Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Друзья! Есть еще телеграмный филиал форума - чат и канал "FAQ по реальности". И там можно общаться, если вам удобен Телеграм.

Психоанализ огня (Гастон Башляр)

отредактировано Декабрь 2016 Раздел: Книги
У Башляра есть потрясающая серия о грёзах и стихиях. Эти исследования впечатлили меня очень сильно, когда я с ними познакомился. Серия состоит из нескольких книг:
«Психоанализ огня» («La psychanalyse du feu», 1938)
«Вода и грёзы» («L’eau et les rêves», 1942),
«Воздух и сновидения» (в русском переводе работа названа «Грёзы о воздухе», «L’air et les songes», 1943),
двухтомник, посвящённый образам земли — «Земля и грёзы воли» («La terre et les rêveries de la volonté», 1947) и «Земля и грёзы о покое» («La terre et les rêveries du repos», 1948)
image

Здесь приведу отрывки из "Психоанализа огня" для затравки (рендомные). И содержание, оно наглядно
Хотелось бы все же добавить еще одно предварительное замечание. Прочтя эту работу до конца, читатель не приобретет никаких новых знаний.

Современная психиатрия объяснила психологию поджигателя, показав сексуальный характер его устремлений. Она выяснила и обратное: зрелище пылающего стога или горящей крыши - яркого зарева на фоне ночного неба в беспредельном просторе полей - способно нанести психике серьезную травму. Пожар в поле почти всегда говорит о заболевании пастуха. Эти горемыки передают из века в век, словно зловещий факел, заразительное наваждение своего одиночества. Пожар создает поджигателя почти с той же неотвратимостью, как поджигатель совершает поджог. Огонь, тлеющий в душе, сохраннее того, что тлеет под пеплом. Среди всех преступников поджигатель отличается особой скрытностью.

Умирающий в огне, в отличие от других, умирает не в одиночку. Это поистине космическая смерть, когда вместе с мыслителем гибнет вся Вселенная. Костер - товарищ по переходу в иное качество.

Первооткрывателем огня часто выступает птичка с красным пятнышком - следом пламени - на хвосте. У одного австралийском племени существует очень забавная легенда - точнее, согласно этой легенде, похищение огня удалось именно благодаря забаве. "Некогда глухой аспид был единственным обладателем огня, храня его в своей утробе. Все попытки птиц завладеть огнем были безуспешны до тех пор, пока не появился маленький сокол. Он пустился в такие потешные проделки, что аспид не смог удержаться от смеха. Стоило ему рассмеяться, как огонь вылетел наружу и сделался их общим достоянием"

Быть может, вы возразите еще, что Новалис - поэт "голубого цветка", незабудки, брошенной в пропасть, прямо в смертный мрак, как залог нетленности воспоминания. Но давайте углубимся в недра бессознательного, вспомним вместе с поэтом грезы первобытного человека - и вам предстанет истина во всей ее несомненности: тот голубой цветок - на самом деле красный!

В поисках объяснения семи цветов спектра Робине ничтоже сумняшеся выдвигает предположение о "семи возрастах, или периодах жизни, микроскопических огненных животных... Проходя сквозь призму, они должны преломляться, каждое сообразно своей силе, своему возрасту, и каждое, таким образом, будет нести свой цвет".

Но рассмотрим сначала уравнение, члены которого - зародыш и искра, и нам станет понятно, что в запутанной игре взаимоотражений зародыш отождествляется с искрой, а искра - с зародышем. Одно от другого неотделимо. Когда два интуитивных представления таким образом связаны между собой, то разум, полагая, что он мыслит, лишь переходит от одной метафоры к другой. Психоанализ объективного познания именно в том и заключается, чтобы выявить эти неуловимые подмены. С нашей точки зрения, достаточно сопоставить эти представления, и мы убедимся, что они ни на чем не основаны, но попросту отсылают одно к другому.

Некоторые авторы - несомненно, из числа второстепенных, а значит, более наивно раскрывающие перед нами интуитивные сексуальные представления, смысл которых формируется на уровне бессознательного, - развертывают целую теорию пола на основе специфически тепловой тематики, что служит доказательством изначальном смешения интуитивных знаний о семени и об огне. Так в 1636 году доктор Пьер Жан Фабр объясняет рождение детей мужского и женского пола, которые происходят из "одного и того же семени, во всем подобного по составу и сходном по природе. Однако только потому, что в матке семя разделяется и часть его уходит в правую, а часть в левую сторону, - лишь по причине этого разделения семя приобретает такие различия... не только формы и конфигурации, но и пола: одно будет мужского, другое - женского пола. И именно из той части семени, что поступит в правую сторону тела, более теплую и крепкую, способную сохранить силу, крепость и тепло семени, произойдет ребенок мужского пола; другая же часть семени, попав в левую сторону человеческого тела, более холодную, испытает охлаждение, значительно уменьшающее и ослабляющее силу семени, и из него произойдет женщина, хотя в своем первоисточнике она обладала всеми качествами мужского пола".

Прежде чем продолжить, подчеркнем полную беспочвенность таких утверждений, не имеющих ни малейшего отношения к какому-либо объективному опыту. Наблюдая внешний мир, невозможно найти для них никакого повода. Так в чем же причина подобного умопомрачения? Видимо, только в неуместном ценностном отношении к субъективным феноменам, отождествляемым с огнем. Фабр, кстати, приписывает субстанции огня все качества, связанные с силой, смелостью, пылкостью, мужественностью. "Вследствие холодного и влажного темперамента женщины не так сильны, как мужчины, более застенчивы и менее храбры, потому что сила, смелость и решительность зависят от огня и воздуха, являющихся активными началами, отчего их и называют мужскими, тогда как другие начала - воду и землю - считают пассивными и женскими".

В частности, при опьянении бессознательное обнажает глубинную реальность. Ошибочно мнение, будто алкоголь только возбуждает способности духа. Он поистине создает эти способности. Он, так сказать, вливается в то, что силится выразить себя. Без всякого сомнения, алкоголь является фактором языка. Он обогащает словарь и освобождает синтаксис. В самом деле, возвращаясь к проблеме огня, отметим, что психиатры выявили, насколько часто белая горячка сопровождается огненными видениями; они установили, что лилипутские галлюцинации вызывает алкогольное возбуждение. А фантазия, обнаруживающая склонность к миниатюре, тяготеет к глубине и стабильности; в конечном счете именно такого рода фантазия наиболее плодотворна для развития рациональной мысли. Бахус - благое божество: он заставляет разум блуждать и тем самым помогает ему преодолеть косность логики и побуждает его к творчеству.


ГЛАВА 1. Огонь и почтительность. Комплекс Прометея
Глава II Огонь и фантазия. Комплекс Эмпедокла
Глава III Психоанализ и первобытная история. Комплекс Новалиса
Глава IV Сексуальный смысл огня
Глава V Химия огня: история одной мнимой проблемы
Глава VI Спирт: огненная вода. Пунш: комплекс Гофмана. Самопроизвольные возгорания
Глава VII Идеализация огня: огонь и чистота

Комментарии

  • Господь, жги! image
    В частности, я поняла, что меня всегда напрягало в западном пути, причем как в христианах, так и в гностиках.
  • одни построили универсум на концепции греха, который следует выжигать каленым железом, вторые решили, что никакого пути, кроме мятежа - нет, в результате опять огонь и каленое железо, и даже по ту сторону они разделили всех на тех, кому гореть, и кому пребывать в блаженстве, причем приговор окончательный и обжалованию не подлежит
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!