Психические явления - Разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения. В психологию термин "явление" пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно (через ощущения) воспринимаемое. Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата.
Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям. Остальное, сокрытое, считается
психическими механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы
психологической защиты. Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин "психические явления" необходим для обозначения того круга
первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.
Довольно очевидно, что психические явления можно разделить на
объективные и
субъективные. Объективные явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния). Субъективные доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю - речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести сознание или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к сознанию или ценностной сфере весьма ограничен. Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это
эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно "читаются" сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться.
Источник:
А.Я.ПсихологияМне кажется, что разделить можно только стороны одного и того же явления, а в абсолютном смысле объективные и субъективные психические явления не существуют. В то же время, мне представляется полезным иметь какие-то формальные, но универсальные категории типа «
психики» и «психологических явлений». Пусть даже с разными определениями, хотя бы точно являющимися основами основ.
Комментарии
Но я все же про саму концепцию еще раз напомню вкратце.
Подводный ссылается на каббалистическую концепцию семи тонких тел, хотя нижние - физическое, эфирное и астральное - относительно индивидуальны, то есть осознаются именно своим носителем как феномены сознания.
А вот верхние три - каузал, буддха и атман - почти не осознаваемы на обыденном уровне.
Между ними есть связующее звено - ментал, которое одновременно является и преградой к их осознаванию. И, кстати, это довольно стройно ложится в основную идею ДЧ перестать наконец искать решений от ума, а следовать стратегии и авторитету.
Я бы сказала, что стратегия - это буддхиальное тело, а авторитет - атманическое, если мы входим с ними в контакт, они начинают менять нас сверху, начиная с каузального тела, которое есть причинно-следственные связи, образующие событийный поток. Но тут мы снова упираемся в ментал, который ни туда, ни обратно ни одну фигню без "пропуска" не пустит.
Так вот, в моей идеалистической картине мира психическими явлениями считаются, например, все изменения каузала, обусловленные следованием стратегии и авторитету. А вот эмоции я нынче в качестве психических явлений не воспринимаю, для меня это, скорее, шум в тонких настройках, своего рода глушилка, первый уровень обороны эго, которое "лишнюю" информацию даже на уровень ментала не пропускает.
Ну, это же про психические явления я рассуждала, да?
На мой вкус, это уже метафика, а психика - это эфирное, астральное, ментальное. Частично.