно наша личность более всего «ставит нам подножку». Она выявляет и то, что мы можем сделать и насколько вредят нам и являю тся бесполезными наши старые реакции и модели поведения. Именно поэтому при определении типа личности мы определяем себя гораздо уже, чем мы есть на самом деле. Это похоже на то, что нам дали для проживания особняк с богатой обстановкой и великолепными угодьями, а мы закрылись в темном туалете в подвале. Многие из нас просто позабыли о существовании особняка либо о том, что мы являемся его собственниками.
Как на протяжении многих веков говорят духовные учителя,
«мы заснули по отношению к самим себе и своим жизням». Большую часть дня мы слоняемся, занятые идеями, тревогами, беспокойствами и воображаемыми картинками. И только изредка мы обращаемся к себе и к нашим текущим переживаниям. Тем не менее, как только мы начинаем работать над собой, мы начинаем понимать, что наше внимание было привлечено или «притянуто»
особенностями нашей личности и тем, чем наша личность озабочена. Мы понимаем, что на самом деле спим большую часть своей жизни. Такой взгляд на вещи противоречит здравому смыслу и зачастую кажется оскорбительным по отношению к тому, как мы видим себя — самоопределяющимися, сознательными и контролирующими ситуацию.
В то же время наша личность не является «плохой ». Наша личность является важной частью нашего развития и необходима для усовершенствования нашей Сущностной природы.
Проблема состоит в том, что мы застреваем в личности и не знаем, как двигаться дальше к следующей фазе развития. Это не результат какого-либо присущего нам изъяна, скорее всего, это задержка развития, произошедшая из-за того, что почти никто во время формирования своего характера не осознавал, что может сделать гораздо больше. Возможно, наши родители и учителя испытывали краткие проявления своей истинной природы, но так же, как мы, они их не узнали.
Именно поэтому, может быть, самое главное понимание, которое дает нам Эннеаграмма, — это понимание того, что
мы — это не наша личность, и это понимание влияет на процесс трансформации. Но для того, чтобы начать это понимать, необходимо пойти через изменение своего представления о себе. Когда мы начинаем понимать то, что мы не есть наша личность, то тогда мы начинаем осознавать, что мы — духовные существа, у которых есть то , что называется личностью, и которые проявляют себя через свою личность. Когда мы прекращаем идентифицировать себя со своей личностью и перестаем ее защищать, происходит чудо: в нас вдруг проявляется наша Сущностная природа и трансформирует нас.
НАША ЛИЧНОСТЬ НИКУДА НЕ ДЕВАЕТСЯ
Цель Эннеаграммы не в том, чтобы помочь нам избавиться от своей личности. Даже если бы мы и могли это сделать, то пользы от этого не было бы. И это хорошая новость для тех, кто боится, что если мы освободимся от своей личности, то потеряем свою индивидуальность или станем менее способными или менее эффективными.
На самом деле происходит все наоборот. Когда мы соприкасаемся со своей Сущностью, мы не теряем нашу личность. Она просто становится более прозрачной и гибкой, помогает нам жить, а не довлеет над нашей жизнью. Моменты, когда мы ощущаем себя частью течения жизни, или моменты, когда мы находимся «в наилучшей форме», происходят, когда мы в наибольшей степени присутствуем в Настоящем и осознаем себя (все это является качествами нашей Сущности). Проявления же нашей личности приводят к том у, что мы чего-то не замечаем, делаем ошибки и создаем себе различного рода проблемы. Например, если мы слишком сильно волнуемся по поводу предстоящей поездки, то почти наверняка положим в чемодан не те вещи или что-либо забудем. Если мы научимся оставаться расслабленными и присутствующими в Настоящем в ситуациях ежедневного стресса, то это облегчит наш у жизнь.
По мере того как мы меньше идентифицируем себя с нашей личностью , она начинает занимать меньшую часть того, кем мы являемся. Личность продолжает существовать, но вместе с тем в большей степени проявляются наши интеллект, чувственность и Присутствие, которые используют личность как инструмент и перестают быть ее рабами. Чем больше осознаем свою Сущность, тем больше мы в состоянии увидеть, что мы не теряем свою индивидуальность — напротив, мы ее находим.
Комментарии
Вне зависимости от того, каким было наше прошлое, мы должны знать то, что даже наиболее травматичyый детский опыт не
может повредить или разрушить нашу Сущность. Наша Сущность остается чистой и незапятнанной, хотя она и ограничена изатенена нашей личностной структурой. Если мы росли в крайне неблагоприятной семье, наша личность будет чрезмерно жесткой
и ограничивающей нас. Если мы росли в семье благополучной, то наша личность будет более легкой и гибкой.
Те, кто рос в крайне неблагополучных семьях, должны знать, что сущностное «я » в нас остается нетронутым и постоянно ищет возможности проявиться. Сначала нам может понадобиться потратить очень много времени и сил, чтобы работать над тем, чего не хватало нам, когда мы росли, но суть нашего Существа всегда
будет с нами и будет нам помогать. И повторяем — вне зависимости от того, насколько болезненным был наш жизненный опыт, Сyщности ничего не грозит. Наша Сущность ждет случая, чтобы проявить себя.