Организационная психология, или
психология менеджмента — это раздел психологии, целью которого является практическое применение психологических теорий и исследовательских методик к проблемам организации, управления и бизнеса. Конечной целью применения организационной психологии является повышение производительности труда и удовлетворённости работой в различных организациях. В рамках этой дисциплины изучается очень широкий круг тем, а именно:
- стили управления,
- подбор персонала,
- мотивация персонала,
- обучение персонала,
и другие.
История развития организационной психологии началась в 1925 г. с обобщений результатов классических Хоторнских исследований. Эти эксперименты, помимо прочего, позволили сделать принципиальный вывод: изменения производительности труда рабочих невозможно объяснить одними объективными факторами, такими как материальные условия и режим труда. Для понимания трудового поведения большое значение имеют субъективные факторы, такие как моральный дух, стиль руководства, межличностные отношения сотрудников компании. В 80-х годах ХХ века как отдельное направление из организационной психологии выделился коучинг.
В бывшем СССР организационная психология не представляла собой самостоятельной дисциплины и обычно рассматривалась в рамках инженерной психологии или социальной психологии. Первыми учёными, занимающимися проблемами организационной психологии, в СССР были Дж. М.Гвишиани, А.И.Китов, В.И.Терещенко.
Важную роль в организационной психологии играют вопросы мотивации труда. В настоящее время существует три основные группы теорий мотивации.
Теории потребностей — мотивов — ценностей. Данная группа теорий объясняет мотивацию человека с точки зрения его ценностей, личностных черт и потребностей. К таким теориям относятся теория иерархии потребностей А.X.Маслоу и теория существования-отношений-роста.
Теории когнитивного выбора изучают мотивы человека с точки зрения его когнитивных схем, убеждений, ожиданий от других людей и исхода дела.
Теории саморегулирования-метапознания выдвигают на первый план мотивационные процессы целенаправленного поведения. Сюда относится, например, разработанная Локком теория постановки целей. Предполагается, что эффективность выполнения задач и работоспособность будут повышаться за счёт точного описания целей и желаемых результатов.
В организационной психологии нашли своё место исследования в области
групповой динамики. Применительно к данному направлению исследовались стили лидерства в группе или коллективе, групповая сплочённость, конфликты, взаимодействие между членами коллектива и т.д. Для измерения сплочённости коллектива часто используют социометрию, т.к. сплочённость признается важным фактором, влияющим на производительность труда.
Организационная психология активно развивается в наши дни и может помочь повысить производительность труда в компании, наладить отношения с коллегами и подчинёнными, достигать высоких результатов в карьере.
Источник:
http://samopoznanie.ru/