Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания и стал основоположником критического реализма. В своих трудах Поппер опирался на концепцию истины Альфреда Тарского. Он считал, что хотя истина объективна, знание носит предположительный характер, может быть подвержено ошибкам и должно постоянно пересматриваться (принцип фаллибилизма). Его позиция: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине».
Ещё несколько характерных высказываний Карла Поппера:
Можно подтвердить едва ли не любую теорию, если искать подтверждений. Истинная проверка теории есть попытка ее опровергнуть. Я полагаю, что путь в науку, да и в философию, только один: встретить проблему, увидеть, как она красива, и влюбиться в неё; обвенчаться с нею и жить счастливо, пока смерть не разлучит вас – если только вам не суждено будет увлечься другой, более красивой проблемой или отыскать решение первой. Но и такое решение, будучи найденным, может породить, к вашему же удовольствию, целое семейство очаровательных, хотя, вполне вероятно, и непростых, юных проблем. Факты можно игнорировать или подгонять под любую схему. Теория может быть ближе к истине, чем другая теория, и все же быть ложной. Путь науки усеян отвергнутыми теориями, которые когда-то провозглашались самоочевидными. Единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни, и среди них — история политической власти. Всегда находится кто-то, кто приходит к особому или даже к причудливому мнению. Это вполне естественно. Вера в разум есть не только вера в наш разум, но также — и даже более того — вера в разум других. Любить человека — значит желать сделать его счастливым. Если мы планируем слишком много, т. е. отдаем слишком большую власть государству, то свобода будет потеряна, и это поставит крест и на самом планировании. Часто утверждают, что дискуссия возможна только между людьми, говорящими на одном языке и признающими некие общие исходные посылки. Я полагаю это утверждение ошибочным. Необходимо только одно – готовность учиться у оппонента, включающая искреннее желание понять то, что он намерен сказать. Если эта готовность присутствует, то дискуссия будет тем более плодотворной, чем больше расхождения в исходных позициях оппонентов. Объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации.
Карл Поппер также известен своей разработкой концепции "открытого общества". Наиболее важным отличием открытого общества от закрытого, по Попперу, выступает возможность рациональной рефлексии со стороны индивида по поводу встающих перед ним проблем, в то время как член закрытого общества вынужден действовать в соответствии с санкционированными и/или сакратизованными тем или иным образом предписаниями.
Открытое общество представляет собой общество, в котором люди научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совместном обсуждении и возможностях собственного интеллекта. Наличие такой рационально-критической установки дает возможность членам открытого общества целесообразно и сознательно направлять развитие общества и, руководствуясь «технологией постепенных социальных преобразований», формировать государственные институты в соответствии с реальными потребностями граждан. (Новая философская энциклопедия)
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ
Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!
Комментарии
Его позиция: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине».
Можно подтвердить едва ли не любую теорию, если искать подтверждений. Истинная проверка теории есть попытка ее опровергнуть.
Я полагаю, что путь в науку, да и в философию, только один: встретить проблему, увидеть, как она красива, и влюбиться в неё; обвенчаться с нею и жить счастливо, пока смерть не разлучит вас – если только вам не суждено будет увлечься другой, более красивой проблемой или отыскать решение первой. Но и такое решение, будучи найденным, может породить, к вашему же удовольствию, целое семейство очаровательных, хотя, вполне вероятно, и непростых, юных проблем.
Факты можно игнорировать или подгонять под любую схему.
Теория может быть ближе к истине, чем другая теория, и все же быть ложной.
Путь науки усеян отвергнутыми теориями, которые когда-то провозглашались самоочевидными.
Единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни, и среди них — история политической власти.
Всегда находится кто-то, кто приходит к особому или даже к причудливому мнению. Это вполне естественно.
Вера в разум есть не только вера в наш разум, но также — и даже более того — вера в разум других.
Любить человека — значит желать сделать его счастливым.
Если мы планируем слишком много, т. е. отдаем слишком большую власть государству, то свобода будет потеряна, и это поставит крест и на самом планировании.
Часто утверждают, что дискуссия возможна только между людьми, говорящими на одном языке и признающими некие общие исходные посылки. Я полагаю это утверждение ошибочным. Необходимо только одно – готовность учиться у оппонента, включающая искреннее желание понять то, что он намерен сказать. Если эта готовность присутствует, то дискуссия будет тем более плодотворной, чем больше расхождения в исходных позициях оппонентов.
Объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации.
Наиболее важным отличием открытого общества от закрытого, по Попперу, выступает возможность рациональной рефлексии со стороны индивида по поводу встающих перед ним проблем, в то время как член закрытого общества вынужден действовать в соответствии с санкционированными и/или сакратизованными тем или иным образом предписаниями.
Открытое общество представляет собой общество, в котором люди научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совместном обсуждении и возможностях собственного интеллекта. Наличие такой рационально-критической установки дает возможность членам открытого общества целесообразно и сознательно направлять развитие общества и, руководствуясь «технологией постепенных социальных преобразований», формировать государственные институты в соответствии с реальными потребностями граждан. (Новая философская энциклопедия)