Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!
Несколько сомневаясь, я все же поместила диссоциацию в класс примитивных защит на основании того, что ее действие глобальным и поразительным образом охватывает всю личность, а также потому, что многие диссоциированные состояния психотичны по своей природе. Она сильно отличается от всех описанных выше процессов тем, что последние представляют собой нормальные способы функционирования и становятся проблемными, только если человек остается в них слишком долго или исключает другие пути взаимодействия с реальностью. Диссоциация отличается следующим: любой из нас может быть способен к диссоциации при определенных условиях (впрочем, и это спорно: многие исследования показывают, что только высоко гипнабельные люди могут прибегать к данной защите). Но все же большинству из нас достаточно повезло, чтобы никогда не оказаться в таких условиях.
Диссоциация – это “нормальная” реакция на травму, но нельзя сказать, что в ходе развития обязательно должны быть травмы. Любой из нас, столкнувшись с катастрофой, большей, чем способен вынести (особенно если она связана с непереносимой болью или ужасом) может диссоциировать. Об отделении от тела во время угрожающих жизни бедствий и серьезных хирургических операций сообщалось так много, что лишь очень скептически настроенные люди могут полностью игнорировать свидетельства существования диссоциативных феноменов. Человек, с которым произошло непереносимое несчастье, в любом возрасте может диссоциировать; маленькие дети, неоднократно подвергавшиеся ужасному абьюзу, могут научиться диссоциации как привычной реакции на стресс. В этом случае, если дети выживают и становятся взрослыми, они могут быть диагностированы как страдающие от характерологического диссоциативного расстройства и названы множественной личностью.
В последние два десятилетия наблюдается буквально взрыв исследований и клинических сообщений на тему множественной личности и диссоциации. Во всех этих изданиях подчеркивается тот факт, что диссоциирующих людей значительно больше, чем считалось ранее. Не исключено, что стало больше страшного детского абьюза, порождающего диссоциацию, или же мы достигли некоего порога массового осознания, особенно после публикации “Сибиллы” (Schreiber, “Sybil”, 1973), книги, которая настойчиво приглашает людей, подозревающих у себя регулярное диссоциирование, как можно скорее обратиться к профессионалам в сфере психического здоровья.
Выгоды диссоциирования в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти. Всякий, кто пережил выход из тела, находясь в смертельной опасности, и даже тот, кто не имеет такой мощной основы для эмпатии, легко поймет, что лучше быть вне чувства ожидания предстоящего собственного уничтожения, чем внутри его. Эпизодическая или мягкая диссоциация может способствовать проявлениям редкого мужества. Огромным недостатком такой защиты является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни, и более точная адаптация к реальной угрозе нанесла бы значительно меньший урон общему функционированию.
Травмированные люди склонны реагировать на обычный стресс как на опасность для жизни, немедленно впадая в амнезию или становясь совершенно другими – ко всеобщему смятению. Человек, не имеющий личной травматической истории, не заподозрит диссоциацию, если его друг внезапно забудет что то важное или необъяснимо изменится. Он, скорее, подумает, что его приятель пребывает в дурном расположении духа, неуравновешен или просто лгун. Таким образом, тот, кто постоянно прибегает к такой защите, платит за это высокую цену межличностными отношениями.
Комментарии
Диссоциация (разделение, расщепление) -психологический защитный механизм, разделяет и распределяет непереносимые переживания по различным отделам психики и тела. Она позволяет далее участвовать человеку во внешней жизни, но ценой очень больших внутренних затрат.
Диссоциация сопряжена с активной атакой одной части психики на другую. Процессы разделения и соединения и составляют основу психической жизни, ее саморегуляции. Разделение нужно для дифференциации. Соединение - для интеграции. Областью особой активности этих регуляторных механизмов является граница Я - Мир и это как врата, нуждающиеся в охране.
Чрезмерно выраженные защиты могут приводить:
- Избыточный самоконтроль (чтобы не испытать повторных унижений и уязвимости).
Объекты зависимости(еда, никотин, алкоголь) -становятся единственно доступными чувственными удовольствиями и зонами, где можно потерять контроль, побыть «плохой»
- Меланхолического самоублажения, часто сопровождающийся фантазированием об идеальной реальности и Другом -это способ «гипнотического транса», бессознательное соскальзывание в состояние недифференцированности, бегство от осознания своих чувств. Тяжелая внутренняя работа по сепарации подменяется уходом в «одиночество»
- складывается защитная внутренняя структура «Король - Дитя», которая представляет собой неосвященный брак между заботящимся Я (Король)и его незрелым объектом (Дитя). Здесь больше нет места никому извне. Такая диссоциация включает атаку на способность к переживанию, атаку на связи между чувством и образом, между восприятием и мышлением, между ощущением и знанием.
- Модель диссоциации известная как BASK - behavior, Affect, sensation, knowledge. Либо один из этих аспектов расщепляется внутри себя либо между ними утрачиваются обычные связи. Эта связь смогла бы осуществляться за счет придания Смысла тем или иным переживаниям (но именно это не сделали родители).
Разум перестает связывать новые переживания и ощущения с их истинным смыслом, а навязывает в новой ситуации тот смысл, который он образовал в исходной травматической ситуации (Винникотт). Разум часто ускоренно и обособленно развивается и такие люди блестяще себя чувствуют в том, что касается абстрактного мышления, но не личной вовлеченности.
- Чрезмерная диссоциация может толкать на поиск максимально интенсивной стимуляции (экстрима), но на самом деле люди ищут психику или душу -место, где их разум и тело могут встретиться.
- Часто возникает «ложное Я», локализованное в мыслительной сфере и регрессивное «истинное Я», выступающее «киентом»первого.
- Из-за внутренней разделенности -невозможность сделать выбор.
(Д.Калшед)
Как мы можем истолковать это? По-видимому, невыносимые страдания, причиненные травматической ситуацией, которую пережили наши несчастные пациенты в раннем детстве, представляют для них проблему и в настоящем. Кажется, будто психика стремится увековечить травму в бессознательных фантазиях, переполняя пациента непрекращающейся тревогой, напряжением и ужасом — даже во сне. Однако что могло бы быть целью такого демонического самоистязания?
...
Мы можем уподобить этот процесс действию электрических предохранителей, пробок в счетчиках. Если электрическая цепь испытывает перегрузки, т.е. сила тока настолько велика, что провода могут перегореть, тогда срабатывает предохранитель, и связь с внешним миром прерывается. Однако процесс, происходящий в психике, более сложен, в силу того, что существует два источника энергии — из внешнего мира и из внутреннего мира бессознательного. Поэтому в случае перегрузки "предохранитель" блокирует оба этих источника. Индивид должен быть защищен как от опасной стимуляции внешнего мира, так и от своих собственных глубинных потребностей и желаний.
"Убийство" в этих сновидениях означает уничтожение осознания или тотальную диссоциацию, мы видим, что психика травмированных людей не в состоянии вынести риска повторной травматизации той части "я", которая репрезентирует чувства уязвимости и незащищенности. По-видимому, такое "убийство" и произошло в первоначальной травматической ситуации, и теперь при риске возникновения ситуации, подобной исходной, психике любой ценой необходимо избежать унизительного чувства стыда. Однако цена, которая должна быть уплачена, слишком высока — это уход от реальности, от ее потенциально "благотворного" влияния. В этой ситуации поведение системы самосохранения кажется безумием.
Функционируя подобно иммунной системе организма, система самосохранения активно атакует объекты, которые опознаются как "чужеродные" или "опасные". Части переживания, содержащие чувства уязвимости и незащищенности, рассматриваются как "опасные" элементы и, соответственно, подвергаются атаке. Эти атаки предназначены для того, чтобы разрушить надежды на установление реальных объектных отношений и погрузить пациента еще глубже в мир фантазий. Точно так же, как иммунная система может ошибочно атаковать тот самый организм, который она призвана защищать (аутоиммунное расстройство), так и система самосохранения может превратиться в "систему саморазрушения", ввергнуть внутренний мир в кошмар преследования и аутоагрессии."
"Эта дьявольская фигура достигает своих целей, не только убивая, но чаще инкапсулируя и изолируя некую часть психики. Таким образом обеспечивается защита от повторного насилия над относительно "невинной" частью личности, которая укрывается за прочными стенами. Теперь защитная система предстает в обличье Трикстера и, преследуя свои цели, соблазняет эго, вовлекая индивида в аддиктивные паттерны поведения и другие виды девиантной неконструктивной деятельности, которые вызывают разнообразные "измененные состояния сознания".Он становится внутренним голосом, совращающим эго к обжорству, злоупотреблению психоактивными веществами, в том числе алкоголем, уводит прочь от борьбы во внешнем мире."
- Д. Калшед "Внутренний мир травмы"