Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!

В социальных сетях

Разделы

Поблагодарить

Теперь есть еще филиал форума в Телеграме - чат и канал "FAQ по реальности". Если вам удобнее Телеграм - можно общаться там тоже.

Архетип "Бунтарь" ("Изгой")

отредактировано Ноябрь 2016 Раздел: 12 архетипов
Глава 8
Бунтарь
Девиз: «Правила существуют для того, чтобы нарушать их»

Злодей в мелодраме крутит свой ус и улыбается, но объятые ужасом юные девушки
испытывают, тем не менее, неодолимое влечение к нему. Сирены поют и направляют
моряка к его неотвратимей гибели.

Бунтарь обладает притягательностью запретного плода. Недавно на одной из
конференций Кэрол Пирсон посетила заседание рабочей группы на тему «Быть
Бунтарем». Там были только стоячие места! Похоже, что чем правильнее наше
поведение и чем серьезнее мы относимся к нашим обязанностям, тем сильнее нам
хочется быть Бунтарями или, по крайней мере, превратиться в них хотя бы на
короткое время.

Конечно, мы говорим о Бунтаре в его самых позитивных проявлениях, о таких
фигурах, как Робин Гуд или Зорро. Эти Бунтари, обнаружившие, что их характерная
индивидуальность выходит за пределы существующей социальной структуры,
преданы более глубоким и истинным ценностям, чем те, которые господствуют
в обществе. Такие Бунтари являются романтическими фигурами, готовыми
разрушить общество, которое разъедают тирания, репрессии, конформизм и цинизм.
В современной истории нам на ум приходят участники демонстраций в Китае
и движения за гражданские права и против войны в Соединенных Штатах —
одни из тех революционеров, которые сделали наш мир тем, чем он является
сейчас.

Конечно, мы знаем Бунтарей, лишенных подобных принципов — они проявляют
враждебность и гнев, склонны приносить в жертву окружающих и ни перед
чем не останавливаются только для того, чтобы получить желаемое. Люди, которые
не смогли получить желаемое нормальным и социально приемлемым способом,
могут обратиться к противоправным или неэтичным стратегиям, чтобы
одержать верх. Они могут быть аморальными, но, по крайней мере, они воспринимаются
как сильные. Если Герой хочет, чтобы им восхищались, Бунтарю достаточно,
если его будут просто бояться. По крайней мере, страх подразумевает
какую-то власть. Бунтари могут различаться по стилю. Каждый из них выбирает
свой собственный путь: анархист, революционер, бритоголовый или подросток с
многочисленными татуировками и пирсингом могут ощущать собственную силу,
вызывая замешательство или дискомфорт у окружающих.

Любые эффективные действия против них разгоняют страх преследования,
поэтому ковбои в черных шляпах врываются в городок верхом, ведя беспорядочную
стрельбу только для того, чтобы нарушить привычный порядок вещей и ощутить
свою власть. И Герой, и Бунтарь испытывают гнев. Герой начинает действовать,
когда несправедливость приводит его (или ее) в ярость. Гнев Бунтаря провоцирует
то, что им (или ею) пренебрегают как личностью. Если Герой идентифицирует
себя со своей общиной, то Бунтарь чувствует себя абсолютно чуждым
ей. Вообразите себе типичного злодея из комиксов о Супермене или Бэтмене
(Лекса Латхора или Джокера), который нередко озлобляется в результате унижений
и гонений (за то, что был не таким, как все, калекой или обладал какимлибо
дефектом).

Естественная среда обитания Бунтаря — это потайные, укромные места. Психолог
К. Г. Юнг писал об архетипе Тени, которой обладают как индивиды, так и
культура: качествах, которые они считают неприемлемыми и поэтому отрицают
и скрывают их. Люди даже самим себе не хотят признаваться в существовании
Тени, поэтому они зачастую проецируют ее на окружающих, считая, что именно
окружающие являются их проблемой.

Бунтаря можно узнать в мятежнике, революционере, злодее, диком мужчине
или дикой женщине, неприспособленном человеке, враге или иконоборце.

Бунтарь является сосредоточением теневых черт культуры — т. е. тех качеств,
которые общество презирает и отрицает. В этом качестве Бунтарь может высвобождать
накопившиеся страсти общества, — в давние времена в праздники дозволялось
очень многое (например, в Англии во время кельтского праздника Бельтайн
— 1 мая (Вальпургиева ночь), все сексуальные ограничения отменяли на
одну ночь) — и служит в обществе своего рода предохранительным клапаном, что
лишь помогает стабилизировать культуру. В наше время рок-фестиваль в Вудстоке
олицетворяет собой положительный образ бунтарской культуры, вырабатывая
потенциал для более утопических времен, тогда как роман Рой Габриэль
«Altamont» («Альтамонт») рисует антиутопическое общество Бунтарей, скатывающееся
в пропасть насилия.

Бунтарь

Основное желание: месть или революция.

Цель: разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества).

Страх: оказаться бессильным, заурядным, непоследовательным.

Стратегия: ломать, разрушать или шокировать.

Ловушка: перейти на темную сторону.

Награда: неистовость, радикальная свобода.


Достаточно лишь вспомнить об успехе романов и фильмов о Бунтарях, чтобы
оценить силу этого архетипа в современном обществе: в фильме Рэя Николаса
«Мятеж без причины» (1955) или романе Джека Керуака «На дороге» (1957) постоянное
отчуждение от культуры ведет к нарушению культурных норм и запретов.
Резонанс, вызванный такими книгами и фильмами, говорит о том, что какая-
то частица в нашей душе также постоянно ощущает отчуждение от господствующей
культуры, особенно когда мы находимся в юном возрасте. В других
фильмах, например «Бонни и Клайд» (1967) и «Буч Кэссиди и солнечный
зайчик» (1969) Бунтарь изображен как достойный славы персонаж, а нарушение
правил — как освобождение. В других произведениях, таких как «Крестный отец»
(1972) или «С широко закрытыми глазами» (1999), разрабатывается тема привлекательности
криминального или запретного поведения. Хиппи в 1960-х годах
внедрили бунтарские ценности контркультуры в культуру, а когда дети, рожденные
во времена «бэби бума», выросли, эти ценности стали принадлежностью основной
части общества, а вместе с ними — и такие журналы, как «Rolling Stone».
Сегодня рок-музыку, которая некогда принадлежала контркультуре, предпочитают
представители среднего класса в весьма зрелом возрасте.

В каждом поколении подростки стремятся к бунтарской продукции. Всего
лишь несколько лет назад в эту категорию попадала краска для волос фиолетового
цвета. Сегодня этой потребности отвечают татуировки и пирсинг, многие формы
хип-хопа и рэпа, а также мотоциклы «Harley-Davidson» (привлекающие бунтарей
любого возраста). К бунтарским брендам относится MTV, которое любят
многие подростки и которое так сильно тревожит многих родителей. В более мягкой
форме это же справедливо и для канала «Fox», который сильнее, чем остальные
коммерческие вещательные сети «ABC», «NBC» или «CBS», делает акцент
на шокирующие и экстремальные новости. Хотя «Calvin Klein», несомненно, является
брендом Любовника, поскольку образность этой фирмы насыщена сексуальностью,
компания обладает также качествами Бунтаря, поскольку балансирует
на грани того, что дозволяют общественные приличия.

Тысячи людей слушают Говарда Стерна или смотрят программу «Политически
некорректно», пьют текилу, «Jack Daniels» или «Southern Comfort» или курят
сигареты «Winston». Пиратского вида заплатка на рубашке фирмы Hathaway,
вполне добропорядочном изделии во всех остальных отношениях, придает бунтарский
«налет» ее хозяину. Что касается движения женщин, то его образованные
представительницы, занимающиеся профессиональной деятельностью, под
влиянием книги Клариссы Пинколы Эстес (Clarissa Pinkola Estes) «Бегущая с
волками» пытаются вернуть утраченную ими инстинктивную дикую женщину,
живущую в их душе. В свою очередь, Роберт Блай (Robert Bly) и другие авторы
побуждают мужчин заняться поисками их собственного дикого мужчины.

Когда у людей присутствует сознание Бунтаря, они острее осознают то, что
цивилизация ограничивает самовыражение человека. Классический американский
роман Натаниэля Готорна «Алое письмо» (1850) противопоставляет пуританское
общество более свободной жизни в лесу, которая связана с сексуальностью,
витальностью, грехом и, как это ни парадоксально, трансформированной
добродетелью. Американские книги и фильмы, критикующие общество, нередко
изображают то, как хорошие люди вынуждены нарушать закон во имя торжества
справедливости. Известным примером такой книги является роман Марка Твена
«Приключения Гекльберри Финна». Эту же тему поднимают современные фильмы
— «Тельма и Луиза», «Жареные зеленые помидоры» и «Правила сидрового
дома», в которых отдельные группы людей чувствуют себя настолько беззащитными
перед лицом общества, что вынуждены нарушать закон просто для того,
чтобы выжить. Такие исторические фигуры, как Ленин или Малькольм Икс*, демонстрируют,
что происходит в обществе, в котором лидеры обездоленных групп
отчуждаются настолько, что прибегают к насилию.

В повседневной жизни такие знаменитости, как Брэд Питт, Джек Николсон и
Мадонна, преуспели благодаря тому, что нарушили устаревшие правила и люди
восприняли это как освобождение. При условии сексуальной свободы и даже промискуитета
— и одновременного ношения христианского креста и имени Святой
Девы — характерная индивидуальность бренда Мадонны бросает вызов историческим
различиям между девственницей и шлюхой. Такая индивидуальность
бренда требует способности пойти на риск. Она может принести бешеный успех,
если общество готово к тому, чтобы его ценностям был брошен вызов. Если же
общество не готово, то такой бренд может повлечь за собой серьезный провал, критику
и позор.

В Советском Союзе капиталистическое поведение считалось бунтарским, хотя
обстоятельства вызывали необходимость прибегать к услугам черного рынка (который,
без всяких сомнений, был капиталистическим в своих крайних проявлениях).
Со временем возникла целая нация Бунтарей, появление которой привело
к разрушению коммунизма (по крайней мере, в той форме, в которой он существовал).


Тем не менее Бунтарь заключает в себе угрозу того, что восстание индивидуального,
тихого мятежника примет такие формы, которые разрушат общество,
либо разъедая его изнутри, либо обрушив на него яростный взрыв. Негативная
сторона этого архетипа проявляется в персонажах вроде Дарта Вэйдера (Darth
Vader) и других негодяев, вставших на сторону зла. Таким образом, негативная
ипостась Бунтаря процветает в организациях, в которых выгода и конкуренция
превалируют над нравственными ценностями и чувством социальной ответственности;
всегда существует опасность, что поглощение компании путем скупки ее
акций на рынке разрушит характерную индивидуальность (и, следовательно, душу)
здоровой компании.

НОСИТЕЛИ УСТАРЕВШЕГО И РЕВОЛЮЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Бренды-Бунтари выполняют очень неоднозначную задачу. Если ценности отсутствуют,
то они могут подкреплять бездушное, циничное поведение. В то же самое
время они могут помочь борьбе против угнетения, расширить рамки социальных
ограничений или служить предохранительным клапаном, позволяющим людям
выпустить пар и, таким образом, защищающим существующее положение вещей.
Кроме того, они могут поспособствовать настоящей революции, разорвать путы
уравновешенного репрессивного мышления и направить его в абсолютно новое
русло.
*Malcolm X (настоящее имя — Malcolm Little, 1925-1965) — известный американский правозащитник,
был лидером движения за соблюдение гражданских прав. — Примеч. науч. ред.

Шестидесятые годы XX в. можно считать эпохой Бунтарей, с ее героями контркультуры
и ковбоями, которая окончательно изменила ценности свободы для
целой культуры — и это при условии того, что их понятия свободы сильно отличались
от устоявшихся. Когда поколение, родившееся во времена «бэби бума»
пришло к власти, оно привнесло в жизнь общества многие из этих альтернативных
ценностей.

Реклама «NetZero» пародирует судебное разбирательство маккартиской эпохи,
в ходе которого комиссия Конгресса расследует деятельность Интернета и
признает его антиамериканской организацией, поскольку он свободен. Однако
храбрые свидетели защищают американскую традицию свободы высказываний и
выступают в защиту права человека на свободный доступ. Не вызывает никаких
сомнений тот факт, что новый мир электронной торговли обладает чертами восхитительно
свободного, нарушающего законы Бунтаря. Тем не менее, такие бренды,
как «CompuServe» и «AOL» теряют клиентов, поскольку они поступили недальновидно,
набрав больше подписчиков, чем в состоянии обслужить.
Устоявшиеся правила просто-напросто не действуют в этом новом мире. Да, это
немного напоминает Дикий Запад, где правление закона и порядка установилось
не до конца. На этом этапе выживают только самые сильные и умные.

Во многих культурах существует фигура трикстера*, который действует почти
исключительно на основе примитивного инстинкта (то, что Фрейд называл
Идом). Фигура Койота в фольклоре американских индейцев, вступает в борьбу
с людьми, чтобы добыть еды, отделяет свой пенис и посылает его вперед насиловать
женщин, и вообще действует, руководствуясь только жадностью, обжорством
и похотью. Такие персонажи в культуре играют роль «слабительного средства
». Их поведение соответствует тому, как люди ведут себя во внутренней
жизни, но считают абсолютно неприемлемым в социальном или нравственном
аспекте. Когда мы видим такое поведение и смеемся над ним, мы признаем факт
его существования, его энергия высвобождается, а воздействие на людей ослабевает.


Некоторые образы Бунтарей носят более темный характер и могут подкреплять
потенциально опасное поведение либо способствовать ему. Трудно сказать
наверняка, как именно они функционируют. Сегодня Интернет и средства массовой
информации обладают некоторыми чертами трикстера. Выпускаются на
волю базовые и наиболее примитивные эмоции. Мы еще не знаем, поспособствует
ли это высвобождению наиболее примитивных эмоций. Смогут ли люди цивилизованнее
относиться друг к другу или же мы являемся свидетелями заката цивилизации?
Помогают ли порнографические веб-сайты «выпустить пар» или
увеличивают количество изнасилований и случаев кровосмешения? Обладают
ли яростные и непристойные стихи в песнях в стиле рэп свойством вызывать катарсис
и снимать фрустрацию, или они порождают и поощряют насилие, сексизм
и асоциальное поведение? Пока мы не может дать определенные ответы на эти
вопросы.
* Trickster (архетип, описанный К. Г. Юнгом) — отвергаемая или игнорируемая часть личности,
вытесненная в бессознательное. — Примеч. науч. ред.

Когда архетип Бунтаря активизируется в людях, они могут чувствовать свою
отчужденность от господствующей культуры и презирать ее правление. Их может
привлекать саморазрушительное поведение (употребление наркотиков, пирсинг,
одежда, которая выводит их за пределы нормального общества) или действия, попирающие
общие нормы этики, здоровья или приличий. Хотя Искатель также ходит
по краю, он просто хочет быть свободным. Напротив, Бунтарь на самом деле
желает нарушить привычный ход вещей, шокировать людей, вызвать революцию,
избавиться от чего-либо или просто почувствовать возбуждение от того, что он
является «плохим парнем». И тот и другой могут чувствовать свое отчуждение, но
Искатель воспринимает разрыв с чувством печали и одиночества, тогда как Бунтарь
испытывает гнев, ярость или радость от нарушения норм общества.

Большинство молодых людей испытывают некоторое чувство отчуждения от
культуры просто потому, что на определенной стадии развития должны найти
себя. Если отчуждение незначительное, они могут идентифицировать себя с Искателем.
Если же оно выражено сильнее, то они идентифицируют себя с Бунтарями
или, по крайней мере, с повстанцами. Термин «мятежник» (rebel) в нашем обществе
имеет неоднозначный смысл, которым могут обладать оба архетипа. Если
мятежник осуществляет свою деятельность на индивидуальном уровне, мы видим
Искателя за работой. Однако если повстанец готов нарушить соглашение или
закон, тогда он несет архетип Бунтаря.

В повседневной жизни бренды с архетипом Бунтаря могут привлекать ответственных,
тяжело работающих людей не потому, что они хотят разрушить чтолибо
или шокировать кого-либо, а просто потому, что им хочется выпустить пар.
Добродетельная мать может почувствовать приятное возбуждение, надушившись
«Опиумом», но она никогда в жизни не нарушит закон. Успешный адвокат или
врач могут кататься на «Harley-Davidson», и их может привлекать реклама SUV,
в которой фрустрированный водитель, зажатый в потоке транспорта, неожиданно
сворачивает с дороги и едет по бездорожью, нарушая таким образом правила,
которых вы вынуждены придерживаться на скоростном шоссе.

Я ЧЕРТОВСКИ ЗОЛ И ДАЛЕЕ НЕ НАМЕРЕН ТЕРПЕТЬ ЭТО

Искатель одинок и находится в поисках своей характерной индивидуальности.
Бунтарь страдает от беспомощности и ищет чувства власти, даже если она сводится
лишь к способности шокировать окружающих или пренебрегать ими.
Nintendo выпустила рекламу, где фигурируют варвары в пурпурных одеждах, с
раскрашенными лицами и яростным выражением лиц, которые готовы разорить
деревню. Она гласит следующее: «В темные века выбор цвета отражал личные
предпочтения человека относительно способа безумия, нанесения увечий и массовых
разрушений. Это справедливо по сей день». Далее следуют изображения
«Nintendo» с шестью новыми способами окраски. Можно сделать вывод, что дети
и подростки должны испытывать особенно сильное чувство гнева и беспомощности,
если их привлекает образность с таким уровнем насилия. Видеоигры
«Diamond» несут послание в графической форме: изображение человека, прицепившегося
из пистолета, на фоне земного шара, охваченного огнем, сопровождается
такой надписью: «Не медли с нападением. Не медли с уничтожением. Если
ты устал, это ускорит твое отступление».

Уровни Бунтаря

Вызов: чувство беспомощности, гнева, несправедливости, безысходности.

Первый уровень: идентификация с аутсайдером, отрыв от ценностей группы

или общества, отказ от принятого поведения и морали.

Второй уровень: шокирующее или разрушительное поведение.

Третий уровень: превращение в мятежника или революционера.

Тень: криминальное или злое поведение.

Архетип Бунтаря отличается удивительной устойчивостью. Он может определять
ценности будущего, а также представляет собой форму сохранения архаических
черт культуры. Банды тинэйджеров и мафия организованы точно так же, как
феодальное общество. Некогда это было приемлемой формой социальной структуры,
но сейчас ситуация коренным образом изменилась. В какой-то степени
именно архетип Бунтаря определяет популярность людей вроде Говарда Стерна
(Howard Stern)*, чьи политически некорректные замечания позволяют некоторым
людям выпустить пар. Похоже, что подобные высказывания не вызывали бы
столь сильного раздражения еще несколько десятилетий назад, но поскольку в
настоящее время они, в общем, являются неприемлемыми, многие веселятся, слыша
столь свободное выражение чувств. (Другие же полагают, что подобные высказывания
подкрепляют их собственные взгляды, которые следует хранить в тайне.)

Большинство экстремальных форм поведения привлекает нас именно анахронизмом.
Так, Аттила был некогда героической фигурой, но сейчас его безжалостность
можно расценивать лишь как преступление. Несомненно, любой современный
военный трибунал признал бы его виновным в преступлениях против
человечества. Тем не менее такое поведение сохранилось и процветает в современных
видеоиграх (а равно и в некоторых районах нашего мира, например, в
Руанде и Косово).

Sega Dreamcast рекламирует саундтрек Роба Зомби как «кровавое возмездие,
крайне кровавое возмездие». «Infogames» пропагандируют «Кабанов войны» следующим
образом: «Этот маленький поросенок пошел в армию. Этот маленький
поросенок остановился в доме. У этого маленького поросенка были гранаты.
У этого маленького поросенка никого не было. Этот маленький поросенок кинул
гранаты — и —БАХ! БАХ! БАХ! Он превратил всех остальных свиней в бекон!»
Мы могли бы продолжать до бесконечности. Это всего лишь верхушка айсберга.

*В России подобными классическими архетипом Бунтаря являются политик Владимир Жириновский
и, в определенной степени, телеведущий Евгений Киселев. — Примеч. науч. ред.

Хотя есть много рекламы уважаемых компаний, которые изображает афроамериканцев
ответственными гражданами, принадлежащими к среднему классу,
много рекламы, предназначенной для черных американцев, носит насильственный
характер, что, возможно, отражает корпоративный миф, согласно которому
афроамериканцы «чертовски злы и более не намерены выносить это». Под лейблом
«Murder Inc.» («ЗАО Убийство») рекламируется музыкальный альбом под
названием «The Murderers» («Убийцы»), на обложке которого изображены гневные
и сердитые негритянские лица. Исторически архетип Бунтаря в его самых
примитивных формах проецировали и на негров, и на индейцев (которые в культуре
отражали также образ Благородного Дикаря). Независимо от того, создают
ли такую рекламу белые или черные американцы, она, несомненно, подкрепляет
анахроничные и расистские образы.

Музыкальная компания Camelot подобным образом рекламировала компактдиск
под названием «Череп и кости Кипарисового холма», уверяя, что фирма «все
еще... программу» (still F**kin' up the program»). Конечно, начиная с 80-х годов среди
рок-групп (как белых, так и негритянских исполнителей) стало считаться
хорошим тоном ломать свои инструменты и оборудование перед тем, как уйти
со сцены. Сегодня царит ярость — как на сцене, так и на скоростных шоссе.
Commander Salamander, магазин в Джорджтауне, фешенебельном районе Вашингтона,
продает товары для подростков, включающие в себя ювелирные изделия и модную
одежду с символикой сатанистов. Аналогичные магазины встречаются во всем
мире и пользуются чрезвычайной популярностью в среде тинэйджеров, многие из
которых принадлежат к верхним слоя среднего класса и происходят из почтенных
семейств.

Даже игрушки для детей в наши дни становятся все более гротескными. Сегодня
монстры так же привлекательны, как и герои, особенно для мальчиков. Вот
как Codemasters рекламирует «Micro Maniacs»: «Беспечное, разрушительное,
злое, агрессивное, маниакальное веселье! "Micro Maniacs" бьют кулаками, пинаются
и используют грязные приемы драки, пока носятся по дому. У них нет никаких
принципов, они не берут пленных, просто эти двенадцать мутантов уничтожают
все и вся, что встает между ними и победой. Это — просто верх драки в ее
маниакальном проявлении».

Комментарии

  • отредактировано Ноябрь 2016
    РАЗРУШЕНИЕ, МЕТАМОРФОЗА И ТЕНЬ

    Бунтарские бренды обожают идентифицироваться с теми вещами, которые вы
    считаете плохими. Реклама губной помады «Hard Candy», изображающая очень
    молодую девушку с макияжем в стиле «вамп», включает в себя яркую предупредительную
    надпись, аналогичную той, которая наклеена на пачки сигарет. Надпись
    предостерегает покупателей от того, что «кофеиновая губная помада может
    вызвать привыкание, если вы употребляете ее вновь и вновь при необходимости».
    Предостерегающие надписи на пачках сигарет могут на самом деле сделать их
    еще более привлекательными для молодежи.

    Ром «Captain Morgan» рекламируется на рынке более весело, эксплуатируя
    образ пирата. Большинство брендов текилы несет на себе отпечаток Бунтаря.
    На рекламе текилы «Patron» изображена пышно разряженная полуобнаженная
    женщина и написано: «Дамы любят бунтарей». Классический дохлый червяк на
    дне бутылки в рекламе некоторых сортов не только подтверждает крепость напитка,
    но и в неявной форме намекает на смерть вследствие употребления содержимого
    бутылки.

    Само собой разумеется, что все продукты с ограниченной продажей — вроде
    сигарет и алкогольных напитков — обладают для молодежи привлекательностью
    Бунтаря. И, конечно, по-настоящему нелегальные вещества обладают еще большей
    притягательностью. Может быть, именно поэтому так много молодых людей
    экспериментируют с запрещенными наркотиками, слишком поздно понимая губительность
    своего увлечения.

    Чтобы понять привлекательность архетипа Бунтаря, очень важно осознавать,
    как это делал 3. Фрейд, что Танатос (стремление к смерти) почти так же силен,
    как Эрос (тяга к жизни). Во время важных жизненных кризисов (в подростковый
    период и в середине жизни) душа зовет людей «умереть» (перестать быть теми,
    кем они были до этого) и «возродиться» в иной личности. В такие периоды образ
    смерти может быть очень привлекательным.

    Опасность здесь таится в том, что символы смерти и разрушения усиливают
    конкретное, буквальное желание умереть. Дэвид Олдфилд, директор Мидуэйско¬
    го Центра творческого воображения, обнаружил, что подростки с суицидальными
    наклонностями или совершившие попытки самоубийства часто рисовали
    изображения смерти. Он выдвинул теорию, согласно которой в обществе, которое
    не учит людей мыслить метафорами, внутреннее стремление к смерти выливается
    не в метаморфозы, а в уничтожение. Так, в критические моменты жизни
    люди слишком много пьют, водят машину с превышением скорости, употребляют
    наркотики, совершают попытки самоубийства или занимаются другими видами
    деятельности, угрожающими жизни, тогда как на самом деле они испытывают
    потребность в трансформации. В действительности существует настоятельная
    потребность в товарах и услугах, которые облегчат этот переход, а не будут поощрять
    опасное поведение.

    Конечно, даже здоровая активность может нести на себе бунтарский отпечаток.
    Давайте, например, рассмотрим бег. Подошвы беговых кроссовок «Tattoo»
    украшены языками пламени и драконами, а на их рекламе изображены два спортсмена,
    покрытые татуировкой, которые бегут по пустынной равнине. Такие образы
    отвечают запросам молодых людей, испытывающих отчуждение, и призывают
    их к здоровым видам деятельности. Некоторые виды рекламы используют тягу к
    смерти, вступая в открытую конфронтацию с этим желанием. На одной из них,
    призывающей к соблюдению безопасности при езде на мотоцикле, написано, что
    женщинам нравятся шрамы, но не пустые глазницы на том месте, где они привыкли
    видеть глаза. Если уж это не побудит мотоциклиста к безопасной езде, то мы
    вообще не знаем, что еще можно сделать.

    БЕСПЕЧНЫЙ БУНТАРЬ

    Бунтарь может ассоциироваться с устойчивым культурным интересом к внеземным
    существам, — которые воспринимаются как абсолютные бунтари. Точно так
    же, как Бунтарей, пришельцев часто изображают темными, опасными фигурами,
    способными уничтожить планету. С другой стороны, иногда их изображают таким
    образом, будто бы они намного опережают нас в технологическом и духовном развитии
    и, следовательно, могут спасти нас от тенденций к саморазрушению.

    Естественно, что, как правило, товары ассоциируются со второй версией. IPIX
    Internet Pictures Corporation использует картинку, вызывающую в памяти образ
    инопланетного чудовища — голову, на которой по кругу располагается множество
    глаз, принадлежащую человеку с очень решительным выражением лица, и
    надпись следующего содержания: «Смотри всё!» Аналогично, Sony пропагандирует
    новую прогрессивную технологию плейеров «Walkman» с помощью рекламы,
    на которой агент ФБ Р докладывает о признаках вторжения инопланетян —
    этот товар настолько прогрессивен, что мог быть изготовлен только на другой
    планете.

    Иногда образ Бунтаря используется ради шутки. Так, «Milky Way Midnight»
    рекламируется как «опасный наглый шоколад», «освобожденный под честное слово
    ». Ассоциация Бунтаря с тайным, постыдным поведением порождает множество
    шутливых рекламных «заходов», подрывающих сами истоки традиции. Microsoft
    выпустил рекламу с замаскированным изображением человека, который явно хочет
    остаться неопознанным и который признается: «У меня есть PowerMac G4 со
    всеми комплектующими. Да, я использую Microsoft Office. Иногда я говорю, что
    все это обладает смехотворной стоимостью».

    Один из самых успешных рекламных роликов «New York Lotto» начинается с
    типичного рабочего совещания, которое прерывается сообщением о том, что компания
    была только что приобретена Чаком из отдела рассылки. Выиграв в лотерею,
    он приобрел компанию, и теперь хочет узнать, какой кофе варит бывший
    генеральный директор. Эта реклама, в основу которой легли результаты исследований,
    говорящие о том, что большинство участников лотереи приобретают билеты,
    так как неудовлетворены своей работой, сыграла на желании нарушить нормы
    рабочей этики — и занять место босса.

    HARLEY-DAVIDSON - ШЕДЕВР БУНТАРЯ

    «Harley-Davidson» — это американская икона, но, как это ни парадоксально, этот
    бренд является отражением бунтарской, а не героической стороны американской
    жизни. Сегодня идея компании, производящей мотоциклы и выступающей в качестве
    спонсора гоночной команды, кажется очевидной, но она была радикальным
    новшеством в 1915 годов, когда фирма спонсировала «The Wrecking Crew»,
    дьявольские проказы которой были настолько опасными, что привели к нескольким
    авариям и фатальным случаям. «Харлеи» использовали также в армии и на
    почте для доставки корреспонденции.

    Несколько лет назад мотоциклы «Harley-Davidson» оказались под угрозой,
    поскольку Япония стала продавать более качественную продукцию и по более
    низким ценам. Компания сохранила свою долю на рынке, благодаря маркетингу
    значения. Продвигая индивидуальность своего бренда, фирма смогла расширить
    сферу своей деятельности и дополнить производство мотоциклов продажей
    одежды и аксессуаров, связанных не функционально, а посредством архетипа.

    Мотоциклы «Harley-Davidson» стоят недешево, поэтому их владельцами, как
    правило, являются квалифицированные специалисты, жаждущие найти выражение
    дикой стороне своей натуры. «Харлеи» ассоциируются с «Ангелами ада» и
    другими бунтарскими группировками. Характер бренда очень сложен. Например,
    он ассоциируется с патриотизмом, но не таким, какой существует в понимании
    Героя. В одном из исследований говорилось, что мотоциклисты считали, что езда
    на «Harley-Davidson» «является выражением сильного патриотизма, а не законопослушности
    ». Этот патриотизм у мотоциклистов на «Harley-Davidson» принимает
    форму старого национализма и иногда ассоциируется с избиением японцев.

    Возникновению имиджа мачо способствовали байкеры в фильме Марлона
    Брандо «Дикари», вышедшего на экраны в 50-х годах. С тех пор этот имидж существенно
    укрепился, хотя примерно 10% байкеров ныне составляют «леди на Харлеях
    ». Вполне естественно, что не только многие покупатели имеют татуировки
    на спортивную тему, но и что «самой популярной татуировкой в Соединенных
    Штатах является символ «Harley-Davidson». Для байкеров «Harley-Davidson» —
    больше, чем просто мотоцикл; это — набор установок и стиль жизни, подразумевающий
    не просто свободу (свободным может быть и Искатель), а свободу от ценностей
    и условностей большинства. Типичная реклама изображает уединенную
    хижину: «Если вам не надо будет отвечать всем, то что бы вы стали делать?».

    Владельцы мотоциклов «Harley-Davidson» часто одеты в черную кожу, тяжелые
    ботинки, ремни, бросающееся в глаза вооружение, носят длинные волосы и
    увлекаются пирсингом и татуировкой. Сборы мотоциклистов нередко напоминают
    сходки банд Бунтарей, в отличие от радостных кампаний Славных Малых об
    обновленном бренде «Saturn»1.

    Web-страничка «Harley-Davidson» предлагает мотоциклистам ответить на
    один вопрос:

    «Представьте, что вы должны сделать одну фотографию — фотографию, которая
    отразила бы всю вашу жизнь на этой земле. Вы вынуждены спросить себя о
    том, каким вы хотели бы остаться в памяти людей. Рыхлым "ботаником"-компьютерным
    мудрецом, прикованным к офисному креслу, или затянутым в кожу искателем
    приключений, несущимся на «Harley-Davidson» на полной скорости? Вы
    можете принимать решение, но не медлите! Время поджимает, а палец подрагивает
    на кнопке фотоаппарата».

    ВЛАСТЬ НАД ЛЮДЬМИ: APPLE
    И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    История Адама и Евы в райском саду гласит, что человечество лишилось милости,
    поскольку эта пара съела яблоко с древа познания добра и зла. Изгнание из
    сада означало, что люди никогда более не будут жить в раю (который мы можем
    рассматривать как «благословенное невежество»), но это подразумевало также,
    что отныне у них будет свобода воли. Это одна из причин, почему теологи называют
    этот эпизод «счастливой ошибкой».
    1 David A. Aaker, Building Strong Brands (New York: The Free Press, 1996), pp. 138-141.

    Логотип Apple — надкушенное яблоко — вызывает в памяти все эти ассоциации.
    Девиз этой фирмы призывает клиентов: «Думай иначе» (Think different), а в рекламе
    изображена вереница гениев в самых различных областях деятельности —
    Альберт Эйнштейн, Марта Грэм*, Мария Каллас, Амелия Эрхарт**, Роза Паркс,
    Базз Элдрин, Мухаммед Али, Ричард Брэнсон***, Джон Леннон) и Йоко Оно).
    Apple знаменита своими технологическими инновациями и революционным шагом
    по изготовлению настолько дружественного программного обеспечения, что практически
    любой человек может сразу же приступить к использованию компьютеров
    этой компании.

    Основатель Стив Джобс говорит следующее: «Девиз "Думай иначе" отражает
    самую душу бренда Apple — творческие и страстные люди могут изменить мир к
    лучшему. «Apple» предан идее создания самых лучших инструментов в мире для
    творческих людей, живущих в любой стране». Рекламный ролик, показанный во
    время финального матча по американскому футболу (Super Bowl) и сделавший
    название «Apple» известным миру, начинается с картины знаменитого антиутопического
    общества, описанного в романе «1984», которое недвусмысленно ассоциируется
    с архетипом Правителя корпорации IBM, изображенной в виде Большого
    Брата. Напоминающие зомби люди, одетые в серую униформу, бредут в
    огромный сборочный цех, на стене которого висит огромный экран. Большой
    Брат говорит с экрана: «Мы — один народ. С одной волей. Одним решением. Одним
    мотивом. Наши враги обрекают себя на смерть. И мы похороним их с их беспорядками.
    Мы одержим верх!» Неожиданно появляется молодая, атлетического
    вида женщина, держащая в руках молот, и разбивает экран. Голос диктора говорит:
    «Двадцать четвертого января Apple Computer выпустит "Macintosh". И вы
    увидите, почему 1984 году ничем не будет напоминать "1984"».

    В общественном сознании Apple ассоциируется с компьютерными хакерами и,
    в общем, с новаторами, которые сделали необычное своим бизнесом, делают компьютеры
    более дружественными пользователю и, таким образом, позволяют людям
    стать сильнее. Эта компания больше связана с компьютерами и любовью к
    инновациям, чем с извлечением чистой прибыли. Она также ассоциируется с колоссальными
    возможностями компьютерной технологии вернуть власть людям.
    Первые разработки компании Apple, направленные на использование компьютеров
    не столько в бизнесе, сколько в сфере образования и дома, создали прогрессивный,
    популистский имидж. Покупатели, приобретающие компьютеры Apple,
    идентифицируют себя с образом независимого мыслителя, с интеллектуальными
    пионерами, устанавливающими моду. Покупатели лояльны почти до фанатизма,
    и поэтому образ «некорпоративной корпорации» необходимо подкреплять в реальной
    жизни. Когда Совет директоров принял решение заменить основателя
    компании Стива Джобса менеджером более традиционного толка, моральный дух
    работников резко упал, а объем продаж пошел вниз. Положение вещей спасло
    лишь возвращение вольнолюбивого основателя. Вернувшись, он вновь обратился
    за услугами к рекламной компании агентства Chiat/Day, которая создала блокбастер
    — бунтарскую рекламу «1984»1.

    * Martha Graham, 1893-1991 — американская танцовщица и хореограф.
    ** Amelia Earhart, 1898-1937 — первая американская женщина-авиатор.
    *** Richard Branson — один из самых харизматических бизнесменов современности, создавший
    уникальный бренд «Virgin», включавший продукты и услуги самого разного характера,
    которые помогает объединять под одним брендом именно сила его личности.
    И все же в последнее время Брэнсону приходится избавляться от некоторых бизнесов —
    возможно, чрезмерная диверсификация «зонтика» не позволяет сохранить соответствие
    тому самому архетипу Бунтаря. В самом деле, если его авиакомпания как-то выдерживает
    игру по правилам, то поезда «Virgin» стали в 2002-2003 гг. самыми неточными в Европе.
    Там, где обязан царить жесткий порядок, «бунтарский» дух может не только не помогать,
    но и просто мешать бизнесу. А приспосабливаться — тоже нельзя, поскольку потеряется
    «лицо». — Примеч. науч. ред.

    Каталоги Apple достаточно краткие, в них используются яркие краски и фигурки
    — как в мультфильмах; они больше напоминают каталог розничного
    магазина, торгующего товарами по сниженным ценам, в отличие от более величественных
    каталогов IBM, с качественной печатью и массой свободного пространства.
    Последнее достижение Apple — успех «iMac» — еще раз опровергло
    неписаное правило, согласно которому компьютеры должны быть серыми. На
    этот раз их стали выпускать не только в цветном, но и в прозрачном корпусе.

    ЖИЗНЬ ВО ВРЕМЯ РЕВОЛЮЦИИ

    Во времена быстрых перемен статус-кво теряет свои привилегии. Будущее всегда
    поблескивает где-то по краям, и неясно, каким социальным экспериментам суждено
    превратиться в новый истеблишмент. В 1990-х годах ни одна из бунтарских стратегий
    в развитии организаций не имела каких-либо преимуществ. Опробовали все.
    Составление сметы с нуля, реинжиниринг и прочие стратегии сметали все, что уже
    не работало, взывая к революционному духу Бунтаря и вселяя ужас в сердца тех, кто
    предпочитал более стабильные и безопасные времена. Некоторые полагали, что
    предсказанная компьютерная ошибка Y2K уничтожит нашу цивилизацию в том
    виде, в каком она существует. Хотя этого не случилось, сфера бизнеса претерпела
    радикальные изменения вследствие прополки в саду экономики. Нежизнеспособный
    бизнес склонен отмирать. Однако поскольку смерть зимой необходима для наступления
    весны, это привело к процветанию.

    В то же самое время в учебном расписании ведущих университетов сделан акцент
    на неконструктивной критике общества, вследствие чего целое поколение
    склонно рассматривать истеблишмент как врага и идентифицировать себя с Бунтарями.
    В едкой статье, опубликованной в «Atlantic Monthly», Элстон Чейз говорит,
    что образование в Гарварде, возможно, породило террориста «Unabomber».
    Он утверждает следующее:
    Именно в Гарварде Тед Кащински впервые столкнулся с идеями о том, что общество
    представляет собой зло, которые послужили оправданием тому гневу, который он испытывал
    . со времен обучения в школе. Именно в Гарварде он начал превращать эти идеи в
    революционную идеологию антитехнологии. Именно в Гарварде у Кащински возникли фантазии о
    возмездии, именно там он начал мечтать об освобождении и дикости. И именно в Гарварде,
    насколько можно судить, он зациклился на дуалистических идеях добра и зла и на том
    математическом когнитивном способе мышления, которые привели его к мысли о том, что он
    может найти абсолютную истину с помощью своего собственного рассудка2.

    1 Tom Cannon, The Ultimate Book of Business Breakthroughs (Oxford, UK: Capstone, 2000),
    pp. 123-126.
    2 Alston Chase, «Harvard and the Making of Unabomber», Atlantic Monthly (June 2000), p. 43.

    Точка зрения автора статьи заключается в том, что учебное расписание,
    создающее киллера, одновременно питает эпоху, когда элита отчуждается от
    своей собственной культуры, что ведет к их обоюдному разрушению, а также
    интеллектуальному спаду. Выльется ли разрушение традиционной культуры в
    новый Ренессанс? Ответ на этот вопрос может дать лишь будущее.

    МАРКЕТИНГ ДЛЯ БУНТАРЯ

    Крайним проявлением маркетинга Бунтаря является пропаганда стиля рэйв —
    ночных танцев контркультуры. Может быть, в силу того, что с этим стилем ассоциируется
    употребление наркотиков, его популяризируют лишь с помощью рекламных
    роликов, где играют трансовую музыку и «тяжелый металл». Если вы не
    являетесь завсегдатаем таких мест, вы вообще можете не подозревать о существовании
    рэйва.

    Бунтарские товары лучше всего продаются через специализированные журналы
    и рекламные листовки, личную рекламу и посредством других способов,
    предназначенных для выявления Бунтарей. Это не означает, что вы не можете добраться
    до широкой аудитории; так, MTV пользуется популярностью у подростков
    всего мира, но до сих пор считается альтернативным средством массовой информации,
    принадлежащим к контркультуре.

    Используемые имиджи могут обладать темными, теневыми сторонами и зачастую
    рисуются достаточно яркими красками. Более того, этот архетип любит все,
    вызывающее шок, от шутки, вызывающей некоторое удивление, до по-настоящему
    тревожных вещей. Бунтарь — это архетип, балансирующей на краю, который
    способствует созданию экстремальной, но действенной рекламы.

    Бунтарь, живущий в каждом из нас, хочет вырваться на свободу. Следовательно,
    великолепной стратегией маркетинга являются распродажи, а также выплата
    премий за покупку определенных товаров. Мероприятия, направленные на внедрение
    и пропаганду бунтарских товаров, должны позволить людям платить той
    же монетой и чувствовать себя свободными; они могут иметь налет некоторой
    пикантности или балансировать на грани общепринятых приличий.

    Фандрайзер Национального комитета демократов на канале CNN, по всей видимости,
    был «сконструирован» как противовес слишком строгому и благопристойному
    образу кандидата в президенты страны Эла Гора.

    Гор и президент Клинтон надели голубые джинсы, а комик Робин Уильямc не
    только отпускал шуточки в адрес Гора, Клинтона и «денежных мешков», но и использовал
    неприличное слово «на F». Для кандидата в президенты такая тактика
    оказалась довольно спорной, но она будет великолепной стратегией для любого
    подлинно бунтарского бренда.

    Вашему бренду может прекрасно подойти индивидуальность Бунтаря, если:

    • потребители и сотрудники компании не чувствуют своей принадлежности
    к обществу или идентифицируют себя с ценностями, чуждыми большей
    части общества;
    • ваш товар предназначен для того, чтобы разрушать что-либо (это
    справедливо, например, для бульдозера и многих видеоигр), или носит
    подлинно революционный характер;
    • ваш товар не очень полезен людям, поэтому его применение, с точки зрения
    представлений общества о здоровье, в чем-то сродни публичному
    ковырянию в носу;
    • ваш товар помогает сохранить ценности, которым угрожают
    господствующие ценности, или он является первой ласточкой,
    возвещающей о появлении новых и революционных установок;
    • цена на ваш товар колеблется от низкой до умеренной.

    Юмористический взгляд Дэвида Брукса на американскую культуру — «Рисовый
    трупиал в раю: новый высший класс и как они туда попали» — убедительно
    говорит о том, что в наши дни установки и поведение образованных, почтенных
    граждан объединяют твердые буржуазные нормы и богемную легкость. В этом новом
    мире статус человека определяется стоимостью его (ее) имущества за вычетом
    обязательств в сочетании с антиматериалистическими ценностями, а ссылки
    на контркультуру движут рекламные ролики капиталистических компаний; именно
    поэтому Уильям С. Бэрроуз мог появиться в рекламе Nike, а Джек Керуак —
    в The Gap1. Таким образом, массовый маркетинг Бунтаря требует понимания того
    факта, что подавляющее большинство людей, идентифицирующих себя с этим архетипом,
    на самом деле являются добропорядочными людьми с чувством гражданского
    долга. Причина того, что мотоциклы «Harley-Davidson» столь дороги,
    таится в том, что их владельцами часто являются врачи, адвокаты и менеджеры
    верхнего эшелона. Это означает, что массовый маркетинг, адресованный Бунтарю,
    работает — если вы не заходите слишком далеко. Как узнали Calvin Klein и многие
    другие, очень легко зайти слишком далеко, причинив вред и нанеся оскорбление
    кому-нибудь. Как это выразил Боб Дилан: «Чтобы жить вне закона, вы должны
    быть честными».

    1 David Brooks, Bobos in Paradise: The New Upper Class and How They Got There (New York:
    Simon & Schuster, 2000).

    Девиз: «Это может случиться!»

    Одними из самых первых образов Мага были шаман, целитель или знахарка, деревенская
    ведьма или колдун. Позднее мы встречаем образ алхимика, пытающегося
    превратить свинец в золото. Еще позднее появляются ученые, исследующие
    фундаментальные тайны Вселенной; психологи, исследующие деятельность человеческого
    сознания, и гуру, предлагающие поделиться секретами духовного
    просветления. Главным для Мага является желание постичь фундаментальные
    законы деятельности и применить эти принципы для того, чтобы заставить вещи
    работать. Наиболее типичными направлениями «волшебных» учений были: исцелить
    разум, сердце и тело; найти источник вечной молодости и раскрыть секрет
    долголетия; открыть способы создания и сохранения процветания; сделать изобретения,
    которые реально и полезно работают.

    Возможно, самым знаменитым Магом в западной культуре является Мерлин,
    который смотрел в свои хрустальные шары и предсказывал потенциальные возможности
    для Камелота. Зная о велениях рока, он тем не менее использовал всю
    свою энергию для того, чтобы обеспечить наиболее желаемый исход событий.
    В определенной степени Мерлин добивался этого, рассказывая о своих видениях
    мирного и справедливого общества; развивая свои таланты (легенда гласит, что
    он делал это совместно с королем Артуром); изготавливая или находя волшебные
    предметы (Круглый стол, меч Экскалибур и Грааль), которые укрепляют желаемые
    ценности общества, — доблесть и просвещение. В процессе своих занятий он
    изучает астрономию, естественные науки и инженерное дело.

    Пользующиеся бешеным успехом книги о Гарри Поттере демонстрируют то
    восхищение, которое дети и подростки питают к Магам. Фактически, серии этих
    книг побуждают детей читать!

    В современных фильмах мы видим Йоду в «Звездных войнах», обучающую
    Люка Скайвокера «доверять силе»; ведьм в «Практической магии», вызывающих
    истинную любовь; причуды Мэри Поппинс; массу «ангельских» сериалов вроде
    «Города ангелов» или «Прикосновения ангела», в которых мир духов вторгается
    в наш собственный, или «Поля мечты»,— которые помогают нам поверить в то,
    что чудеса случаются. В Мексике благодаря таким фильмам, как «Как вода для
    шоколада», возник жанр кинофильмов и книг под названием «магический реализм
    ». В Соединенных Штатах все шире распространяется жанр метафизических
    фильмов, к которому принадлежит и такой чемпион по кассовым сборам, как
    «Шестое чувство».

    (с)Марк М., Пирсон К. "Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов"
  • Мятежный, шокирующий, пробивной, разрушительный, cильный, влиятельный, революционный, освободительный


    Желание: месть, революция, разрушение того, что не работает
    Цель: уничтожить то, что не работает
    Страх: бессилие, безрезультатность, тривиальность
    Стратегия: подрывать, разрушать, шокировать
    Слабость: переход на «темную сторону», преступление
    Талант: бесчинство, радикальная свобода
    Известен как: бунтарь, человек вне закона, революционер, иконоборец
  • Понял, что то, что я относил к проявлениям Шута в манере одеваться, замотивировано, конечно, Бунтарем, а вовсе не Шутом. И Трикстер тоже в этом ключе, а не Шутовском
  • отредактировано Май 2017

    Архетипы: описание. Аутло: самый странный вид бунта

    Наблюдая людей, в местных условиях реализующих роли, относимые к этому архетипу в жизни и в... кхм... в более безопасной обстановке - на сценической площадке, в идеале - сторонний свидетель может только диву даваться, пытаясь соединить внутреннюю суть и ее внешнее оформление. Для начала, роли этого архетипа, как и последующих, можно играть двумя способами: искренне и с полным погружением - и в режиме имитации. Для ролей, входящих в предыдущие архетипы, имитация - принципиально непригодный способ контакта с ролью, поэтому я и не рассматривала его. Но сейчас, пожалуй, разверну.

    Имитация "своего" чаще всего кончается мордобоем от тех, кого пытались имитировать; имитация заботы - лучший способ обратить в бегство адресата своих попыток; имитация наивности может привести к любому из уже названных вариантов, причем никогда не ясно, какой именно вариант выберет второй участник коммуникации; имитация героизма хороша до первой встречи с условиями, в которых требуется подвиг; имитация исследования или поиска - занятие, распадающееся на унылое праздношатание и бессмысленные телодвижения; имитация романтического влечения выглядит не только фальшиво, но и уныло. А вот имитировать то, что делают люди, функция которых называется этим непереводимым словом, можно запросто. И это гораздо безопаснее, чем попасть в обстоятельства, в которых это слово кроме шуток и по-настоящему будет определять социальный статус попавшего.

    Да, кстати: а что это слово значит-то? А значит оно, если буквально, "вне закона". Обратите внимание: этим словом обозначают не преступников (для них есть свое обозначение в обоих языках и в обоих культурных контекстах) и не бунтарей в том смысле, в котором мы привыкли представлять себе людей с "орудием пролетариата" в руках, с лозунгами в зубах и символами на одежде. Для этих последних есть слово в английском языке (мне этот аромат нравится, и я его время от времени с удовольствием на себе ношу) и как раз оно-то и попало на обложку русского перевода, хотя его там стоять было не должно. Это как бы такие "люди 404". Нет, я не имею в виду то, называние чего впрямую сейчас у нас определяется как пропаганда и карается выпиливанием из сети. И тут дело не в том, ПОЧЕМУ человек вообще может стать "человеком 404" - а в том, что "люди 404" ВООБЩЕ ЕСТЬ. И для них даже вот в английском языке есть специальное слово. А в русском - нет для таких людей слов, разумеется, потому что "нет человека, нет и проблемы".

    Их нет формально, с точки зрения законодательства, и именно поэтому в жизни в отношении них, живых и реальных, можно все или почти все. А у них есть свой список задач, начинающийся с "уцелеть сегодня и, желательно, завтра тоже" - и свой список навыков, позволяющий им эти задачи решать. Так вот, если роль этого плана (входящая в этот архетип) играется имитационно, то есть, если такой характер самопрезентации не предполагает в качестве последствий высокого социального риска, то внешность у такого персонажа (я все еще про Россию, да) будет очень бросаться в глаза, и в ней будет несколько примет, по которым вы и можете догадаться, что вероятнее всего, думать надо в эту сторону. Эти приметы - татуировки в количестве более одной; прорехи на одежде, отсутствие элементов одежды (пиджак на голое тело или джинсовая куртка с оторванными рукавами, имитирующая жилет); одежда на несколько размеров больше, чем необходимо. Все еще помнят, что я не про подиум, а про улицу, да? Я на всякий случай проверяю, вдруг кто-то решил, что я лезу в то, в чем не понимаю.

    Так вот, я пока что - все еще - про то, что я видела глазами и прикладывала к бытовым и повседневным уличным ситуациям. Про жизнь. Не про подиум. А жизнь наша последние -дцать (и даже не -надцать, а прямо так -дцать) такова, что понятие "люди 404" каждый отдельный момент времени имеет какое-то свое актуальное прямо здесь и теперь наполнение, меняющееся так же ожидаемо и так же внезапно, как приметы сезонов года.

    И люди, которые позавчера были "как все", с кем-то общались, о ком-то заботились, решали какие-то непростые проблемы, кого-то любили, что-то искали или пытались понять, оказываются несуществующими только потому, что все решили, что неприлично выглядеть так, быть той национальности или того пола - и при этом не выполнять целый список вмененных обязанностей, не слишком-то совместимых с жизнью. И вот это положение вещей - "признан неприличным и теперь не существую" - и описывается словом "аутло". Вне закона, короче. Так вот, бунтом в случае этих людей является сама идея продолжать быть собой. И право получать за это в морду.

    В отличие от первых (играющих роль посредством имитации), всем своим видом демонстрирующих повреждения от столкновений с действительностью, жестокой и несправедливой к ним, и находящихся, по сравнению со вторыми, в относительной безопасности, эти самые вторые (проживающие роль в полном контакте с реалиями, в режиме "мордой по щебенке") стараются не особо подчеркивать актуальное положение вещей, и довольно уверенно изображают "человека вообще", без намека на какую-либо роль (таких можно перепутать со Своим Парнем, но странный это будет свой, без особых примет вообще) - или так же уверенно и достоверно изображают, наоборот, "существо не отсюда" - героя фильма, или книги, или даже мультфильма (а их можно перепутать с Романтиком, который устал или задумался и поэтому временно не занят попытками произвести впечатление на окружающих). Но вот это вот "можно перепутать", которое в скобочках - оно принципиально не очень важно, потому что перепутать может только тот, кто в состоянии заметить. А с этим-то у большинства встречных и будут проблемы.

    Марк и Пирсон пишут про первый вариант реализации архетипа, но, похоже, совсем не видят второй (и с чего бы это, даже странно). Но есть и голоса, рассказывающие, как мир выглядит, если смотреть на него изнутри второго варианта реализации архетипа. Кейтлин Моран со своей книгой "Быть женщиной" - вполне пример такого взгляда. Великолепная Анна Шадрина с исследованием "Не замужем", изданным в прошлом году, тоже говорит с похожей позиции. Чтобы вы не подумали, что я тут рекламирую феминизм (как будто еще осталась необходимость делать это в имеющихся условиях, гхм...), приведу, пожалуй, еще несколько примеров таких позиций и таких голосов.

    Книга Александра Соловьева "Секреты петербуржских архивов" о начале истории российской авиации, написана именно с этой позиции. С этой позиции столько-не-живут лет назад Игорь Юганов писал свои "Телеги и гномы". И с этой позиции в начале прошлого века писал Пантелеймон Романов. Ах, да. Был такой писатель Николай Филиппович Павлов, современник Лермонтова, так вот, его "Три повести" и "Три маленькие повести" написаны именно с этой позиции - а вот Лермонтов своих героев описывал с другого ракурса, хотя и из того же архетипа. Почувствуйте, что называется, разницу - кто владеет материалом, конечно. Ну или кому не лениво ознакомиться.

    Что любят и чего ждут "люди, которыми неприлично быть".
    - ПРИЗНАНИЕ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ. "Заметь меня хотя бы через прицел", как-то так.
    - УВАЖЕНИЕ К РАЗЛИЧИЯМ. Ну тут без комментариев, это или понятно, или не надо объяснять.
    - ИНТЕРЕС к их личности. В том смысле, в котором интересом является общение без вчитывания намерений и без вменения мотивов тому, с кем общаешься.
    - УВАЖЕНИЕ К ИХ УСТОЙЧИВОСТИ И УПОРСТВУ.
    - СПРАВЕДЛИВАЯ ОЦЕНКА ИХ ДОСТИЖЕНИЙ, в смысле - не через призму предвзятого отношения и без обесценивания достижений по факту их принадлежности "тому, кем быть неприлично".

    Чего они больше всего боятся и не любят.

    - стать жертвой преступления (с ними правда можно если не все, то почти все)

    - оказаться беспомощными при встрече с неблагоприятными (и часто - вполне имеющими лицо и имя) обстоятельствами

    - быть наказанным (награжденным, кстати, тоже, хотя это понимается сложнее) не за поступки или действия/деяния - а за позицию или неотъемлемые и неизменяемые признаки.

    - подчиниться принуждению и оказаться перед необходимостью выполнять обязательства или реализовать поведение, которое именно для них окажется разрушающим или повреждающим.

    Что они больше всего боятся увидеть в зеркале.

    - преступника. Кроме шуток преступника - насильника, убийцу, громилу, истязателя, коррупционера... как-то так. То, что ими быть - уже преступление, их как-то не очень беспокоит.

    - обывателя, не уважающего ни различия, ни чужие границы, ни чужую личность. Это не важно, что после опыта проживания любой из ролей архетипа, такое развитие событий в принципе нереально. Бояться это не мешает.

    - пустоту. Никого. Человека, не имеющего личности, предпочтений, жизненной позиции и последовательной линии поведения.

    UPD, он же P.S. - нашлось! слово нашлось! В комментариях у Мечтателя сказали это слово. Русское нормальное слово "ИЗГОЙ". И с Героем рифмуется на ура. Счастье-счастье. Вот зачем нужны обсуждения в ЖЖ. А так бы еще полгода искали.

    Автор: knjazna
    Матрица Судьбы: индивидуальный анализ вашей матрицы
    Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком
  • отредактировано Ноябрь 2016
    Понял, что то, что я относил к проявлениям Шута в манере одеваться, замотивировано, конечно, Бунтарем, а вовсе не Шутом. И Трикстер тоже в этом ключе, а не Шутовском
    Эбсолютли. image Шут по глобальной спирали - следующий за Изгоем. И ты движешься из Изгоя скорее в первую очередь туда, а не в Мага - по спирали, а не в рамках вектора.
    Мой Телеграм-канал по Дизайну Человека и Астрологии
  • ощущаю, как еще в школе пройденный этап, не более того
    то есть сопротивления среды я давно не чувствую, поскольку за время построения карьеры научилась встраиваться в любые струтктуры и коллективы, которые мне нужны для решения моих задач, причем именно встраиваться, а не прогибаться или прогибать под себя
  • а вот сейчас поняла, что на самом деле совершенно не прожила этот архетип, и что вся моя настоящая проблематика лежит именно здесь
    здесь и в джокере
  • И люди, которые позавчера были "как все", с кем-то общались, о ком-то заботились, решали какие-то непростые проблемы, кого-то любили, что-то искали или пытались понять, оказываются несуществующими только потому, что все решили, что неприлично выглядеть так, быть той национальности или того пола - и при этом не выполнять целый список вмененных обязанностей, не слишком-то совместимых с жизнью. И вот это положение вещей - "признан неприличным и теперь не существую" - и описывается словом "аутло". Вне закона, короче. Так вот, бунтом в случае этих людей является сама идея продолжать быть собой. И право получать за это в морду.

    В отличие от первых (играющих роль посредством имитации), всем своим видом демонстрирующих повреждения от столкновений с действительностью, жестокой и несправедливой к ним, и находящихся, по сравнению со вторыми, в относительной безопасности, эти самые вторые (проживающие роль в полном контакте с реалиями, в режиме "мордой по щебенке") стараются не особо подчеркивать актуальное положение вещей, и довольно уверенно изображают "человека вообще", без намека на какую-либо роль (таких можно перепутать со Своим Парнем, но странный это будет свой, без особых примет вообще) - или так же уверенно и достоверно изображают, наоборот, "существо не отсюда" - героя фильма, или книги, или даже мультфильма (а их можно перепутать с Романтиком, который устал или задумался и поэтому временно не занят попытками произвести впечатление на окружающих). Но вот это вот "можно перепутать", которое в скобочках - оно принципиально не очень важно, потому что перепутать может только тот, кто в состоянии заметить. А с этим-то у большинства встречных и будут проблемы.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.
realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!