Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Книга "Турбо-Суслик" - сам себе психолог!
Друзья! Есть еще телеграмный филиал форума - чат и канал "FAQ по реальности". И там можно общаться, если вам удобен Телеграм.

Исследования страхов и тревожности

отредактировано Апрель 2017 Раздел: Форум по психологии
Анализ современных психологических исследований тревожности и страха приводит к заключению, что они исходят в основном из трёх основных источников: классической теории эмоций, теории научения и психоанализа.

«Страх» в классических теориях эмоций

Научно- психологическое изучение страха и тревоги, равно как и эмоциональных явлений в целом, ведёт своё начало от труда Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». Как известно, его взгляды на страх основываются на двух основных положениях: во- первых, на том, что способность к переживанию страха, являясь врождённой особенностью человека и животных, играет значительную роль в процессе естественного отбора; во- вторых, на том, что на протяжении жизни множества поколений этот адаптивный механизм совершенствовался, поскольку побеждал и выживал тот, кто оказался наиболее искусным в избегании и преодолении опасности. Это обеспечивает, по Дарвину, и особые свойства страха, в том числе и возможность изменения его интенсивности- от умеренного внимания до крайнего ужаса. Дарвину принадлежит и описание типичных проявлений страха- от выражения лица и мимики до таких висцеральных реакций, как усиленное сердцебиение, увеличение потоотделения, пересыхание горла, изменение голоса. Многие взгляды Дарвина вполне актуальны для современных теорий тревоги и страха. Это прежде всего представления о врождённых предпосылках страха, о его различных формах в зависимости от интенсивности, о его функциях- сигнальной и оборонительной, о вызываемых страхом висцеральных изменениях. Кроме того, Ч. Дарвин, говоря о соотношении сил эмоции и её внешних проявлений, заложил основу гипотезы о роли обратной связи в эмоциях.

В периферической теории Джемса- Ланге страху также уделяется большое внимание. Страх рассматривался У. Джемсом как одно из трёх сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом. Тревога понималась Джемсом как одна из форм страха. Страх, по Джемсу, - ранний инстинкт человека.

В целом, говоря о теории страха Джемса, необходимо подчеркнуть три основных момента: во- первых, рассмотрение страха и как эмоции, и как инстинкта; во- вторых, в отличие от Дарвина, оценку Джемсом страха как выполняющего приспособительную функцию лишь в очень ограниченных пределах, а в основном приносящего вред; в- третьих, выделение в качестве источников страха не только естественных, но и сверхъестественных явлений и объектов.

Понимание страха как инстинкта проявляется и у Мак- Дауголла. Особенность инстинкта страха, с точки зрения этого автора, в том, что ему соответствует такой тип инструментальной активности, как бегство. Однако более интересно другое положение Мак- Дауголла- введение им разграничение склонности, или «диспозиции», и актуальных побуждений- «тенденции». Это положение можно рассматривать как своего рода прообраз современного представления о ряде психологических явлений, которые могут существовать и в виде диспозиции к определённому типу поведения (черта, свойство), и в виде временного состояния, актуальной мотивационной тенденции. Именно к таким явлениям, как указывалось, относится и тревожность.

Подводя итоги рассмотрения проблем страха в классических теориях эмоций, можно сказать, что он рассматривается как базовая эмоция, связанная с реакцией на внешнюю угрозу. Именно врождённый характер страха обусловливает общность внешних и внутренних симптомов его проявления не только у людей, принадлежащих к разным культурам, но и у высших животных.

Тревожность и страх в теории научения

Социальная школа научения придаёт тревожности и страху главную роль в социализации индивида (Дж. Доллард, Н. Е. Миллер). В основе этих взглядов лежит представление о том, что исходно нейтральные стимулы могут через подкрепление и научение становиться эмоциогенными и приобретать вызывающие тревожность свойства. В результате исследований было установлено, что тревожность и страх, относительно легко возникая, в дальнейшем приобретают качества очень стойких образований, с большим трудом поддающихся переучиванию.

Исходя из представлений о центральной роли эмоционального обусловливания в научении о том, что эмоции вызывают тенденции к определённому поведению, действуя как мотив, О. Х. Мурер считал, что основная функция тревожности- сигнализирующая, она ведёт к тому, что подкрепляются такие реакции, такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх. Тревожность, точнее, тенденция к её уменьшению играет основную роль в социализации ребёнка, причём она может способствовать выработке как положительных качеств, так и отрицательных, таких, например, как агрессия или чрезмерная зависимость.

Выдвигаемая в социальной теории научения модель закрепления и возрастания тревожности предполагает, что в опыте индивида- в таких же ситуациях или ситуациях по содержанию достаточно далёких, но сходных по значимости (например, ситуация экзамена) – формируется определённый тип реакции, который способствует ослаблению тревожности.

Часть таких реакций адекватны ситуации и могут способствовать успешности в достижении целей. Другие, актуализируя переживания некомпетентности, беспомощности, низкой самооценки и т. д. , стимулируют реакцию избегания и потому препятствуют успешности. Поэтому возрастание социально- ситуационной тревоги ведёт к конфликту этих двух типов реакций, которые, в свою очередь, вместе конкурируют с тенденцией к результативности, достижению цели. Всё это приводит к возрастанию эмоциональной напряжённости и соответственно- к плохим результатам, неизбежным последствием чего становится закрепление тревожности и тревожных реакций и форм избегающего поведения.

Тревожность, с точки зрения Дж. Тейлор, «лишь некоторым образом связана с эмоциональной чувствительностью, которая в свою очередь вносит свой вклад в уровень побуждения».

Тревожность и страх в классическом психоанализе

З. Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом опасности. Содержание тревожности- переживание неопределённости и чувства беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками:

1) специфическим чувством неприятного;

2) соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения;

3) осознанием этого переживания. Он считал, что тревожность- состояние, которое переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения обращаться с опасностью (с помощью бегства или борьбы).

Он выделял три основных вида тревожности:

1) объективную (реальный страх) – на опасность во внешнем мире;

2) невротическую- на опасность, неопределяемую и неизвестную;

3) моральную тревожность- «тревожность совести». Невротическая тревожность отличается от объективной «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признаётся». Основной источник невротической тревожности- боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений. Моральная тревожность возникает вследствие восприятия Эго- опасности, идущей из Супер- Эго.

Практически все действия ребёнка подчинены преодолению тревожности. Это часто ведёт к приступам агрессии, направленной на внешний мир или на самого себя, что вызывает реальный страх- боязнь наказания за разрушительные действия и фантазии. Способ преодоления этого в укреплении Эго ребёнка и ослаблении Супер- Эго, т. е. снижении боязни наказания.

В работах Анны Фрейд выделяются три основных вида тревожности детей: объективная тревожность, боязнь Супер- Эго и боязнь собственных инстинктов, страх перед их силой. Существенные отличия теории генеза тревожности у А. Фрейд от той, которая разрабатывалась в работах З. Фрейда, так представляется, - в переносе акцента с вопроса о содержании тревоги (потеря объекта, боязнь потери любви и т. д. ) на её внутренние основания, взаимоотношение различных сторон психики ребёнка.

Данные убедительно свидетельствуют: несмотря на то, что травматическую стрессовую ситуацию практически одинаковой интенсивности переживают множество взрослых и детей, далеко не у всех из них развиваются невротические симптомы, в том числе тревожность.

В качестве определяющих выделяются два основных фактора: во- первых, отношение ребёнка к происходящему и во- вторых, присутствие во время стрессовой ситуации родителей или других лиц, которые могли бы оказать ребёнку эмоциональную поддержку.

В случае устойчивой тревожности влияние стресса, в том числе и травматического, оказывается опосредованным внутриличностными факторами, что отражается в известных феноменах оценки и переоценки стрессовых ситуаций.

Это снимает проблему локализации источника тревоги, «внешней» и «внутренней» тревожности.

Источник

А какой подход к страху ближе Вам? Или, может, есть другие подходы, не представленные в этой заметке? Предлагаю обсудить взгляды на страх с точки зрения психологии.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!