Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!
Домашнее обучение в нашей деревне
Никогда не писала про домашнее обучение - ДО. Изредка огрызаясь в жизни или в сети иду этим путём уже 5 лет со старшей дочкой и больше чем уверена, пройду и с младшими.
Вчера по дури и на эмоциях встряла в нелюбимую тему социализации, понервничала и поплакалась потом.
Но вышло из этого, что ПОРА и мне написать о моём опыте, оказалось это важным. Мой опыт - моё ИМХО, я не истина в последней инстанции.
Засим сразу предупреждаю, в холивары вступать не буду, буду писать свой опыт. Всех не согласных попрошу пройти мимо. Если несогласие критическое - просто заблокируйте меня на совсем
Мои аргументы в пользу ДО.
Социализация:
- у домашника социализация, на мой взгляд, гораздо качественнее. Домашник выбирает себе друзей по интересам, как делает любой взрослый. А не по возрасту, как предлагает ему школа. Домашник уходит из круга общения, который ему не нравится. Не посещает не интересные мероприятия. Не имеет навязанных обязательств.
- разновозрастная социализация в группах музея, мастер-классах и кружках гармоничней и правильнее, на мой взгляд. Когда у детей есть возможность обсуждать сразу увиденное, полученные знания и эмоции. Есть возможность пробовать действия и взаимодействовать из интереса, а не потому что посадили за одну парту. Есть возможность перемещаться и без страха задавать вопросы.
- работа в разновозрастных командах развивает ответственность и целеустремлённость. Стремление учиться у старших и подтягивать младших. Оценка своих возможностей и предложение группе своих умений.
- навязанное общение и общение по минутам (перемены) ничуть ни социализация, а на уроках общаться нельзя. Когда дети успевают в школе социализироваться? По большей части школьная социализация, это наблюдение за авторитарным взрослым, в руках которого власть оценивать тебя и окружающих. И 80% времени проходит в состоянии один говорит, остальные внимают. Где тут социализация?
- общение под присмотром взрослого, заточенного на контроль и пресечение, некачественная, а манипулятивная социализация. Во взрослом возрасте кто из нас будет общаться под присмотром начальника или родителя, рискуя каждую минуту получить окрик: - “Это что ты там сейчас делаешь?”
Любознательность и интерес
- навыки для жизни важнее чем повторение неактуального и заучивание ненужного. Реально школьную программу на год можно пройти за 1,5 - 2 месяца перед экзаменами, а остальное время потратить на полезные навыки и выбор профессиональных интересов, посещая экскурсии на предприятия, мастер-классы и кружки, обучаясь он-лайн и наблюдая за взрослыми
- домашник сам выбирает себе интересные занятия. Начало и окончание этих занятий зависит от него самого, а не от звонка или расписания. Сейчас много технических новинок и образовательных программ с интересными и увлечёнными людьми. И расстояния сейчас стёрты.
- все музеи и выставки, все интересные места, гораздо свободнее в будни утром. И можно спокойно рассмотреть, погулять, по-изучать.
- можно идти в своём собственном темпе, изучая какой-либо предмет или интерес. Можно освоить курс основ вязания крючком за 1 месяц, а базовую лепку растянуть на год. Можно углубиться в биографию одного художника или в описание одного исторического периода на неделю. Можно смотреть и читать по интересующему тебя предмету всё, что найдёшь, а не только то, что обозначено программой. Можно учить стихи, какие нравятся, а не какие задали. Разве мы, взрослые не выбираем сами, что нам читать или слушать? Мы читаем и слушаем то, что отражает наше настроение, что отзывается внутри.
Дисциплина и распорядок
- ребёнок приучается выбирать сам занятия и рассчитывать время и силы, потому что есть много интересного, что нужно сделать.
- график подстраивается под нужды ребёнка и родителей. Это может быть жесткий или гибкий график. Плавающий, переменный. Но главное, он зависит только от ваших желаний.
- страхи по поводу того, что из-за нерегулярных занятий ребёнок не освоит школьную программу и мы что-то упустим, беспочвенны. Ребёнок в свободном графике осваивает гораздо больше знаний. Схватывает и впитывает. А главное, логически укладывает и осознанно классифицирует. И когда перед экзаменами мы садимся тестировать чадо, чтобы подтянуть какие-то моменты, у нас шок - от куда всё взялось?
На этом пока всё. В следующий раз я опишу свой печальный и успешный опыт. Наш распорядок, точнее наш непорядок
Комментарии
Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком
Базовая расшифровка бодиграфа понятным языком
А про похожесть, у нас интересный феномен в семье. Все первенцы девочки и все на одно лицо. Можно выложить фотки и посмотреть, как будет кто из нас выглядеть в каком возрасте
Встаёт детка часам к 10 - 11, т.к. сова, вся в мать. Помогает отцу строить дом. Там у них и физика, и алгебра с геометрией, и химия органика, и английский, и труды, и физкультура
Помогает мне с готовкой - тут тоже не без математики с физикой, а ещё немного литературы и капелька истории.
Смотрит обучающие фильмы или просто тупит в игры. Читает, играет, рисует, лепит, строит дома из картона или просто снимает видео про игрушечных пони.
Гуляет с друзьями или едем в бассейн.
Помогает смотреть за детьми, вечером прибирается и загружает посудомойку (официальные домашние обязанности).
Спать отправляется в 12 - 1 ночи.
Это же сколько силы, уверенности в себе и смелости надо иметь, Терри. Осознаю, что мне, к сожалению, такое не по плечу, страшно. Хотя школьная программа сейчас и правда бредовая, бесит.
Вам респект и уважуха.
Лень рано вставать и ребёнка поднимать. Лень делать идиотские задания, которые явно не для детей. Лень носиться по всей области, искать определённый вид карандашей или гофрированной бумаги. Лень объяснять ребёнку ежедневно, ЗАЧЕМ ей ЭТО учить и почему Марьванна так сказала, а в учебнике по другому, а "мы с тобой видели и пробовали вообще третье". Злюсь и бесят школьные дебилы, я бы на каждом собрании митинговала, а то и каждую неделю.
Ну и блин, если бы я работала не на себя, никогда бы не рискнула на ДО, времени сжирает море. И главное не перекинешь ни на кого Но это проходит, теперь уже легче, по накатанной. И двум младшим достанется более спокойная и уравновешенная мама
Вы всё равно первое время сорвётесь в школу на дому, устав от битвы с новым. И попытаетесь составлять расписания и пытаться идти по программе. Это проходят все. Но это всё от усталости. Я 2 года устраивала школу на дому и не доверяла ребёнку.
Потом выкристализовывается несколько моментов:
- мы, родители, осознаём, что всё равно к последним классам мы нанимаем репетиторов, если есть нацеленность в определённый ВУЗ
- оценки сейчас ничего не значат, так как в финале всё равно тестовая система и только она является основанием получения бумаги
- домашников на второй год оставить сложно, мы можем вообще свинтить
- ребёнок в состоянии освоить предмет за месяц. ВЕСЬ ПРЕДМЕТ. Т.е. за все классы. Но только тогда, когда ему это понадобиться.
Исходя из этих пониманий получается следующее:
- забиваем на программу и ежедневное мучение
- делаем задания по теме ровно до момента понимания и не заданием больше
- если важно знание нескольких языков - берём скайп-репетитора или регимся на разных классных ресурсах в сети типа Лингва-Лео - один год - один язык с репетитором, дальше сам. Читать/смотреть/слушать в оригинале
- идём от ребёнка, бумажки в нашем мире обесценены, образование тоже
Мир сейчас движется по системе набора полезных знаний и навыков и последующего их скрещивания и перемешивания. Главное научить ребёнка обходится с информацией. Искать, интересоваться, осваивать, практиковать. Всё остальное - просто забивание времени бесполезным, скучным, повторяющимся контентом. Убивает и интерес и мотивацию.
Моя саботирует математику, совсем, наотрез.
За большие коврижки я заставляю её в апреле заполнить рабочие тетради, чтобы сдать. Т.е. мы не делаем кучу заданий из учебника, мы просто делаем раз в 10 меньше. Затык у нас в задачах - всё остальное нормально.
Зато с папой она, когда строит дом, охотно считает и решает задачи на периметр, объём и прочие - потому что ей ВКАЙФ!
Я даже в этом году не заморачивалась с экзаменами. Она написала всё на 5. Несмотря на то, что заполнение 2х рабочих тетрадей отняло у нас 3 недели с прогулками, забиваниями и прочим. Если бы мама стояла над головой и рычала - решили бы всё за неделю.
TeryGRO - спасибо. Вы правы. Мы тут с мужем обсуждали как раз образование сына и пришли к тем же выводам: за год репетиторства сами прошли программы школы и сдали потом на аттестаты на пятерки... и образование полученное не востребовалось.. Вот никто из на сне работает по образованию, и дети старшие мои тоже.
Вот с доверием сложно - все кажется , что он будет просто скакать, листать книжки, гулять и ничего не выучит.. потому все хочется сделать в виде уроков, так понятных нам. Их ведь и контролировать проще.
А вы где то прикреплены были для сдачи? Каждый год сдавали?
Моя скачет, играет, гуляет, тупит в комп. Это, как оказалось не так страшно.
Учеба, как оказалось, это не то, что нам показывали в школе.
Учеба, это:
- загореться интересом и за месяц освоить предмет вожделения
- на спор закончить школу в 15 лет экстерном
- научиться шить и сделать на этом собственную марку
- читать всё запоем, что под руки попадает
- узнавать и применять, не бояться ошибаться, идти за своими желаниями
- позволить себе следовать фразе "всё испытывайте, хорошего держитесь"
- не бояться бросать наскучившее, не бояться хвататься за несколько дел сразу
- верить, что всё можно сделать при желании
Открывает азбуку, открывает смску и попорядку пишет бабушке буквы
(клава в телефоне не попорядку)
Если нет - искать школу, которая будет лояльна.
Важно:
Чтобы не гоняли в школу каждую неделю
Чтобы не настаивали на приходящих учителях (замучают и изноются)
Чтобы заключали договор и прописывали требования, программу и четкий график зачетов и экзаменов
Желательно
чтобы не лезли
чтобы не морочили мозг ребёнку про жестокость мамы, про "бедненький" и пр.
давали возможность что-то сдавать экстерном (на будущее полезно в начале года сдать например всю географию и историю за год)
Вопрос вот в чем. Немного сомневаюсь я все же. Дочка не читает совсем, как то не тяготеет к этому... Играет, рисует, смотрит планшет... Мы ходим на развивающие занятия 2 раза в неделю, ей нравится чисто из-за компании подружек. Не представляю как она сможет сама учиться. Не любит читать совсем!
Может ей нужна школа, хотя бы начальная?
Я учителем не буду, и школу дома устраивать не стану... Но мне как-то в напряг поднимать ребенка утом (она любит поспать до 9) и тащить в школу голодным (так рано не едим) на не понятные занятия. А главное к учителю который для меня совсем не авторитет и я даже не знаю кто он и чем живет.
Хобби толком у дочки нет или еще не определилась, пробовали кое-что, бросает через год...
А не любит читать - это не проблема, мне кажется. Можно смотреть видео уроки, при чём выбрать из представленного многообразия тот вариант подачи материала, который подойдёт ребёнку.
Но ... А что даст ей школа? В чём преимущество? Какими инструментами она заставит вашу дочку "полюбить читать"?
И да, сама она не сможет. Для того, чтобы чему то научиться, нужен либо учитель, либо тренажёр. Мне немного вот тут непонятно - а какими инструментами сможет воспользоваться ребёнок - чтобы научиться? У него не будет наставника в вашем или любом другом лице? Возможно вы предполагаете виртуального наставника - скачаете обучающие программы, виртуальные уроки?
КТО или ЧТО будет помогать вашей дочке осваивать и развивать навыки?
Пока у ребёнка нет ни помощника ни инструментария.
Она не читает, т.е. ей не доступны ВСЕ текстовые носители информации. Доступны визуальные, но только в том случае, если ей их КТО-НИБУДЬ подберёт и предоставит.
А школа тоже инструмент, но не сам по себе. Я не вожу дочь в школу, чтобы не делать двойную работу. После школы, всё равно с ребёнком нужно делать уроки (редко кто с первого класса это делает сам). А спорить с "умной" тётей от педагогики и переспаривать, что это так или иначе меня не прёт. Поэтому я объясняю материал, подбираю визуалку или энциклопедические тексты и даю тренажёры для отработки на основе того, что подобрала и ребёнок освоил.
Но как я могу знать какие навыки нужно осваивать конкретно ей, а какие нет? Меня ставят в ступор разные программы обучения, когда просто осваивают какие то навыки и все. В школе вот, определенная программа обучения, которой нужно следовать. Даже находясь на домашнем обучении придется изучать что НАДО, а не что ХОЧЕТСЯ. Столько лет уходит на обучение в школах ВСЕМУ, а в итого мало (если совсем нечего) из этого тебе нужно было. Как помочь ребенку найти себя, действовать из отклика?
Мне вообще хочется "закосить" от школы. Должно же прийти время, и ребенок сам поймет что ему нужно? Может просто ждать?
Страх в голове есть конечно. Тери, спасибо за ответ. Действительно, наверно, стоит подобрать "инструмент" - видеоинформацию для освоения базовой школьной программы... Благо её сейчас много, особенно на английском языке.
Мне самой посчастливилось проучиться 3 года в лицее по французской системе образования. За эти 3 года мы прошли ВСЮ программу школы и захватили даже высшую университета. Я по себе знаю что можно ВСЕ это пройти очень быстро если надо, есть цель, например поступить в универ. А если такой цели нет?
Мы с дочкой на школьную программу тратим месяц-полтора в марте - апреле.
Всё остальное время она тратит на то, что нравится ей.
Лепит, шьёт, вяжет, читает, поёт, играет, гуляет, строит с папой дом, готовит со мной.
Ну и на обязанности - уборку, посуду, мусор, кошку
Вопрос применения знаний о дизайне человека. Получается у меня, мужа и младшей дочки (4 года) Ум и Мозг правые. А вот у старшей дочки, как оказалось, полностью левый Ум. Может потому у нас не получается дочку мотивировать к самообучению? Или просто еще рано? Нужно отпустить ситуацию и время придёт? Или нужна обязательно система и программа (как в школе) для обучения левых?